Философское мировоззрение древнего Китая.
· Родился Лао-цзы ок. 604 до н.э. в деревне Цюйжэнь, недалеко от современного Пекина. По преданию, его мать носила в себе ребенка несколько десятков лет и Лао-цзы родился уже стариком, из-за чего и получил своё имя: Лао-цзы - "Старый ребёнок". · Конфуций – кит. Кон Фу-цзы 552-479г до н.э. Ø Творчество философа было посвящено социальным проблемам: Ø индивидуальной и общественной морали, Ø смыслу жизни человека, Ø жизнедеятельности общества, Ø ритуалам. Особенности видения мира и окружающей действительности Древнекитайской философией. • восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира; • понимание отдельных событий и истории в целом как циклического процесса; • осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов; • восприятие человека, природы и космоса как единого целого; • консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; • невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; • осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии; приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены) распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государство - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; • конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию; •понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности);
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших; • уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов"). Древнеиндийская философия. Основные периоды древнеиндийской философии: Первый период. Ведический (XY-YI вв. до н.э.) Веды - древнеиндийские памятники религии. Состоят из нескольких книг. Оправдывают существование в древней индии каст: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевладельцы, ремесленники, торговцы), мудры (низшая бесправная каста). Второй период - эпический (YI-II вв. до н.э.) Формируются учения, оппозиционные ведам. Буддизм. Джайнизм. Чарвака. Санкхья. Йога. Третий период - Эра сутр (II в. до н.э. – YII в. н.э.). Это краткие философские трактаты, рассматривавшие отдельные проблемы. Этим завершается период древнеиндийской философии. В дальнейшем господствующее положение в ней занимает учение Гаутамы Будды – буддизм. < Общие черты индийских философских систем: < 1) философия рассматривается как руководство к жизни. < 2) начальной стадией философских учений выступает пессимизм. < 3) во всех системах, кроме чарвака, господствует вера в вечный нравственный закон-карму (сумма поступков человека, определяющая его дальнейшую жизнь). < 4) Важнейшая задача человека-контроль над своим собственным Я. < 5) Цель человека-нирвана (блаженство, мания, счастье) Древнеиндийская философия. Проблемы бытия: - опирается на законы космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности; бытие и небытие ассоциируются с вдохом и выдохом Бога-творца. Он живет 100 космических лет, затем умирает, наступает абсолютное небытие, тоже 100 лет, затем вновь появляется жизнь при новом рождении творца, но уже более совершенная;
мир взаимосвязан, любое событие, поступок человека, явление природы влияет на жизнь космоса; Цель эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Проблемы познания: - особенность познания в индийской философии – не изучение внешних признаков предмета, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений; - поэтому выделяют три вида сознания: материальное сознание, чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли люди), сознание сновидения, мираж; согласно индийской философии, каждое сознание заслуживает изучения. Даршан – делятся на две группы по критерию их отношения к Ведам · Астика (утверждаюшие) – школы, считают себя наследниками традиции Вед. Санкхья Йога Ньяя Вайшешина Пурва-миманса Веданта · Настика (отрицающие) – не признают себя прямыми наследниками Вед. Буддизм Джайнизм Локаята < Философия с античных времен стремилась к тому, чтобы дать человечеству теоретически идеал совершенного знания или практический идеал совершенного поведения. < Первая линия связывает философию с наукой- Гераклит (огонь), Фалес (вода),Анаксимен (воздух).< Первых мыслителей звали «физиками» (от греч. слова природа). < Аристотель-«все знания у человека приобретенные а не врожденные». Вторая – Сократ (стойкое обретение мудрости и умение жить сообразно природе),киники -отказ от богатства, славы, чувственных удовольствий. Третья – Платон «познай самого себя» связало воедино философию и сверхчувственное знание. < Греческая философия. · < Досократовский период (YII-Y вв. до н.э.) Ø < Милетская школа § < Фалес (624-547 гг. до н.э.) § < Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.) § < Анаксимен (588-525 гг. до н.э.) Ø < Пифагорейская школа § < Пифагор (584-500 гг. до н.э.) Ø < Элейская школа § < Ксенофан (565-470 гг. до н.э.) § < Парменид (540-470 гг.до.н.э.) § < Зенон (490-430 гг.до н.э.) Ø < Диалектика § < Гераклит (540-480 гг.до н.э.) · < Классическая период (Y-YI вв. до н.э.) Ø < Атомистический материализм § < Левкип (500-440 гг. до н.э.) § < Демокрит (460-370 гг. до н.э.) Ø < Софистика
§ < Протогор (481-411 гг. до н.э.) § < Горгий (483-373 гг. до н.э.) Ø < Этический рационализм § < Сократ (469-399 гг. до н.э.) Ø < Объективный идеализм § < Платон (460-370 гг.до н.э.) Ø < Аристотель (384-322 гг. до н.э). · < Элинистический период (IY вв. до н.э.-II в.н.э.) Ø < Платонова академия Ø < Эпикурийская школа Ø < Скептицизм Ø < Эклектизм Ø < Римский период (I до н.э. -Y вв. н.э.) В философии, в отличие от мифа: Мышление преимущественно понятийное, а не эмоционально-образное; знание опосредуется логическими рассуждениями и выражается в обобщенной форме; Истина и мудрость обретается в самостоятельном поиске, а не от богов или легендарных героев; обязательна рефлексия – обращенность сознания на самое себя; разум выделяется в качестве особого объекта и делается предметом анализа. Греческая мифология. · С VIII в. до. н. э. греки стали основывать колонии по всему Средиземноморью и побережью Черного моря. Их колонизация носила не агрессивно-завоевательный, а переселенческий характер. В полисах колоний Малой Азии и Южной Италии и зародилась античная философия в лице досократиков… · В управлении полисом могли принимать участие все свободные граждане-мужчины. При этом свобода понималась как жизнь сообща в соответствии с общим для всех законом. Возможно, именно свободное, управляемое законами общество древних греков было порождающей и питательной средой для философской мысли. Ведь философия – дело свободных духом людей…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|