Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные догмы средневековой теологическая философия




· Согласно догмату творения

· мир из ничего;

Ø творение мира есть результат акта Божественной воли;

Ø мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

Ø единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

Ø Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

Ø подлинным бытием обладает только Бог;

Ø сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;

Ø так как мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

Ø нет четкой границы между Богом и его творением.

· Согласно догмату откровения

Ø мир можно познать, только познав Бога;

Ø самый надежный способ познания Бога и всего сущего – откровение, т.е. Изучение и толкование Библии;

Ø прямой путь постижения Бога – вера.

· Решение проблем добра и зла

Ø мир всецело сотворен Богом;

Ø Бог носитель и сосредоточие добра и справедливости;

Ø следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

Ø зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;

Ø т.к. зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и так добивается своих темных целей;

Ø в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

< Материализм и идеализм средневековой философии

< Идеалистическая тенденция

< Реализм: подлинно существуют не вещи, а общие понятия – универсалии

(Ф.Аквинский, Ансельм Кентерберийский)

< Истинное знание: В религии, в богословии.

< Материалистическая тенденция

< Номинализм: понятия-лишь названия, имена; реальны только отдельные вещи (Дунс Скотт, Иоанн Росцелин)

< Концептуализм: понятия – имена, фиксируют общие черты отдельных вещей (Пьер Абеляр)

< Истинное знание: Возможно и вне богословия (Дунс Скотт, Уильям Оккам)

< Направления схоластики: Природа общих понятий (универсалий)

Схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Философия эпохи Возрождения

Совокупность философских взглядов, возникших и развивавшихся в Европе в XY-XYII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека, его возможности и творческий потенциал.

Характерные черты

Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

< Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими, а также схоластики;

< Принципиально новое пантеистическое миропонимание;

Интерес к социальным проблемам обществу, государству;

< Широкое распространение идеи социального равенства

Философия эпохи Возрождения

Гуманизм

Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности. В центре внимания-человек, его достоинство, величие и могущество, ирония над догматами Церкви

(Ф. Петрарка,Л.Валла, Л,Бркни).

Неоплатонизм XY-XYIвв.

Углубленное изучение и систематизация учения Платона, применение его идей к познанию природы и человека

(Н.Кузанский, Парацельс, Ф.Патрици)

Реформация XYI-XYII вв.

Критика идеологии ср.-векового католицизма, противопоставление авторитета Библии

авторитету церкви как посредника между человеком и Богом.

(М.Лютер, Т.Мюнцер, Э.Ротердамский)

Натурфилософия (XYI-XYIIвв.)

Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в целостности. Попытка опираясь на научные открытия, пытались развенчать учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей, Л. да Винчи).

Пантеизм – отождествление бога и мира

· Натуралистический растерявший бога в природе

и подводивший к материализму

(Д.Бруно, Н.Кузанский)

· Религиозно-мистический, растворявший природу в боге

(Краузе)

Социально-политическая

· Утопический социализм XY-XYII вв. Т.Мор, Т.Кампанелла

Поиск идеально-фантастических форм построения общества, государства, без частной собственности при всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государства

· Политическая философия (XY-XYIвв.) Н.Макиавелли

Изучение проблем управления государством, поведением правителей

< Основные направления

· < Натурфилософия

Ø Проблема материи

§ Концепции

§ Атомистическая

§ Пантеистическая

Ø Проблема движения

§ Движущая сила-разумное начало, неотделимое от материи (пантеизм)

· < Методология

Ø Диалектические тенденции (XY-XYIвв.)

Ø Метафизические тенденции (XYIв.)

· < Гносеология

Ø Познаваемость мира

Ø Признание воздействия внешнего мира на органы чувств в качестве источника знания

Ø Отрицание врожденных идей

Ø Утверждение роли разума и логики

· < Политика

Ø Тираноборческое направление (республиканское)

Ø Монархическое направление(абсолютизм)

· < Социальные проблемы

Ø Обновление социального идеала на основе божественного природного закона

Ø Отрицание частной собственности

Ø Общественный труд

Ø Равное распределение материальных благ

Особенности философии гуманизма:

Получил распространение в Европе в XIY-сер. XYвв. Центр – Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась в иносказательной форме (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валла).

Основные черты:

* антицерковная и антисхоластическая направленность;

* стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

* антропоцентризм –особое внимание к человеку, воспевание его сил, величия, возможностей;

* жизнеутверждающий оптимизм.

Неоплатонизм – идеалистическое направление ставившее своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. (XYв. Н Кузанский,

Прокл).

- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалась роль первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

- не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

- - призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Натурфилософия

Основные черты

- обоснование материалистического взгляда на мир(чаще-в форме пантеизма);

- стремление отделить философию от теологии;

выдвижение новой картины мира, в которой Бог, природа и космос Едины, а Земля не является центром вселенной;

- утверждение, что мир познаваем и, в первую очередь, благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.

Социально-политическая философия

· Философия Реформации

· Политическая философия

· Философия социалистов-утопистов

П Р О Б Л Е М Ы

- государство, его устройство, механизм правления;

- принципы устройства общества;

- взаимоотношения государственных институтов, церкви, верующих.

 

Дополнение:

В эпоху возрождения философия обращается не только к проблемам человека, но и к развивающемуся естествознанию. Труды Галилея-«Закон Инерции, мир бесконечен, материя вечна, природа едина солнечной системы». Бруно-«бесчисленность миров. Физическая однородность земного и небесного мира» Кузанского-«Единое есть все одно тождественно бесконечному». Открыл принцип совпадения противоположностей- максимума и минимума.

Гуманизм- центральный принцип философствования. Появились новые вопросы. Каков путь познания? Что важнее: эмпирический опыт(практика, научность) или теоретические познания. БЭКОН (наука служит жизни и практике). Знание – сила- методика индукции- Бэкон- от изучения факторов к общим положениям. Декарт- принцип очевидности. Закон действия и противодействия. Дедуктивный метод познания- мысль движется от изучения очевидных положении (аксиом) к частным выводам. Спиноза- соотношение разума и страстей в действиях человека, свобода личности всегда связана с пониманием человеком необходимости.

Глоссарий.

Религия (в переводе означает соединять человека с Богом) – специфическая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественного Бога или богов.

Мифы - это древние сказания, которые рассказывают про происхождение человека и вселенной, про тайны смерти и рождения, про чудеса мира и подвиги, про любовные переживания героев, богов и царей.

Астика (утверждаюшие) – школы, считают себя наследниками традиции Вед.

Настика (отрицающие) – не признают себя прямыми наследниками Вед.

Досократики – это первые древнегреческие философы, жившие и творившие в раннем периоде античной философии в VI-V вв. до н. э., а также их преемники в IV в. до н. э., которые находились вне течения софистов и учения Сократа.

Пантеизм – отождествление бога и мира.

ЛОГОС – это слово в языке тех времен имело более 20-ти значений: «слово», «речь», «рассказ», «счет», «закон», «тон», «тембр», «ритм»…


Тема 1.3 «История философии Нового времени.

Современная философия»

Вопросы:

1. Философия эпохи Нового времени и

эпохи Просвещения

2. Немецкая классическая философия

3. Основные направления современной философии

 

Вопрос 1: Философия эпохи Нового времени и

эпохи Просвещения

 

< Эпоха Нового времени:

Период Нового времени часто называют эпохой научной революции. Он знаменуется значительными открытиями в различных областях естественных наук, главенствующее место при этом занимает механика. Философия Нового времени обязана своими достижениями отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Отвечая на потребности научного познания, философия этого периода поставила в центр осмысления проблему метода познания, исходя из того, что знаний бесконечно много, а метод их достижения должен быть единым, применимым к любым наукам, в том числе и к философии. Представления о таком универсальном методе и разделило философов Нового времени на ряд различных направлений.

< Рационализм

< Рационалисты фактически предлагали дедуктивный метод познания (от общего к частному). Для этого им приходилось признать существование врожденных идей. Из этих идей можно вывести любое знание, вплоть до знания о существовании Бога. Идеи существуют до ощущений и независимо от них. Понятно, что сведения о природе мы получаем из ощущений. Мышление использует опыт и эксперимент, но оно прилагается к их результатам и служит единственным критерием истинны. Образцом для методов всех наук и философии служат математические методы, данные вне опыта и исходящие из априорных аксиом, на основании которых делаются математические выводы.

< Эмпиризм

< Эмпирики. < Основной метод, предлагаемый сенсуалистами, индукция. Единственным источником знания они считали опыт, данный нам в ощущениях, восприятиях, представлениях. Априорные врожденные знания полностью отрицаются. Душа человека – tabula rasa (чистая доска), на которую природа наносит свои письмена. Эмпирики признавали возможную обманчивость ощущений, но считали, что для их верификации следует использовать эксперимент. На основе верифицированных знаний, добытых из опыта, мы можем строить теории. Свой метод они, как и реалисты, считали универсальным для всех наук

< Субъективный идеализм

Вряд ли кто будет оспаривать тезис, что в нашем уме существуют различные виды понятий – об отдельных предметах, их признаках, их объединениях, свойствах. Однако имеются понятия, которым не соответствуют никакие ощущения и восприятия нашего ума. Субъективные идеалисты считают, что за такими понятиями нет никакой реальности, т.е. они суть фикции. < Исходя из основного постулата субъективного идеализма, выдвинутого его главным представителем Дж. Беркли, «существовать – значит быть воспринимаемым», какая-либо объективная реальность, выражаемая этими понятиями-фикциями, не существует.

< Агностицизм

Основы позиции агностиков в противоречии: знание может быть только логическим, а предметы исследования могут быть взяты только из опыта, который не поддается логическому анализу. < Опыт есть поток впечатлений, причины которых непостижимы. Причинно-следственные связи формируются имманентно в нашем уме и не соответствуют реальным, по крайней мере о степени соответствия мы ничего не можем знать. Поэтому даже на вопрос «существует ли внешний мир?» Юм отвечал: «Не знаю».

< Эпоха Просвещения:

< Эпоха Просвещения – еще одно мировое явление, еще один взлет человечества. Ей, так же как и Ренессансу, соответствует становление капиталистических отношений в ряде стран, в которых она и достигает своих вершин. Бесспорно, ее можно рассматривать как преемницу эпохи Возрождения на новом историческом этапе. < Об этом свидетельствуют и важнейшие характеристики:

  1. < Культ разума;
  2. < Культ науки;
  3. < Культ человека;
  4. < Идея прогресса, впервые осмысленная в эту эпоху
  5. < Идея всеобщего равенства, прежде всего юридического
  6. Идея просвещения народных масс и надежда на просвещенных правителей
  7. Борьба с религией и метафизическими учениями, обосновывающими бытие Бога
  8. Проблемы наилучшего общественного устройства
  9. Исторический оптимизм, вера в прогресс человечества
  10. Подход к историзму как типу мышления.

< Романтизм

Романтизм был необходимым и закономерным этапом в развитии философии. < Он сыграл огромную роль в становлении немецкой классической философии. < Помимо прямых представителей романтизма – Ф. Шлегеля, Ф Шлейермахера, Л. Тика, дань ему в разной степени и на разных этапах своего развития отдали великие немецкие просветители Шиллер и Гете, не менее великий швейцарец Руссо, гиганты немецкой классической философии Кант и Фихте.

 

< Вопрос 2: Немецкая классическая философия

 

Источниками немецкой классической философии, которые она синтезировала и превзошла, сделав этот синтез базой для своих миропостроений, стали философия Нового времени, философия Просвещения и романтизм. < Немецкая классическая философия изменила акценты с противопоставления человека природе, разумного не разумному на разделение универсальной категории бытия на подлинное и неподлинное. < В этой категории она синтезировала рационализм и эмпиризм Нового времени, разумное и неразумное эпохи Просвещения, интуитивизм и рассудочность романтизма под единой эгидой разума. Реальность – это воплощенный разум. Но помимо реальности есть еще невоплощенные в ней, неадекватные формы разума. Здесь и проходит граница между подлинным и неподлинным бытием. Опираясь на разум как воплощение разумного бытия, классики строили свои самодостаточные непротиворечивые системы.

Важной новой чертой немецкой классической философии оказалось выведение на базе единства бытия принципов его развития. Имеется в виду не именно и не только диалектика Гегеля, но прежде всего само развитие.

Будучи обращенным на общество, на природу и на человека, оно воплотило в себе впервые осознанный синтетический принцип историзма, который объединил всю историю человечества в единый процесс, заложив основы новой теории и методологии познания.

Еще одной типичной чертой немецкой философской классики является осознание факта, что человек живет не только мире природы, но и в мире культуры. Отсюда пристальное внимание к человеку, обществу и истории. Главный предмет познания - человек, ибо, познавая любое явление действительности, он в конечном счете делает это ради себя, как своей конечной цели. Исходя из этого, в центре внимания философствования оказывается человеческий мир, который далеко не ограничивается миром природным.

 

Вопрос 3: Основные направления современной философии

Различают Два вида Современной философии: Аналитическая и Континентальная.

1. Аналити́ческая филосо́фия (англ. Analytic philosophy) — англо-американская традиция философии, получившая широкое распространение в середине XX века. Термин аналитический указывает на идеалы ясности, точности и логической (Аристотель называл логику аналитикой) строгости мышления, которые стремятся осуществить представители данного направления философии.

Ø Джордж Эдвард Мур— английский философ, родоначальник аналитической традиции в философи. Выступил с обоснованием неореализма («Опровержение идеализма», 1903); разработал метод логического анализа.

В духе неореализма Мур говорил о независимом от сознания существовании понятий. Понятие постигается интуитивно и вступает в отношения с мыслью. Суждение конструируется из понятий. Относительно суждений существования Мур придерживался точки зрения, согласно которой их отличие от иных суждений лишь в наличии понятия существования. Факт имеет форму суждения, поэтому ссылка на факт не обладает доказательной силой. Бытие мира есть бытие понятий — так кратко можно суммировать онтологию Мура.

Ø Бе́ртран А́ртур Уи́льям — британский философ, общественный деятель и математик. Рассел известен своими работами в защиту пацифизма, атеизма, а также либерализма и левых политических течений и внёс неоценимый вклад в математическую логику, историю философии и теорию познания.

Философия, по мнению Рассела, занимает «ничейную» область между наукой и теологией, пытаясь дать соответствующие требованиям научности ответы на вопросы, в которых бессильна теология. И хотя философия не является наукой, она все же представляет определённую духовную силу, оказывающую значительное влияние на жизнь общества и его историю. Рассел признает взаимную связь философии с политическими и социальными условиями развития общества.

2. Континентальная философия — термин, используемый для определения одной из двух главных «традиций» современной европейской философии. Такое название используется, чтобы отличить эту традицию от англо-американской или аналитической философии, потому что, в то время, когда различие было впервые отмечено (в середине двадцатого столетия), континентальная философия была доминирующим стилем философии в континентальной Европе, в то время как аналитическая философия была преобладающим стилем в англоговорящем мире.

Континентальная философия включает:

Ø философию жизни;

Ø феноменологию;

Ø экзистенциализм;

Ø герменевтику;

Ø Критическая теория - включает в себя философию Франкфуртской школы и работы ряда боле поздних авторов, таких как Славой Жижек;

Ø неотомизм;

Ø постструктурализм и постмодернизм;

Ø психоанализ;

Ø деконструктивизм;

Ø структурализм;

Ø французский феминизм.

Философия жизни (нем. Lebensphilosophie) — иррационалистическое течение в европейской философии, получившее преимущественное развитие в Германии в конце XIX — начале XX веков.

Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.

Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую»

· искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности;

· направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Критическая теория — целый ряд подходов, течений и (теоретических) дискурсов, пристально рассматривающий и критикующий общество и культуру, опираясь на знания из социальных и гуманитарных наук, а также на растущую меж-/трансдисциплинарность и растущую рефлексивную политизацию, как феномены в науках современности. Буквально термин «критическая теория» собирает под собой различные подходы и знания, основанные на критике и рефлексивном отношении к знанию или текущему положению в какой-либо области, а также пытающихся «объяснить возникновение объектов своего познания».

Неотоми́зм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.

Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

· человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

· эти влечения преимущественно бессознательны;

· попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

· помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

· конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

· освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Структурали́зм — направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики.

 

Дополнение по теме 1.3.: Дак Беркли, Д.Юм отрицали возможность объективного познания мира. Кант-«есть опытное и до опытное знание, опытное (эмпирическое), доопытное (теоретическое). Человек не может познать того что находится за пределами его опыта. Гегель- три закона диалектики «Субъективность знания» - человеческая история «объективный дух». Вводится понятие относительной истины.

Марксизм – диалектический (люди-творцы истории т.д.) и исторический материализм (наука о законах развития человеческого общества, общественное бытие первично, а общественное сознание вторично)

Ленин- формирует закон о неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран.

Философия 20 века стала уделять большее внимание целостности человеческого духовного общества. Исторические формы позитивизма. Латинское слово положительный. Направление философии объявляющий единственным источником знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающие познавательную ценность философского исследования. Основатель позитивизма- Кант. Три этапа в развитии позитивизма.Кант- закон трех стадии познания. Важное место социологии.». Эмпирикритизм - Авенариус. Неопозитивизм- Нейрат, Крауз - философские проблемы языка логики.

Философия психоанализа- общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний. Фрейд. Основные положения:господствующие над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики. Иногда это выходит в виде сновидении, невротических симптомах.

Исследовать психику особыми методами, которые за явным смыслом проявления бессознательного должны угадывать их истинную сексуальную подоплеку. Фрейд и его ученики эти методы психоанализа перенесли на историю общества.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...