В первые месяцы подготовки необходимо сидеть как можно ближе к холке, освобождая спину и поясницу лошади с еще не развитой мускулатурой (так называемая «посадка ремонтёра» с поданным вперед корпусом и мало обремененными седалищными костями). Молодая лошадь должна уравновеситься под всадником на всех трех аллюрах при движении по равнине, затем и при движении по неровной местности и на прыжке. Это только вопрос времени, когда у нее разовьется необходимая мускулатура, чтобы нести вес всадника без напряжения. Посадка всадника должна быть как можно более плотной, так как под болтающимся грузом уравновеситься практически невозможно. Когда лошадь уравновесится на ровной местности, нужно ездить на ней по холмам вверх и вниз. Всадник при этом следит, чтобы все время находиться над центром тяжести лошади и ездить на длинном поводу, чтобы лошадь могла балансировать головой и шеей. Когда молодая лошадь на всех трех аллюрах уравновесится под всадником, будет в состоянии на отданном поводу на всех трех аллюрах идти не заторапливаясь, только тогда ее можно ставить в повод.
Напрыгивание на свободе
Конечности лошади обязательно должны быть защищены, ибо травмы ног могут исключить лошадь из процесса обучения на недели или даже месяцы. Обязательно надевать на лошадь бинты, ногавки, наколенники, колокольчики, седло. Если лошадь травмируется, ее каждый раз нужно начинать работать, отступая назад, это отнимает много времени. Планомерное напрыгивание на свободе необходимо всем конкурным лошадям. Автор напрыгивает в коридоре сырых, невыезженных лошадей, естественно, через маленькие препятствия, с очень постепенным повышением требований. Если лошадь очень талантлива, всегда хочется проверить пределы ее способностей, но нужно сдерживать себя. Напрыгивание на свободе применяется не только для молодых, но и для старых, особенно потерявших уверенность в себе лошадей. Здесь лошадь работает, надеясь только на себя и на собственном равновесии. В начале работы необходимы два помощника, которые будут помогать подгонять лошадь. Через некоторое время лошадь сама охотно будет прыгать и потребность в помощниках отпадет. Углы манежа надо закруглить, чтобы лошадь не вставала в них и не заворачивала обратно. В первые недели ставится хердель и жердь естественного коричневого цвета. Естественные препятствия не так пугают лошадь.
Когда лошадь спокойно, свободно, уверенно преодолевает это препятствие, тогда на расстоянии 6,5 м. перед препятствием ставится кавалетти высотой 40- 50 см. На расстоянии 3м. перед этим кавалетти на землю кладется жердь. Когда лошадь свободно преодолевает эту комбинацию, добавляется еще одно кавалетти на расстоянии 3,5 м. Когда лошадь свободно преодолевает эту комбинацию, выходное препятствие переделывается в оксер и добавляется дополнительное кавалетти как показано на рисунке 1. Если нет кавалетти, их можно заменить крестовинами высотой 50 см. Крестовины также применяются, если лошадь валится внутрь или наружу. Скорость на рыси 200 м./мин., на галопе - 250 м./мин. Человек помогает только тогда, когда темп ниже этого. На препятствиях лучше не вмешиваться, лошадь сама скоро поймет, что на ровном темпе прыгать удобнее.
Рис.1
Однако нужно следить, чтобы лошадь не делала лишних темпов в проездах. Если лошадь перегоняют, прыжки становятся длинными и настильными – это хорошо для стипльчезной лошади, но плохо для конкурной. Когда ряд №3 хорошо освоен, на противоположной длинной стенке ставится стационата высотой 90 см. без подсказок в 15 м. от выхода из поворота. Если лошадь идет на препятствие вяло, нужно ставить его дальше, чтобы можно было расширить ей темпы. Ни в коем случае нельзя производить все эти усложнения за один день, на это уходит несколько недель. Направление напрыгивания меняется по неделям. Ежедневно все начинается сначала: ставится последнее препятствие ряда, затем достраивается по мере преодоления остальные от конца к началу. Если лошадь очень робкая, можно сначала все жерди положить на землю. С каждой неделей лошадь становится эластичнее, увереннее, уравновешеннее. Напрыгивание продолжается 5-10 мин. Два круга проходятся без препятствий, затем постепенно ставятся препятствия ряда. Такой объем работы вполне достаточен, т.к. конкур длится обычно не более 2 мин. Если лошадей много, удобно делить их на группы: по возрасту, по уровню подготовки, а также в зависимости от того, какие расстояния между препятствиями требуются – нормальные, сокращенные или увеличенные.
Примерно через 3-4 месяца подготовки проводится контрольное напрыгивание. Контролируется правильное место отталкивания (его выбор лошадью), ошибки траектории, требующие коррекции. После 2-3 преодолений ряда препятствий предпоследнее убирается. Расстояние между оставшимся препятствием и последним становится неправильным. Однако если лошадь хорошо усвоила материал, она оттолкнется из правильной точки, расширив мах. Необходимо наблюдать за ритмом, если лошадь недостаточно удлиняет мах, ее необходимо по-догнать. Если лошадь темпит, значит она за 3 месяца недостаточно усвоила материал и нужно продолжать прежнюю работу. Если лошадь справляется хорошо, убираются по одному препятствию, пока не останутся первое и последнее. Лошадь должна проходить пространство между препятствиями ритмично, спокойно, наращивая темпы, чтобы попасть в правильную точку отталкивания. Этот контроль проводится изредка, потом снова идет работа на рядах. Ряды 1-8 (см. рис. 2) преодолеваются на свободе и под всадником. Задача всадника – контроль ритма, при необходимости расширение маха при помощи шенкеля. Полезно преодолевать эти ряды с закрытыми глазами – хорошо ощущается разница в расстояниях. Особенно полезны для тренировки глазомера и счета темпов ряды 7 и 8.
Ряд №1 – жерди лежат крест-накрест: один конец на земле, другой – на стойке. Препятствие №8 – стационата, сначала тоже можно поставить крестовину. Преодолевается 1-2 раза, жерди первых 7 препятствий поднимаются. Препятствие №8 – оксер 100х100. Если в дальнейшем он делается выше или шире, расстояние между препятствиями увеличивается, а также в том случае, если стационаты в рядах выше 110 см. Это упражнение учит лошадь самостоятельно выбирать правильную точку отталкивания и изменять длину маха в системах. Это очень помогает на соревнованиях.