Понятие «аудирования» в современной методике. Виды аудирования. Алгоритм работы
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Курсовая работа «Обучение восприятию на слух английской речи на уроках в средней школе» Содержание Введение Глава 1: Теоретические основы обучения аудированию Понятие «аудирования» в современной методике. Виды аудирования. Алгоритм работы Психологические особенности школьников на средней ступени обучения Трудности восприятия иноязычной речи на слух Глава 2: Методика обучения аудированию на среднем этапе Анализ системы упражнений для обучения аудированию в средних классах Контроль сформированности умений аудирования DVD как средство обучения аудированию Заключение Библиография Приложение Введение
Актуальность данной работы заключается, прежде всего, в том, что на сегодняшний день проблема обучения аудированию школьников среднего возраста является одной из самых изучаемых в современной методике преподавания английского языка. Ведь без аудирования невозможно речевое общение, поскольку это процесс двусторонний, а аудирование - одна из сторон говорения наряду со слушанием. Данный этап обучения выбран не случайно, ведь именно на среднем этапе складываются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования наиболее эффективными и как цель, и как средство в обучении иностранному языку. Изучение данного вида речевой деятельности в методике недостаточно глубокое, да и термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно. Это очень трудный вид речевой деятельности. Проблемой обучения аудированию занимались Рогова и многие другие. То, что современные выпускники школ практически не владеют данным умением совсем не секрет. В связи с ориентацией школьного процесса обучения на практическое владение иностранным языком проблеме понимания речи на слух придается большое значение. В последние годы проблема аудирования все больше привлекает внимание методистов. Ведется серьезный теоретический поиск в изучении этого сложного процесса. Однако до настоящего времени выход в практику преподавания сравнительно невелик. Известно, что в практике преподавания методика обучения аудированию наименее разработана. Одной из основных причин недостаточного внимания к аудированию со стороны методистов и преподавателей является тот факт, что до недавнего времени аудирование считалось легким умением. Существовала точка зрения, что если при обучении устной речи преподаватель сосредоточит все усилия на говорении и обеспечит овладение этим умением, то понимать речь учащиеся научатся стихийно, без специального целенаправленного обучения. Несостоятельность этой точки зрения была доказана как теорией, так и практикой.
Объект исследования: обучение иностранному языку на средней ступени. Предмет исследования: обучение аудированию на уроках английского языка. Цель: комплексное изучение процесса аудирования на средней ступени обучения. Задачи: проанализировать понятие «аудирование»; рассмотреть виды аудирования и алгоритм работы; определить психологические особенности школьников среднего возраста; определить трудности в процессе восприятия иноязычной речи; проконтролировать понимание аудио текста при выполнении упражнений; рассмотреть современные средства обучения аудированию; проанализировать систему упражнений по аудированию. Методы исследования: - анализ научной литературы по теме исследования; системный анализ; анализ профессиональной деятельности педагогов; наблюдение практической деятельности педагогов.
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что было проанализировано понятие «аудирование», выявлены особенности и трудности данного вида речевой деятельности, проанализирована система упражнений для обучения аудированию, рассмотрены современные средства аудирования. Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в курсе методики обучения иностранному языку во время прохождения студентами педагогической практики в школе и в практической деятельности школьных учителей. Глава 1. Теоретические основы обучения аудированию Понятие «аудирования» в современной методике. Виды аудирования. Алгоритм работы Термин «аудирование» был введен в американским психологом Брауном. Аудирование - это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительно-мнемическую деятельность(5,с.23). Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе. Овладение аудирование дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет обучить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывание и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая возможность понимать высказывания, как бы элементарны они ни были на языке другого народа. Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. Также аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения данным видам речевой деятельности. Овладение аудированием можно рассматривать как поэтапный процесс. Нельзя не согласиться с Н.В. Елухиной (7,с.42), которая считает, что система обучения аудированию включает три основных уровня. Первый уровень - элементарный, на нем формируется перцептивная база аудирования, второй уровень - продвинутый, он посвящается развитию аудирования как вида речевой деятельности и третий - завершающий -овладение устным общением, в ходе которого учащийся выступает в роли слушающего (7,с.44). Первый уровень отвечает начальному этапу обучения в средней школе (5-6 классы), второй - среднему (7-9 классы), а завершающий - старшему этапу обучения (10-11классы). Все три уровня как составляющие системы обучения аудированию тесно взаимосвязаны.
На первом этапе происходит формирование слухо-произносительных навыков и речевого слуха. Важно, чтобы становление артикуляционных навыков и речевого слуха осуществлялось не только с опорой на речь учителя, но также с опорой на речь других лиц, в том числе носителей языка. На втором уровне системы формируются основные умения аудирования, и развивается на этой основе данный вид речевой деятельности. К этому времени учащиеся уже владеют определенным запасом языковых средств и навыками их узнавания на слух. Развитие аудирования как вида речевой деятельности осуществляется путем формирования соответствующих речевых умений, которые будут выделены и рассмотрены ниже. Когда учащиеся уже владеют основными умениями аудирования и могут участвовать в устном общении в качестве слушателя, наступает очередь последнего уровня системы обучения аудированию. Для осуществления акта общения необходимы следующие составляющие: источник (говорящий), сообщение (текст), передаваемое по слуховому каналу, и получатель (слушатель). В современной методике существуют 2 вида аудирования: • С полным пониманием текста; • С пониманием основного содержания текста. Тексты для аудирования с полным пониманием не включают незнакомой лексики и выражений, которые могли бы явиться помехой при восприятии. При аудировании текста с пониманием основного содержания учащийся должен стремиться понимать текст в целом. На среднем этапе основное внимание должно уделяться развитию умения полностью понимать текст.
В новых программах целевые требования ориентированы на уровень понимания содержания, на тип и качественную характеристику воспринимаемого на слух текста. Тексты должны соответствовать языковой подготовке учащихся, их интересам и потребностям. На средней ступени: речевое общение на уроке, прогноз погоды, занимательные истории, детские диа- и кинофильмы, объявления (10, с.44). С учетом вышесказанного, следует подробнее остановиться на тех видах текста, которые используются при обучении аудированию на среднем этапе. Тексты средней сложности: аутентичные и полуаутентичные тексты разговорно-литературного, научно-популярного или художественного стиля в жанре беседы, сообщения, описания с последовательным и простым изложением; основная идея выражена в начале или в середине текста; сфера общения: официальная и неофициальная; монолог-описание/повествование; диалог-расспрос/объяснение; полилог с ограниченным количеством сюжетных линий; языковые и структурные сложности: грамматический материал известен; 2-3 % незнакомых слов, не являющихся ключевыми; все типы заголовков; способы презентации: беседа и рассказ учителя; озвученные диафильмы и кинофильмы, в которых аудитивная информация превалирует над зрительной; фонозапись или грампластинка с визуальным подкреплением (10, с. 53-54). Известный методист Пассов уделяет особое внимание речевой зарядке. На средней ступени обучение имеет место парная работа. Технология работы в парах требует учета следующих моментов: нужно создать правильную установку в зависимости от вида и цели и иметь раздаточный материал (карточки с иллюстрациями). Групповая работа развивает способность общения, учит объективно оценивать себя и других. Происходит обмен знаниями, рост мотивации, а также урок не похож на другие. В настоящее время используется хоровая работа. Она уместна лишь: при усвоении интонации; при показе логического ударения в речевом образце. У Пассова (3,с.32)- свой методический прием, именуемый «Соговорение». Ученики повторяют за говорящим шепотом от своего лица. Он считает, что понимать на слух иноязычную речь помогают практическая фонетика, проговаривание хором, устные упражнения на воспроизведение, чтение вслух с правильным произношением и интонацией и чтение про себя. Процесс аудирования, как известно, вызывает быстрое утомление и отключение внимания учащихся, поэтому необходимо правильно выстроить алгоритм работы. Организационный момент. В это время учитель приветствует класс, задает некоторые организационные вопросы (дата, дежурство, отсутствующие) и объявляет тему и план урока, который непосредственно связан с аудированием.
Пред текстовый этап. На данном этапе необходимо проработать лексику. Учитель проговаривает некоторые слова и выражения из аудио текста, обращая внимание на ударение, ученики повторяют, а затем употребляют их в собственных примерах или составляют различные ассоциограммы. Текстовый этап. Учитель дает установку на первое прослушивание текста. Длительность текста не должна превышать трех минут. Ученикам необходимо внимательно прослушать аудиозапись, понять основное содержание и ответить на вопросы, например, где происходит действие и кто действующие лица. После первого прослушивания учитель дает установку на повторное прослушивание. Ученики должны определить главную мысль текста. После текстовый этап. Учитель задает некоторые вопросы по содержанию текста, например, правильно или нет, кому принадлежат определенные слова или действия. Также возможен опрос в виде тестов. Далее учитель предлагает ученикам творческое задание различного характера, например, изобразить услышанное, главных героев. После чего следует презентация рисунков. Таким образом проходит процесс аудирования в средних классах, причем аудио тексты должны соответствовать интересам и возрасту учеников. Ведь именно они и учитель создают мотивация к изучению иностранного языка. Если слушающий испытывает потребность слушать, то это ведет к максимальной мобилизации его психического потенциала. Поэтому очень важен правильный подход к процессу аудирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|