Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рыночное равновесие. Модели рыночного равновесия.




Предмет, цели и функции экономической науки. Эволюция представлений о предмете экономической науки.

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

Разделяют экономику на:

Микроэкономика …Макроэкономика …Основными макроэкономическими показателями являются нацио­нальный объем производства, производительность труда, общий уровень цен, процентная ставка и занятость.

Выделяют общие мировоззренческие и общие научные, а также частные методы исследования.

Общий мировоззренческий метод единый для всех наук метод.

Диалектический метод  во-первых, исходит из того, что в природе и обществе все явления и отношения не являются раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующи­ми - они находятся в процессе развития и изменения.

Общенаучные методы включают в себя прежде всего метод научной абстракции.

К общенаучным методам относятся анализ и синтез.

Раскрытию сущности явлений служат индукция и дедукция. Первая — движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению. На основе частностей логически выводятся общие положения, прин­ципы. Вторая — движение мысли от общего к частному. На базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов, процессов.

Понятие рынка. Характерные черты рыночной системы хозяйствования. Структура и инфраструктура рынка.

рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

рынок - система отношений по поводу обмена резуль­татами производства и услугами, принимающими форму товара.

Рынок как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал - стихийного, конку­рентного и организующего, монопольного. 1) рынок рабочей силы; 2) рынок средств производства (инвестиционных ресурсов);

3) потребительский рынок (рынок продовольствия, одежды, мебели и т.д.);  4) финансовый рынок. Обеспечивает подвижность капиталов. Он разделяется на: а) денежный рынок (рынок краткосрочных кредитных операций, краткосрочных ценных бумаг, валютный, учетный, межбанковский рынки); б) рынок капиталов (рынки средне- и долгосрочных ценных бумаг и банковских кредитов); 5) рынок услуг; 6) рынок технологий; 7) рынок духовных благ.

Рынок оказывает большое влияние на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций: 1. Информационная. 2. Посредническая.

3. Ценообразующая. 4. Регулирующая. 5. Санирующая.

Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Рыночная экономика гарантирует свободу потребителя. Добровольный обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя.

Существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, сколько и по какой цене реализовывать продукцию, каким образом тратить полученную выручку.

Совершенная конкуренция предполагает: множество покупателей и продавцов;  однородность товаров и услуг; отсутствие ценовой дискриминации;  полную мобильность всех ресурсов; абсолютную информированность о ценах.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за их выполнением.

Рыночное равновесие. Модели рыночного равновесия.

Согласно закону спроса, на поведение потребителя оказывает влияние цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Однако цена предложения является лишь начальной ценой товара. В дальнейшем эта цена сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерены уплатить потребители.

Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночная цена называется еще «ценой равновесия». Она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить.

Цена, при которой величина спроса и предложения совпадают, называется ценой равновесия. Графически цена равновесия соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения. Любая иная «точка» означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением  При более высокой цене величина предложения превысит величину спроса. Появится избыток товаров по отношению к платежеспособному спросу, возникнет «конкуренция продавцов», и цена начнет понижаться до равновесной. При цене ниже равновесной увеличится число покупателей за счет тех лиц, которым раньше была недоступна цена равновесия. Следовательно, возрастет и величина спроса. Однако снижение рыночной цены, уменьшит число продавцов за счет тех, кому эта цена недоступна, как не покрывающая их затраты на производство продукции. Возникнет дефицит, а вместе с ним и «конкуренция покупателей». Результатом этого является повышение цены до уровня равновесной.

 
 
 
 
 
 
 
 

Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать два обстоятельства: а) монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу; б) административное регулирование цен, приводящее, как правило, к дефициту или перепроизводству.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...