Мораль как регулятор социального поведения 12 глава
Развитие философской мысли и исторической практики во второй половине XIX—XX вв. вызвало к жизни понятие социалистической республики, соответствующей социалистическому типу государства. Теоретические принципы социалистической республики были сформулированы в трудах основоположников марксизма-ленинизма. Утверждалось, что только такая республика сможет обеспечить полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией. Государственная власть должна суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства и контролировать распределение материальных благ. Органы государства представляют собой единую систему, в рамках которой сочетаются законодательная и исполнительная власти. Это позволяет осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти. Переход к социалистической республике происходит путем совершения пролетарской социалистической революции, в результате которой устанавливается диктатура пролетариата. Исторически первым опытом социалистической республики была Парижская коммуна (1871 г.). Во время ее кратковременного существования был реализован принцип всеобщего равного избирательного права, устранены привилегии депутатов и введено право их отзыва. Старый государственный аппарат был полностью заменен новым. В его деятельности совмещались законодательная, исполнительная и судебная функции. В результате победы социалистической революции в России в 1917 г. была установлена Советская республика. По мнению В. И.Ле нина, Советы обеспечивают реальное участие трудящихся в уп равлении государством при совмещении законодательной и ис полнительной властей. Руководящую роль в организации госу дарственной и общественной жизни играет партия рабочего класса.
Выборы в Советы сразу после революции и по Конституции 1918 г. строились на классовой основе. Избирательное право имели только трудящиеся. Однако и среди них преимущество отдавалось рабочим. Конституция 1936 г. ввела всеобщее избирательное право и отменила классовый принцип в формировании органов власти, создав единую систему Советов депутатов трудящихся. Конституция 1977 г. изменила название Советов. Они стали называться Советами народных депутатов и выполнять более широкие полномочия. В действительности власть Советов часто подменялась властью ком - мунистической партии. После Второй мировой войны социалистический строй устанавливается в ряде государств Восточной Европы, Азии, на Кубе. Форма правления в этих странах получила название народно-демократической республики. Общие черты ее схожи с признаками Советской республики. В организации управления отрицался принцип разделения властей, а государственная власть подменялась властью партократии. В настоящее время социалистические республики продолжают существовать (Куба, Китайская народная республика, Корейская народно-демократическая республика). Причем в Китае идет процесс реформ при сохранении социалистического строя. Все это не позволяет отрицать социалистическую республиканскую форму правления как нежизнеспособную. Вопросы и задания 1. Объясните понятие «форма государства». 2. Что такое форма правления? 3. Какие формы правления существуют? 4. Приведите примеры государств из истории и современности, оха рактеризовав их по форме правления. 5. Прочитайте извлечение из произведения древнегреческого филосо фа Демокрита: «Дела государственные надо считать много более важны ми, чем все прочие; каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваясь больших почестей, чем ему приличествует, и не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо государство, идущее по верному пути, — величайшая опора. И в этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет, все гибнет... Бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в монархии, на столько же, насколько свобода лучше рабства... Закону, правителю и более мудрому следует повиноваться».
Как он представляет процесс образования государства? Какие формы государства он выделяет? В чем их достоинства и недостатки? Какие формы государства кажутся автору наиболее предпочтительными? 6. Разделитесь на три группы. Прочитайте текст и проанализируйте государство с точки зрения формы правления. Задание для первой группы Большинство вавилонских царей (Навуходоносор, Набонид) проявляли интерес к археологии. Но у царя было много забот по управлению страной. Он должен был надзирать за высшими чиновниками, контролируя, как они выполняют свои функции, рассматривать планы строительства крупных сооружений, а также принимать послов и лиц, приносящих дань. У царя был большой гарем, в котором жили девушки со всей страны и принцессы из дальних краев. Царь располагал обширным штатом придворных, на которых он, по своему усмотрению, мог возлагать различные обязанности. Дела двора контролировали высшие вельможи. Кроме высших имелись многочисленные средние, мелкие чины. Задание для второй группы В 1850—1860-е гг. английские предприниматели укрепили свои позиции в политической жизни страны. Влияние королевской власти было сведено до минимума. Королева Виктория (1837—1901 гг. правления) и ее супруг пытались оказывать давление на министров в интересах торийской знати, вмешивались во внешние дела. Между двумя влиятельными политическими силами — виги и тори — шла упорная борьба за власть. Эти названия постепенно стали вытесняться понятиями «консерваторы» и «либералы». Большую роль в жизни страны играл парламент, где большее количество мест на выборах старались получить те или иные партии. Задание для третьей группы Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховьев Волги, от Белого моря до Урала. Много веков тому назад высшим органом ее управления было вече, на нем рассматривались важные вопросы внутренней и внешней политики. Фактическими хозяевами были 300 «золотых поясов» — крупнейшие бояре Новгорода. Вече выбирало главу церкви — епископа, распоряжавшегося казной и контролировавшего внешние сношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д. Важным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»). В посадники избирались бояре. Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов. Его дружина поддерживала порядок в городе. Князя предупреждали: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать».
7.4. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА Форма государственного устройства — это внутреннее строение государства, административно-территориальная организация государственной власти, определяющая характер взаимоотношений между составными частями государства, между центральными и местными органами власти. Форма государственного устройства тесно связана с территориальным признаком государства. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральными органами государственной власти. Существуют три формы государственного устройства — унитарная, федеративная и конфедеративная. Унитарное государство — это целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета. Признаками унитарного государства служат: 1) единая система законодательства. Части государства не име ют права издавать свои законы; 2) единая система органов власти. Высшие органы государствен ной власти осуществляют непосредственное руководство местны ми органами; 3) единая денежная единица; 4) единая финансовая, налоговая, кредитная система; 5) единое гражданство;
6) единые вооруженные силы; 7) единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн); 8) составные части государства не обладают признаками суве ренитета, т.е. не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику. Большинство современных государств — унитарные. Унитарная форма государственного устройства сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Как правило, унитарные государства — небольшие по территории и имеют однонациональный состав (Франция, Япония, Швеция, Эстония и др.). Однако есть унитарные государства с многонациональным составом населения (Афганистан, Пакистан, Турция, Китай и др.), а некоторые из них, как, например, Китай, представляют собой крупные территориальные образования. Федеративное государство — это сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные образования и обладают признаками суверенитета. Отличительными признаками федерации служат: 1) двойная система законодательства. Составные части госу дарства (субъекты федерации) имеют право издавать свои зако ны, которые не должны противоречить федеральному законода тельству; 2) двойная система органов власти, состоящая из центральных федеральных органов государственной власти и органов государ ственной власти субъектов федерации; 3) единая денежная единица; 4) двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налого вой политике; 5) двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое, однако, имеет значение только внутри страны; 6) единые вооруженные силы; 7) субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты государ ственной власти, которые существуют наряду с федеральными; 8) основные ограничения суверенитета субъектов федерации — это запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации. Различают территориальные и национальные федерации. При формировании территориальных федераций учитываются плотность населения, рельеф местности, другие территориально-экономические признаки. Субъекты территориальной федерации имеют значительные ограничения в своих полномочиях (США, Мексика, ФРГ). В национальных федерациях принципом территориального деления служит национальный состав населения данного региона. Национальные федерации строятся на основе добровольного объединения субъектов, что обеспечивает национальный суверенитет и право наций на самоопределение (Югославия).
Россия имеет смешанное территориальное устройство, сочетающее в себе черты и территориальной, и национальной федерации. Национальные государственные образования в составе Российской Федерации представляют республики, территориальными — области, края, города федерального значения. Особый статус имеют автономии — автономные округа и автономная область. Смешанный характер территориального устройства России требует гибкой и продуманной политики со стороны высших федеральных органов власти. Конфедерация — это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей. Конфедерация сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют суверенитет во внутренней и внешней политике. Целями объединения служат в основном внешнеполитические проблемы (оборона, внешняя торговля, таможенная политика и т.д.). Конфедерации характеризуются следующими признаками: 1) конфедерация не имеет единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои зако ны. Отношения между членами конфедерации регулируются на основе договоров; 2) в конфедерации нет единой системы органов власти. Каж дое государство в составе конфедерации имеет свой государствен ный механизм. Тем не менее создаются общие конфедеративные органы, координирующие решение общих проблем; 3) конфедерация, как правило, не имеет своей денежной еди ницы, однако пример объединенной Европы показывает, что мо жет быть создана единая денежная система с общей валютой; 4) финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране, тем не менее создается общий денеж ный фонд для финансирования мероприятий, связанных с дости жением целей конфедерации; 5) отсутствует гражданство конфедерации, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства, входящего в состав конфедерации, на территорию другого; 6) каждое государство сохраняет свои вооруженные силы. Если конфедерация создается для достижения военных целей, то во оруженные силы государств —членов конфедерации объединяют ся под единым командованием; 7) государства, входящие в конфедерацию, остаются суверен ными субъектами международных отношений. Они вправе не при знавать акты, принимаемые конфедеративными органами. Субъек ты конфедерации имеют право свободного выхода из состава кон федерации; 8) конфедерации имеют нестойкий характер. По достижении поставленных целей они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию. Большинство конфедераций существовало в XVIII —XIX вв. Это, например, Нидерланды, США, Швейцарский союз, Германский союз и др. На их основе были созданы единые государства. В XX в. конфедерациями были объединение советских республик во время гражданской войны в России, а в середине века — Объединенная Арабская Республика (Египет и Сирия) и Сене- гамбия (Сенегал и Гамбия). Последние две просуществовали недолго и распались. В настоящее время признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств и Европейское сообщество. Форма политического режима — это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим определяет функционирование всей политической системы. Политический режим выступает наиболее динамичной формой государства. С его изменением, даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними, может последовать смена курса внутренней и внешней политики. В зависимости от того, какие методы применяются государством для осуществления политической власти, выделяют демократический и антидемократический режимы. Демократический политический режим обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством. Он характеризуется следующими признаками: 1) выборность органов государственной власти, их ответствен ность перед избирателями; 2) разделение властей; 3) приоритет права во всех сферах государственной и обще ственной жизни; 4) реальность и гарантированность прав и свобод граждан; 5) политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции; 6) максимальный учет интересов всех слоев населения. Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом. Признаками антидемократического режима служат: 1) формирование органов власти невыборным путем или пу тем псевдовыборов; 2) отсутствие разделения властей, усиление роли исполнитель ной ветви власти; 3) преобладание государства над правом, господство беззако ния и произвола со стороны государства; 4) отсутствие реальных прав и свобод (они могут быть декла рированы, но в действительности не исполняются); 5) однопартийная система, господство единой государствен ной идеологии, запрет политической оппозиции, преследование за инакомыслие; 6) игнорирование интересов населения, отдельных его слоев. Деление политического режима на демократический и антидемократический не является исчерпывающим. Существует более подробная их классификация. Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно демократический режимы. Либерально-демократический режим предполагает осуществление власти гуманными и демократическими методами, не допуская действий, направленных на изменение существующего строя. Собственно демократический режим провозглашает и гарантирует народовластие, политический плюрализм, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти. Антидемократический режим бывает нескольких видов. Тоталитарный режим характеризуется полным вмешательством государства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан. При авторитарном режиме государство ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике, т.е. в тех областях, которые не затрагивают интересы государства. Фашистский режим провозглашает превосходство одной нации над другой, происходит милитаризация общественной жизни; государство проводит агрессивную внешнюю политику. Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас. В современном мире большинство государств являются демократическими. Демократия — в переводе с греческого «власть народа». Это слово понимается в нескольких значениях. Прежде всего — в смысле народовластия, т.е. такого общественного самоуправления в масштабах всей страны, которое обходится без государственных рычагов воздействия. Речь, по существу, идет о народовластии как идеале, которого сложно достичь. Термин «демократия» используется для обозначения широкого общественного движения — экологического, движения защитников мира, народного фронта, движения за безъядерный мир и др. — как организационный принцип. Поэтому выделяют внутрипартийную, внутрипрофсоюзную демократию и т.д. Но главным образом и чаще всего демократия понимается как разновидность государства. Одним из признаков демократии в последнем ее понимании служит выборность органов государственной власти. В связи с этим выделяют понятие «избирательная система». В широком смысле под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и органов местного самоуправления. В узком смысле избирательная система — это порядок распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Порядок выборов определяется Конституцией и конституционными законами, которые включают в себя нормы избирательного права. Избирательное право — это совокупность норм, регулирующих формирование выборных органов государства. Термином «избирательное право» обозначается также право граждан участвовать в выборах. Различают активное избирательное право — право избирать, и пассивное — право избираться в состав органов власти. Принципами избирательного права выступают всеобщность, свобода, равенство, непосредственность, тайное голосование. Всеобщее избирательное право означает предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны, а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам). Избирательного права по Конституции РФ лишены лица, признанные судом недееспособными, и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда. Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституцией государства могут быть установлены избиратель - ные цензы, т.е. условия для получения или осуществления избирательного права. Возрастной ценз — требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста (в России — 18 лет для активного избирательного права). Ценз оседлости — установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. Образовательный ценз — требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном, пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования. Служебный ценз — положения закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. В российском законодательстве цензы оседлости, образования и служебного положения не установлены. Равное избирательное право означает, что каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов (чаще всего один). Избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей. Он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня. Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Свободное добровольное участие в выборах означает запрет воздей - ствовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом. Избирательное право бывает прямым и косвенным. Прямое избирательное право означает непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии (выборщиков), которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. В России действует система прямых выборов. Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тайное голосование — это принцип избирательного права, означающий исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. В Российской Федерации всемерно обеспечи - вается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично избирателем. В Российской Федерации выборы Президента РФ (в 2004 г.) и Государственной Думы (в 2003 г.) проходят в соответствии с избирательными законами, принятыми в декабре 2002 г. В мае 2005 г. был принят новый закон о выборах депутатов Государственной Думы. Избирательный процесс в России — это деятельность по подготовке и проведению выборов. Сначала проходит регистрация избирателей, т.е. включение их в список избирателей. Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке служит его проживание на территории этого избирательного участка. Органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов, служат избирательные комиссии. В нашей стране к ним относятся Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные (районные, городские и др.), участковые избирательные комиссии. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов мест - ного самоуправления. До выборов кандидаты и их представители имеют право вести предвыборную агитацию. Она представляет собой распространение информации с целью побудить избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Голосование — главная стадия избирательного процесса. Оно проводится в выходной день. Голосование осуществляется путем внесения избирателем в избирательный бюллетень какого-либо знака в квадрате либо напротив фамилии кандидата или названия партии, либо напротив фразы «против всех». Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Если избиратель по уважительной причине не может прибыть в помещение для голосования, например по причине болезни, члены участковой избирательной комиссии должны предоставить ему возможность проголосовать вне помещения для голосования. Для этого они выезжают к избирателю на дом с переносным ящиком для голосования. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. После подсчета голосов участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования и направляет его в территориальную избирательную комиссию. На основании протоколов участковых и территориальных избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Выделяют следующую классификацию выборов. Всеобщие выборы — это выборы, в которых участвуют избиратели всей страны (например, президентские и парламентские выборы). Частичные (дополнительные) выборы — это выборы, которые проводятся в отдельном избирательном округе по причине досрочного выбытия депутата. Повторные выборы — это второй и последующие туры голосования, которые применяются при выборах Президента РФ. По времени проведения выборы делятся на очередные и внеочередные. Очередные выборы — это выборы, проводимые в сроки, указанные в Конституции или законе, а также с истечением срока полномочий выборного органа. Внеочередные выборы проводятся в случае досрочного роспуска парламента. В избирательном праве различают несколько видов избирательных систем. Мажоритарная избирательная система — это система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов. Мажоритарная система относительного большинства — это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов, т.е. больше голосов по сравнению с другими кандидатами. Мажоритарная система абсолютного большинства — это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа (50% плюс один голос). Пропорциональная избирательная система — это порядок определения результатов голосования, при котором распределение депутатских мест между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов. Такая система применяется на выборах Государственной Думы РФ. В соответствии с избирательным законом, принятым в мае 2005 г., избирательным объединениям, участвующим в выборах, надо преодолеть семипроцентный барьер, т.е. набрать более 7 % голосов избирателей, участвовавших в выборах. Места в Государственной Думе распределяются пропорционально голосам избирателей, поданным за каждое избирательное объединение. Существуют также смешанные избирательные системы — это избирательные системы, основанные на сочетании двух систем представительства — мажоритарной и пропорциональной. Примером такой системы является система выборов Государственной Думы РФ, существовавшая до принятя избирательного закона 2005 г. Одна половина депутатов (225 человек) избиралась по мажоритарной системе, а другая (225 человек) — по пропорциональной. Вопросы и задания 1. Дайте определение формы государственного устройства. 2. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации? 3. Приведите примеры государств из истории и современности, оха рактеризовав их по форме государственного устройства. 4. Что такое политический режим? 5. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемо кратического режимов. 6. Приведите примеры государств из истории и современности, оха рактеризовав их по форме политического режима. 7. Что такое избирательная система? Объясните понятия активное и пассивное избирательное право. 8. Каковы принципы избирательного права? 9. Охарактеризуйте избирательный процесс в России. 10. Приведите классификацию выборов. 11. Какие избирательные системы вы знаете? 7.5. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданское общество основано на уважении к праву, ориентировано на конкретного человека, обеспечивает свободу развития личности, реальность прав и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства. Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни. В экономической сфере каждый индивид выступает собственником, т.е. реально обладает средствами, необходимыми для его нормального существования. В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, однако он вправе самостоятельно определять эту принадлежность. В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, участвовать или не участвовать в выборах и т.д. В духовной сфере индивид располагает свободой своего культурного развития. В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реали- зовывать потребности и интересы индивида. Гражданское общество обладает возможностью к саморазвитию, независимо от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|