Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темпы (коэффициенты) роста





Факторы, характеризующие функционирование товара на рынке

Фактор Вопросы, на которые дает ответ анализ фактора
Спрос Как много потребителей покупает данный товар?
Жизненный цикл товара Как долго данный товар существует на рынке, как развивается спрос на товар? Каковы перспективы развития спроса на товар?
Конкурентоспособность товара Насколько хорош или плох данный товар по сравнению с конкурирующими товарами?
Приверженность к марке Как много потребителей товара предпочитают данный товар другим товарам?
Доля рынка, занимаемая товаром Каков объем продаж данного товара в сравнении с другими товарами на рынке?

Спрос

Определения спроса, в которых на первое место ставится потребность потребителя, как необходимое условие существования спроса:

Спрос(Маркс, Энгельс) – представленная на рынке потребность в товарах.

Спрос(словарь маркетинговых терминов Б. Тоффлер и Дж. Имбер) – потребность в продукции или услуге, ведущая к покупке.

Спрос (Котлер) – потребность в определенных товарах, выраженная в желании и способности их приобрести.

Спрос –совокупная потребность в товаре, подкрепленная покупательной способностью (синтезированное определение ряда отечественных авторов).

Спрос – совокупность запросов потребителей, предъявляемых к товару:

 

S = å (di) i = 1, N

S – спрос,

di – запрос,

N – количество запросов, предъявляемых к товару в некоторый момент (период) времени.

 

Определение, в котором спрос рассматривается как свершившийся факт продажи.

Спрос(Ламбен) – общий объем продаж определенного товара на определенном рынке в определенное время.

 

Различают:

­ первичный спрос – спрос индивидуальных потребителей,

­ производный спрос – спрос организационных потребителей.

 

Спрос может быть рассмотрен следующим образом:

В разрезе товара:

· спрос на определенный товар (марку) определенной фирмы,

· спрос на все товары определенной фирмы,



· спрос на товар определенного вида всех фирм, действующих на определенном рынке (глобальный или совокупный спрос).

В разрезе рынка:

· спрос на товар одного потребителя (запрос),

· спрос на товар группы потребителей (более или менее масштабной),

· спрос на товар всех возможных потребителей.

В разрезе времени:

· спрос в течении определенного промежутка времени (час, день, месяц, год …).

 

 

Для того, чтобы научиться анализировать спрос, нужно знать:

­ что такое спрос (под углом зрения потребителя и под углом зрения производителя),

­ каким бывает спрос (вид спроса),

­ как можно измерять спрос (параметры спроса),

­ что может влиять на спрос (детерминанты спроса),

­ каким образом детерминанты могут влиять на спрос и как спрос может изменяться под их влиянием (эластичность спроса).

 

Вид спроса

 

Вид спроса – характеристика спроса, определяемая спецификой товара или потребности.

Классификация видов спроса

 

По отношению потребителей к товару
Отрицательный Нулевой Положительный
По наличию способа удовлетворения потребности
Латентный (скрытый) Действительный (явный)
По природе возникновения
Естественный Импульсивный Внушенный
По условиям возникновения
Постоянный Экстренный Особый
По периодичности возникновения
Сезонный (нерегулярный) Регулярный
По уровню рациональности потребности
Рациональный Иррациональный
По степени эластичности
Эластичный Слабо эластичный Неэластичный
По степени активности
Пассивный Активный
       

Параметры спроса

 

Спрос характеризуется следующими параметрами:

1. Статические характеристики:

· реальный уровень спроса;

· потенциальный уровень спроса.

 

2. Динамические характеристики:

· величина и направление изменения спроса (абсолютный прирост – положительный или отрицательный),

· скорость изменения спроса (темпы роста или прироста спроса),

· характер изменения спроса,

 

Статические характеристики спроса

 

Абсолютный уровень реального спроса

Уровень реального спроса (абсолютная величина) характеризует объем текущего (сложившегося) спроса и может быть исчислен как объем продаж определенного товара в данный период времени на данном рынке:

 

SR = V

 

SR –уровень реального спроса,

V – объем продаж определенного товара определенного производителя (совокупности производителей) за определенный период времени.

 

Относительный уровень реального спроса

SRo = V / VP * 100 %

 

SRo – относительный уровень реального спроса (текущий),

V – объем продаж определенного товара определенного производителя (совокупности производителей) за определенный период времени,

VP – объем предложения данного товара (или планируемый объем продаж).

 

В зависимости от уровня текущего реального спроса различают:

· недостаточный спрос – спрос меньше запланированного (объем спроса < объема предложения, SRo < 100),

· полноценный спрос - спрос, равный запланированному (объем спроса = объему предложения, SRo = 100)

· сверхспрос – чрезмерный спрос, больший чем фирма может удовлетворить (объем спроса > объема предложения, SRo > 100).

 

 

Динамические характеристики спроса

 

В процессе анализа динамического ряда изучаются следующие параметры, характеризующие изменение исследуемой переменной:

­ показатели прироста переменной (на сколько изменяется уровень ряда),

­ показатели скорости роста (прироста) переменной (во сколько раз изменяется уровень ряда).

 

Показатели величины и направления изменения спроса

Абсолютный прирост спроса (положительный или отрицательный) – величина, на которую изменяется уровень спроса по сравнению с некоторой базой (предыдущим уровнем или начальным уровнем).

 

Абсолютный прирост спроса D S определяется как разность между двумя уровнями спроса и показывает на сколько данный уровень превышает уровень, принятый за базу сравнения.

- Базисный (накопленный) абсолютный прирост - показатель изменения уровня спроса за весь период - от начального (базисного) измерения до текущего:

D S баз. i = S i – S 0

- Цепной (годовой, квартальный или месячный) абсолютный прирост - показатель изменения уровня спроса по отношению к предыдущему периоду времени (году, кварталу, месяцу):

D S цеп. i = S i – S i-1

Абсолютные приросты позволяют выявить наличие (или отсутствие) изменений, направление изменений, величину изменений.

Показатели скорости изменения спроса

 

 

Для характеристики скорости (интенсивности) изменения переменной используют следующие показатели:

· темпы (коэффициенты) роста,

· темпы (коэффициенты) прироста.

Темпы (коэффициенты) роста

 

Темпы (коэффициенты) роста - показатели скорости изменения спроса. Они показывает, во сколько уровень спроса больше (или меньше) базы сравнения (начальный или предыдущий уровень). Исчисляется в разах (коэффициент роста) или в процентах (темп роста).

- Базисные темпы (коэффициенты) роста - характеристика непрерывной линии развития спроса от начального момента времени до текущего:

 

K роста баз. i = Si / S0

Tроста баз. i = K роста баз. i * 100 %

- Цепные темпы (коэффициенты) роста - характеристика интенсивности изменения спроса по периодам:

 

K роста цеп. i = Si / Si-1

Tроста цеп. i = K роста цеп. i * 100 %





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.