Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последовательность обучения спортивной технике




 

Соблюдение рациональной последовательности обучения спортивной технике основывается на признании системности как основополагающего условия успешной деятельности в любой области [2, 8, 14, 17, 21, 22, 26, 27, 30, 32]. Оно обязывает тренера найти порядок в овладении спортсменом отдельными двигательными действиями, которые составляют основу техники и подобрать для обучения соответствующие упражнения.

Исходным положением, для установления последовательности обучения технике спортивных упражнений, является выделение частей, фаз или элементов от правильности которых в большей мере зависит эффективность изучаемого действия [1, 30, 31, 32]. Эти части, фазы или элементы называются основными движениями.

Определение структурной (биомеханической) основы двигательного действия - начало для установления рациональной последовательности обучения спортивной технике [30, 31, 32]. Из содержания первой главы становится понятно, что основной в достижении спортивного результата в толкании ядра является фаза финального усилия. Однако по последовательности двигательных действий эта фаза является заключительной.

В соответствии с местом нахождения основы движения в общей цепи двигательного действия выделяют три варианта последовательного обучения технике спортивных упражнений (табл. 2.1.) [30, 31, 32]. В одном из них основная часть находится в начале (Н), в другом - средине (С), в третьем - конце (К). Если основная часть находится в начале, ее осваивают первой; затем изучают среднюю часть; к ней присоединяют уже освоенную начальную часть; вслед за тем изучают технику заключительной части; к ней присоединяется освоенная средняя часть; наконец, осваивают и закрепляют технику упражнения в целом. То же относится к обучению отдельным частям и фазам упражнения. Следовательно, каждый из вариантов последовательного обучения состоит из шести вспомогательных этапов («шагов»).

 

Таблица 2.1. Варианты последовательности обучения спортивной технике

Вариант

Последовательность шагов в обучении

  1 2 3 4 5 6
1 Н С НС К СК НСК
2 С Н НС К СК НСК
3 К С СК Н НС НСК

 

Этот распространяется и на те случаи, когда основная часть или фаза техники спортивного упражнения находится в середине или в конце, и тогда вначале осваивают соответственно среднюю или конечную часть или фазу.

Таким образом, обучение спортивной технике ведется не обязательно в порядке развертывания двигательного действия (от начала - к концу) н не от простого к сложному, а, как правило, наоборот - от трудного к легкому.

Методика обучения

 

Ниже приведена общепринятая методика обучения толканию ядра с основными задачами, средствами и методическими указаниями к обучению.

Задача 1. Ознакомить с техникой толкания ядра с разбега скачком.

Средства: 1. Ознакомление со снарядом, местом занятия и правилами выполнения толкания на соревнованиях. 2. Объяснение и показ толкания со скачка из крута. 3. Демонстрация наглядных пособий.

Задача 2. Научить держать и выталкивать ядро.

Средства: 1. Показ и проверка правильности держания ядра 2. Имитация выталкивания ядра. 3. Толкание ядра вверх, затем вперед-вверх.

Надо следить за тем, чтобы начинающие не держали ядро на концах пальцев во избежание травмы. Толкать ядро в этих упражнениях нужно из положения, стоя полуоборотом к направлению толкания ноги на ширине плеч, без глубокого приседа.

Основное внимание обращать на правильное выпрямление руки с ядром, при котором предплечье должно следовать за ядром. При выведении вперёд локтя ядро скатывается с пальцев, что может привести к травме. Выпрямляя руку надо поворачивать плечевой пояс. Толчки ядра чередуются с имитацией выталкивания.

Выталкивание ядра выполняется после предварительного небольшого сгибания ног, которые выпрямляются затем одновременно с разгибанием толкающей руки.

Задача 3. Научить финальному усилию.

Средства: 1. Толкание ядра с места из исходного положения, стоя боком к направлению толкания. 2. То же, из исходного положения, стоя спиной к направлению толкания. 3. То же, из положения, стоя на правой ноге с постановкой левой ноги на грунт. 4. Имитация толкания из названных ниже походных положений без ядра и с ядром.

Методические указания. При толкании с места изучаются те движения и усилия, которые должны следовать после скачка.

Толкание ядра с места сначала выполняется стоя боком в сторону толкания, но обязательно после предварительного поворота плечевого пояса направо. Ноги при этом слегка согнуты, правая стопа располагается сначала почти под прямым углом к направлению толкания. Это - переходное упражнение к толканию из положения, стоя спиной к направлению толкания.

При толкании обязательно добиваться активной работы ног в сочетании с полным поворотом плечевого пояса. Следует помнить о характерных ошибках новичков при выполнении финального усилия: преждевременном повороте головы и плечевого пояса налево, несогласованных движениях плечевого пояса и руки с ядром и наклоне тела влево или вперед.

По мере овладения толканием ядра с места из промежуточного положения, стоя боком надо переходить к толканию из положения, стоя спиной к направлению толкания. Исходное положение постепенно изменяется, прежде всего за счет все большего «скручивания» туловища направо.

Затем изучается толкание ядра из того же положения (стоя на правой ноге спиной к направлению толкания) с отведением и постановкой левой ноги назад. Подготовка к толканию (замах) заключается в наклоне туловища вперед со сгибанием правой ноги в колене с переносом веса тела на переднюю часть стопы и отведением левой ноги назад.

Для контроля направления вылета ядра, полезно толкать его через предметы, расположенные вверху (планка или веревочка на высоких стойках), или по направлению более удаленных других ориентиров.

Чтобы создать у занимающихся представление о правильном сочетании движений отдельных частей тела, полезно имитировать финальное усилие без ядра и с легким ядром, а при замахе делать движения («скручивание»), обратные выталкиванию ядра, - «обратный ход».

Для совершенствования навыков владения телом и снарядом при толкании (использование массы тела, эластичности мышц, силы ног, ускорения), могут применяться дополнительные упражнения. Они связаны с толканием и бросанием ядер, набивных мячей, камней разного веса; с активным вращательным движением плечевого пояса; толкание двумя руками и одной от груди вперед; бросание двумя руками снизу вверх и назад через голову; бросание ядра из-за головы вперед. Эти упражнения способствуют также развитию силы и координации соответствующих групп мышц техникой толкания.

Задача 4. Научить скачкообразному разбегу.

Средства: 1. Скачки на правой ноге без ядра, стоя спиной к направлению толкания в наклоне вперед с отведенной назад левой ногой. 2. Подготовительные движения перед скачком. 3. То же с последующим скачком.

Методические указания. Обучать скачку можно параллельно с решением предыдущих задач. Чтобы занимающийся лучше ощутил правильные движения в скачке, их следует делать с помощью партнера. Партнер (лучше, если это будет обучающий) придерживает отведенную назад левую ногу толкателя у подъема и легко тянет его за ногу, направляя скачок по горизонтали. Обучающийся делает скачки на правой ноге, используя силу тяги партнера и обращая внимание на полное разведение бедер и быстрое подтягивание голени. Скачки выполняются непрерывно сериями по 3-5 раз. Наряду с этим следует уделять внимание обучению маху левой ногой назад и выполнению низкого скачка на правой ноге с быстрым подтягиванием голени.

адача 5. Научить технике толкания ядра со скачка.

Средства: 1. Скачки с ядром. 2. Толкание со скачка облегченного и нормального ядра. 3. Толкание ядра со скачка из круга с соблюдением правил соревнований.

Методические указания. На каждом занятии начинающие должны толкать ядро с места в соответствии с задачей 3 и изучать скачок. Сначала делается короткий скачок (40-50 см), так как в этом случае можно толкнуть ядро более согласованно со скачком.

Нужно, чтобы во время скачка занимающиеся стремились сохранять наклон туловища, выполняли скачок согласованно с финальным усилием, а финальное усилие - с ярко выраженным ускорением. Прерывистость движения после скачка обычно вызывается высоким и далеким скачком с последующим опусканием туловища после приземления. Не меньшее значение может иметь и неправильное стремление метателя начать финальное усилие лишь после того, как будет занято прочное двух опорное положение. Это происходит у занимающихся непроизвольно, по ассоциации с толканием с места из исходного положения стоя прочно на двух ногах.

Задача 6. Совершенствовать технику в толкания ядра.

Средства: 1. Толкание ядер различного веса из круга. 2. Упражнения, перечисленные ранее (3, 4, 5-я задачи). 3. Толкание ядра на результат.

Методические указания. При овладении основами техники толкания ядра со скачка следует исправлять ошибки и пробовать изучать детали техники, которые не удавались ранее. Эти детали, обычно связаны со стремлением, выполнить скачок и финальное усилие слитно и с большой скоростью, для увеличения и полета снаряд.

Особое внимание приходится обращать на активную, согласованную работу ног, туловища и рук в финальном усилии и на выполнение толкания ядра в целом в нужном ритме. Надо стремиться изыскивать и другие средства, позволяющие толкать ядро с наибольшим ускорением.

При изучении новых элементов техники толкания ядра и для выполнения движений с большой скоростью полезно применять облегченные ядра.

Толкание более тяжелых ядер применяется для того, чтобы закрепить у занимающихся навык в работе большой мощности и затем использовать этот навык при толкании ядра нормального веса. Безусловно, толкание ядер разного веса способствует и развитию силы соответствующих групп мышц и быстроты движений.

Как правило, обучение основам спортивной техники достигается с наибольшим трудом. Следовательно, обучение в спорте ведется не от простого к сложному и не от легкого к трудному, а, как правило, наоборот.

Для достижения совершенства в выполнении изучаемого действия больше времени и внимания следует уделять найденным в нем двигательным основам.


Заключение

 

В результате выполненной работы получены следующие выводы.

. Основой современной техники толкания ядра является: держание снаряда, разгон, группировка, финальное усилие и выпуск.

. Процесс обучения технике толкания ядра делится на три этапа: ознакомления; овладения; совершенствования.

. Основной задачей в методике обучения толкания ядра является - обучение финалу.

. Основными средствами обучения являются соревновательное и специально-подготовительные упражнения.

 

 


Список источников

 

1. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. - Харьков: Основа, 1993. - 224 с.

. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 264 с.

. Григалка О..Я. Толкание ядра. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 72 с.

. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта. - Мн.: Четыре четверти, 1997. - Часть 2. - 180 с.

. Книга тренера по лёгкой атлетике. - Изд. 3-е, пераб. / Под ред. Л.С. Хоменкова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.

. Ланка Я.Е., Шалманов А.А. Биомеханика толкания ядра. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 72 с.

. Лёгкая атлетика за рубежом / Под ред. Е.Н. Кайтмазовой. М.: Физкультура и спорт, 1974. - 430 с.

. Легкая атлетика: учебник для ин-тов физ. культуры / Под общ. ред Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - Изд. 4-е, доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.

. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.

. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры и фак-ов физ. воспитания / Под общ. ред. М.П. Кривоносова, Т.П. Юшкевича. - Мн.: Вышейшая школа, 1986. - 312 с.

. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 480 с.

. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.

. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002. - 864 с.

. Основы лёгкой атлетики / Сост. А.Ф. Бойко. М.: Физкультура и спорт, 1976. - 200 с.

. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общей ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -280 с.

. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - К.: Вища школа, 1984. - 352 с.

. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 584 с.

. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливадо Е.А. Юный легкоатлет. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 224 с.

. Попов В.Б., Суслов Ф.П. Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества: - Москва-Воронеж, 1999. - 220 с.

. Система подготовки спортивного резерва / Под общ. ред. В.Г. Никитушкина. - М.: МГФСО, 1993. - 320 с.

. Совершенствование технического мастерства спортсменов / Под общ. ред. В.М. Дьячкова. М.: Физкультура и спорт, 1972. - 231 с.

ядро толкание спортивный техника

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...