А теперь вопрос? Если все вышесказанное и есть развитие музыкального слуха – то при чем здесь нотная грамота?
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Освоение нотной грамоты нужно в первую очередь для того, чтобы сыграть по нотам готовое произведение. А для этого ребенку необходимо: быть физически готовым к такой деятельности (уметь ровно сидеть с опорой на ноги, нужна хорошая координация обеих рук, развитая мелкая моторика), уметь читать (причем, читать осознанно, созреть для чтения), хотеть сыграть музыку, уметь концентрироваться на тексте и собственных движениях), понимать логику движения мелодии (вниз, вверх и т.п.). И это возможно не ранее 5 лет, а большинстве случаев – с 6 лет. А теперь попробуйте вспомнить, что происходило с Вами 4 года назад, представьте себе отрезок продолжительностью в четыре года. И после этого постарайтесь понять разницу между ребенком 5-6 лет и малышом 1-2 лет. НЕВОЗМОЖНО применять для них одинаковую методику!!! Это наносит непоправимый вред. И не утешает тот факт, что этот вред наносится с самыми благими побуждениями. Нотная грамота не предназначена для дошколят в принципе. С оговорками и с опорой на специальную методику допустимо освоение нотной грамоты с 5 лет, но для более раннего возраста – это либо бесполезная трата времени, либо преступное вмешательство в процесс музыкального развития. Мало того, в некоторых видах музыкальной деятельности ранняя привязка всей музыки к нотам может стать тормозом для импровизации, для подбора мелодий по слуху и настоящего музицирования. «До, ре, ми, фа, соль, ля, си» можно выучить за несколько минут. Но знание этих нот не поможет научиться играть по нотам. Не в этом заключается умение читать нотный текст. Ноты – это не буквы. Не-музыкантам сложно объяснить. Но попробуем. Глядя на кружочки-ноты нужно видеть всю графику мелодии: куда она движется (по порядку или через ноту (или через две), повторяется или меняется). Первая нота – это точка отсчета, остальное – дело логики. Я называю это «музыкальный узор». Суть прочтения графики мелодии не доступна малышам ввиду их возрастных особенностей. Почему все без исключения взрослые знают «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» и большинство при этом так и не умеют играть по нотам? И почему-то именно эти взрослые считают, что малышам те же «до-ре-ми-фа-соль» необходимы для их музыкального развития. Для какого именно развития?
Продолжим о наболевшем. КАК изучение нот может развивать музыкальный слух? Ноты – это символы, они воспринимаются через зрение. Не может развиваться слух через глаза. И музыкальный слух не исключение. Лучший способ активизировать музыкальный слух – вообще закрыть глаза! Таким образом, мы выходим на важную мысль: наглядность в развитии музыкального слуха не играет ведущей роли. Путь через картинки к музыке ложный. Это путь для осознания музыки, для обобщения музыкальных впечатлений, для анализа мелодии, но не для развития музыкального слуха!!! Нельзя путать эти понятия. Теперь о слушании музыки. Если восприятие музыки имеет слуходвигательную природу – то является ли пассивное слушание музыки развитием? Является ли рисование под музыку развитием музыкального слуха? Звучит нелепо, но есть клубы, где занятия музыкой с малышами подразумевают такого рода виды деятельности. Я не против рисования, я не против фоновой музыки, но надо осознавать, что к развитию музыкальности это не имеет никакого отношения. Это не должно называться занятиями музыкой. Пускай это будут уроки рисования под музыку. И возникает вопрос – а будет ли вообще восприниматься музыка малышами, которые с увлечением что-то рисуют? Скорее всего музыка станет выполнять роль шума, на который через какое-то время увлеченный ребенок даже не будет отвлекаться.
А про пассивное слушание музыки есть исследование известного психолога Б.М. Теплова, который доказывает, что при прослушивании музыки у человека всегда существует ритмическое его переживание. Если прекратить постукивание ногой или кивание головой в такт, то возникнут непроизвольные сокращения на кончике языка. А если двигательное проявление прекратить вообще, то восприятие музыки прекратится. Вывод: смысла сидеть и слушать музыку с малышами нет. Совсем нет. Только двигаться вместе с музыкой. И никак иначе. Теперь насчет классической музыки для малышей. Да, это заманчиво, да, это очень интеллектуально в глазах взрослых, да, это хорошая реклама для детского клуба. Но: музыка исторически развивалась от фольклора к классической музыки и дальше. Так же, как история развития инструментов – от щипка тетивы – к фортепиано. И идти с детьми надо по той же дороге. Фольклор – первая ступень, обязательная ступень, понятная детям. Очень важно то, что в фольклоре характер музыки соответствует состоянию детства. В нем нет тех взрослых метаний и переживаний, которые есть в классической музыке в широком смысле этого слова (начиная с конца 18 века). Отметим, что музыка эпохи барокко и ранний классицизм доступнее по восприятию деткам, чем более поздняя. Чем ближе к нашему времени музыкальное произведение – тем более внимательно нужно его анализировать, не проверять реакцию детей, а заранее отметать то, что вызывает сомнения. Музыка очень глубоко воздействует на малышей. Классическая музыка создавалась взрослыми композиторами-мужчинами и их внутренний мир далеко не весь нужно нести маленьким, открытым миру деткам. Музыкальный материал для малышей подбирать на самом деле очень трудно. Это может сделать только человек, подкованный музыкально, педагогически и со знанием психофизиологии возраста детей, для которых он выбирает или разрабатывает этот материал. Иначе это будет околомузыкальное развитие или реальный вред. В частности, если послушать предлагаемый музыкальный материал для малышей, то там огромное количество детских песен спето откровенно фальшиво, часть песен спета форсированным неестественным голосом (где взрослая женщина якобы по-детски поет песенки), часть песен сочинена композиторами в таких тональностях, в которых дети просто не могут спеть вообще, а на дисках рекомендуется подпевать эти песенки вместе с детьми. При этом музыкальная ценность этих произведений частенько тоже вызывает сомнения. Равно как и аранжировки якобы для малышей, где считающие себя равными Моцарту неизвестные, чаще всего не указывающие свои фамилии, музыканты сделали аранжировку популярной классики на банальном синтезаторе с тембром колокольчиков. Однозначно могу сказать, что оркестровка, которую написал Моцарт не подлежит пересмотрению ни кем, кроме гения такого же масштаба. И воздействие музыки Моцарта можно оценивать только в исполнении близком к тому, как замыслил автор, и лучше бы в акустическом варианте. Аудио-запись уже остается жалким подобием, так как нет акустического воздействия оркестра на слушателя, а уж если мы делаем аранжировку на современных инструментах – то этот продукт нужно рассматривать как совершенно другой, и воздействие на малышей музыки такого качества необходимо предварительно исследовать.
Напоследок попробую четко в тезисах изложить то, что обязаны знать все, кто занимается музыкальным воспитанием малышей от 1 года и старше. 1. Основная задача музыкального развития малышей – развитие музыкального слуха. Для этого необходимо знать, что музыкальный слух из себя представляет и как именно он развивается.
ВЗРОСЛЫЕ! ПОЖАЛУЙСТА! Не экспериментируйте на малышах, опираясь на то, что «у вас такой же сын (дочь)», у вас «уже есть внуки», у вас «консерваторское образование», у вас «интуиция», вы «считаете, что раньше было хуже и надо что-то менять». Результаты вмешательства в природу ребенка проявятся не сразу, но, если человек даже с любовью действует вопреки законам роста и развития ребенка, то последствия могут быть необратимы. И чем младше малыш, тем серьезнее будут последствия необдуманных действий взрослого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|