Организация практических занятий по развитию лексических навыков речи
Поскольку в данной работе исследуется и изучается обучение лексике как основному компоненту речевой деятельности, то целью в ходе практики явилось выявление наиболее эффективных приёмов обучения лексике иноязычной речи. Объектом исследования был процесс обучения лексике как главному компоненту речевой деятельности. Предметом – методы и приемы обучения лексике. Проверка истинности гипотезы была организована во время прохождения преддипломной практики в посёлке Камские Поляны Нижнекамского района в школе № 2 в пятых классах. Для более глубокого изучения особенностей обучения лексике была организована и проведена опытно-практическая работа. На практике обучение осуществлялось при помощи УМК издательства «OXFORD UNIVERSITY PRESS» «Hotline». Этот УМК способствует формированию у школьников элементарных коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, развитию речевых, интеллектуальных способностей, а также общеучебных умений, знакомит учащихся с миром зарубежных сверстников и культурой англо-говорящих стран. Учебно-методический комплекс состоит из книги для учащихся, книги для учителя, рабочей тетради, аудиокассеты и видеокассеты. Структура и содержание учебника состоит из модулей: «School days!», «Family moments!», «All the things I like!», «Come in and play!», «Furry friends!», «Special guests!», «A day by day!». Каждый модуль состоит из микротем, имеет четкую структуру и последовательность упражнений. В данном УМК происходит углубление и расширение тем, изученных ранее, и знакомство с новыми темами. Лексика в поурочном словаре подразделяется на активную и пассивную, отмеченную другим цветом. Также в данном УМК после каждой темы учащимся предлагается самостоятельная работа в виде подготовки проекта.
В начале исследования была проведена беседа с учащимися о том, как они знакомятся, изучают и как они хотели бы изучать иностранные слова: 1. Как вы запоминаете новые слова? Что вам в этом помогает? 2. Как учитель знакомит вас с новыми словами? 3. Как бы вы хотели изучать английские слова? В результате беседы было выяснено, что для них наиболее интересными способами изучения иностранных слов является наглядность, игровые приёмы, которые свою очередь ещё и облегчают этот процесс. В ходе исследования на уроках была сделана попытка опробовать многообразие приёмов ознакомления и активизации лексического материала с целью выявления наиболее эффективных. При прохождении Unit 3 по теме «My family, my relatives» был разработан и проведен урок, целью которого являлось ознакомить учащихся с новой лексикой по теме и провести первичное закрепление изученных слов в упражнениях на проговаривание, на составление словосочетаний путём подстановки. Семантизация новых слов проходила с использованием наглядности и контекста. При ознакомлении с новым лексическим материалом следует проследить за тем, чтобы каждый учащийся проговорил и прочитал слово несколько раз, особенно слабые ученики, а задания на тренировку употребления слов в речи следует выполнить в группах, в парах и индивидуально. Фрагмент № 1
– Good day, I’m glad to see you! How are you today? How is your mother? (father, sister, brother) – O.K. Today at the lesson we continue speaking about our family and relatives. At first we’ll revise the words, then learn some new ones, then we’ll try to use them. – As usual we are to start with a phonetic drill. Look at the blackboard. There is a short rhyme. Mother, father, sister, brother - Wе respect and love each other. So let’s translate. [ris´pekt] - уважать Very well. Now, repeat: a) [ ], [ ] (несколько раз) b) Mother, father, other c) Love each other, respect and love each other So, the whole rhyme. Good. Read to each other (in pairs) Who wants to read? Very well. – Now let’s play a bit. I’ll give you a ball and say a word in Russian. You are to say it in English. F.ex. Teacher: сестра – pupil 1: sister. Clear? Let’s begin. (брат, мама, друзья, близнецы, папа, сестра)
c) Let’s make a story about Sue’s family. (показываю картинку девочки). Teacher: I will begin: «My family is large. I have a mother». Pupil 1: My family is large. I have a mother, a brother... Pupil 2: My family is large. I have a mother, a father, a sister....And so on. – O.K. very good. I see you know these words quite well. d) Now look at the picture. This is Sue’s family. (показываю картинку) 1. – This is Sue’s mother. Her name is Helen. – What is the Russian for «mother»? (мама) 2. – She is Tom’s wife. – What is the Russian for «wife»? (жена) 3. – Tom is Helen’s husband. – What is the Russian for «husband»? (муж) 4. – Sue is Tom’s and Helen’s daughter. – What is the Russian for «daughter»? (дочь) 5. – Tom and Helen are Sue’s parents. – What is the Russian for «parents»? (родители) 6. – Kamala is Helen’s sister. She is Sue’s aunt. – What is the Russian for «aunt»? (тётя) 7. – John is Kamaka’s husband. He is Sue’s uncle. – What is the Russian for «uncle»? (дядя).
(таким же образом вводятся слова «cousin, son, grandparents, grandson, grandmother»).
e) – Good of you! Let’s find Ex.3 p. 23. 1) Repeat after me (husband, son, daughter, wife, grandmother, grandfather, grandson, parents, uncle, aunt, cousin) 2) Read to each other 3) P1, P2, P3 – Write down these words in your note books. – Now let’s practice using these words. Find Ex. 4 p.23. You are to read and translate the sentence and show the photo of this person. The examples of the given sentences. 1. Helen is Tom’s wife. 2. Helen and Tom are Sue’s parents. 3. Tom is Helen’s husband. f) –Good of you! Find Ex. 5 p.23. The task is «Fill in the words» The examples of the given sentences: 1. Tom is Sue’s...(father) 2. Helen is David’s... (mother) 3. Pate and Game are David’s... (grandparents) – Now I’ll see how well you remembered these words. a) Translate into Russian: son, daughter, wife... b) Translate into English: сын, дочь, жена… – Good of you! I see you remembered these words well but you should revise them at home again.
Таким образом, урок по ознакомлению и первичному закреплению лексического материала с использованием наглядности, игровых моментов, упражнений на подстановку, на поиск соответствий был интересным для учащихся, что доказывается их активным участием на уроке. Присутствие на уроке разнообразных видов и приёмов, направленных на автоматизацию лексического материала, способствовало его усвоению. Следующий урок был проведён с целью закрепления навыков их употребления в речи. При проведении данного фрагмента необходимо разделить класс на команды, основные лексические единицы представить на дидактических карточках и их автоматизацию провести в игровой форме. Каждой команде дефиниции даются равномерно, а также следует учесть, что на некоторые дефиниции могут быть даны 2-3 варианта ответов. Фрагмент № 2
– Good day, boys and girls. How are you today? How is your mother (aunt, sister, brother, father)?
– Well. Today at the lesson we continue speaking about your family and relatives then we’ll do some interesting tasks and play games. – So we’ll begin with the phonetic drill. Look at the board. Let’s read these words: a) Repeat after me. b) Read all together.
с) –Now, I want you to read these words following the order of their Russian variants – Let’s divide into two teams. So, the first task. It is a magic snake. You must find the words here. Sondaughtermothergrandmothersisteruncleauntbrothergrandfathercousinwifehusbant.
– Look at the cards. You are to make words out of these letters. You’ll get a point for each correct word. 1. terdaugh 2. fewi 3. mothergrand 4. sonndgra 5. uncle 6. ntau 7. ntspare 8. sincou d) Good of you! I’ll give you descriptions and you are to listen to very attentively and guess the word: The first team The second team
1. This person says your «Good. 2.This person reads newspapers and night» when you go to bed (mother). watches football matches on TV(father). 3. This person makes cakes and gives. 4.They come to visit you on holidays you sweets. She is kind (grandmother). (aunt, uncle). 5. This person washes the dishes and 6.He likes to play with cars, on the floor (sister, daughter). computer (son, brother). e) – Well! Now I’ll give you the dialogue. First of all, listen to me. This dialogue is about friends. – O.K. I begin to read the dialogue. Then you are to answer my questions. Nick- Hello! My name is Nick and what is your name? Jane – Hi! My name is Jane. Where are you from? Nick – I’m from Russia. Jane – Nick. Tell me about your family! Nick – O.K. My family is large. There are six persons in it. I have a sister and a brother, a grandmother and my parents. Jane – Do you have a cousin? Nick – Yes, I have cousins. They are Tom and Kate. Jane – Do you have an aunt? Nick – Yes, I’ve an aunt. My aunt’s name is Helen. She is a teacher. But I haven’t an uncle. – Did you understand the dialogue? Where did the boys meet? What are they talking about? – Try to translate the dialogue. – Now repeat after me. – Good of you! Now boys will be Nick and girls will be Jane. O.K. Read the dialogue. – Let’s read the dialogue in pair. – Good of you! Now look at your cards. You must complete the sentences about Nick’s family. Nick’s family Nick’s family is large. There are... persons in it. He has... and...,... and his.... Tom is Nick’s.... Kate is his... too. Helen is a teacher. She is Nick’s.... But he hasn’t.... – Let’s check it up. a) Read the text. Nick’s family Nick’s family is large. There are six persons in it. He has a sister and a brother, a grandmother and his parents. Tom is Nick’s cousin. Kate is his cousin too. Helen is a teacher. She is Nick’s aunt. But he hasn’t an uncle. b) – Try to retell your friends about Nick’s family. – Good of you! I am glad with your answer. I see you know these words.
Таким образом, урок по закреплению лексического материала с использованием дидактических карточек, игровых моментов, задания проблемного характера был интересным для детей, и они активно выполняли все виды работы. Это способствовало получению высоких результатов усвоения лексики по изучаемой теме.
Следующий урок был проведён с целью обобщения изученного материала по разделу «My family» (Unit3). О проведении такого задания учащимся было сообщено в начале изучения темы. Перед проведением презентации проектов учащимся следует напомнить о его содержании и критериях его оценки. Также необходимо продумать ситуацию-легенду, которая заинтересует учащихся в выполнении данного вида работы. Фрагмент № 3.
– Good day, ladies and gentlemen! Welcome to our wonderful lesson. You know that the administration of our town organized a competition for the best project «My family is the best». Today we’ll listen to your works. Then the jury of our contest (Ahmadeeva F. F., Titova S.V., Zulfira M.) will find the best project. Our administration will give a winner a trip to London. We wish you good luck. Let’s begin. The first pupil: Radigen A. Hello! My name is Arterm. I’m a pupil. I like go to our school. I like to play tennis. I have a large family. I have a mother, a farther, a grandmother and grandfather. We live in a big house. My father’s name is Paul. He is a guard in the bank. He likes to watch football matches on TV. My mother’s name is Sveta. She is a teacher in our school. She likes to cook dishes. My brother’s name is Sasha. He likes to play football with his friends. My grandmother’s name is Raisa. She is loves me and gives me sweets. My grandfather’s name is Misha. He likes to play football with me. I have an uncle and an aunt. Sometimes they visit us. Our family is friendly. We love each other and help each other. We are the best family. The second pupil: Golovin Igor. Hi! This is I. My name is Igor. I’m eleven. I’m a pupil. I like go to the school with my friends. They are: Arterm, Igor, Radik. I have a large family. I have a mother, a father, a brother, a sister and grandmother. Our family is friendly. My father works in the factory with his brother, he is my uncle. My father likes to play football with me and my brother. My mother works in the bank. She is fond of sports. My grandmother doesn’t work. She likes to take care of us. My brother is a pupil. He likes to listen to music. My sister is a pupil too. She likes to read fashion magazines. She helps my mother. My family is the best. I love my family. The third pupil: Uliya. Hello! My name is Uliya. I’m ten. I like to listen to music and go to the school, to play chess with my cousin. Her name is Olya. I have a family. My family is not large. I’ve a mother, a father and a cat. My father’s name is Aleksey. He is a worker in the factory. He likes to read newspapers. He likes to play chess with me. My mother’s name is Luba. She is a doctor. She likes to cook cakes. My cat’s name is Murka. She is big. She likes to play with me. My family is the best. We love each other.
Таким образом, домашние задание данного урока носило творческий характер. Учащимся не составило большой трудности выполнить проект, так как структура заданий учебника предусматривает по завершении каждого раздела самостоятельную работу учащихся в виде выполнения проекта. «Легенда» заинтересовала учащихся, и они активно работали на уроке, стараясь проявить себя более творчески и представить свои рассказы о семье ярче и богаче, используя пройденную лексику по разделу «My family» (Unit3).
Методические рекомендации
По результатам исследовательской работы видно, что интерес учащихся данного класса наиболее повысился благодаря разнообразным приёмам работы с лексикой, а именно: игр, упражнений различного характера, опор, наглядности.
При сравнении лексической правильности речи в начале с результатами, полученными в ходе выполнения исследовательской работы необходимо отметить, что уровень знаний у слабых учащихся немного повысился. Они заинтересовались иностранным языком, так как был использован дифференцированный и личностно-ориентированный подход в обучении, проблемные задания, упражнения на развитие познавательной активности. Несомненно, индивидуально-личностный подход к ученику, использование игровых методов обучения способствует лучшему усвоению лексики и правильному словоупотреблению в устной и письменной речи. За время практики, в связи с возникновением некоторых трудностей при введении, закреплении лексического материала, были выделены некоторые рекомендации по повышению эффективности процесса формирования лексических навыков: Во-первых, при семантизации лексического материала использовать разнообразные приёмы, комбинировать их, так как это поможет избежать монотонности и однообразия, будет способствовать лучшему пониманию лексики учащимися. Во-вторых, необходимо тщательно продумать установки коммуникативного характера, чтобы учащиеся имели перед собой конкретную цель усвоения данного лексического материала. В-третьих, использовать современные аутентичные материалы, позволяющие учащимся знакомиться со страной изучаемого языка, её культурой. Это поможет учащимся осознать ценность изучения лексики на иностранном языке. В-четвёртых, выделять время на проведение упражнений игрового характера в целях релаксации, переключения внимания, избегая при этом переутомления, усталости учащихся, подавления их интереса к учебной деятельности и предмета в целом. В-пятых, обязательное улучшение оснащённости классов современными информационными технологиями в целях повышения эффективности обучения, увеличения интереса учащихся к познавательной деятельности практического характера. В-шестых, учителю необходимо создать доброжелательную атмосферу на уроке, чтобы у учащихся не было барьера в общении, чтобы у них возникало желание заниматься языком.
Заключение При работе над данным вопросом автор пришёл к выводу, что обучение лексике иностранного языка на начальном этапе приобретает всё большее значение. Также автор убедился в истинности гипотезы о том, что использование разнообразных методов и приемов семантизации и активизации лексического материала способствует более прочному его усвоению. Было отмечено в ходе исследовательской работы, что учащимся было намного легче изучать лексику иностранного языка через наглядность, участвуя в играх, составляя собственные высказывания, работая в группах, парах, самостоятельно. Организация и проведение занятий должно строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и лингвистических способностей детей и быть направлено на их развитие. Занятия иностранным языком должны быть осмыслены преподавателем как часть общего развития личности ребёнка, связаны с его сенсорным, физическим, интеллектуальным воспитанием. За время выполнения работы поставленные задачи были достигнуты, что позволило разработать, организовать и проверить эффективность разработанных уроков. В процессе организации и проведения занятий особых трудностей не возникало. Эта исследовательская работа может быть использована учителями иностранного языка, так как в ней даны практические рекомендации по организации работы с лексическим материалом на начальном этапе его изучения, а виды упражнений и заданий могут использоваться для автоматизации лексических навыков по любой изучаемой теме. Данная проблема вызвала интерес у автора, и он предполагает продолжить ее изучение в своей дальнейшей педагогической деятельности. Список использованной литературы
1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками // Иностранная языки в школе. – 1986. –С.52. 2. Ариян М.А. УМК по английскому языку для 2 класса (2 год обучения) // Иностранные языки в школе. – 1993. –С. 54. 3. Биболетова М.3., Денисенко О. А., Добрынина Н. В. Английский язык. Учебник для 1 класса: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994. 255 с. 4. Биболетова М.3., Денисенко О.А., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Enjoy Eng1ish 2: Книга для учителя к учебнику Enjoy Eng1ish 2. –Обнинск: Просвещение, 1996. 331 с. 5. Борзова Г.В. Тексты для чтения на втором этапе обучения// Иностранные языки в школе. – 1990. –С. 25. 6. Варежкина Н.В. Методика английского языка. –М.: Просвещение, 1999. 350с. 7. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. –М.: Просвещение, 1998. –С.17-35. 8. Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе// Иностранные языки в школе. –1990. –С. 43. 9. Гальперин П.Я. Современная методика английского языка. –М.: Просвещение, 1995. –С. 45-60. 10. Гальскова Н.Д. Об итогах второго года экспериментального обучения иностранным языкам в начальной школе// Иностранные языки в школе. 1990. –С.15-50. 11. Емельянова Е.Ю., Кузовлев В.П., Тарасюк Н.А. Привет, американский английский: Книга для учителя. –М.:Академия, 1994. 253 с. 12. Клементьева Т.Б. Времена английского глагола в картинках и играх. –М., 1989. –С.35-37. 13. Клементьева Т.Б., Монк Б. Счастливый английский. –М., 1992. –С.96. 14. Комкова И.Ф. Английский язык для детей. –М.: Просвещение, 2000. – С. 40-50. 15. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. –СПб., 2006. –150с. 16. Кувшинкин В.И. Методика обучения иностранному языку в начальной школе. –М.: Просвещение, 2000. 250с. 17. Лурия А.Р. Обучение иностранному языку в начальной школе. –М., 1999. –С.29. 18. Негневицкая Е.И., Никитенко 3.Н., Ленская Е. А. Английский язык: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1992. 198с. 19. Негневицкая Е.И., Никитенко 3.Н., Артамонова И.А. Английский язык: Учебное пособие для класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 1994. –С.143. 20. Негневицкая Е.И., Никитенко 3.Н., Ленская Е.А. Английский язык: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1992. 200с. 21. Никитенко 3.И., Негневицкая Е.И., Ленская Е.А., Английский язык: Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 1996. –С.85. 22. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Учитель иностранного языка. –М., 1993. –С.40. 23. Программа развития и обучения дошкольника. –М.: Нева, 2002. –С.4-5. 24. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. –М.: Просвещение, 1991.-182 с. 25. Столяренков Л.Д. Основы психологии. –Ростов н/Д: Феникс, 1991. 526 с. 26. Соловьева Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. –М.: Просвещение, 2005. –С.55-57. 27. Щерба О.В. Обучение иностранному языку языку в начальной школе. –М., 2005. –С.60-85. 28. Tom Hutchinson OXFORD UNIVERSITY PRESS. Hotline. 2006. 250с. Приложения
Приложение 1
Повторительные упражнения
1. Прочтите слова в списке. 2. Прочтите слово из списка, затем произнесите его по памяти. 3. Посмотрите в список слов, назовите очередное слово и все предшествующие по памяти. (Количество слов при этом постепенно увеличивается). 4. Произнесите слова на иностранном языке, опираясь на список русских слов или подбирая соответствующие им иностранные слова из отдельного списка. 5. Назовите, опираясь на русские, иностранные слова, записанные на оборотной стороне листа, всякий раз переворачивая его. 6. Прочтите только те слова, которые имеют русские соответствия в списке. 7. Найдите указанные в списке слова в иностранно- русском словаре и прочтите их. 8. Найдите в иностранно- русском словаре соответствие названным в спичке русским словам и прочтите их. 9. Повторяйте за диктором слова (список слов всё удлиняется, вперемешку даются известные и новые слова). 10. Повторяйте тематически (семантически) однородные слова (список слов всё удлиняется). 11. Повторите вслед за диктором набор слов, запишите их и составьте из них предложения. 12. Повторите вслед за диктором набор слов и, не записывая их, составьте предложение. 13. Из списка выберите слова для составления собственных предложений, прочтите их, а затем составьте предложения. 14. Прочтите утвердительное предложение, поставьте разделительный вопрос. 15. Читайте все удлиняющееся предложение, добавляя в него из списка однородные слова (в порядке перечисления, наращивания словосочетания). 16. Прочтите весь список слов, располагая слова в алфавитном порядке. 17. Прочтите список слов, начинающихся с одной и той же буквы, располагая их в алфавитном порядке с учётом второй, третьей букв. 18. Соедините фрагменты предложения в единое целое, прочтите вслух предложение. 19.Прочтите предложение, заполняя пропуски соответствующими иноязычными словами. 20. Повторите предложения, включая в них отрицания или слова "тоже", "ещё", "уже". 21. Повторите предложение, изменяя форму подчёркнутых слов, используя производные вместо корневых, сложные вместо простых слов, словосочетания вместо слов. 22. Прочтите предложение, исключая из них слова, которые не меняют смысла или содержания (определения, однородное перечисление и др.). 23. Прочтите две группы предложений, затем повторите во второй группе только те, которых нет в первой, и наоборот. 24. Прочтите пять групп повторяющихся предложений, в каждом из которых пропущены слова по принципу клоуз-теста (в каждой группе свои слова), восстанавливая полностью эти предложения. 25. Сравните четыре списка слов. Прочтите слова, повторяющиеся во всех четырёх списках, затем - в трёх, двух. После этого прочтите только те слова, которые ни в одном из списков не повторяются. В конце прочтите четыре списка и составьте общий список слов, соблюдая алфавитный порядок. 26. Прочтите в упражнении только предложения с новыми словами. 27. Проверьте знание слов и словосочетаний друг у друга. 28. Сгруппируйте новые слова по частям речи, запишите их в словарь, подберите к ним предложения, иллюстрирующие их употребление. Объясните своим товарищам всё, что вы знаете о каждом из новых слов, его значениях, словоформах, сочетаемости, правилах употребления; проиллюстрируйте своё объяснение примерами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|