Общество как социальная система (вопрос 8)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Общество как социальная система включает в себя различные элементы системы и связи между ними. Элементами общества являются социальные группы (малые и большие), социальные институты и индивиды, а также связи между индивидами, группами, между индивидом и группой и т.д. Место или позиция, которое занимает социальный элемент, будь то индивид или группа, называется социальным статусом. Функцию, которую выполняет социальный элемент, в социологии называют социальной ролью. Социальный статус - это место человека в обществе, в иерархической структуре, которое соотносится с положением других людей. Поскольку каждый человек одновременно обладает несколькими статусами, социологи ввели обобщающее понятие «статусный набор». Этот набор включает всю совокупность статусов конкретного человека. Социальные статусы могут быть: прирожденными; приобретенными или достигнутыми; предписанными или приписанными. Прирожденные социальные статусы - это национальность, пол, раса. Иногда существуют прирожденные статусы, которые могут измениться. Например, член королевской семьи может потерять статус, если монархия превратится в другой вид государства. Приобретенные социальные статусы меняется и формируется в течение всей жизни на основе способностей личности, ее стремлений, конкуренции. Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом. Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов. Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов. Виды ролевых конфликтов: 1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли; 2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия; 3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций; 4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации. Социальные общественные отношения играют роль социальных связей между элементами общественной системы. Социальная связь – это совокупность фактов, обусловливающих интерактивную деятельность индивидов в определённых общностях для достижения каких-либо целей. Общество как социальная система определяет во многом и связи, складывающиеся в социуме, которые отражают политическую, экономическую, культурную специфику конкретного общества. Индивид действует в непрерывном взаимодействии с другими людьми. Однако общество как социальная система оказывает огромное влияние на взаимодействующих индивидов, регламентируя их деятельность, поощряя или наказывая их. Общество как целостная социальная система имеет свои специфические законы. Например, устойчивость, динамизм и открытость, эмерджентность и синергичность, способность к самосохранению и саморазвитию.
Эмерджентность — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями. Синергия (синергичностъ) - однонаправленность действий в системе, которая приводит к усилению (умножению) конечного результата.
Социальная стратификация и социальная мобильность (вопросы 9-10)
Социальная стратификация — центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения — среднюю, а богатые — верхнюю. Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. В социологии известны четыре главных типа стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страны в другую никак официально не ограничены. Классовый тип социальной стратификации более подвижен по сравнению с другими, границы между классами никогда не бывают ясно очерченными. Принадлежность индивида к классу должна быть достигнута им самим, а не просто быть «данной» от рождения. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных. Теория социальной мобильности рассматривает общество в динамике с точки зрения внутреннего механизма этого движения. Мобильность - это только перемещение или переход индивида от одного социального положения к другому, но она включает в себя перемещение ценности всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, будь то автомобиль, газета, идея и т.д. Выделяют два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную, их общие характеристики - индивидуальная и коллективная, восходящая и нисходящая.
Горизонтальная - это перемещение индивида или объекта из одной группу в другую, находящуюся на одном и том же уровне (смена семьи, религии, работы, места жительства), а вертикальная - это переход по восходящей или нисходящей из одного слоя в другой (например, человек получил высшее образование и статус его стал выше). Социальная мобильность может быть нулевой, в тоталитарном обществе, где передвижение ограничено и люди прикреплены к одному месту жительства и работы и интенсивной, в демократическом обществе, где ценится инициатива и предприимчивость работника. Два основных вида социальной мобильности: 1) межпоколенная (дети достигают более высокой ступеньки или опускаются ниже родителей); 2) внутрипоколенная (один индивид, независимо от связей с отцом, совершает карьеру, несколько раз меняя социальные позиции). Групповая мобильность происходит тогда, когда снижается или повышается статус целого класса, сословия, касты. Причинами групповой мобильности служат следующие факторы: социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные войны, военные перевороты, смена политических режимов, крестьянские восстания, борьба аристократических родов, создание империи. Мобильность может быть также добровольная и насильственная, структурная и организованная. Различаемая по сферам общественной жизни мобильность может быть экономическая, политическая, профессиональная, религиозная и т.д. Изменения в классовой структуре общества – это результат мобильности: межклассовой и внутриклассовой (деклассирование, маргинализация, люмпенизация). Деклассирование выход за пределы своего класса (слоя) и\или выход за рамки классовой стратификации в целом. Маргинальность — это термин, обозначающий переходный структурно-неопределенный статус того или иного индивида или социальной группы. Маргиналы — это люди, которые по каким-то причинам не примыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, что обычно связано с болезненными психологическими переживаниями.
Маргинализация — это процесс активного возрастания массовой маргинальности, которая в этом случае характеризует не столько конкретных индивидов, сколько все общество в целом. Люмпенизация — это социально-регрессивное явление, характерное, как правило, для общества катастрофного типа и заключающееся в полном выпадении людей из социальной жизни и одновременным формированием обширного "социального дна", состоящего из обездоленных, обнищавших слоев населения.
Социальный контроль и девиантное поведение (вопросы 11-12)
Социальная девиация — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).
Виды социальных отклонений. 1) Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. 2) Индивидуальные и групповые отклонения. Индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре 3) Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. 4) Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе: · сверхинтеллектуальность. · сверхмотивация. 5) Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.
Причины возникновения девиантного поведения
Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.
Отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Типология девиантного поведения Мертона базируется на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным, он выделяет четыре возможных типа девиации: 1) инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» ᴏᴛʜᴏϲᴙтся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые); 2) ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, ɥᴛᴏбы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при ϶ᴛᴏм забывается главное — цель; 3) ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.); 4) бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений). Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформное, выражающееся в согласии с целями и средствами их достижения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|