Тема 2.7 Урок 2 «Теория познания (Гносеология)»
Вопросы: 1. Истина как цель познания. Диалектика истины. Истина и заблуждение. 2.Научное познание: сущность. уровни, формы, методы. 3.Виды познавательной деятельности человека. Человек ка субъект творчества.
Вопрос 1: Истина как цель познания. Диалектика истины. Истина и заблуждение. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Ложь- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого либо в обман. Заблуждение- это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. П. Флоренский, говоря о путях обретения истины — задаче всякого познания, первоначально называет два: интуицию, т.е. непосредственное восприятие, и дискуссию, т.е. сведение одного суждения к другому, рациональный анализ. Подразумевая различные теории знания, он различает «чувственную интуицию» эмпириков, т.е. непосредственное восприятие объекта органами чувств, «субъективную интуицию», т.е. само восприятие субъекта, у трансцендентализмов и достаточно туманно им характеризуемую «субъективно-объективную интуицию» различных мистиков. Научные знания, в ом числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченное верное знание о чем либо.
Абсолютность истины прежде всего наблюдается в прошлом. В настоящем, а тем более в будущем, абсолютность истины есть продукт большей или меньшей доли абстрагирования или допустимости-достаточно вспомнить классическую механику Ньютона Евклидову геометрию. Признание истины абсолютной допустимо и правомерно по этическим и практическим соображениям, а также в зависимости от степени развития знаний. Термин «диалектика» принадлежит Сократу (умение вести спор, рассуждать). Выведение общей истины майевтика. Дополнение: Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувств, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Истина характеризует как результаты процесса познания, так и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность. Истина понимается: · как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин) · как согласие мышления с самим собой, с его априоритными формами(Кант) · как диалектический процесс развития знаний, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли (Гегель) · как соответствие мышления ощущением субъекта (Юм, Рассел) · как соответствие идей стремления личности к достижениям успеха (прагматизм) · как наиболее простая взаимо-согласованность ощущений (Мах, Авенариус) · согласованность предложений науки с чувственным опытом (Неопозитивизм)
Вопрос о том, что такое истина, есть, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества было названо объективной истиной. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания называют относительной истиной. Таким образом все развитие человеческого понимания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими объективную истину. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком -либо явлении называют - абсолютной истиной. Считается что достичь и сформулировать абсолютную истину не возможно. Так как каждая из истин оказывается со временем не вполне точной и полной. Абсолютная истина - это тот предел, та цель, к которой стремится человеческое познание. Конкретная истина - предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных существенных свойств, связей тенденций его развития. Достоверность всех знаний проверяется практикой, которая составляет высший критерий истины. Проблема истины и ее решение в философии. Аристотель: «Нет способа судить об истине на том основании, что окружающие нас вещи явно изменяются и никогда не остаются в одном и том же состоянии. Ибо в поисках истины необходимо отправляться от того, что всегда находится в одном и том же состоянии и не подвергается никакому изменению (таковы небесные тела). Мнение о том, что об одном и том же можно высказывать противоречащие друг другу утверждения, основывается больше всего, по - видимому, на предположении, что количество тел не остается неизменным. Однако сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу, тогда как количество - неопределенную. Коль скоро люди изменяются, то именно их изменением, а не изменения ни в чувственно воспринимаемых предметах определяются изменения в их представлениях.
Отсюда очевидно, что противолежащие друг другу высказывания об одном и том же не могут быть истинны в одно и тоже время; не могут быть такими и противоположности, ибо о всяком противоположении говорится на основании лишенности. Р.Декарт «Это слово - истина - в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету, но в применении к вещам, находящимся вне досягаемости мысли, оно означает лишь, что эти вещи могут служить объектами истинных мыслей- наших или бога; однако мы не можем дать никакого логического определения, помогающего познать природу истины» Т.Гоббс «Лишь благодаря именам мы способны к знаниям, к которому животные, лишенные преимущества в использования имен, не способны. Так как существует много представлений об одной в той же вещи в так как мы даем особое имя каждому представлению, то отсюда следует, что для одной и той же вещи мы имеем много имен, или атрибутов. То обстоятельство, что одно имя может быть общим к другим вещам, привело к тому, что некоторые люди полагают, будто сами вещи универсальны.... Универсальны только имена. Но некоторые имена не имеют постоянного значения и вызывают в нашем уме другие мысли, а не те, для обозначения которых они были предназначены.» («двусмысленные имена») Лейбниц «Истинным следует всегда признавать лишь столь очевидное, в чем невозможно было бы найти ничего, что давало бы какой - либо повод для сомнения. Дня того, чтобы выводить одну истину из другой, следует сохранять их неразрывное сцепление.» Гегель «В качестве науки истина есть чистое развивающееся самопознание и имеет образ самости, (что выражается в том), что в себе и для себя сущее есть осознанное понятие, а понятие, как таковое, есть в себе и для себя сущее.» Соловьев «Истина само по себе - то. что есть, в формальном отношении - соответствие между нашей мыслью и действительностью.» Б. Рассел «Истина заключается в определенном отношении между верой и одним или более фактами. иными, чем сама вера.»
Вопрос 2: Научное познание: сущность. уровни, формы, методы.
Человек с самого момента своего появления на свет стремится познать мир. Делает он это разнообразными путями. Одним из самых верных способов сделать происходящее в мире понятным и открытым является научное познание. Самая первая особенность, которой обладает научное познание – это его объективность. Человек, приверженный к научным взглядам, понимает, что все в мире развивается независимо от того, нравится нам это или нет. Частные мнения и авторитеты ничего с этим поделать не могут. И это замечательно, потому что невозможно себе представить иную ситуацию. Мир бы просто оказался в хаосе и вряд ли смог бы существовать. Характеристика уровней научного познания Эмпирический уровень- Отражение внешних признаков, сторон связей. Получение эмпирических фактов, их описание и систематизация Теоритический уровень- Объяснение фактов. Отражение существенных фактов, открытие законов. Систематизация знаний. Формирований научных теорий. На эмпирическом (опытном) уровне познания используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, такие, как систематическое наблюдение, сравнение, аналогия и т.д. Здесь накапливается первичный опытный материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения. К сожалению, сами по себе эмпирические факты и обобщения мало что объясняют. Чтобы это понять, нужно пойти дальше и перейти с эмпирического на теоретический уровень познания Эмпирические законы можно назвать количественными, а теоретические – качественными законами. Индукция- процесс выведения общего положения из ряда частных утверждений, из единичных фактов; дедукция наоборот,- процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему. Анализ- это мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Синтез-мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Обобщение– процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. Методика- конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Теория- это система суждений и умозаключений, объясняющих определённый класс явлений и лежащих в основе научного предвидения. Теоретический уровень познания. Только на этом уровне становится возможным формулирование законов, являющееся целью науки. Главная задача теоретического уровня познания заключается в том, чтобы привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира. Важными методами исследования в науке, особенно в естествознании, наблюдение и эксперимент.
Наблюдение представляет собой преднамеренную, планомерную акцию, осуществляемую с целью выявить существенные свойства и отношения объекта познания. Эксперимент-это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводиться искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования. В ходе наблюдения и эксперимента осуществляется описание или протоколирование. Основные научные требования к описанию- это достоверность и точность воспроизведения данных наблюдения и эксперимента. Таким образом, научный факт – это нечто данное, установленное опытом и фиксирующее эмпирическое знание. В науке совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теория. Теоретический уровень научного исследования начинается с выдвижения гипотез. С греческого гипотеза переводится как предположение. Закон – следующая форма существования научного знания, в которую трансформируются гипотезы в результате всестороннего обоснования и подтверждения.
Вопрос 3: Виды познавательной деятельности человека. Человек ка субъект творчества.
Человек как субъект - это человек как носитель сознания, психических механизмов, регулирующих специфически человеческие формы активности. Первый способ описания видов деятельности: у человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Другой способ: основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного «Я») определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе. Формы познания: Наука аксиология- учение о нормах и ценностях человеческого мира, как мира культуры. Искусство Практическая- в разных типах культуры значимой считали ту или иную форму познания. В познавательной деятельности большую роль играет интуиция, вера и убеждение. Вера не нуждается в аргументах и может держаться на силе традиций, авторитете, обычае. Убеждение включает в себя все виды психических процессов- эмоциональный, рациональный, волевой. Убеждения ложиться в основу мировоззрения человека, формируя его сознания и определяет его жизненный путь и судьбу. 3 этапа освоения культуры: 1 этап- ребенок- подражание, ряд умений, навыков, речь, формы умственной деятельности. 2 этап- этап репродуктивного овладения культурой. Человек часть данного общества. 3 этап- продуктивное творчество Развитие культуры всегда означает творчество. В основе творчества лежат потребность общественного бытия людей. Развитие культуры, а значит развитие общества зависит от факторов: производств – экономических, политических, социальных, эстетических, идеологических. И всегда творцом культуры является живой, реальный человек – главное богатство лобового общества. Практика- материальное освоение человеком окружающего мира Практика – это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Для Платона практика есть нравственно благая и к тому же прекрасная деятельность. Свободная воля человека, считали стоики античности, воплощается в добродетели. Каждая область научного знания, раскрывая соответствующие закономерности, объясняя определенное явление, участвует в создании единой картины мира, в формировании мировоззрения. Наука, как заметил Э. Шредингер, должна ответить и на вопрос, кто мы и для чего явились в мир. Это имеет немалый и метафизический, и практический смысл. Дополнение: Практические потребности деятельности человека являются главным стимулом его познания. В процессе осознания мира человеком, были выработаны не только членораздельная речь, сформулированы законы логического мышления и созданы разнообразные методы познания, но и обособились одна от другой различные специфические формы познания: 1) Наука аксеология - учение о нормах и ценностях человеческого мира, как мира культуры. Характерно для философии средних веков. 2) Искусство З)Практическая - в разных типах культур значимой считали ту или иную форму познания. В познавательной деятельности большую роль играет интуиция, вера и убеждение. Вера не нуждается в аргументах и может держаться на силе традиций, авторитете, обычае. Убеждение включает в себя все виды психических процессов: эмоциональный, рациональный, волевой. Оно формируется под влиянием личного жизненного опыта человека ют связано с его практической деятельностью. Убеждение ложится в основу мировоззрения человека, формируя его сознание и определяет его жизненный путь и судьбу. Человек вступающий в мир, обладает большим количеством задатков, у него множество разнообразных биопсихических свойств, определяющих его половые, возрастные характеристики, его темперамент. Под влиянием социокультурной среды, особенно семьи, в первые годы жизни человек формирует свои волевые и эмоциональные качества, память и мышление, ощущения и восприятия. В этот же период жизни он получает первый опыт, как основу всех его последующих знаний, вырабатывает первичные изменения и навыки, формирует привычки, типичные реакции на типичные обстоятельства, т.е. то из чего затем вырастают ценностные установки, убеждения, мировоззрение личности и направленность ее активности. 3 этапа освоения культуры: 1 этап - ребенок- подражание, ряд умений, навыков, речь, формы умственной деятельности. 2 этап - этап репродуктивного овладения культурой. Человек часть данного общества. З этап – продуктивное творчество. Развитие культуры всегда означает творчество. В основе творчества лежат потребность общественного бытия людей. Развитие культуры, а значит развитие общества зависит от факторов: производ - экономических, политических, социальных, эстетических, идеологических. И всегда творцом культуры является живой, реальный человек - главное богатство любого общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|