Денежное выражение стоимости и потребительной стоимости
Ценообразование
Процесс по установлению, регулированию цен и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования
В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения
Отпускные цены на продукцию промышленных предприятий;
розничные цены;
цены на строительную продукцию (сметная стоимость, прейскурантная цена, договорная цена);
закупочные цены – это договорные цены, по которым сельскохозяйственная продукция реализуется для государственных нужд;
тарифы грузового и пассажирского транспорта;
тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
цены, обслуживающие внешнеторговый оборот
В зависимости от степени свободы от воздействия государства
Регулируемые цены – цены, устанавливаемые государственными органами (фиксированные и предельные);
свободные цены – цены, складывающиеся на рынке под воздействием конъюнктуры независимо от государственных органов
В зависимости от размера возмещения потребителем транспортных расходов
Цены, сформированные в месте производства;
единые цены с включением усредненных расходов по доставке (единая цена для всех покупателей);
цены, определенные на основе базисного пункта
Методы ценообразования
Затратные методы ценообразования
Методы ценообразования, основанные на издержках (метод полных издержек; метод переменных (прямых) издержек; метод рентабельности инвестиций; метод на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли; метод валовой прибыли; метод маржинального дохода; агрегатный метод)
Методы ценообразования с ориентацией на спрос и уровень конкуренции
Методы ценообразования, основанные на оценке стоимости товара и его ценности потребителями (метод экспертной оценки; методы обследования покупателей;методы определения цены с ориентацией на конкуренцию; метод следования за лидером; тендерный метод)
Методы ценообразования с ориентацией на качество и потребительские свойства
Методы, в основе которых лежит зависимость уровня цены от потребительских свойств и качества продукции (метод удельной цены; балловый метод; метод сложного коэффициента качества; метод экспертной оценки; метод регрессионного анализа)
Сущность и виды ценовой стратегии
Стратегия ценообразования
Выбор динамики изменения исходной цены товара, направленной на получение наибольшей прибыли в рамках планируемого периода
Конкурентные стратегии ценообразования
Стратегии премиального ценообразования и ценового прорыва; нейтрального ценообразования; сигнализирования ценами; ценообразования по географическому принципу
Дифференцированные стратегии ценообразования
Стратегия скидок на втором рынке; стратегия периодической скидки; стратегия случайной скидки
Сущность ценовой тактики
Ценовая тактика
Корректировка цены в условиях текущего изменения конъюнктуры рынка
Скидка
Мера снижения стандартной цены, которая гарантируется покупателю при выполнении определенных условий (скидки за объем закупок, за ускорение оплаты, за продажу вне сезона)
Безубыточное изменение объема продаж при текущем изменении цены
Минимальное изменение объема продаж, которое необходимо, чтобы изменение цены привело к росту маржинального дохода организации по сравнению с его исходным уровнем
– переменные издержки на единицу продукции, ден. ед.
Метод рентабельности инвестиций
– постоянные издержки, ден.ед.; %К – сумма процентов по кредиту, ден. ед.; N – объем продукции, нат. ед.
Метод на основе анализа безубыточности и целевого планирования прибыли
– общая сумма переменных издержек, ден. ед.; – общая сумма постоянных издержек, ден. ед.; – целевая сумма прибыли, ден. ед.
Метод маржинального дохода
– абсолютный маржинальный доход, полученный от реализации продукции, ден. ед.
Метод валовой прибыли
– издержки на производство продукции, ден. ед.; – норматив валовой прибыли (сумма прибыли и затрат на производство и управление), %
Методы ценообразования с ориентацией на качество и потребительские свойства
Название
метода
Методика расчета
Условные обозначения
Метод удельной цены
– удельная цена единицы основного параметра, руб.; Хб, Хн – значение основного параметра базового и нового изделий в соответствующих единицах измерения
Балловый метод
или
,
– количество баллов, выставленное экспертной комиссией по базовому и новому изделию; – показатели качества; – количество баллов с учетом коэффициента весомости; – коэффициент весомости i–го параметра; – цена базового изделия, ден. ед.; – цена нового изделия, ден. ед.
Метод сложного коэффициента качества
– сложный коэффициент качества нового изделия; – частный коэффициент качества по i-му параметру нового изделия; – коэффициент весомости i-го параметра; – абсолютное значение i-го показателя базового и нового изделия в установленных единицах измерения
Название метода
Методика расчета
Условные обозначения
Метод
скользящей цены
,
– базовая цена, ден. ед.; – коэффициент скольжения; a, b – доля наиболее значительных статей затрат в цене, в долях единицы; γ – доля неизменяемых статей затрат, в долях единицы, (a + b + g) = 1; А, Ао, В, Во - абсолютные величины наиболее значительных статей затрат соответственно на период подписания контракта (А, В) и на момент окончательной поставки (Ао, Во)
Ценовая тактика
Скидка за ускорение оплаты
,
%Б – банковская процентная ставка за кредит; Топл – количество дней, на которое оплата должна поступить раньше
Безубыточное изменение объема продаж при изменении цены
– безубыточное изменение объема продаж, %; – изменение цены, %; МДо – относительный маржинальный доход, %