Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение дисциплины




БИЗНЕСА И ПРАВА

 

А.В. Короченцева

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА»

 

для студентов заочной формы обучения

 

 

Ростов-на-Дону


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология бизнеса» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по экономическим специальностям».

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой _ Психология и утвержден Учебно-методическим советом __академии «Управления»_( протокол № 1 от 2.10.2011 г.) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

 

Составитель: к.псих.н., доцент А.В. Короченцева

 

 

Рецензент: к.псих.н., И.С.Мансырова


СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Рабочая программа дисциплины

1.1 Цель и задачи изучения дисциплины

1.2 Требования к уровню освоения дисциплины

1.3 Аудиторная работа

1.3.1 Лекции

1.3.2 Практические занятия

1.3.3 Интерактивные занятия

1.4 Самостоятельная работа

1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.5.1 Перечень основной литературы

1.5.2 Перечень дополнительной литеры

1.5.3 Информационное обеспечение дисциплины

2 лекционные занятия

2.1 План и содержание лекционных занятий

2.2 План и содержание лекционных интерактивных занятий

3 Практические занятия

3.1 План и содержание семинарских занятий

3.2 План и содержание практических занятий

3.3 План и содержание интерактивных практических занятий

4 Контроль овладения компетенциями

4.1 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями

4.2 Перечень тем учебных проектов

5 методические указания по выполнению практических работ

5.1 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов

5.2 Методические рекомендации по выполнению курсовых работ

5.3 Варианты контрольных работ

5.4 Перечень рекомендуемой литературы

6 самостоятельнАЯ работА студентов

6.1 План и содержание самостоятельной работы

6.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

7 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Контактная информация преподавателя

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель: систематически изложить основные представления о психологических закономерностях деятельности и личности предпринимателя как субъекта экономических отношений.

Задачи:

1. Сформировать у студентов систему основных понятий по курсу «Психология предпринимательства».

2. Познакомить с различными направлениями и представителями отечественной и зарубежной психологии предпринимательства.

3. Сформировать систему знаний о психологических качествах, которые оказываются принципиально важными для человека, действующего в бизнесе, о специфических социально-психологических процессах в бизнесе.

4. Сформировать навыки практического использования знаний в области психологии предпринимательства

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление: о психологических закономерностях личности и деятельности предпринимателя как субъекта экономических отношений.

Знать:

- психологические составляющие предпринимательской деятельности, особенности предпринимательской культуры.

- основные виды предпринимательской деятельности

- мотивы предпринимательской деятельности, основы эффективного целеполагания

- личностные особенности способствующие и препятствующие успеху в бизнесе

- способы повышения эффективности руководства бизнес-процессами

- психологические основы формирования команды для успешного ведения бизнеса

- психологические принципы успешных продаж

- основы эффективного взаимодействия и делового этикета

- национальные особенности в деятельности предпринимателя

 

Уметь:

- находить психологические аспекты в деятельности предпринимателя, а также понимать психологические механизмы выбора этого вида деятельности

- определять набор личностных качеств, необходимых для успешного занятия предпринимательской деятельности.

- выявлять психологические факторы, способствующие и препятствующие успеху в предпринимательской деятельности

- определять психологические принципы формулировки бизнес-целей.

- выявлять потребности потенциальных клиентов при ведении предпринимательской деятельности

- использовать навыки делового общения в предпринимательской деятельности

- использовать психологические составляющие на различных этапах процесса продаж

- применять навыки эффективного целеполагания при планировании предпринимательской деятельности

- применять основы тайм – менеджмента в своей деятельности

Овладеть компетенциями:

1. Общекультурные компетенции (ОК):

Экономика

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

Менеджмент

умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);

владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);

способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

Психология

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

 

 

2. Профессиональные компетенции (ПК):

Экономика

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

Менеджмент

способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24);

способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

Психология

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

способностью и готовностью к:

анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

 

 

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1.3.1. Лекции

№ п/п Тема лекции Краткое содержание Часы  
  Введение в психологию бизнеса Предмет и задачи «Психологии бизнеса», ее связь с другими науками. Эволюция взглядов на феномен предпринимательства. Атрибуты предпринимателя. Виды предпринимательской деятельности.    
  Социально-психологические особенности предпринимательства в России и за рубежом Предпринимательство как социально-экономическое и психологическое явление. Социально-психологические особенности предпринимательства в зарубежных странах. Социально-психологические аспекты современного российского предпринимателя. -  
  Психологические основы успешной предпринимательской деятельности Личностные качества предпринимателя Способы достижения успеха в бизнесе. Ведущие мотивационно-ценностные ориентации современных предпринимателей. Социально-психологические причины включения в бизнес. Основы эффективного целеполагания. Факторы, влияющие на успешность предпринимательской деятельности    
  Основы эффективного руководства бизнес-процессами Основные управленческие функции: базовые принципы эффективного управления бизнесом; оптимальное соотношение основных функций руководителя. Формирование команды в бизнесе. Формирование корпоративной культуры. -  
  Культура и этика предпринимательства   Понятие «Культура предпринимательства». Элементы делового этикета. Гендерные различия в предпринимательстве. Национально-психологические особенности ведения бизнеса в различных странах -  
Итого:    

Практические занятия

№ п/п Тема занятия Краткое содержание Часы  
  Предмет и задачи психологии бизнеса Сущность предпринимательства. Значение предпринимательства для экономики страны. Эволюция взглядов на предпринимательство. и негативные последствия занятия предприниматель­ской деятельностью. Виды предпринимательства. -  
  Становление предпринимательства в мировом сообществе История человечества и история предпринимательства. Основные этапы развития предпринимательства в мировой эко­номике. История предпринимательства в России Влияние форм сознания людей (религиозной, идеологической, куль­турной) на способы ведения предпринимательской Деятельности.. -  
  Психологические основы успешной деятельности, планирование жизненных целей Основы аффективного целеполагания в применении к бизнес-плану предпринимателя. Психологические аспекты принятия решений и их связь с лично­стью предпринимателя, Психологические особенности предпринимательского риска.    
  Личностные качества предпринимателя Личностные качества способствующие и припятствующие успеху в бизнесе. Уровень субъективного контроля и его значение для успеха пред­принимательской деятельности. Методы оценки личностных качеств. -  
  Основы эффективного руководства бизнес-процессами Проблема оптимального сочетания управленческих функций ру­ководителя. Функция планирования и организации в деятельности предпри­нимателя. Способы формирования команды в бизнесе. Методы подбора персонала. Современные представления о методах мотивации персонала. Формирование корпоративной Культуры. -  
  Психологические основы успешных продаж Основные этапы процесса продаж. Выявление потребностей клиентов как центральное звено продаж. Разновидности презентаций товаров и услуг. Возможные стратегии при работе с возражениями клиентов. Системный подход к процессу продаж. Психология рекламы.    
  Тайм-менеджмент Значение тайм-менеджмента в деятельности предпринимателя. Методы рационального использования времени. Основные причины стрессов у предпринимателей. -  
  Культура предпринимательства Культура и этика предпринимательства. Основы делового этикета. Гендерные различия в предпринимательстве. Национально-психологические особенности ведения бизнеса в раз­личных странах. -  
ИТОГО:    

 

Интерактивные занятия

№ п/п Тема занятия Краткое содержание Часы  
  Предмет и задачи психологии бизнеса Деловая игра «Создай свое дело». Группа разбивается на несколько подгрупп (3-5 чел.), которым дается задание наполнить конкретным содержанием схему по рис. 1.4. Для этого определяют следующие со­ставляющие: предполагаемое направление деятельности, необходи­мые ресурсы, собственную роль в работе предприятия (предполага­ется партнерское участие в равных долях), необходимые ресурсы, степень риска и ожидаемую прибыль. Все параметры фиксируются на бумаге, а затем представляются остальным группам для обсужде­ния. Презентация проекта осуществляется одним из членов группы по выбору.   -  
  Становление предпринимательства в мировом сообществе Упражнение «Машина времени». Группа разбивается на 4 подгруппы. Каждой подгруппе дается задание рассказать о жизни и деятельно­сти предпринимателя в какой-то исторической эпохе: Античном ми­ре (Древняя Греция или Рим по выбору); эпохе Возрождения и Ве­ликих географических открытий; эпохе Петра I; периода перестрой­ки (90-е гг. XX в.). Задача участников — за 20 минут составить краткое социально-экономическое описание своей эпохи и особенности веде­ния предпринимательской деятельности (выгоды и угрозы). . -  
  Психологические основы успешной деятельности, планирование жизненных целей Упражнение 1. «Целеполагание». Каждый из участников занятия состав­ляет свою стратегическую цель на ближайшие 3-5 лет. Затем он проверяет ее по всем критерием и вносит необходимые коррек­тивы. Упражнение 2. «Управленческие решения». Вспомните одно из своих важ­ных решений, принятых в промежутке времени от 1 до 12 месяцев назад (решение может касаться любых вопросов). -  
  Личностные качества предпринимателя Упражнение «Качества предпринима-теля». Выпишите в два столбика по 5 своих сильных и слабых сторон (то, что может позволить вам стать предпринимателем, и то, что мо­жет помешать сделать это). Практикум: «Склонность к риску», «Опросник ограничений управленческого потенцеала», «Методика определения уровня субъективного контроля Роттера», «Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева». -  
  Основы эффективного руководства бизнес-процессами Упражнение. Напишите, какие формы мотивации для повышения образователь­ного уровня работников предприятия можно использовать. -  
  Психологические основы успешных продаж 1. Психология продаж. Упражнение1. «Понимание клиента». Чтобы продемонстрировать, как разные представления и установки людей могут затруднять процесс продаж. Упражнение 2. Метафорическая игра «Иван царевич и царевна лягушка». 2. Психология рекламы. Упражнение «Составление рекла­мы». Учебная группа разбивается на несколько подгрупп (по 3— 5 человек). Преподаватель предлагает каждой подгруппе какой-то вид предпринимательской деятельности, который они должны прорекламировать потенциальным клиентам в газетном объявле­нии. Объявление должно поместиться на площади 1/8 газетного листа (формат А5). Задача: составить объявление, используя закономерности рекла­мы, и подобрать оптимальное количество Информации, которая при­влечет внимание потенциальных клиентов и заинтересует их. -  
  Тайм-менеджмент 1. Упражнение «Тайм-менеджмент». -  
  Культура предпринимательства Упражнение по теме «Культура и этика предпринимательства». Группа разбивается на 2 подгруппы. Каждая составляет 2 списка: один — с теми моральными нормами, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах; второй — с теми, которые не носят столь же же­ сткого характера. После этого обе подгруппы сравнивают свои списки.   Упражнение по теме «Гендерные различия в предпринимательстве». Группа разбивается на 2 подгруппы. Одна группа (из мужчин) составля­ет список особенностей женского предпринимательства, а вторая (состоящая из женщин) — особенности мужского предпринима­тельства. После этого обе подгруппы сравнивают свои списки и вносят в них коррективы.   Упражнение по теме «Национально-психологические особенности ведения бизнеса». Группа разбивается на 5 подгрупп. Каждой преподаватель дает название страны (задание неизвестно остальным группам). Задача группы — выделить своего представителя на «международных» переговорах (тему определяет преподаватель). Перед участниками переговоров ставится задача прийти к общему мнению, а перед наблюдателями — определить, из какой станы прибыли делегации.   -  
ИТОГО: -  

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

№ п/п Содержание самостоятельной работы Часы Форма контр.
  Психология гендерных различий в предпринимательской деятельности в России и за рубежом   отчет
  Психологические механизмы формирования имиджа предпринимателя   отчет
  Отношение к предпринимательству представителей различных религиозных концессий   отчет
  Выдающиеся русские предприниматели: психологические особенности их личности и деятельности   отчет
  Психологические явления в деятельности предпринимателя: механизмы познавательных процессов в бизнесе, мотивация, волевая структура   отчет
  Психология современного российского предпринимателя   отчет
  Денежная этика, психологические особенности отношения личности к деньгам   отчет
  Психологические условия и факторы предпринимательского успеха   отчет
  Каузальная атрибуция как способ объяснения поведения предпринимателя   отчет
  Социально-психологические особенности предпринимательства в зарубежных странах   отчет
  Предпринимательство и стратегии индивидуальной адаптации   отчет
  Коммуникативные процессы в деятельности предпринимателя   отчет
  Культура и этика предпринимательства   отчет
  Психологические основы управления конфликтными ситуациями   отчет
  Национально-психологические особенности ведения бизнеса в различных странах   отчет
ИТОГО:    

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...