Этапы обучения спортивной технике
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение
Возрастающий уровень требований к системе подготовки спортивного резерва предполагает повышение её эффективности с первых этапов многолетнего спортивного пути использования. Одним из важных разделов этого процесса является выполнение требований принципиальных установок юношеского спорта: целевая направленность системы управления подготовкой юных спортсменов по отношению к высшему спортивному мастерству; перспективное опережение формирования технического мастерства. Формированию технического мастерства спортсмена, специалистами спорта всегда уделялось большое внимание. Однако обучению рациональной техники толкания ядра юных легкоатлетов посвящено незначительное количество работ [11, 13, 16, 19,20, 24]. Это определило выбор темы курсовой работы. Целью курсовой работы является расширение и углубление теоретических знаний по методике обучения технике толкания ядра. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: . Изучить основы современной техники толкания ядра. . Определить основные задачи в методике обучения техники. . Выявить основные средства обучения. При написании курсовой работы были использованы следующие методы: . Анализ научно-методической литературы. . Беседа с тренером.
Основы современной техники толкания ядра
Спортивная техника в настоящее время рассматривается большинством специалистов как специальная система движений, соответствующая особенностям данного вида спорта и направленная на достижение высоких спортивных результатов [5, 10, 12,13, 17,18, 23, 27, 28, 30, 38]. Достижение спортивных результатов в толкании ядра связано с конкретной целью - как можно дальше толкнуть ядро [4, 6, 7, 8, 9, 19,20, 32]. Это зависит от многих факторов и в первую очередь от уровня технической подготовленности спортсмена [2, 3, 6, 7, 9, 12, 15, 20, 22, 26.29, 32,35, 36, 37].
В структуре технической подготовленности спортсмена выделяют базовые и дополнительные движения и действия [18, 23, 27]. К базовым, относятся движения и действия составляющих основу техники толкания ядра, без которых невозможно эффективное осуществление соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил. Дополнительные движения и действия - это второстепенные, элементы отдельных движений, которые характерны для конкретных спортсменов и связанные с их индивидуальными особенностями. С точки зрения механики, теоретическая дальность полета ядра рассчитывается по следующей формуле [9, 11]:
где,
S - спортивный результат (м); v - скорость вылета ядра (м/сек); α. - угол вылета ядра (градусы); q - ускорение силы тяжести (м/сек) Как видно из формулы, спортивный результат зависит в основном от трех составляющих: скорость, угол вылета и ускорение силы тяжести. Ускорение силы тяжести величина постоянная и равна 9,81 м/сек. Изменить её невозможно. Угол вылета ядра влияет на дальность его полета. Оптимальный угол вылета ядра находится в пределах 38-41º [9, 34]. Изменение угла вылета в зоне оптимальных величин в пределах 1-3° незначительное влияние на результат [34]. Наибольшее влияние на спортивный результат имеет скорость вылета ядра. Она зависит от пола, возраста, квалификации и физической подготовленности спортсмена, а также от веса самого ядра.
Траектория движения ядра
На верхней части рисунка 1.1., представлена схема пути движения ядра при сообщении ему скорости разгона [15, 19,20]. На участке пути А-Б осуществляется предварительный разгон. На участке Б-В выполняется финальный разгон снаряда, скорость его продвижения увеличивается в несколько раз. В точке «В» ядро покидает руку метателя. Далее движение ядра продолжается по траектории В-Г.
Эффективная техника толкания позволяет спортсмену направить все свои усилия так, чтобы на пути А-Б разогнать и сообщить снаряду оптимальную скорость движения, соответствующую уровню подготовленности спортсмена. На отрезке Б-В ядро разгоняется за кратчайший промежуток времени, достигая максимальной скорости в точке В. Оптимальная траектория полета ядра может быть получена, если его движение, начиная с середины пути Б1-В, будет происходить под определенным углом к горизонту. На пути В-Г скорость движения ядра не увеличивается.
Рис. 1.1. Система связей основных характеристик элементов движений при сообщении скорости ядру (условные обозначения в тексте)
Теоретически считается, что на дальность полета ядра также влияет сопротивление воздушной среды. Однако, эти воздействие ничтожно мало, поэтому в спортивной практике оно не учитывается. Установлено, что дальность полета ядра увеличивается от высоты, на которой снаряд покидает руку метателя [4, 7, 9, 33, 34]. Поскольку высота точки вылета для каждого спортсмена индивидуальна, и увеличить её невозможно, то и этот фактор в спортивной практике не учитывается [9]. Таким образом, ядро разгоняется сначала на более длинном пути с меньшей силой. Затем на более коротком пути, но с проявлением большей силы.
Скорость движения ядра
Среди перечисленных параметров начальная скорость вылета, наиболее изменяемая. В таблице 1.1. представлены данные о дальности полёта ядра в зависимости от угла и скорости вылета. Расчёты, проведённые рядом авторов [7, 20], показали, что скорость вылета ядра 10 м/сек соответствует результату - 12 м, а скорость 15 м/сек - результату около 25 м, т.е. увеличение скорости в 1,5 раза приводит к увеличению результата в 2,08 раза. В свою очередь, скорость вылета ядра зависит от величины силы, длины пути воздействия силы и времени её приложения [4, 7, 9]. Скорость ядру сообщается на различных по длине отрезках пути, расположенных последовательно друг за другом. Вначале в процессе скачка и достигает 2-3 м/с, - это предварительная скорость. Затем в финальном усилии - заключительная скорость, возрастающая примерно в 4-5 раз по сравнению с предварительной скоростью.
Таблица 1.1. Дальность полёта ядра в зависимости от угла и скорости вылета
Для увеличения скорости движения снаряда крайне важно, чтобы на всем пути воздействия на него, усилия спортсмена возрастали. Это достигается за счет определенно-последовательного сокращения мышц. Пример последовательности включения определенных мышечных групп в работу можно увидеть на рисунке 1.2. На нём схематично представлено тело метателя: нижнее звено (1) - ноги, среднее звено (2) - туловище, верхнее звено (3) - верхний плечевой пояс, рука. Набрав скорость в скачке, спортсмен, при постановке левой ноги в упор, под действием инерции массы тела и работы правой ноги, перемещает туловище и руку с ядром вперед-вверх. Закончив движение до вертикали, нижнее звено (1) затормаживается. Под действием инерции и усилий мышц,
Рис. 1.2. Схема последовательного включения мышечных групп спортсмена в финальном усилии при толкании ядра
туловище движется также до вертикали и затормаживает своё движение (2). Далее, под действием инерции масс руки с ядром и усилий мышц плечевого пояса, а также руки, ядро движется до вертикали (3), где под действием инерции, в верхней точке покидает руку толкателя. Таким образом, последовательное включение в работу отдельных звеньев тела спортсмена, способствует возрастанию скорости ядра. Происходит это за счет переноса количества движения с нижних звеньев на верхние [7, 19, 20]. Предварительная скорость, сообщается снаряду за счет работы мышц ног и туловища, а заключительная, за счет включения мышц плечевого пояса и руки [7, 20, 21]. Улучшение спортивных результатов в метаниях связано с постоянным совершенствованием ритма движений. Ритм - это комплексная характеристика, отражающая определённое соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-либо физического упражнения по усилиям во времени и пространстве [3, 18, 22, 31].
В толкании ядра совершенствованием ритма движений выражается в повышении скорости движения спортсмена уже с фазы предварительного разгона (V1д) до его вылета (V80) [20]. В нижней части рис. 1.1., представлена система связей основных элементов движений при толкании ядра. Большая скорость движения в этой фазе способствует, в свою очередь, увеличению обгона снаряда (О2) и пути финального разгона (Ф3), что в тоже время приводит к сокращению времени финального разгона (Т4). Иными словами, большая скорость предварительного разгона активизирует финальную фазу в метаниях. Сокращение времени финального разгона связано с увеличением усилий, условно обозначенных как вращательное - F5 (туловище и толкающая рука) и разгибательное - F6 (ноги и туловище). Если общая сила движения ног и туловища, при их разгибании, является ведущей в создании угла вылета ядра (α7), то общая сила вращательного движения туловища и толкающей руки является ведущей в создании скорости вылета снаряда (V80). Повышение скорости вылета ядра обеспечивает увеличение дальности его полёта и улучшение спортивных результатов S9.
Анализ техники
Технику толкания ядра для удобства рассмотрения можно разделить на фазы в соответствии с их задачами [4. 6, 7, 8, 9, 11, 15, 19,20, 33, 34,39]: ) держание снаряда; ) подготовка к разгону и разгон скачком; ) подготовка к финальному усилию (перекат); ) финальное усилие; ) вылет и снаряда. Держание снаряда. Задача этой фазы - держать ядро так, чтобы выполнить толкание свободно, с оптимальной амплитудой движения. Правильное держание должно способствовать передаче метателем силы снаряду для движения его в нужном направлении по оптимальной траектории, а также выпуску его с наибольшей скоростью. С целью увеличения амплитуды движений в скачке и увеличения пути приложенной силы в заключительной фазе ядро удерживается кистью так, чтобы он был ближе к концам пальцев. Перед скачком метатель становится у задней по направлению толкания части круга. Перед толканием ядро должно лежать на пальцах. Указательный, средний и безымянный пальцы несколько раздвигают. Большим пальцем и мизинцем ядро удерживают от скатывания. В исходном положении, когда спортсмен стоит в круге спиной к направлению толкания, ядро держится у шеи, а локоть отводится от туловища вперед вправо. Возможны некоторые различия, зависящие от соотношения длины плеча и предплечья, от силы мышц и исходного положения. Держать ядро на весу не разрешается правилами соревнования.
Подготовка к разгону и разгон скачком. Основная задача этой фазы - выполнить оптимальные двигательные действия, способствующие достижению контролируемой скорость в предварительном разгоне ядра. Большое значение в толкании ядра приобретает исходное стартовое положение спортсмена. Оно должно обеспечивать удлинение пути при наращивании скорости движения снаряда. Предварительный разгон включает совместный разгон и обгон нижних звеньев тела и завершается занятием исходной позиции перед финальным разгоном. Предварительный разгон в толкании ядра осуществляется при одноопорном и безопорном положении. К концу предварительного разгона, дальнейшее создание поступательной скорости достигается обгоном нижними звеньями тела верхних. Обгон осуществляется как в прямолинейном движении (точка опоры - стопа правой ноги находится впереди проекции снаряда), так и в криволинейном (ось таза опережает ось плеча и руки с ядром). Обгон, выполненный быстро и свободно, создает благоприятную исходную позицию для проведения финального разгона (усилия) снаряда. Разгону предшествует выполнение метателем в исходном положении различных движений, которые способствуют эффективному выполнению последующих движений. В толкании ядра разгон выполняется в одном случае поступательным движением - в форме скачка, а в другом, вращательно-поступательным - в форме одного поворота. При разбеге метатель может придать ускорение снаряду только при опоре ногами о грунт. Причем в двухопорном положении, спортсмен воздействует на ядро с наибольшей силой, чем в одноопорном положении, и придает ему большее ускорение. Поэтому метатель должен сократить время пребывания в одноопорном и особенно в безопорном положении до минимума [7]. Скачок выполняется из положения, стоя спиной к направлению толкания. Правая нога ставится вплотную к обручу, левая нога отставляется назад на носок или ставится рядом. Взгляд направлен сторону, противоположную толканию. Левая рука свободно вытянута вперед-вверх. Подготавливаясь к скачку, толкатель поднимается на носок правой ноги и, переносит на него тяжесть тела. Одновременно он отводит левую ногу назад-вверх. После этого, наклоняясь вперед, приседает на правой ноге и опускает левую согнутую ногу вниз, подводя её к правой. Вслед за этим делает быстрый мах левой ногой назад, сопровождаемый отталкиванием правой ногой. При взмахе левой ногой вес толкателя находится на правой ноге. По мере отведения левой ноги назад он перемещается в том же направлении, сохраняя опору на правой ноге. Разведение бедер достигает максимума (120° и более) [9]. Оттолкнувшись правой ногой, спортсмен, подтягивает голень к себе. Заканчивается скачок постановкой правой ноги на опору. Подготовка к финальному усилию (перекат). Задача этой фазы - принять рациональное положение для наращивания скорости при выполнении финального усилия. При минимальной потере линейной скорости движения ядра, ускоренным движением ног и таза, создаётся предварительное натяжение мышц всего тела. Предварительно растянутые мышцы при последующем сокращении проявляют большую силу тяги [7, 20].Это натяжение достигается поворотом туловища вправо, с оптимальным наклоном в обратную сторону направления толкания, а также сгибанием ног до оптимальных пределов. Для увеличения приложения усилий к ядру имеет и ширина расстановки ног. Ширина их расстановки зависит от индивидуальных особенностей толкателя [7]. В целом же подготовка к финальному усилию является пассивной, ибо начинается после скачка, с момента постановки правой ноги на грунт и заканчивается при постановки левой ноги. Правая нога, после скачка, ставится на носок. Исходное направление стопы при этом сохраняется, или она поворачивается слегка внутрь. После постановки правой ноги спортсмен проходит промежуточное положение, характеризующееся оптимальным наклоном туловища в направлении, противоположном толканию. Веса тела спортсмена на правой согнутой ноге. Левая нога быстро ставится у сегмента слева от диаметра круга. Такое направление стопы сохраняется до окончания толчка [34]. С постановкой левой ноги происходит так называемый обгон верхних звеньев тела спортсмена нижними - «скручивание» туловища, в процессе которого растягиваются мышцы, активно участвующие в последующей работе. Принимается наиболее выгодное положение для финального усилия, и создаются лучшие условия для слитного перехода предварительного в финальный разгон. Финальное усилие. Задача этой фазы метания - вытолкнуть ядро с максимальной скоростью, под оптимальным углом вылета. Финальный разгон, или финальное усилие спортсмена, является решающим в достижении максимальной скорости вылета снаряда в нужном направлении. При благоприятной исходной позиции для проведения финального усилия обеспечивается растягивание и напряжение мышц ног, туловища, плечевого пояса и метающей руки. В этих условиях возрастает сила сокращения мышц, которые выполняют разгибательное и вращательное движение с сообщением скорости и выталкиванием ядра. Таким образом, в процессе толкания ядра, скорость ему сообщается в определенной последовательности: сначала телу метателя и снаряду; в начальной фазе финала - верхним частям тела и снаряду; в заключительной фазе финала - только снаряду и руке. При этом имеет место использование принципа «хлыста»: торможение нижележащих звеньев тела способствует передаче их количества движения (импульс тела) вышележащим звеньям волнообразно, с увеличением скорости движения последних, так как движущаяся масса уменьшается от всего тела до руки со снарядом (рис. 1.2). Эта задача выполняется за счёт согласованной работы мышц ног. Как только метатель примет двухопорное положение после скачка, мышцы ног, сокращаясь, поднимают туловище. Одновременно происходит выведение таза вперед. Выпрямление ног и выведение таза вперед необходимы для того, чтобы мышцы туловища остались растянутыми, а выпрямленная левая нога послужила упором для прекращения движения звена. Выпрямленные ноги метателя являются твердой опорой, необходимой для сокращения мышц туловища. Только после полного сокращения мышц туловища включаются в работу мышцы верхнего плечевого пояса и руки. Особое значение в финальном усилии приобретает последовательное сокращение мышц. Установлено, что, если соблюдается поочередное сокращение мышц, т.е. сила последующей мышечной группы включается в тот момент, когда сила предыдущей равна нулю, достигается наибольшая скорость движения снаряда [7, 9, 33, 34]. Вылет снаряда. Во всех метаниях, кроме толкания ядра, сила воздействия на снаряд не влияет на угол вылета. А при толкании ядра, чем меньше сила воздействия на снаряд, тем больше угол вылета, и наоборот. Активное финальное усилие выполняется в двухопорном положении. Левая нога, упруго поставленная на грунт с началом финального усилия, несколько сгибается под давлением движущейся массы тела и вслед за этим быстро выпрямляется. Давлением правой ноги при упоре левой метатель выводит таз, продвигая его несколько вперед-вверх. После этого, спортсмен быстро выпрямляет туловище, поворачивая его и плечевой пояс влево, опережая этим выпрямление руки в локтевом суставе. Правое плечо в заключительный момент толкания обычно выше левого. Разгибание руки при выталкивании ядра опережает выведение локтя вперед. Это движение способствует заключительному подхлестывающему усилию метателя кистью и пальцами для сообщения снаряду ускорения. После скачка и постановки левой ноги, левая рука активно отводится через сторону назад. Этим метатель создает нужное натяжение мышц, помогает выпрямить туловище при финальном усилии и уравновесить тело. К моменту вылета ядра правая рука и левая нога находятся на одной вертикальной плоскости, расположенной по направлению полета ядра. После вылета ядра, следует смена ног прыжком. Это затормаживает движение тела вперед и выход спортсмена за пределы круга. Таким образом, базовой основой техники толкания ядра является: держание снаряда, подготовка к разгону и разгон (скачком), подготовка к финальному усилию (перекат) и финальное усилие.
Обучение технике
Обучать технике толкания ядра можно всех занимающихся, независимо от их физической подготовленности. На первых занятиях, особенно для лиц, слабо подготовленных физически, применяются более легкие ядра: весом 2-3 кг для женщин и 4-5 кг для мужчин Желательно, чтобы число ядер соответствовало количеству занимающихся. Площадка для занятий толканием ядра с начинающими должна представлять собой ровное место с плотным грунтом и кругами для толкания. Чтобы предупредить несчастные случаи, занимающихся размещают на одной стороне площадки на расстоянии 3-4 м друг от друга. Снаряд толкают только в одну сторону. Выходить за снарядом разрешается после того, как все выполнят упражнение. Этапы обучения спортивной технике
Процесс обучения спортивной технике подразделяют на ряд этапов. Большинство исследователей проблемы обучения в спорте [2, 5, 10, 12, 28, 29, 30,31,32, 35,36,37,38] выделяют три этапа: ) ознакомления с изучаемым спортивным упражнением или его отдельными подсистемами; ) овладения техникой предмета обучения; ) совершенствования в его выполнении. В большинстве случаев обучению спортивной технике предшествует этап подготовки, задачи которого: определить способности занимающихся к данному виду спорта; сформировать активно положительное отношение к занятиям; обеспечить физическую подготовленность - основание для овладения техникой данного спортивного упражнения; способствовать развитию координации движений. Средства решения задач для данного этапа - разнообразные двигательные действия, не всегда сходные по структуре с избранным видом спорта. На первом этапе, который продолжается от одного до нескольких занятий, главная задача - сформировать целостное представление о технике данного спортивного упражнения, характерном для него ритме. Второй этап длится от нескольких недель до года и более. Его основные задачи: ) создать четкие представления о кинематических, динамических и в особенности ритмических параметрах изучаемого движения; ) овладеть спортивной техникой в такой мере, чтобы быть способным выполнять изучаемые действия в целом, но в упрощенных условиях; ) способствовать развитию двигательных способностей, проявляющихся в изучаемом спортивном упражнении; К третьему этапу обучения следует переходить, когда спортсмен станет способен сохранять стабильную технику спортивного упражнения, выполняя его с вариативными усилиями в оптимальных условиях. Основные задачи третьего этапа, который продолжается так долго, как долго спортсмен стремится повысить (или сохранить) достигнутые им результаты: ) совершенствовать требуемую структуру и ритм движений, характерный для данного спортивного упражнения при выполнении его с максимальными усилиями в вариативных условиях; ) способствовать стабилизации спортивной техники. Этапы обучения повторяются в учебно-тренировочном процессе спортсменов любой квалификации несколько раз. Как только поставлена задача, добиться большего совершенства в выполнении спортивного упражнения, внести какой-либо новый элемент в технику или изменить ранее усвоенное действие, тренер и спортсмен, возвращаются к решению задач, характерных для первых этапов обучения, а иногда и к этапу подготовки [12, 13,14, 30,31, 32].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|