Путь к неслышанию или как дилетанты развивают музыкальный слух
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Ирина Леонидовна Корнеева, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Наше время постоянно меня удивляет. Все люди одновременно стали умнее, грамотнее, во всем сразу разбираются, постоянно дают советы, любые аргументы разбивают с помощью ссылки из интернета на статью анонима. Когда такие люди живут своей жизнью – на самом деле, не мне решать, кто прав, кто заблуждается. Но в последние годы стала заметна одна тенденция: теперь самые главные «специалисты» во всех областях – это грамотные, уверенные в себе дилетанты. И эти «специалисты» активно вмешиваются в медицину, психологию, педагогику и т.п. И если лет 10 назад их нападкам подверглось дошкольное образование, то сейчас такого рода вмешательство ощущается и в музыкальной педагогике. Понятно, что раньше не все рисковали вмешиваться в эту сферу: останавливало то, что нет музыкального образования, а у кого-то существовало стойкое, годами внушаемое понимание «отсутствия музыкального слуха». Сейчас – и это перестало быть проблемой, осторожность – не современна. И, с ужасом наблюдая за тем, как грязным сапогом происходит вмешательство в ту сферу педагогики, которой я занимаюсь уже 15 лет, я решилась высказаться о наболевшем. Для начала рассмотрим с комментариями различные способы современного псевдомузыкального развития. Ситуация первая. Мама с малышом 1,5 лет идет в детский клуб. – Какие у вас есть занятия для нашего возраста?
– Ноты учим, весело, в игровой форме, по цветным нотам, изучаем мажор и минор, слушаем классику, знакомимся с композиторами, всем деткам очень нравится… Данный ответ можно более честно перефразировать: – Что вы на музыке с ними делаете? – Мы не знаем, что с ними нужно делать в этом возрасте, поэтому мы решили, что нужно учить ноты и слушать классическую музыку, ну и неважно, что мы взяли методику для младших школьников и тупо её переложили на малышей, никто же не заметит. Родители увидят, что мы с детьми что-то умеем, ноты знаем, и будут дальше к нам водить. И мало у кого возникнут сомнения, что мы на музыкальных занятиях в лучшем случае ничего для развития слуха не сделаем, а в худшем случае – действуем вопреки законам развития ребенка. А так, как деткам нравится все новое и веселое – то раз они радуются на этих занятиях – то родители будут за эти уроки платить, а больше нас ничего и не интересует. Ситуация вторая. Мама ищет в интернете музыку для слушания с малышом. И очень удачно ей попадается перепост перепоста ссылки с малоизвестного сайта без указания автора, но с очень красивой картинкой и с очень впечатляющим названием «Музыкальное развитие с пеленок» или «Подборка музыки специально для малышей» и т.п. А в этой подборке ну очень красивые фамилии: Шопен, Бизе, Бетховен, Моцарт. Как тут задуматься о компетентности автора подборки? А реальность такова: какой-то человек, не являющийся музыкотерапевтом (иначе бы во всех подборках стояло авторство) решил и сделал свою подборку, не проводя исследований, выбрал из популярной классической музыки для взрослых то, что на его взгляд подходит. Красивенько – и ладно! Возможно кто-то с психологическим образованием, не имея музыкального, тоже решился на такой шаг. И, ведь в чем ужас, если мама, которая из хороших побуждений начнет слушать эту музыку с малышом, а потом у малыша повысится тревожность или начнут проявляться еще какие-либо особенности, маловероятно, что хоть кто-нибудь догадается, что дело в том музыкальном фоне, который окружал малыша. Причины будут искать во всем, кроме музыки.
Так в одном из интернет-списков для уменьшения чувства тревоги и неуверенности у малышей рекомендуется слушать Прелюдии Шопена. Но ведь в Прелюдиях у Шопена настолько преобладают совершенно взрослые настроения и чувства, которые могут как раз вселить в малыша неуверенность и тревожность - там и пронзительная ностальгия, меланхолия, тоска. В принципе - Шопен - не для маленьких детей. Послушайте, для примера, Прелюдию № 4 ми минор Шопена сами. Её не проблема найти в интернете. Ситуация третья. Активная мама-руководитель клуба очень хочет развить своё дитя, благо условия для этого есть. И в большом количестве книг написано, что музыка наиболее благоприятно влияет на развитие малышей. Нет проблем: близкая подруга – музыкант. Почему бы не пригласить подругу с музыкальным образованием вести занятия по музыке с малышами? Ну не страшно ведь, что подруга-пианистка никогда не работала с дошколятами, что-нибудь придумает, главное – начать? Попробуем перенести эту ситуацию на другую профессию и довести до абсурда: человеку нужно вырезать аппендицит. Ну и что, что подруга стоматолог – она же медик! Что-нибудь придумает! Главное – начать! К чему я всё это? Если для дошкольника главное не обучение, а развитие, то ЧТО именно должны развивать музыкальные занятия? В первую очередь – музыкальный слух, который является частью общей музыкальности ребенка. И именно с точки зрения развития музыкального слуха нужно рассматривать методики для занятий музыкой с малышами.
Как еще может развиваться музыкальность ребенка? Когда еще он активен? Конечно, когда он играет музыку сам или подыгрывает звучащей музыке на инструменте. В этот момент двигательная активность сохраняется, вслушивание в музыку тоже становится необходимым, иначе не получится вместе играть. На любом стучащем, звенящем инструменте ребенок развивает свою музыкальность просто с помощь исполнения под музыку. Главное только, чтобы он хотел это делать, как бы случайно освоил этот вид деятельности, без давления сверху. Как развиваются различные грани музыкального слуха? Чаще всего в неудобной для родителей форме. Изучение музыкального звука – всегда громко, не вовремя и очень мешает окружающим. Малыш, который громко стучит деревянными палочками, железными ложками) по всем поверхностям дома, на самом деле выясняет для себя природу музыкального звука. Он проверяет как можно извлекать звук (прием звукоизвлечения), какой звук бывает (если по кастрюле – звонкий звук, по доске – глуховатый, по ковру – тихий и т.п.), он экспериментирует с окраской звука (тембром). Есть у музыкантов такое понятие «тембровый слух». Это именно о нём. Ребенок, который долго-долго повторяет один звук на пианино и слушает его, скорее всего вслушивается в тонкие различия между звучанием одного тона с разным прикосновением пальцем, он изучает акустическую особенность звука, чувствует резонанс с инструментом. Это прямой путь к пониманию особенности исполнительского мастерства на инструменте. Многие взрослые даже не задумаются о значимости такого исследования для музыкального ребенка. Малыш, который просит 15 раз подряд включить песенку «Жили у бабуси» и постоянно под неё танцует, уже выказывает свои музыкальные предпочтения и здесь хорошо бы не останавливать этот процесс проживания музыки телом. 15-й раз – значит 15-й. И очень важно для малыша, если взрослый танцует вместе с ним.
Ребенок, который якобы неритмично стучит на всем, что есть под рукой, но делает это с упоением, скорее всего начинает свой творческий путь: первые попытки сочинения и импровизации всегда просты и могут вызывать у взрослого удивление и непонимание. Одно нетактичное слово или комментарий способны надолго погасить у малыша стремление к самовыражению через музыкальную деятельность. А для взрослого это будет удавшейся попыткой прекратить «дурачество». Если ребенок много и с удовольствием поёт, это чудесно! Если ему сразу сказали, что он поет неправильно, он замолчит. Возможно на всю жизнь. Самое важное – сохранить любовь к пению, опытные педагоги впоследствии помогут научить контролировать интонацию, правильно дышать, петь в резонаторы. Но ни один педагог не сможет убедить петь ребенка, который этого не хочет и уже уверился в мысли, что слуха у него нет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|