Сервер ИУБИП/ методические материалы/ учебно-методическое обеспечение по кафедрам/ СДО Прометей/ Библиотека/ Психология предпринимательства
2. лекционные занятия
2.1 План и содержание лекционных занятий
№ п/п
Тема лекции
Краткое содержание
Часы
Модуль 1
Введение в психологию бизнеса
Предмет и задачи «психологии предпринимательства», ее связь с другими науками.
Эволюция взглядов на феномен предпринимательства.
Атрибуты предпринимателя.
Виды предпринимательской деятельности.
Психологические основы успешной предпринимательской деятельности
Личностные качества предпринимателяСпособы достижения успеха в бизнесе.
Ведущие мотивационно-ценностные ориентации современных предпринимателей.
Социально-психологические причины включения в бизнес.
Основы эффективного целеполагания.
Факторы, влияющие на успешность предпринимательской деятельности
Основы эффективного руководства бизнес-процессами
Основные управленческие функции: базовые принципы эффективного управления бизнесом; оптимальное соотношение основных функций руководителя.
Формирование команды в бизнесе.
Формирование корпоративной культуры.
-
3.2 План и содержание лекционных интерактивных занятий
№ п/п
Тема лекции
Краткое содержание
Часы
Модуль 1
Социально-психологические особенности предпринимательства в России и за рубежом
Предпринимательство как социально-экономическое и психологическое явление.
Социально-психологические особенности предпринимательства в зарубежных странах.
Социально-психологические аспекты современного российского предпринимателя.
-
Культура и этика предпринимательства
Понятие «Культура предпринимательства».
Элементы делового этикета.
Гендерные различия в предпринимательстве.
Национально-психологические особенности ведения бизнеса в различных странах
-
4. Практические занятия
4.1 Планы и содержание семинарских занятий
№ п/п
Тема занятия
Краткое содержание
Заочная\Заочная сокращенная форма
Модуль 1
Предмет и задачи психологии бизнеса
Сущность предпринимательства.
Значение предпринимательства для экономики страны.
Эволюция взглядов на предпринимательство. и негативные последствия занятия предпринимательской деятельностью.
Виды предпринимательства.
Становление предпринимательства в мировом сообществе
История человечества и история предпринимательства.
Основные этапы развития предпринимательства в мировой экономике.
История предпринимательства в России
Влияние форм сознания людей (религиозной, идеологической, культурной) на способы ведения предпринимательской Деятельности..
-
Психологические основы успешной деятельности, планирование жизненных целей
Основы аффективного целеполагания в применении к бизнес-плану предпринимателя.
Психологические аспекты принятия решений и их связь с личностью предпринимателя,
Психологические особенности предпринимательского риска.
-
Личностные качества предпринимателя
Личностные качества способствующие и припятствующие успеху в бизнесе.
Уровень субъективного контроля и его значение для успеха предпринимательской деятельности.
Методы оценки личностных качеств.
-
Основы эффективного руководства бизнес-процессами
Проблема оптимального сочетания управленческих функций руководителя.
Функция планирования и организации в деятельности предпринимателя.
Способы формирования команды в бизнесе.
Методы подбора персонала.
Современные представления о методах мотивации персонала.
Формирование корпоративной Культуры.
-
Психологические основы успешных продаж
Основные этапы процесса продаж.
Выявление потребностей клиентов как центральное звено продаж.
Разновидности презентаций товаров и услуг.
Возможные стратегии при работе с возражениями клиентов.
Системный подход к процессу продаж.
Психология рекламы.
Тайм-менеджмент
Значение тайм-менеджмента в деятельности предпринимателя.
Методы рационального использования времени.
Основные причины стрессов у предпринимателей.
-
Культура предпринимательства
Культура и этика предпринимательства.
Основы делового этикета.
Гендерные различия в предпринимательстве.
Национально-психологические особенности ведения бизнеса в различных странах.
-
4.2 План и содержание практических занятий
№ п/п
Тема занятия
Краткое содержание
Кол. часов
Модуль 2
Личностные качества предпринимателя
Упражнение «Качества предпринима-теля». Выпишите в два столбика по 5 своих сильных и слабых сторон (то, что может позволить вам стать предпринимателем, и то, что может помешать сделать это).
Практикум: «Склонность к риску», «Опросник ограничений управленческого потенцеала», «Методика определения уровня субъективного контроля Роттера», «Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева».
-
Модуль 3
Психологические основы успешных продаж
1. Психология продаж.
Упражнение1. «Понимание клиента». Чтобы продемонстрировать, как разные представления и установки людей могут затруднять процесс продаж. Упражнение 2. Метафорическая игра «Иван царевич и царевна лягушка».
2. Психология рекламы. Упражнение «Составление рекламы». Учебная группа разбивается на несколько подгрупп (по 3— 5 человек). Преподаватель предлагает каждой подгруппе какой-то вид предпринимательской деятельности, который они должны прорекламировать потенциальным клиентам в газетном объявлении. Объявление должно поместиться на площади 1/8 газетного листа (формат А5).
Задача: составить объявление, используя закономерности рекламы, и подобрать оптимальное количество Информации, которая привлечет внимание потенциальных клиентов и заинтересует их.
-
Тайм-менеджмент
Упражнение «Тайм-менеджмент».
-
4.3 План и содержание интерактивных практических занятий
№ п/п
Тема занятия
Краткое содержание
Часы
Модуль 1
Предмет и задачи психологии бизнеса
Деловая игра «Создай свое дело». Группа разбивается на несколько подгрупп (3-5 чел.), которым дается задание наполнить конкретным содержанием схему по рис. 1.4. Для этого определяют следующие составляющие: предполагаемое направление деятельности, необходимые ресурсы, собственную роль в работе предприятия (предполагается партнерское участие в равных долях), необходимые ресурсы, степень риска и ожидаемую прибыль. Все параметры фиксируются на бумаге, а затем представляются остальным группам для обсуждения. Презентация проекта осуществляется одним из членов группы по выбору.
-
Становление предпринимательства в мировом сообществе
Упражнение «Машина времени». Группа разбивается на 4 подгруппы. Каждой подгруппе дается задание рассказать о жизни и деятельности предпринимателя в какой-то исторической эпохе: Античном мире (Древняя Греция или Рим по выбору); эпохе Возрождения и Великих географических открытий; эпохе Петра I; периода перестройки (90-е гг. XX в.). Задача участников — за 20 минут составить краткое социально-экономическое описание своей эпохи и особенности ведения предпринимательской деятельности (выгоды и угрозы).
.
-
Психологические основы успешной деятельности, планирование жизненных целей
Упражнение 1. «Целеполагание». Каждый из участников занятия составляет свою стратегическую цель на ближайшие 3-5 лет. Затем он проверяет ее по всем критерием и вносит необходимые коррективы.
Упражнение 2. «Управленческие решения». Вспомните одно из своих важных решений, принятых в промежутке времени от 1 до 12 месяцев назад (решение может касаться любых вопросов).
-
Основы эффективного руководства бизнес-процессами
Упражнение. Напишите, какие формы мотивации для повышения образовательного уровня работников предприятия можно использовать.
-
Культура предпринимательства
Упражнение по теме «Культура и этика предпринимательства». Группа разбивается на 2 подгруппы. Каждая составляет 2 списка: один — с теми моральными нормами, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах; второй — с теми, которые не носят столь же же сткого характера. После этого обе подгруппы сравнивают свои списки.
Упражнение по теме «Гендерные различия в предпринимательстве». Группа разбивается на 2 подгруппы. Одна группа (из мужчин) составляет список особенностей женского предпринимательства, а вторая (состоящая из женщин) — особенности мужского предпринимательства. После этого обе подгруппы сравнивают свои списки и вносят в них коррективы.
Упражнение по теме «Национально-психологические особенности ведения бизнеса». Группа разбивается на 5 подгрупп. Каждой преподаватель дает название страны (задание неизвестно остальным группам). Задача группы — выделить своего представителя на «международных» переговорах (тему определяет преподаватель). Перед участниками переговоров ставится задача прийти к общему мнению, а перед наблюдателями — определить, из какой станы прибыли делегации.