Система упражнений с использованием коммуникативного подхода
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Мы считаем, что целесообразно показать работу по коммуникативному чтению на примере работы над адаптированным рассказом. Ниже предлагаем вариант работы с рассказом Сэма Мак-Братни «Just One». Текст рассказа помещен в приложение А. Данный текст будет разделен на четыре части. Каждая часьт представляет собой логически завершенный отрывок рассказа. Незнакомые учащимся слова (noise, to carry) и выражение (I’m in charge of all these) должны быть выделены и переведены на русский язык, за исключением тех слов, о значений которых учащиеся могут догадаться самостоятельно по контексту или по словообразовательным элементам (cornfield, blackberry). Управление коммуникативным чтением указанных частей может осуществляться с помощью разнообразных заданий на устранение смысловых и языковых трудностей, мешающих пониманию, и одновременно на формирование навыков и умений в чтений, на выработку «стратегий понимания»: 1. Упражнения на соотнесение слова с темой (ситуацией, контекстом). (a) Найди в тексте слова, которые обозначают животных. Little Digger was pickling blackberries with the old, grey squirrel. They picked them near the river. A mouse an out of the cornfield. The mouse sat down near the blackberries and Digger.duck came up from the river. He looked at Digger and the mouse. The duck ate some of the blackberries. Then a rabbit came out of the woods. He sat down near Digger, the mouse and the duck. (b) В каждой группе слов найди одно, не принадлежащее по значению к этой группе. 1) Cat, mouse, duck, squirrel, country, rabbit; 2) To jump, to skip, to hop, to walk; ) Strawberry, cornfield, blackberry, blueberry; ) River, lake, woods, sea, ocean; 2. Упражнения на опознавание и дифференциацию грамматических явлений.) Найди и подчеркни в тексте глаголы в Past Simple и Past continuous. Переведите их. Little Digger was picking blackberries with the old, grey squirrel. They picked them near the river. A mouse ran out of the cornfield. The mouse sat down near the blackberries and Digger.duck came up from the river. He looked at Digger and the mouse. The duck ate some of the blackberries. Then a rabbit came out of the woods. He sat down near Digger, the mouse and the duck.
б) Составь предложения из данных слов. 1) Picking, Digger, was, blackberries; 2) Out, a, ran, the, of, mouse, cornfield. ) Up, came, duck, a, the, from, river; ) Rabbit, out, came, a, the, of, woods; ) He, down, sat, Digger, near; После прочтения текста учащимся предлагаются послетекстовые задания. Они предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений в чтении и использовании полученной информации в речи. Поскольку чтение - это рецепция, большинство упражнений ориентировано на формирование рецептивных умений учащихся, т.е. умений читать и извлекать информацию из текста: лингвистическую, содержательную, смысловую. 3. Задания на извлечение лингвистической информации. a) Соедини начало и конец слова. corn… …use… …irrel… …field… …bit 4. Задания на извлечение содержательной, фактуальной информации.) Отметь утверждения, соответствующие содержанию текста, знаком (+); не соответствующие содержанию текста - знаком (-). 1) They picked blackberries near the rive and soon they had a lot of blackberries. 2) A country mouse ran out of the cornfield. The country mouse sat down at the pile of blackberries and Digger. ) «I’m in charge of all these» said the old, grey squirrel. ) «They look nice,» said the mouse. ) Little Digger was picking blackberries with the old, grey mouse who looked after him. ) A duck walked up from the woods. ) The duck ate some of the blackberries, and so did Digger and the squirrel. ) Then a baby rabbit came out of the woods. ) The animals heard the noise. Someone was coming to them. It was a duck. b) Отметь правильный ответ на следующие вопросы. 1) What was little Digger picking in the woods? ) mushrooms; b) blackberries; c) berries; d) nuts; 2) Who looked after little Digger? ) Who ran out of the cornfield? ) Who walked up from the river? ) Who came out of the woods? c) Заполни пропуски словами из текста. 1) Down in the woods, little Digger was picking……… (blackberries, mushrooms, strawberries) 2) Old,………. squirrel looked looked after little Digger (pink, yellow, grey, black) ) A country ………. ran out of the ………. near the woods (rabbit, duck, squirrel, mouse, river, cornfield, woods) ) «They look ………. «Said the mouse (nice, pretty, lovely) d) Выдели факты, не соответствующие содержанию прочитанного текста. Напиши правильный вариант текста.
Down in the woods, a country mouse was picking blackberries. She was picking blackberries with the old, grey squirrel. They picked blackberries near the cornfield. Soon they had a lot of blackberries.Digger ran out of the woods. He sat beside the contry mouse and the pile of blackberries. Little Digger ate some of the blackberries, and so did the country mouse.duck walked up from the river. He looked at Digger, and the country mouse, and then he looked at the pile of blackberries. The duck didn’t eat the blackberries, and so did Digger and the country mouse. 5. Задания на выявление смысловой информаций.) Ответь на вопросы. Хорошо ли поступила мышка, съев несколько ягод? 1) yes; 2) no; Хорошо ли поступил утенок, съев несколько ягод? 1) yes; 2) no;
Хорошо ли поступил кролик, съев несколько ягод? 1) yes; 2) no; b) Подумайте и скажите, на какую русскую народную сказку похож рассказ? Почему? . Группа развивающих заданий.) Подготовьте рисунки к прочитанному рассказу и расскажите, что произошло с кротом. b) Напишите/придумайте / сочините рассказ о любом животном и нарисуйте серии картинок о нем для диафильма/ мультфильма. В заключение можно сказать, что предложенная методика работы с текстом для коммуникативного чтении способствует повышению мотивации учащихся к чтению текстов зарубежных авторов. Кроме того, достаточный объем упражнений обеспечит полное извлечение информации и достаточную тренировку лексико-грамматического материала текста.
Практическая часть
Преддипломная практика была проведена на базе Выборгской СОШ №7 под руководством учителей иностранного языка Летовой Т.Х. и Федоровой И.Н. В течение месяца проходила работа с детьми пятых и шестых классов с использованием учебно-методического комплекса «Enjoy English» Биболетовой М.З.и Добрыниной Н.В. В ходе работы был выявлен недостаток коммуникативных упражнений по чтению. Мы предлагаем систему упражнений с использованием коммуникативного подхода к вышеуказанному УМК. Пример 1. Цель урока: совершенствование навыков поискового чтения, развитие навыков монологической речи, Тренировать понимание смысловой информаций, понимание содержательной, фактуальной, информации Данное методическое пособие - учебник Биболетовой предлагает нам упражнение на текстовом этапе, на контроль понимания прочитанного, а именно, рассказать был ли главный герой рассказа хорошим и найти подтверждения в тексте.
Мы же в свою очередь предлагаем дополнить список следующими упражнениями на понимание смысловой информации. На предтекстовом этапе: 1. Прочтите заглавие и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте. . Прочтите заглавия текстов. Предположите, о каких конкретных фактах может идти речь в текстах. Данные упражнения рассчитаны на развитие смысловой догадки, что в дальнейшем поможет в формирований беглого чтения. На текстовом этапе: На текстовом этапе необходимо проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений, развивать умения интерпретации текста. 1. Установите, какая проблема обсуждается в тексте. . Прочитать предложения и выявить из них неверные. . Расставить предложения в правильном порядке. На послетекстовом этапе: На послетекстовом этапе следует использовать текст в качестве языковой, речевой или содержательной основы для развития умений в устной и письменной речи. 1. Скажите, какая проблема вытекает из содержания. . Как вы считаете прав ли главный герой рассказа. . Как бы вы закончили рассказ. Пример 2. Цель урока: Формирование навыков чтения, развитие языковой догадки, понимание лингвистической информации. Учебник Биболетовой дает упражнение на заполнение в тексте пропущенных слов. Мы считаем, что так же не менее целесообразно дать такие упражнения, как: . Исправить грамматически неверно построенные предложения . Найти и прочитать в тексте слова выражения . Поставить соответствия между синонимами. . Составить предложение из предложенных слов. При обучении чтению с выборочным извлечением информации/ поисковому чтению развивается умение быстро находить нужную информацию, опуская несущественные детали. Умение извлекать информацию в виде оценочных суждений, описания, аргументации. При обучении чтению с пониманием основного содержания развиваются умения понять жанр и тип текста, понять основную мысль. При обучении чтению с полным пониманием основного содержания текста развиваются умения понять прочитанное посредством логической связи внутри и между предложениями, умение понять логические связи внутри и между частями текста, умение делать выводы из прочитанного, понять информацию о которой нужно догадаться.
Типология заданий, которые используются при обучении. +больше заданий в теоретической части +уроки проработать (объяснить задания)
Заключение
В теоретической главе мы рассматривали использование коммуникативного подхода в обучении чтению на уроках английского языка. Было выявлено, что коммуникативный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. В результате такого подхода вобучении формируется, реализуется и действует система владения английским языком как средством общения в широком смысле этого слова. Важно отметить, что развитие умений коммуникативного чтения - одна из основных целей обучения иностранному языку, ориентированных на его практическое использование. Коммуникативном чтение характеризуется автоматизированностью техники чтения и высоким уровнем развития рецептивных лексико-грамматических навыков, что обеспечивает направленность внимания на содержание читаемого, гибкость комбинирования приемов, адекватных конкретной задаче чтения. Следует обратить внимание, что также должна быть проделана работа над подбором методически грамотных комплексов упражнений и оформлением кабинета для корректной реализации коммуникативного подхода в обучении. В последующей главе идет речь о заданиях на устранение смысловых и языковых трудностей, мешающих пониманию, и одновременно на формирование навыков и умений в чтений, на выработку «стратегий понимания». Так же были рассмотрены содержательная и операционная стороны коммуникативного чтения, которые характеризуются определенными действиями и навыковыми приемами по извлечению языковой информации из текста. На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что при правильном соблюдений всех условий проведения коммуникативного урока, этот метод является самым эффективным для формирования творческого мышления, информационной культуры и языковой и коммуникативной компетенций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|