Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11: «Особое производство» (2 часа)




1.Понятие и сущность особого производства. Отличия особого производства от искового.

2. Подведомственность суду дел об установлении юридических фактов. Подсудность этих дел. Содержание заявления. Действия судьи после принятия заявления. Лица, участвующие в таких делах. Условия установления юридических фактов. Решение суда.

Задания для подготовки: прослушивание лекции, изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, нормативного материала, анализ постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ по тематике занятия, составление проектов процессуальных документов, решение задач, составление схем и сравнительных таблиц.

 

РАЗДЕЛ VI.

ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

Тема 12: «Производство в суде апелляционной инстанции»

(2 часа)

11.Сущность и значение пересмотра решений и определений, не вступивших в законную силу.

2.Право апелляционного обжалования (объект, субъекты права). Порядок и срок подачи апелляционной жалобы (представления), ее содержание.

3.Процессуальный порядок и пределы рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

4. Основания к отмене решения, изменению и вынесению нового решения. Полномочия суда апелляционной инстанции. Постановление суда апелляционной инстанции.

5.Обжалование определений суда первой инстанции.

6. Особенности апелляционного производства по административным делам.

Задания для подготовки: прослушивание лекции, изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, нормативного материала, анализ постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ по тематике занятия, составление проектов процессуальных документов, решение задач, составление схем и сравнительных таблиц, подготовка имитационной игры «Модель рассмотрения дела судом апелляционной инстанции».

Тема 13: «Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу»

(2 часа)

11.Сущность и значение стадий пересмотра судебных постановлений в кассационном и надзорном порядках.

2.Право на обращение в суды кассационной и надзорной инстанций (субъекты, объект, содержание жалобы (представления), срок и порядок подачи жалобы или представления прокурора). Судебные органы, в компетенцию которых входит пересмотр дела в порядке кассации или надзора.

3.Решение вопроса о передаче жалобы (представления) для рассмотрения в судебном заседании. Порядок рассмотрения кассационной, надзорной жалобы (представления) в судебном заседании судов кассационной, надзорной инстанций.

4.Основания для отмены или изменения постановлений в кассационном или надзорном порядках. Полномочия судов кассационной, надзорной инстанций.

5.Основания к пересмотру судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Отличие вновь открывшихся обстоятельств от новых обстоятельств.

6.Процессуальный порядок возбуждения и рассмотрения заявлений о пересмотре дела по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Полномочия суда. Содержание определения суда о пересмотре дела по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

7. Особенности проверки и пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по административным делам.

 

Задания для подготовки: прослушивание лекции, изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, нормативного материала, анализ постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ по тематике занятия, составление проектов процессуальных документов, решение задач, составление схем и сравнительных таблиц, подготовка имитационной игры «Рассмотрение заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам».

 

Практические занятия для заочной формы обучения

РАЗДЕЛ I.

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА «ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС». ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ

Тема 1: «Принципы гражданского процессуального права»

(2 часа)

1.Понятие принципов гражданского процессуального права и их значение.

2.Классификация принципов гражданского процессуального права.

3.Организационно – функциональные принципы правосудия.

4.Принципы, определяющие процессуальную деятельность.

Задания для подготовки: прослушивание лекции, изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач, составление схем в форме электронных презентаций,

Задание 1

Меркулова обратилась в суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи жилого помещения, заключенного с Блиновым, ссылаясь на то, что она была введена ответчиком в заблуждение относительно состояния квартиры: помещение оказалось сырым и холодным, в нем она не может проживать по состоянию здоровья.

В ходе судебного разбирательства суд, заслушав объяснения сторон, объявил перерыв до следующего дня. На следующий день суд вынес определение, которым возобновил рассмотрение дела по существу и привлек в качестве истцов племянниц Меркуловой - Мерзлякову Н.В. и Мерзлякову П.В., проживающих совместно с истицей.

Дело было продолжено и рассмотрено в отсутствие Мерзляковой П.В., не извещенной о месте и времени судебного разбирательства, поскольку она в это время находилась в больнице. Мерзлякова Н.В. просила повторно допросить всех свидетелей, ссылаясь на то, что она при исследовании доказательств не присутствовала. Суд данное ходатайство оставил без удовлетворения, ограничившись оглашением протокола судебного заседания.

 

1. Какие процессуальные нормы были нарушены при рассмотрении данного дела?

2. Определите, какие принципы гражданского процессуального права были нарушены?

3. Вправе ли суд привлекать по своей инициативе в процесс истцов, ответчиков?

4. Подготовьте дискуссию на тему: «Принципы состязательности и объективной истины: модель соотношения в разных типах процесса». Тезисы дискуссии следует изложить в письменном виде.

Задание 2

Районный суд рассматривал спор бывших супругов Петровых об определении места жительства их несовершеннолетних дочерей, Инны и Арины, и участии в их воспитании отдельно проживающего родителя.

По ходатайству Петровой исследование письменных доказательств (личной переписки Петровых) и допрос свидетелей проводились в закрытом судебном заседании. В ходе исследования доказательств выяснился ряд обстоятельств неэтичного поведения каждого из бывших супругов по отношению друг к другу, а также по отношению к детям.

Рассмотрев дело по существу и исследовав представленные сторонами доказательства, судья удалился в совещательную комнату, после чего в присутствии сторон и других лиц публично огласил судебное решение. Ответчица Петрова была лишена родительских прав. В решении было записано, что исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждаются многочисленные факты аморального поведения Петровой в отношении детей, что может негативно отразиться на их нормальном развитии в дальнейшем.

 

1. Какие ошибки были допущены по делу?

2. Соответствуют ли действия суда принципам гражданского процессуального права?

3. Подготовьте дискуссию на тему: «Гласность или конфиденциальность судебного разбирательства? Нужен ли современному процессу принцип гласности?» Тезисы дискуссии следует изложить в письменном виде.

 

Задание 3

При рассмотрении у мирового судьи дела по иску Савельева к Ищенко о возврате 20 000 рублей, переданных по договору займа, заключенному в устной форме, истец Савельев заявил ходатайство о допросе в качестве свидетеля г-на Тьерри. По утверждению истца, свидетель присутствовал при обсуждении условий договора и передаче ответчику денег. Одновременно истец просил суд об обеспечении свидетеля Тьерри (француза по национальности) услугами переводчика, поскольку свидетель недостаточно хорошо владеет русским языком, на котором ведется судопроизводство.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства, мотивировав свой отказ следующим образом: в соответствии с ч. 2 ст.9 ГПК право пользоваться услугами переводчика принадлежит лишь лицам, участвующим в деле.

Истец также заявил ходатайство о приобщении к материалам дела и исследовании в судебном заседании переписки с ответчиком (распечатки на бумажном носителе сообщений, отправленных по электронной почте), из которых следует, что ответчик неоднократно обращался к истцу с просьбой об изменении срока возврата денежных средств и предоставлении рассрочки погашения долга.

Ответчик Ищенко заявил ходатайство об отложении разбирательства дела с целью ознакомления с представленными доказательствами и подготовки мотивированных возражений. Суд отклонил ходатайство об отложении, объявив вместо этого перерыв на один час.

Во время перерыва суд разрешил дело по иску Борисовой к Борисову о расторжении брака и вынес соответствующее решение. По окончании перерыва суд без учета мнения сторон приобщил материалы переписки к делу и продолжил рассмотрение дела.

 

1. Какие процессуальные нормы были нарушены при рассмотрении данного дела?

2. Нарушены ли в данном случае какие-либо принципы гражданского процессуального права?

3. Назовите исключения из принципа непосредственности.

Задание 4

Мировой судья рассматривал дела по иску Петренко к ООО «Прогресс» о взыскании 45 000 руб. за выполненную истцом по договору подряда с ООО работу.

В ходе рассмотрения дела истец заявил ходатайство об увеличении размера взыскиваемой суммы на 7 000 рублей. Ответчик ходатайствовал о приобщении к делу акта, подтверждающего ненадлежащее качество выполненных истцом работ. В свою очередь истец просил отложить разбирательства дела для ознакомления с представленными ответчиком документами. Судья в удовлетворении такого ходатайства отказал, рекомендовав ознакомиться с этими документами в ходе процесса, так как они невелики по объему.

Зачитав показания свидетеля со стороны ответчика Свиридова, написанные им собственноручно, поскольку вследствие болезни он не смог явиться в судебное заседание, судья приобщил к делу акт, с которым успел ознакомиться Петренко. Решением суда в удовлетворении иска было отказано.

 

1. Какие процессуальные нормы были нарушены при рассмотрении данного дела?

2. Нарушены ли в данном случае какие-либо принципы гражданского процессуального права?

3. Подготовьте дискуссию на тему: «Должен ли суд устанавливать истину по делу?». Тезисы дискуссии следует изложить в письменном виде.

 

Задание 5

Карпова обратилась в суд с иском к Карпову о расторжении брака. Рассмотрение дела по иску Карповой к Карпову дважды откладывалось по причине неявки ответчика в судебное заседание.

В третий раз слушание дела было назначено на 7 июля. В начале судебного заседания выяснилось, что ответчик не был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Исходя из того, что ответчик ни разу в судебное заседание не являлся и, по-видимому, ему безразличен исход дела, суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившейся стороны.

Рассмотрев данное требование, суд его удовлетворил. Одновременно в решении было записано, что несовершеннолетние дети бывших супругов будут проживать с Карповой, и с Карпова взысканы алименты на их содержание.

 

1. Какие процессуальные нормы были нарушены при рассмотрении данного дела?

2. Нарушены ли в данном случае какие-либо принципы гражданского процессуального права?

3. Подготовьте дискуссию на тему: «Принцип диспозитивности и пределы его действия» Тезисы дискуссии следует изложить в письменном виде.

РАЗДЕЛ IV.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...