Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория среднего класса ( Гресон, Ройзман )




Структура сознания:

Подсознание, Мышление, Речь, Язык, Память, Знания, Воля, Целеполагание, Самосознание (рефлексия, Я и Не Я)

Функции сознания: Познавательная, Целеполагающая, Регулятивная, Креативная

Сущность сознания имела несколько трактовок. Прежде всего трактовались с двух противоположных мировоззренческих позиций:

Ая позиция

в большинстве мировых религий мира “сознание” есть бессмертная душа, отличная от тела и способная существовать вне ее после смерти

в рамках философской (идеалистической) системы “сознание” - особая субстанция (Декарт), особая сущность отличная от материальных объектов и их свойств.

Фактически при такой позиции - основным методом является интроспекция (самонаблюдение, самосозерцание), т.е. словесное описание понятное другому исследователю.

Ая позиция

Материальные убеждения стремятся понять “сознание” как одно из свойств материи, точнее как одно из свойств особых материальных систем.

Материалисты определяют сознание как “функцию мозга”. В рамках материализма возникало вульгаризированное представление, что сознание есть нечто вещественное и есть некоторое материальное образование. Очевидно, более точно выражает материалистическую позицию о том, что сознание есть свойство или функция материи. Причем основным содержанием этого свойства является отражение высокоорганизованных материальных систем внешнего мира.

Среди многообразии процессов материального мира обнаруживается некоторый особый тип взаимодействия, при котором объекты передают свои свойства и состояние друг другу. Эти свойства могут запечатлеваться в другом - свойство отражения.

Можно предположить, что именно это свойство трансформируется в “раздражимость”, как элемент живой материи и в дальнейшем ходе эволюция жизни порождало все более сложные формы психики, пока не появилось человеческое мышление. Переход от психики животных к сознанию человека может быть понят лишь как стороны общего процесса становления человеческого общества, т.е. он не поддается чисто биологическому объяснению.

Одно из фундаментальных отличий человека от психики животных это обобщенный (абстрактный) характер человеческой мысли. Понятие, выраженное в словах, обозначает не только конкретные единичные предметы, а классы предметов или существующие связи между ними. Это действительно свидетельствует в пользу роли труда в возникновении сознания. При этом были первой формой овеществления знаний, т.к. с орудиями передавался способ его применения.

Становление человеческого общества было одновременно становлением особого типа информационного наследования передаваемого не биологическим путем, а через некоторые внешние объекты, создаваемые человеческой деятельностью.

Овладение этими объектами требовало воспроизведения определенного типа действия. Причем овладение человеческой речью, человеческими способами поведения в принципе не неосуществимо индивидуально. Родившись человек может войти в человеческое общество через связи с другими людьми. Поэтому мышление имеет социальную природу. Однако и по своему содержанию и по своей структуре отражало не только отношение человека к внешнему миру, но и связи между людьми.

Мышление человека - понятийное мышление и не могло сложиться вне языка, т.к. именно слово является реальной формой в которой существует понятие, а язык развивался одновременно как средство связи и коммуникации людей, и как форма в которой рождается мышление.

33. Сознание и мозг. Феномен психического и идеального. «Искусственный интеллект». Становление сознание в раннем детстве происходит на основе креативного мышления, когда «чувственная достоверность» доминирует. В это время включается правое полушарие. Ребенок учиться на ярких впечатлениях, постепенно переходя к восприятию понятий, слов, предложений, включая левое полушарие, которое вводит человека в царство рассудка. Именно левое полушарие вводит нас в мир математических, общенаучных абстракций, позволяет оперировать ими и тем самым избежать интеллектуальной инфантильности. Дискурсивная асимметрия головного мозга выступает методологическим приемом в педагогике средней и высшей школы. Здесь огромное значение имеет изучение психики человека для дифференциации и индивидуального подхода в анализе человека, формировании личности. Связь психических явлений с деятельностью мозг очевидна, поэтому для более глубокого сознания необходимо развивать внутренние механизмы, лежащие в основе психики. Качественные отличия психики заключаются в том, что человек предвидит отдельные последствия своей деятельности, может конструировать свою социальную деятельность и коллектива, общества. Сознание и психика имеют творчески ориентированный характер. Человек вооружает психику соответствующими абстракциями, которые позволяют ему составлять умозаключения, суждения, для преобразования действительности. Вместе с тем, сознание, являясь продуктом не только природы, но и культуры, возникнув на определенной ступени развития представляет собой очень тонкий и нежный слой коры головного мозга, которому необходимо постоянное общение, как подпитка социума. Следовательно, сознание способно к угасанию без соприкосновения с обществом. Наука «о создании искусственного разума» не могла не привлечь внимание философов. С появлением первых интеллектуальных систем были затронуты фундаментальные вопросы о человеке и знании, а отчасти о мироустройстве. С одной стороны, они неразрывно связаны с этой наукой, а с другой — привносят в неё некоторый хаос. Среди исследователей ИИ до сих пор не существует какой-либо доминирующей точки зрения на критерии интеллектуальности, систематизацию решаемых целей и задач, нет даже строгого определения науки. Наиболее горячие споры в философии искусственного интеллекта вызывает вопрос возможности мышления творения человеческих рук. Вопрос «Может ли машина мыслить?», который подтолкнул исследователей к созданию науки о моделировании человеческого разума, был поставлен Аланом Тьюрингом в 1950 году. Две основных точки зрения на этот вопрос носят названия гипотез сильного и слабого искусственного интеллекта. Термин «сильный искусственный интеллект» ввел Джон Сёрль. Cторонники слабого ИИ предпочитают рассматривать программы лишь как инструмент, позволяющий решать те или иные задачи, которые не требуют полного спектра человеческих познавательных способностей. В своем мысленном эксперименте «Китайская комната», Джон Сёрль показывает, что прохождение теста Тьюринга не является критерием наличия у машины подлинного процесса мышления. Мышление есть процесс обработки находящейся в памяти информации: анализ, синтез и самопрограмированние. Аналогичную позицию занимает и Роджер Пенроуз, который в своей книге «Новый ум короля» аргументирует невозможность получения процесса мышления на основе формальных систем. Существуют разные точки зрения на этот вопрос: что считается интелектом? Аналитический подход предполагает анализ высшей нервной деятельности человека до низшего, неделимого уровня (функция высшей нервной деятельности, элементарная реакция на внешние раздражители (стимулы), раздражение синапсов совокупности связанных функцией нейронов) и последующее воспроизведение этих функций. Некоторые специалисты за интеллект принимают способность рационального, мотивированного выбора, в условиях недостатка информации. То есть интеллектуальной просто считается та программа деятельности (не обязательно реализованная на современных ЭВМ), которая сможет выбрать из определенного множества альтернатив, например, куда идти в случае «налево пойдёшь …», «направо пойдёшь …», «прямо пойдёшь. Также, с проблемами искусственного интеллекта тесно связана эпистемология — наука о знании в рамках философии. Философы, занимающиеся данной проблематикой, решают вопросы, схожие с теми, которые решаются инженерами ИИ о том, как лучше представлять и использовать знания и информацию.

34. Понятие общества, истории в философии. Специфика социального познания. Социальная философия внутренне связана с такими разделами обществознания, как философия истории, социология, политология, этика, эстетика и др. социальные науки.

                   Социальная философия связана с категорией общества, где важную ведущую роль играет человек. Он основной объект и субъект познания и деятельности. Именно он выбирает формы взаимодействия, опредмечивания и способы трансляции своих достижений. Таким образом, общество – это обособившиеся из природы часть материального мира, социальная форма движения материи, представляющая собой исторически – развивающуюся форму жизни. Это системная целостность образа индивидов, где интегрируются все его элементы.

                   В истории анализа общество исследователи подходили по-разному.

В первую очередь выделялась собственная история.

                   Со временем человечества начало осознавать себя как творцами социального бытия, осознавать, что у них есть прошлое, будущее. Прошлое отличается от настоящего, что и запечитливает общую память человечества.

                   История – общая память человечества, его самосознание, исчезнувшее в действительности и живущее в сознании поколений.

                   История писалась не сразу, она значительно моложе общества.

                   Отцы истории: Геродот, Фукедей, Платон, Аристотель (создатели политики), Лукреций – Античность.

                   Средневековье: Августин (Блаженный)

Возрождение: Кузанский, Коперник

Просветители(французские и английские): Вольтер, Кондросе, Монтескье

                   Философские теоретические понятия общества истории предполагает владение новой спецификой познания.

                   В анализе истории используются идеализированные модели общества, где чаще всего используется принцип познания – восхождения от абстрактного к конкретному.

                   Это позволяет отделить элементы случайности в анализе прошлого и настоящего, выделив, обосновав закономерное развитие, которое в социуме. История также объективна, как и в натуре философии и естествознания.

                   Спецификой выступает и основной вопрос в философии: об отношении общественного бытия к общественному сознанию и познанию социального мира.

                   Ответ на этот вопрос был различным. В объективно-идеалистической философии и религиозной философии развитие истории подчинялось абсолютному духу, Богу.

                   В пролиденцалистском подходе вся история человечества за ранее запрограммировала эсхотологические предвидения.

35. Общество как развивающаяся система. Структура и историческая направленность общественного развития. Формационный и цивилизационные пути развития. Концепции А. Тойнби, М. Вебер, П. Сорокина. В диалистической системе отмечалось: Самодвижение мирового духа, после его возвращения из иного бытия (природы) включала 3 системы:

1.Субъективный дух – раскрывается в антропологии, феноменологии, психологии.

2. Объективный дух – раскрывается в праве, нравственности, государстве.

3. Абсолютный дух – завершающий путь самосознания в искусстве, религии, философии.

Система представлена в элементах объединенных в целостном мировом духе. Дальнейшее развитие анализа истории связана с периодизацией, которая может быть сведена к:

линейному подходу, Социально-поступательному, стадийному, согласно которому вся история единый поступательный процесс восходящего прогрессивного развития человечества.

Периоды: дикость, варварство, земледельческий, торгово-промышленный, новая и новейшая история, теория формационного подхода Маркса. В этом линейном подходе выделяются такие эпохи: Древневосточная (4-2 тыс. лет до н.э.), Античная (8 в. до н.э. – 5 в. н.э.), Средневековая (5 – 15 вв. н.э.), Новая и Новейшая (15-17 вв. н.э. и 17 в. до сегодняшнего времени).

цивилизационный подход: человеческая история – это множество самостоятельных образов в собственной истории, неповторимой, локальной культуры – цивилизация и составляет всемирную историю. Представлены такими историками: Н.Н. Донелевский, Тойнби, Вебер, Шпенглер.

Согласно этому подходу: основа цивилизации (Донелевский отмечал о законах и принципах цивилизации):

Любое время самобытной цивилизации одного языка, культуры, исторического типа, часто идентичного типа.

Обретение независимости.

Разнообразие этнографического материала

Ход развития: рост, расцвет, исчезновение.

Донелевский выделял следующие типы культуры:

Египетский, Осерийско-Вовелонско-Холдейский, Китайский, Индийский, Иранский, Еврейский, Греческий, Римский, Ново-Европейский (Ново-Селицкий), Германо-Романский (Европейский)

Исследователи выделяют также: Мексиканский и Перуанский (относится к Американскому). Дальнейшее развитие анализа истории связано с деалектико-материалистическим анализом истории.

Сороки в 20 веке предложил иной подход и иную классификацию истории. Говорит, что история есть процесс циклической пунктуации типов культуры, каждый из которых представляет собой целостность, которой присуще также рождение, расцвет, гибель.

Выделяют 3 типа культуры:

рациональный, где преобладает мыслительно-научная деятельность людей

идеалистический, где преобладаю права, наука, религия

чувственно-материалистический, который связан с воплощением научных идей на материальном производстве и преобладанием материальных ценностей над духовными

Вебер считал: главное что движет историей – это рационализм и капитализм.

Рационализм и капитализм по его мнению самое справедливое общество, т.к. оно базируется на принципах важнейших общечеловечиских:

Трудолюбие, бережливость, честность, Расчётность

Если общество будет исповедовать эти ценности то оно построит справедливое рациональное общество. Рационализм и капитализм одновременно и жудкие системы. Следующая ступень развития общества – диктатура чиновника. Необходимо для спасения общества, нужно прививать строгие религиозные ценности и материалистическое понимание истории неприемлемо.

Тойнби в начале 20 в. – 30-е гг. проанализировал историю пришёл к выводу о наличии 21 культуры общественного развития а позднее свёл их к 13, в которых ткже наблюдается рождение, рост, умирание и будущее человечества он видел в религиозном обновлении с позиции мировой религии и некого временного правительства.

36. Материалистическое понимание истории Маркса. Деалектико-материалистическую историю связывают с натурфилософским подходом: соединение принципов материализма и диалектики в анализе общественных отношений. Решение основного вопроса: отношение основного мышления к бытию; общественное сознание к общественному бытию основано на продвижении к материализму «снизу», от природы к обществу «вверх».

                   Здесь под материей в общественном бытие понимают совокупность материальных общественных отношений – экономика.

                   Общественное сознание в этой системе – это духовная жизнь общества. Соотношение их равно общественное бытие определяет их общественное сознание. Это принцип материалистического понимания истории.

                   В основе общественных отношений, становления истории люди вступали в объективные материальные производства отношения, они создали и производят материальное благо, интегрируясь в конкретные сообщества. Маркс: люди прежде чем занимались наукой, политикой, молится Богу, заниматься искусством, должны были пить, есть, одеваться, иметь желище. То есть люди осуществляли удовлетворение своих материальных и духовных потребностей, которые в результате создавали производственные отношения, материального производства, которые выступали определяющими.

                   На этом основании формировались и социальные группы эксплуататоров и эксплуатируемых. Формировались и объективные законы общественного развития:

закон об определении роли способов производства

закон соответствия производительных отношений, характеристики и уровню развития производительных сил

закон возрастания потребностей и роли масс в истории

Определеляющую роль материального производства всегда осуществляется в конкретных исторических условиях, т.е. форма конкретной обще-экономической информации. Общеэкономическая формация – совокупность исторически определяющих общественных отношений, цельная и стройная система функционирования по своим специфическим законом на основе данного способа производства.

37. Политическая организация общества. Понятие государства. Признаки, функции, сущность. Наряду с материальной и социальной жизнью общества возникает политическая жизнь, которая представляет собой возникший аспект всей жизни в целом. С расколом общества на классы появляется необходимость в особом аппарате принуждения, без которого древнее общество легко обходилось. Общество порождает функции, которые ведают предназначенные для этого специальные группы людей. Они образуют новую отрасль, т.е. новую сферу разделения труда внутри общества. Тем самым люди обретают новые особые интересы и функции по отношению к тем людям, которые их уполномочивают. Они становятся самостоятельными по отношению к другим. Появляется необходимость в особой структуре неизвестности для классового общества, деятельность которых направлена на подавление, сопротивление эксплуатируемых. К этому времени появляется ожесточенная борьба за равенство и справедливость. Возникли новые виды общественных отношений, составляющих политическую сферу: политические и правовые органы, политические и правовые отношения, политическое и правовое сознание, политическая и правовая деятельность во всем его многообразии = политика. Все элементы данной сферы взаимосвязаны, взаимозависимы, представляют собой целостную систему. Ядром системы выступает проблема завоевания и удержания власти. Власть – форма экономической, политической, военной и иной зависимости человека или сообщества людей друг от друга. Как следует из практики, что политика – это отношение больших масс людей, которые проявляются в условиях кампромиса, достижение договоренности или силового принуждения. В настоящее время политика определяет искусство взаимоотношений людей. Политика происходит от древнегреческого «политика», что ведет свое начало от Аристотеля и обозначает государство. «Политика» – это 8 книг (монографий) Аристотеля, в которых описано 158 греческих и варварских государственных устройств «правильного устройства», которые были захвачены на Востоке Александром или построенным Солоном в 5-4 вв. до н.э. в Древней Греции. Первоначальная политика означала город-государство, полис. Политические отношения между классами выражаются в концентрационном виде экономических интересов. В отличии от материальных, экономических отношений, которые складывают стихийно политические отношения, проходящие через сознание людей – это отношение идеологии, которая со временем начинать играть все большую роль. Политическая система – совокупность институтов, посредством которых определяется класс или группа завоевателей, осуществляющие власть и управление общества. Государственные и негосударственные учреждения это современем и организации, партии, которые проводят прямую и обратную связь социальных групп с государством. В зависимости от характера общественно-экономической формации политическая организация меняется как численно, так и социально. Однако в любом случае важным элементом критической системой ответом выступает государство. Государство. Государство возникло не сразу, и государственные структуры возникли в Древней Греции, т.к. имело специфическое геополитическое положение, имеющее множество портов, вследствие чего главной деятельностью было мореторговля. Атика – на Балканском п-ве, на котором расположен г.Афины. Земледелие – важное занятие населения. Земля была поделена между родами и племенами в силу родоплеменных отношений. Она также была поделена на 10 демо, согласно территориальному принципу. Сюда были присланы люди с разных территорий и стали обретать статус общественно новый, разрушить принцип кровнородственных отношений и образовать территориальную организацию. Через 10 в. образовалась новая организация между властью и народом. Со временем была образована демократия в Афинах. Это форма сохраняется до колонизации Древней Греции Римом. Древняя Греция – прородена демократии, когда правители избирались. Государство возникло в Древней Греции, когда 4 Афинян занимались земледелием, владели землей:

Нарушили систему кровнородственного деления на территории. Вся Атика была поделена на 10 демов (областей), из которых в верхнем правлении в Афинах выделяются представители власти – общий совет Афин.

Разделение населения на 3 класса независимо от членства племени:

– эфпартриды (благородные)

– геоморы (земледельцы)

– дешимурги (ремесленники, землевладельцы)

Где благородные представляли право на должности в Афинах. Отличительные черты перехода от негосударственного общества к государственному обществу. Признаки государства:

1.территориальный раздел взамен кровнородственному

2.публичная власть основана на насилии

3.взымание налогов

Позднее признаки государства совершенствовались. Т.о. государственная форма организации общества связано с родоплеменными. Государство должно выполнять общественно-социальные функции только не в полном объеме. Исторически первой формой государства была Афинское государство, в котором жили и создавали первую демократию такие мыслители как Платон, Сократ, Аристотель, Солон, Крисфен и др. Платон формировал первые законы, где утверждает необходимость специальных знаний для управления государством, которую он называет «схоле», отсюда «школа». Он отмечает, что управлять государством должны самые мудрые. Не всегда можно выбрать достойного правителя. История теории государства. Руссо (просветители 18 в.) утверждает, что люди жили в общественном состоянии, затем договаривались в избрании правительства, соблюдая условия общественного договора, где суверенитет «облагодетельствует одинаково всех». Гоббс считал, что государство похоже на «Левиафан», который нахлынул на людей и они были вынуждены ей подчинятся. Религиозная теория – божественное откровение, установка людей на соподчиненность. Аристотель – государство стоит по природе раньше, чем семья. Гегель считал, что государство – это высшая ступень объективного духа, когда люди определяли отношение на высшем уровне. Макиавелли – нужно в системе государства не считаться ни с чем, а подчинять все и вся. «Цель оправдывает средство». Развитие государства из Древней Греции распространяется на систему относительно варваров, которые унаследовали систему управления, а позднее распространили по всей Европе. Стала широко применятся ипотека на земле, захват в рабство детей, которое приводит к господству товарно-денежных отношений и власти денег. Позднее государство стало опираться на такой институт как право. Право. Право – воля господствующего класса, возникшая в законе. Законом освещаются захваты одних народов другими их порабощение и эксплуатация собственности граждан. Право и законы формируются непосредственно из обычаев и нравственных норм в виде освещенного временем порядка. Право – социальные нормы принятия границ поведения человека в рамках данной государственности. Право характеризуется необходимостью принуждения, повиновения. Гегель: веление права – это лишь запрет. Право – мощный государственный институт, управление и опора власти, которая располагает значительной частью учреждений и организаций: судов, тюрем, следственных учреждений и др. Право обладает монополией принуждения как единственная организация государства. Со временем государство становится основным институтом политической системы общества, направленная на упорядочивание жизнедеятельности общества в целом и проведение политики правящих классов. Признаки современного государства:

Наличие системы органов и учреждений реализуемой власти государства

Право закреплять определенным государством систему норм и отношений

Территория, на которой распространяется юрисдикция данного государства.

Народ

Совершенность

Наличие гражданства, конституции и атрибутов государственной власти

Причины возникновения государства:

Экономические: углубление и разделение труда

Образование частной собственности и эксплуатации

Демографический фактор – изменение и воспроизведение самого человека, упорядочивание брачно-семейных отношений

Психолого-эмоциональный фактор – осознание самого себя, этноса частью общества, гражданина и др.

Элементы государства: территория, население, власть

Функции государства:

Экономическая,

Общесоциальная

Политическая

Идеологическая

Международная

Формы правления:

Монархия

Диктатура

Авториторизм

Демократия

Демократия и диктатура находятся в диалектической связи, каждая из них предполагает определенную степень насилия, подчинения. В любой демократии часть общества – меньшинство, находится в несогласии и вынуждено подчинятся. Это осуществляется и поддерживается системой власти, где в развитии демократии права меньшинства не ущемляются. Однако в любом случае меньшинство подчиняется нормам, признакам принятым большинством и закрепляется нормами существования политической системы. Правовое государство – это государство, основанное на законах, где предпочтение отдается гражданину, человеку. Данная система – государство для человека – принцип функциональности правого государства. Гражданское общество – правовое государство, где предоставлена возможность и охрана права негосударственных организаций и учреждений. Такой тип государства возможен при достижении развития демократии и относительного совершенствования правовой системы.

38. Социальная структура общества. Принципы интеграций исторических общностей. Социальная философия изучает структуры следующих единиц общества:

экономическая структура

социальная

политическая

духовная

Общественно производственная практика людей направленная на взаимодействия с природой в истории объективно требовало консолидации людей в большие сообщества, в большие системы, что находило сваё проявление в конкретных сообществах. В основе всегда лежали производственные отношения, способ производства материальных и духовных благ. Именно на этой основе и формируются первые мировые сообщества: род, семья, племя, народность, нация, партии, поколения. Совокупность всех социальных сообществ и групп людей, определяющим образом взаимодействуют между собой, и составляют социальную структуру общества. Решающую роль в организации любого сообщества играл труд, изменение способа производства. Так первобытное стадо уступило место родовой общине, когда существовала колегония (многомужество) и когда единым определением рода могла быть женщина. Это самый длительный период развития человека, который нашёл сваё отражение даже в классическом античном обществе, как материнское право. Лишь позднее матриархат сменился патриархальной общиной. Единение и консолидация осуществляется по двум принципам:

кровнородственный

экономический

Исследование в ранней ступени человечества и выводу учёных свидетельствует о том, что важнейшим фактором консолидации людей было воспроизводство материальных благ, рост производительности труда, которыми могли выступать орудия труда, а позднее и земля, которые со временем становятся важнейшим элементом. Благодаря материальной истории развивались экономические отношения как экономические предпосылки для принципиально новой социальной общности людей, классов. Классы – являются исторические большие группы людей, различные по их месту в истории – определяющей системе общественного производства, по их отношению (большей частью оформилась и закрепилась в законах), средством производства, по их доли в общественной организации труда, а следовательно по способу получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагали. Классами называют такие группы людей из которых одна может присваивать труд другой (Ленин).

                   Главная классообразующая причина – отношение к средствам производства. На этой основе образуются классы.

                   Отношение к средствам производства выступают главными отличительными факторами богатство, которое как правило закрепляется законами юридически.

                   Дальнейшее развитие теории классообразования приводит к другим точкам зрения.

Биологизаторская теория.

                   Согласно ей доказывается генетическая предрасположенность классового деления

(Дарлингтон). Не только индивидуальному поведению, но и поведению общественных групп, раз генетически предрасположена к богатству или бедности. Внутриклассовые отношения также могут быть различны.

Теория среднего класса (Гресон, Ройзман)

                   В условиях НТР, техногенного общество происходит уравновешенный доход, открываются новые возможности приобщения к частной собственности, следовательно, к сохозяйствованию (совладению). Техногенное общество предоставляет юридический, правовой прюализм собственности, что позволяет стать владельцем средств производства, менеджером, служащим и т. д., которые и составляют средний класс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...