Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционно религиозная концепция




                   Наиболее доказано выступает материалистическое точка зрения. Согласно материалистическому пониманию истории предпосылки возникновения классов уступает уже на высшей ступени варварства, когда происходит интенсивное разделение труда. Важнейшей экономической предпосылкой класса образования выступает переход от производящей экономики к присваивающей, когда появляется то, что можно присвоить. Именно земледелие, скотоводство стали главными факторами класса образования, а не рыболовства, охота. Как показывает история, у этих народов не наблюдается класса образования, а наблюдается у людей, у которых развиваются земледелие, скотоводство.

                   Образование классов имеет под собой экономическую основу. Оно шло 2 путями:

через выделение внутри общины эксплуататорской верхушки, захватами земли и скота

по средствам обращения в рабство военнопленных, а затем и соплеменников, по причине долговых обязанностей, ипотеки и др.

В любом случаи шёл процесс отчуждения прибавочного продукта от непосредственного производителя и попадания в экономическую зависимость. В любом случаи классы образовывались в 3 – 2 вв. до н.е. Первыми классами в истории принято считать рабов и рабовладельцев. На ряду с основными классами были и не основные, которые не составляли большинство, это религиозное сообщество, иностранные представители, а также представители монархических сообществ.

Классическое рабство в Европе образовалось в Древней Греции, Вавилоне, Египте, Ближнем Востоке; странах Восточной Европы таких классовых сообществ не было, а было доволи позднее.

39. Этносы и нации как субъекты исторического процесса. Понятие пассионарности. Этнос – система, состоящая из особей разнообразных как генетически, так и функционально, а так же из продуктов их жизнедеятельности – техники, антропогенного ландшафта,культурных традиций, преобразования этноса не происходит видоизменения характеристик (Л.Н. Гумилёв). Этногенез – ответвление биологической эволюции. В реальном историческом процессе имеют место исторические контакты этносов: - сосуществования – не смешиваются и не поглощают друг друга; - ассимиляция – поглощение; - метисация – сочетание традиций культуры, вместо возникает новый этнос; - слияние – забываются традиции первичных компонентов, этнос уходит, исчезает. Мера устойчивости этноса определяется не численностью и точностью копирования традиций предков, а среднестатистическим набором связи, эластичностью этноса, которая позволяет амартизироваться в условиях чуждого воздействия. Реальная этническая целостность – динамическая система конкретных людей, элементы ландшафта, культурных традиций, взаимосвязи с соседями. В такой системе постепенно идет обмен энергией, используется запас информации, которая передается по наследству. В этих условиях роль управляющих систем играет традиция, взаимодействующая с природной и общественной формой материи. Первая единица становления этноса – человечество вцелом как аморфная антропосфера, как оболочка Земли. Возникает суперэтнос – группа этносов 1 региона, проявляющая себя в истории как мозаичная целостность, составляющая этнические таксоны. Далее таксоны делятся на субэтносы, суперэтносы. Субэтнос существунт у условиях суперэтноса, часто не смешиваясь с ним, составляя особую субкультуру. Пример: суперэтнос в Средневековье состоял из мусульман, куда входили арабы, персы, туркмены, берберы и др., которые ближе друг к другу, чем западно-христианские французы, шотландцы и т.д. Суперэтнос выше этноса и определяется не размером, а межэтнической близостью. Учение о биосфере составляет фундамент этнологии, объясняющей наличие живого вещества, определенным образом ориентированного, который проявляется как энергия. Это называют пассионарностью. Теория ноосферы Вернадского – основа, когда живое вещество на биохимическом уровне проявляется по-разному в разных местах земного шара и зависит от ландшафта (горы, равнины). Теория пассионарности. Пассионарность – биохимческая энергия людей – биохимический принцип6 биогенная миграция атомов, хим. элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Все живое вещество, взятое т.о. является источником действующей свободной энергии, а следовательно может производить работу. Эффект этой энергии и есть пассионарность. Этнос – система, где работает закон сохранения и, следовательно, при возникновении нового этноса системы происходит накопление и расходование этой энергии. Есть этносы, сохранившие энергию пассионарности и утратившие ее. Именно этим объясняется исчезновение народов: сарматы, скифы, германцы. Пассионарность характеристика поведения, эффект избытка биохимической энергии, порождающей жертвенность (иллюзорной цели). Эта энергия обратная вектору инстинкта самосохранения – способность к самопожертвованию, стремление к изменению окружения. Импульс пассионарности силен, что его носители не могут рассчитать последовательность поступков, они гибнут. Это указывает на то, что пассионарность – атрибут подсознания, признак организации центральной нервной системы. Степень пассионарности различна: вожди, жертвенники, мученики; это гениально одаренные люди профессии – ученые, музыканты… Способы утраты пассионарности различны, но большинство «сжигают себя» во имя цели. Разные этносы во все времена имели определенное количество пассионарцев, энергия которых тоже была разнонаправлена: одно дело ученые, другое – кочевники, спортсмены. Т.о. пассионарность – биологический признак, а первоначальный толчок нарушает энергию покоя. Это появление поколения, которое включает некоторое количество пассионарных особей, которое может длиться веками. Вывод: социальная структура общества, представленная кровно-родственным этническим принципом наиболее устойчива и проявляется в нациях и народностях определенными признаками. (Классовая структура менее устойчива, она может существовать лишь на определенной экономической основе, которая может быть юридически или силовым путем уничтожена, что приводит и к исчезновения класса).

40. Философия культуры. Материальная и духовная культура. Культура – многоаспектный социальный феномен - является продуктом исторического развития человека и общества. Понятие “ культура” (лат. сultura – возделывание, воспитание, образование) восходит к древнегреческому понятию “пайдейя” (воспитанность), древнекитайскому “жень”, древнеиндийскому “дхарма”. Первоначальный смысл понятия закреплял противостояние культурного начала в человеке его природному, естественному началу. Во 2-й половине XYIII в. в философии французского Просвещения культура осмысливается на категориальном уровне. Французские просветители противопоставляли стадию культурного развития общества в качестве альтернативы первобытному состоянию. Критериями культуры выступали развивающийся разум и наука Представители немецкой философии XYIII – сер.XIX в.в. под культурой понимали универсальную человеческую духовность в многообразии ее форм. Во 2-й половине XIX в., а также и в XX в. развитие понятия происходило за счет исследования самобытности, особенности культур в различных типах общества (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби, П. Сорокин и др.). В XX в. изучением культуры занимается целый ряд наук, которые изучают культуру в ее многообразных проявлениях. Существует множество определений и исследовательских подходов к культуре. Наиболее влиятельные – информационный, аксиологический, деятельностный, социологический, семиотический подходы – изучают культуру в различных ракурсах и дополняют друг друга. В рамках деятельностного подхода культуру можно определить как сложную совокупность исторически меняющихся программ человеческой деятельности, общения и поведения, ядром которых является социальная информация. Эти программы обеспечивают конкретно-исторический способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития как общества, так и внутреннего мира самого человека. Человек, осваивая культуру, обретает определенную меру социокультурного содержания, меру “ человеческого в человеке”. В свою очередь, мера развития культуры определяется развитием человека. Человек – творец и творение культуры. В качестве основных функций можно выделить функцию освоения и преобразования мира; коммуникативную; обозначающую; нормативную; адаптационную; сигнификативную; функцию накопления; сохранения, трансляции социальной информации. Целостность, а также характер и направленность культуре определенного периода придают категории (универсалии) культуры, в которых воплощен социальный опыт. В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную составляющие. Это деление условно, материальная и духовная культуры взаимосвязаны, границы между ними подвижны. Динамика культуры включает разнонаправленные процессы. С одной стороны, любая культура существует и выполняет свою роль в обществе при условии преемственности культуры. Преемственность – это связь между историческими периодами развития культуры, процесс накопления и наследования культурного опыта. Преемственность реализуется в форме культурных традиций. С другой стороны, развитие культуры, предполагает новаторство – приращение культурного богатства, процесс культурного творчества. Результатом развития культуры является ее внутреннее разнообразие. В современной культуре можно выделить национальную и интернациональную, светскую и религиозную, народную, массовую и элитарную, молодежную и взрослую и др. подсистемы культуры. Понятия субкультуры и контркультуры отражают внутреннюю дифференциацию и противоречивость культурных процессов. Под субкультурой понимают культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры; если субкультура враждебна доминирующей культуре, она выступает в качестве контркультуры. Между формами и слоями культуры существует взаимодействие. Перспективы развития современной культуры – в разностороннем диалоге культур, в развитии кросскультурных взаимодействий. Материальная и духовная культура - это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур - социальной, материальной и духовной культуры. Материальная культура - совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т. д. Духовная культура — это составная часть культурных достижений человечества. Она представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков.

41. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА. Сознание человека не могло возникнуть без общественного производства. Сформировалась особая сфера производства. Человек стал производить идеи. В обществе возникает материальная и духовная культура. Материальная культура – производит и воспроизводит материальные блага: хлеб, жилище. Духовная культура – производство и воспроизводство предметов и условий духовной культуры, для удовлетворения духовных и моральных потребностей человека: литература, искусство, политика и др. теории и идеи для совершенствования общественных отношений. Духовная культура со временем конкретизировалась и совершенствовалась, где также происходило разделение труда, что и составило структуру общественного сознания – духовную культуру в ее систематизации. Общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, настроений, отражающих общественное бытие. Общественное сознание возникло на основе конкретно исторического общественного бытия и направлена на его обслуживание. Согласно диалектико-материалистической философии, соотношение общественного бытия и общественного сознания = ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью к общественному бытию. Общественное сознание, как правило, отстает от общественного бытия. Преемственность общественного сознания по отношению к общественному бытию. Опережения общественного сознания по отношению к общественному бытию (Эйнштейн, Менделеев, экономическая теории М. Вебера).

42. Разновидности духовной культуры. Религия как форма духовной культуры. Религия – одна из наиболее древних форм духовности в культуре. Религия (лат. religare – связь, связывать) – совокупность взглядов, обрядов, культов, воплощающих важнейшие социальные ценности; центром их является вера в существование сверхъестественного существа – бога (или богов). Религиозное отношение к миру возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с абсолютом. Существует целый ряд подходов, объясняющих сущность и происхождение религии, которые выдвинули И. Кант, Ф. Гегель, У. Джемс, Ф. Шлейермахер, Э. Дюркгейм, З. Фрейд, Ф. Ницше и др.

Религия, как и мифологическое сознание, обладает образным строем мышления, обращается к эмоционально-чувственной сфере человека. Спецификой религиозного сознания является удвоение реальности в двух проекциях: на мир сакральный (священный) и профанический (собственно “мир”), а также на мир естественный и сверхъестественный. Конституирование Бога в качестве Абсолюта дало ценностную точку отсчета для формулировки основных этических норм, ценностей, в виде декалога в христианстве, основных заповедей мусульманства, восьмеричного пути совершенствования в буддизме. Религия – форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию человека; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. И культово-обрядная практика религии, и религиозная мораль способствуют организации внутреннего духовного мира человека. В философии религии и религиоведении выделяют следующие этапы исторической эволюции религии: этап естественной религии, этап религии закона, этап религии искупления. Религия – системное социокультурное образование. Она включает религиозное сознание, культы и организации. Религиозное сознание делится на религиозную психологию и идеологию. Религиозный культ – это совокупность всех видов действий, связанных с практическим и духовным воздействием на бога. Выделяют два основных вида культовой связи с богом: магический и умилоствительный культ. Церковь – тип религиозной организации, возникший исторически как механизм организации связей религиозных объединений как со светскими организациями, так и отношений внутри этих объединений.

43. Проблема научного познания в философии: постановка проблемы в классических и постклассических версиях. Проблема познания мира, сущности бытия является древней как и проблема соотношения мышления и бытия. На определенном этапе развития человечество стало располагать огромным багажом знаний, которые транслировались из поколения к поколению. Познание изначально носило социальный характер, обусловленный степенью развития культуры. С достижением античной культуры знания были поставлены в статус научных. Разработанные и систематизированные научные знания составляют теорию. Т.О. теория познания и гноссиология ставится как основной вопрос в философии. Познание – социальная организационная форма духовно-практической, творческой деятельности человека, направленная на достижение достоверных знаний об окружающей действительности. Теория познания и «метофизика» (философия Аристотеля) выступали как главные, основные. В настоящее время в классической философии эти проблемы образовывали базовые основы для всей философии. Исходная позиция познавательного процесса – субъектно-объективные отношения. Под субъектом понимают человека носителя сознания, его познавательные способности (рассудок, чувство, память, воля). Объект – фрагмент реальности, на которую направлена познавательная активность классических традиций. Основной темой теоретического познания становилось исследование логики и особенности строения знания. Логика интеллекта – т.е. знание о знании. В этой связи теории исторических знаний выделяется 2 подхода:

Идея активного разума и творческой природы познания – идея припоминания – Платон. Отсюда по Платону: знание – воспоминание души.

Идея соответствия человеческих знаний к природным объектом (Аристотель). Объект по Аристотелю как предпосылки будущего материализма.

Человек – душа культуры, т.е. творение культуры. Интуиция: чувственная, интеллектуальная.

Следует разделять: гноссиологический оптимизм, скептицизм и агностицизм. К гноссиологическому оптимизму можно отнести философию Аристотеля, Бэкона, Гегеля, Маркса. Скептицизм выражается менее в достоверных знаниях, анализирует чувственные данные человека, его психологию, как главный элемент познания. Агностицизм полностью отрицает или отчасти отрицает возможность познания. Оптимисты не отрицают существование внешнего мира, хотя он может быть представлен духовным субстратом.

Гегель – гноссиология. Принцип тождественного мышления и бытия исходная предпосылка теории познания. Она есть обобщение источников познания, теоретического умственного достижения мира человечества, т.к. объект – субъект не разделимы в основе саморозвития духа. Человеческий дух содержит ДУХ, АБСОЛЮТНУЮ ИДЕЮ, БОЖЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ. Познание по Гегелю есть единство логики, диалектики, теории познания. Познание содержит условие активного субъекта. В развитии гноссиологического оптимизма, на основании материализма и диалектики огромный вклад вносит гноссиология марксизма. Гноссиологический скептицизм представлен Юмом, Кантом, Пирроном. Скептицизм возник в 4 в. до н.э., где Пиррон и др. высказывали сомнение в способности субъекта достичь достоверные знания. А в 18 в. Юм сформировал систему аргументов против способности разума постичь окружающий мир. Он сводит познание к анализу впечатлений, которые есть некоторые знания. А сложные системы толкуют как психологическую ассоциацию идей друг с другом. На этой основе он сформулировал учение о каузальности идей, вызывающие впечатление. Юм изначально сомневался в сущности мира. Гноссиологический агностицизм представлен Кантом. Его философия: познание вытекает из его трансцендентальной теории, согласно которой познаваемыми выступает только мир явлений, хотя Кант не называет себя агностикам. Одним из истоков агностицизма выступает гноссиологический релятивизм, т.е. абсолютизация явлений, изменчивость явлений и событий. Все наши знания очень субъективны, конвенциальны. Выделение этих трех видов значительно упрощает познание, оно постоянно приводит к противоречиям. В этой связи следует отметить иной подход; постклассический вариант познания:

Экзистенциально-феноменологический подход

Биопсихологический, аналитический

Герменевтический

Эти альтернативные подходы предлагают:

Отказ от субъектно-объектного подхода

Акцент на природу субъектности

Переосмысление проблемы истины

Исследование проблемы функции языка и речи

Эпистимеология – знание о знании, исследование о знании (субъектно-объектные отношения, знание логики, интеллекта, продвижение знания).

Философия науки в постклассике. Возникла в конце 20 в. и выступает как «критический рационализм» Поппера. Главной целью философии Поппера в изучении роста научных знаний, в частности научной космологии, которая есть проблема познания мира, включая нас самих и наше знание как части этого мира. Предлагает принцип фансификации в замен верофикации. Это значит подвергаться подходу от противного искать несоответствие, что и может дать истенный результат. В этом и заключается главная методология научного поиска в постклассике.

44. Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание. От познания как отражение: в основе лежит универсальное свойство материи. Сходное с ощущением – отражения. Отражение присуще всей материи и человеческому сознанию, которое воспроизводит фрагменты окружающей действительности в форме образов. Ощущение – отражение отдельных свойств вещей при взаимодействии с органами чувств человека. Восприятие – отражение предметов в целом, в совокупности многих свойств, выраженные ощущениями. Представления – отражение вещей, которое мы в данный момент не воспринимаем, но они были воспринимаемы ранее. Могут быть представлены памяти и воображению. Кроме того человек познает окружающий мир на чувственном уровне только на основе абстрактного мышления, т.е. посредством оперирования сознания, памяти, категориями. Это опосредованное отражение или отражение отражения – это чувственное познание. Рациональное познание. Его формы. Основано на абстрактном мышлении: формы познания, понятие, суждение, умозаключение. Понятие формы мышления, в которой отражаются общие и существующие признаки предметов или признаки отдельных свойств. Отражающая сущность вещей понятие есть результат обобщения единичных явлений, факторов – представляется общее. Понятие связано с возникновением языка, речи человека, 2-й сигнальной системы. Оно может вызывать и соответствующие физические ассоциации у человека. Суждение отражает объективную связь предметов или его сторон, явлений. Оно выражает разные связи. Суждения бывают единичности, особенности, всеобщности, что отражает истинный процесс развития познания, которое идет от единичного через особенное ко всеобщему. Суждения часто выступает основой бушующих закономерностей и законов природы и общества. Движение суждения составляет умозаключение: одни суждения выводятся из других. Они могут быть индуктивными и дедуктивными. Эти формы суждения составляют рациональный уровень познания. Вся история познания представлена как диалектика эмпиризма и рационализма. Эмпиризм: Бэкон, Локк, Бокс, фр. Материалисты 18 в. Они абсолютизировали волю чувственного познания и недооценили роль мышления и теоретического знания. Рационалисты абсолютизировали теоретическое и рациональное познание: Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель. Они считали, что опыт дает смутные представления о действительности, это примитивные, истинные знания, это постижение духа, развитие априорного знания до уровня системы, теории. «Я мыслю» – исходная позиция Декарта. В диалектико-материалистической философии чувственное и рациональное познание находятся в диалектической связи о процессе: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике» (Ленин).

45. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Наука– сфера человеческой деятельности, форма общественного сознания, которая вырабатывает и идеализирует,систематизирует объективные знания действительности. В ходе истории наука превращалась в непосредственную производительную силу общества и важнейший социальный институт. Это деятельность направлена на получение новых знаний, образование научной картины мира и трансляцию знаний последующим поколениям.

                   Цель науки – получение знаний о реальности, описании, объяснении и предсказании процессов и явлений действительности. Окружающая действительность составляет предмет изучаемой науки на основе открывшихся закономерностей.

Будучи неотъемлемой от практического способа освоение мира,наука тем не менее представляет собой особую специфику деятельности. В науке получение знаний осуществляется в виде теоретического описания, схем, графиков, формул и др. абстракций. Поэтому следует отмечать научные и ненаучные знания. В любом случае знания добываются во всех объектах реальности: природа, общество, искусство, экономика. Объектом может быть научные знания.

                   Критерием научности выступает обоснование доказательств, многократные проверки, структуры научного знания: факты, законы, гипотезы, теории, научные картины мира, систематизация закономерности.

Обязательное – обращение к первоисточникам, статистическим данным; непротиворечивость добытого знания с предшествующим знанием, а также интросубъективность. Постоянное стремление обосновать научные знания является открытость для критики, что позволяет убедиться или усомниться в доводах учённого. Постклассик Поппер выдвинул гипотезу и счел не столько её утверждение сколько её опровержение, что выражает критический дух науки. Наибольшую ценность приобретают смелые, неординарные достижения, которые лишь со временем могут подтвердиться опытом. Н.Бор «подлинно новая глубоко научная теория должна быть немного сумасшедшей, она должна порывать с предшествующими положениями…». Классическими образцами нестандартного научного подхода является в науке: Нефридова геометрия, теория относительности, молекулярная генетика, квантовая механика, теория бессознательного. Таким образом вместе с тем новации в науке сочетаются с жестким консерватизмом. Основная форма человеческого познания в истории – это наука. Философское видение мира предполагает и определяет представление о данной форме познания и социальном институте, как виде человеческой деятельности. Наука – специфическая форма познаваемой деятельности, направленная на достижение нового знания. Осуществляется научным сообществом конкретных социокультурных условиях. Наука выступает как деятельность по продуцированию нового знания и как социальный институт. Деятельность науки в первую очередь предполагает вычленение субъектно-объектных отношений, где субъект (человек), система – субъект (сообщество) включает деятельность с конкретными целями, мировоззренческими установками, знаниями, операции и механизма деятельности. Операция и средства часто носит двойственный характер. Могут входить и в объектную структуру. Предметная структура представляет как взаимодействие средств познания и предмета познания, в качестве которой может выступать как природа, фрагменты человеческой деятельности и бытие человека в целом, духовная жизнь человека и т.д. Методы познания. Метод – способ достижения научных результатов в научном познании. Любой метод включает познание объективных закономерностей. Вместе с тем любой метод выступает как нечто субъективное. Методы:

– общенаучные

– частные (специальные) - методы, которые используются в конкретных науках: археология, география, физика, генетика.

Общенаучные – универсальные методы, которые изучаются всеми или многими науками. Они отражают более широкие стороны объективной реальности. Наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция и т.д. Основным общенаучным методом классической философии выступает метод диалектики материалистической диалектики, которая требует рассмотрения изучаемых явлений и объектов в развитии и взаимосвязи всего ко всем. Это метод достижения объективной истины и подчинёнными задачами, отображающие законы природы и общественной жизни такими, какими они существуют в реальности. Диалектический метод раскрывается наиболее полно:

Эмпирический уровень и совокупность его методов.

Теоретический уровень и совокупность его методов.

46. Понятие истины в классической и постклассической философии. Поднимаясь по ступеням чувственного и рационального познания субъект (общество) постигает истину. Истина и содержание адекватных наших знаний к окружающему миру, объекту. Истина может быть представлена объективно: Т.е. такое содержание, которое зависит от субъекта – объективная истина. Объективная истина существует в человеческих представлениях и выражает приблизительность, относительность объективности вещей природы, т.е. истина всегда объективна по содержанию и субъективна по форме. Истина бывает абсолютной и относительной. Относительная истина это объективная истина, которая частично отражает фрагмент действительности. Абсолютная истина – это объективная истина, которая наиболее полно, адекватно отражает объективные действия. Всякая истина изменяется. Относительная истина может стать абсолютной, а абсолютная – относительной. Постклассическое представление: Поиски истины обращены к психике человека. Выделяется 3 концепции истины: Корреспондентская: в соответствии между органами психики и объективным содержанием бытия. Аристотель: истинное и ложное находится не в вещах, а в мыслях. Когерентная: истина согласования Прагматическая: все, что полезно – истина. Конец 19, первая половина 20 вв. Занимает промежуточное положение между реализмом и позитивизмом. Характерен для США. Основоположник У. Джемс. 20век- Д. Дьюи. В их трактовке философия – это не столько теория, сколько метод решения определенных проблем. Джемс: жизненное мировоззрение, в т.ч. и философская, неразрывно связано с особенностями психики, темперамента человека, которые придерживается этого мировоззрения. Он считал, что чисто теоретические споры представителей разных мировоззрений малопродуктивны. Каждое мировоззрение надо оценивать по его практической значимости. Главное в том, что объективной истины, независимой от человеческих желаний, нет. Истина то, что полезно. Т.е. идеи сами по себе не истинны и не ложны. Они становятся истинными или ложными в зависимости от их эффективности для нас. Дьюи видоизменил первоначальную позицию: отказался рассматривать темперамент как основу мировоззрения. Пытался построить философию чистого инструментализма. Идеи – инструменты для решения задач. Если они эффективны в данный момент – они полезны. Нет – отказываемся. Это есть критерий истины. Истинно то, что полезно. Прагматизм связывает понятие истины с практикой, но при этом он отрицает объективность истины, объясняя единственным ее критерием полезность для данного субъекта в данный момент. В обществе, где существуют реальные противоречия интересов людей, такой подход может вести к оправданию своекорыстия и волюнтаризма.

47. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО ФОРМЫ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО ФОРМЫ. От познания как отражение: в основе лежит универсальное свойство материи. Сходное с ощущением – отражения. Отражение присуще всей материи и человеческому сознанию, которое воспроизводит фрагменты окружающей действительности в форме образов. Ощущение – отражение отдельных свойств вещей при взаимодействии с органами чувств человека. Восприятие – отражение предметов в целом, в совокупности многих свойств, выраженные ощущениями. Представления – отражение вещей, которое мы в данный момент не воспринимаем, но они были воспринимаемы ранее. Могут быть представлены памяти и воображению. Кроме того человек познает окружающий мир на чувственном уровне только на основе абстрактного мышления, т.е. посредством оперирования сознания, памяти, категориями. Это опосредованное отражение или отражение отражения – это чувственное познание. Рациональное познание. Его формы. Основано на абстрактном мышлении: формы познания, понятие, суждение, умозаключение. Понятие формы мышления, в которой отражаются общие и существующие признаки предметов или признаки отдельных свойств. Отражающая сущность вещей понятие есть результат обобщения единичных явлений, факторов – представляется общее. Понятие связано с возникновением языка, речи человека, 2-й сигнальной системы. Оно может вызывать и соответствующие физические ассоциации у человека. Суждение отражает объективную связь предметов или его сторон, явлений. Оно выражает разные связи. Суждения бывают единичности, особенности, всеобщности, что отражает истинный процесс развития познания, которое идет от единичного через особенное ко всеобщему. Суждения часто выступает основой бушующих закономерностей и законов природы и общества. Движение суждения составляет умозаключение: одни суждения выводятся из других. Они могут быть индуктивными и дедуктивными. Эти формы суждения составляют рациональный уровень познания. Вся история познания представлена как диалектика эмпиризма и рационализма. Эмпиризм: Бэкон, Локк, Бокс, фр. Материалисты 18 в. Они абсолютизировали волю чувственного познания и недооценили роль мышления и теоретического знания. Рационалисты абсолютизировали теоретическое и рациональное познание: Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель. Они считали, что опыт дает смутные представления о действительности, это примитивные, истинные знания, это постижение духа, развитие априорного знания до уровня системы, теории. «Я мыслю» – исходная позиция Декарта. В диалектико-материалистической философии чувственное и рациональное познание находятся в диалектической связи о процессе: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике» (Ленин).

48. ПОНЯТИЕ НАУКИ В ФИЛОСОФИИ. Наука – сфера человеческой деятельности, форма общественного сознания, которая вырабатывает и идеализирует,систематизирует объективные знания действительности. В ходе истории наука превращалась в непосредственную производительную силу общества и важнейший социальный институт. Это деятельность направлена на получение новых знаний, образование научной картины мира и трансляцию знаний последующим поколениям. Цель науки – получение знаний о реальности, описании, объяснении и предсказании процессов и явлений действительности. Окружающая действительность составляет предмет изучаемой науки на основе открывшихся закономерностей. Будучи неотъемлемой от практического способа освоение мира,наука тем не менее представляет собой особую специфику деятельности. В науке получение знаний осуществляется в виде теоретического описания, схем, графиков, формул и др. абстракций. Поэтому следует отмечать научные и ненаучные знания. В любом случае знания добываются во всех объектах реальности: природа, общество, искусство, экономика. Объектом может быть научные знания. Критерием научности выступает обоснование доказательств, многократные проверки, структуры научного знания: факты, законы, гипотезы, теории, научные картины мира, систематизация закономерности. Обязательное – обращение к первоисточникам, статистическим данным; непротиворечивость добытого знания с предшествующим знанием, а также интросубъективность. Постоянное стремление обосновать научные знания является открытость для критики, что позволяет убедиться или усомниться в доводах учённого. Постклассик Поппер выдвинул гипотезу и счел не столько её утверждение сколько её опровержение, что выражает критический дух науки. Наибольшую ценность приобретают смелые, неординарные достижения, которые лишь со временем могут подтвердиться опытом. Н.Бор «подлинно новая глубоко научная теория должна быть немного сумасшедшей, она должна порывать с предшествующими положениями…». Классическими образцами нестандартного научного подхода является в науке: Нефридова геометрия, теория относительности, молекулярная генетика, квантовая механика, теория бессознательного. Таким образом вместе с тем новации в науке сочетаются с жестким консерватизмом. Основная форма человеческого познания в истории – это наука. Философское видение мира предполагает и определяет представление о данной форме познания и социальном институте, как виде человеческой деятельности.

Наука – специфическая форма познаваемой деятельности, направленная на достижение нового знания. Осуществляется научным сообществом конкретных социокультурных условиях. Наука выступает как деятельность по продуцированию нового знания и как социальный институт. Деятельность науки в первую очередь предполагает вычленение субъектно-объектных отношений, где субъект (человек), система – субъект (сообщество) включает деятельность с конкретными целями, мировоззренческими установками, знаниями, операции и механизма деятельности. Операция и средства часто носит двойственный характер. Могут входить и в объектную структуру. Предметная структура представляет как взаимо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...