Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Буквы от «у» до «я» включительно




 

1. Эволюционный принцип в учении О. Конта.

2. Проблема денег в социологической теории.

3. Контркультура: социологический анализ.

4. Актуальные проблемы современней социальной политики в России.

5. Религиозная ситуация в современной России.

6. Социальная экология и ее содержание. Экологический кризис и пути его преодоления.

7. Особенности социальной структуры современного российского общества.

8. Жилищный фактор в развитии современной семьи. Престижное и социальное

9. жилье.

10. Специфика функционирования института общественного мнения в России и за рубежом.

 

Вопросы к зачету по дисциплине «Социология».

Все студенты ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ основные понятия по дисциплине. Теоретический материал расположен в разделе «конспект лекций» данного документа.

 

1. Социология как наука. Объект предмет, функции социологии

2. Структура социологического знания.

3. Основные понятия социологии: социальный институт, социальная общность (группа), социальные изменения.

4. Значение трудов О. Конта и Г. Спенсера для становления социологии.

5. Социология Э. Дюркгейма.

6. Основные методы социологии

7. Понятие социального института в социологии.

8. Общество как социальная система.

9. Модели социальной стратификации современного российского общества (классовая, сословная, этатистская модели).

10. Социологическая теории социальной мобильности.

11. Социальный контроль. Основные институты социального контроля.

12. Изучение девиантного поведения (преступности, алкоголизма, наркомании, самоубийств и др.) с позиций социологии

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СОЦИОЛОГИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

Социология как наука об обществе (вопросы 1-3)

Социология – это наука

· изучающая, общество как целостную систему, состоящую из социальных институтов, социальных процессов, общностей, взаимодействий индивида с обществом;

· об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

· о поведении масс людей и закономерностях этого поведения.

Становление социологии как науки происходило в конце 19 – начале 20 века и связано с такими учеными как Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель, Фердинанд Тённис и прочими мыслителями того времени.

Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними.

Предметом социологии являются социальные явления. Так как социальные явления всегда имеют социальные качества, то и категории социологии направлены прежде всего на характеристику этих качеств.

 

Подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

 

В процессе формирования и развития социологии сложилось два уровня изучения общества:

1. микросоциологический;

2. макросоциологический.

Макросоциология изучает различные общественные структуры: социальные институты, образование, семью, политику и экономику с точки зрения их функционирования и взаимосвязи. В рамках этого подхода изучаются и люди, включенные в систему социальных структур.

Микросоциология рассматривает взаимодействие людей. Главный тезис микросоциологии заключается в том, что социальные явления могут быть поняты из анализа личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентации, которые определяют взаимодействие людей в обществе и формируют его.

Такая структура социологического знания позволяет определить предмет социологии как научное изучение общества и его социальных институтов.

Социология является самостоятельной наукой, поэтому имеет свою собственную структуру — это:

· общая социологическая теория, которая изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, места в нем человеческой личности. эмпирическая социология - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования, цель которых заключается в сборе и систематизации сведений о состоянии общественной жизни.

· уровень частных (отраслевых) социологических теорий. Эти теории, как правило, именуют теориями среднего уровня ставит и решает социологические проблемы применительно к определенному элементу структуры общества, отдельному, относительно самостоятельному общественному явлению.

Важной задачей при изучении дисциплины является уяснение содержания базовых понятий социологии. Это такие понятия как: «социальное», «социальная система», «социальная структура», «социальное развитие», «социальный институт», «социальная стратификация», «социальное взаимодействие», «социальные общности», «и др.

Социальные действия — это определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп

Социальное взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью.

Система – это любое множество элементов, каким-то образом соединенных друг с другом и благодаря этому соединению образующих определенную целостность, единство.

Можно выделить некоторые общие признаки любой системы:

1) совокупность каких-то элементов;

2) элементы эти находятся между собой в определенной связи

3) благодаря данной связи совокупность образует единое целое;

4) целое обладает качественно новыми свойствами, не принадлежащими отдельным элементам, пока они существуют порознь.

Социальные системы – это особый класс систем, существенно отличающихся не только от неорганических систем (скажем, технических или механических), но и от таких органических систем, как биологические или экологические. Главной особенностью их выступает тот факт, что элементный состав этих систем формируют социальные образования (в том числе и люди), а в качестве связей выступают самые разнообразные социальные отношения и взаимодействия (далеко не всегда носящие «вещественный» характер) этих людей между собой.

Социальная структура — устойчивые формы взаимосвязи между элементами социальной системы общества, обусловленные разделением труда, отношением классов и социальных групп, наличием институтов, основой социального порядка

 

Становление и развитие социологии как науки (вопросы 4-5)

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей.

Огюст Конт (1798-1857)

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе стал французский ученый и философ-позитивист Огюст Конт (1798-1857). О. Конт ввел в научный оборот понятие "социология". Он выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода "социальные атомы", существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.

О.Конт - основатель первого направления в социологии - позитивизма. Социология должна быть наукой об обществе. Подобно естественнонаучным дисциплинам, социология должна:

1)опираться на объективные факты, а не на размышления о них;

2) полученные знания должны быть проверяемы;

3) наука должна приносить плоды для общества, подобно тому, как открытие законов механики способствовало появлению машин.

 

О. Конт формулирует закон трех стадий (человеческий дух в своем развитии прошел три фазы):

· теологическую (господство идей, не имеющих доказательств),

· метафизическую (познание сущности, принимаемой за реальность);

· научную (позитивизм, познание с помощью разума и наблюдения).

 

О. Конт формулирует так же закон классификации наук, в которой науки располагаются от более общих к более частным и более сложным наукам:

Математика – Астрономия - Физика-Химия – Биология - Социология.

Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917).

Родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель журнала «Социологический ежегодник». Основывается на теории социального факта. В своей работе «Метод социологии» излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки:

1) «рассматривать социальные факты как вещи».

2) признание первенства целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов

Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

Общество Э.Дюркгейм трактовал как надындивидуальное бытие, существование и закономерности развития которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал "коллективным сознанием". Центральной в творчестве Э.Дюркгеяма была идея социальной солидарности. Он стремился найти ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию. В условиях увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.

Герберт Спенсер (1820-1903)

Параллельно с французской социологической школой развивалась английская школа, ярким представителем которой является Герберт Спенсер (1820-1903) - последователь позитивистских идей О. Конта, является основателем органической школы в социологии. Основа - аналогия между биологическим и социальным организмами. Широко использовал историко-сравнительный метод в обосновании социологических взглядов. Центральное понятие – эволюционизм. Согласно идее закономерной эволюции общественной жизни процесс социальных изменений совершается по естественным законам, независимо от желания людей. Основной закон социального развития по Спенсеру - закон выживания наиболее приспособленных. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Всякое вмешательство в естественный ход событий, по мнению Спенсера, приводит к биологическому вырождению, поощрению худших за счёт лучших. Государство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Такая позиция получила название "социального дарвинизма".

В центре социологической концепции Г.Спенсера - теория социальных институтов. Из контекста его работ следует, что социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Г.Спенсер выделял несколько типов институтов: домашние (семья, брак, воспитание), обрядовые (обычаи, этикет и т.д.), политические (государство, армия, суд и т.д.), церковные (церковь), профессиональные и промышленные. Концепция социальных институтов воспроизводила образ общества по аналогии с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование) - с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.).

 

Макс Вебер (1864-1920).

Наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. Изучение объективных фактов – задача экономических, политических, юридических наук. Социология же должна дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия.

Основу социологической теории М.Вебера составляет концепция социального действия. По его мнению, социальным является только такое действие, осуществляемое индивидом, которое осмыслено и направлено на других людей. М.Вебер считал, что наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. По Веберу, социология должна быть "понимающей", т.е. дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять их и объяснить. Учёный предложил подход, с помощью которого можно объяснить социальное действие. Для этого необходимо понять значение, которое придаёт действующее лицо (актор) осуществляемому им акту.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...