Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие стройиндустрии и ее особенности.




18. Легкая промышленность и ее сущность. Легкая промышленность Российской Федерации - это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий сохранение страной статуса независимой и суверенной индустриальной державы, укрепление ее обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности. Она способствует повышению жизнедеятельности населения, восстановлению и поддержанию здоровья людей, улучшению экологии окружающей среды, решению проблем социально-экономического развития регионов и России в целом. Обладая большим научно-техническим и производственным потенциалом, легкая промышленность способна влиять на развитие технологий в смежных отраслях промышленности (машиностроение, химическая промышленность, автомобилестроение, АПК). Можно сказать, что сегодня легкая промышленность России также включена в число приоритетных отраслей промышленного комплекса страны. Это заключение сделано по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 20 июня 2008 года.

19. Состав агропромышленного комплекса. Агропромышленный комплекс является самым крупным и включает в себя 3 сферы, связанных между собой отраслей: само сельское хозяйство, технические средства сельского хозяйства и перерабатывающую промышленность. Помимо этого в АПК нашей страны также входят рыбное (с недавнего времени переданное в ведение Министерства) и лесное хозяйство, добыча минеральных вод и др.

На долю АПК приходится 30% работников отраслей материального производства и около 25% основных фондов.

От того, насколько развито сельское хозяйство, зависит уровень жизни.

20. Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в развитых странах представляет собой отрасль индустриальных технологий и может развиваться лишь как звено многоотраслевого агропромышленного (АПК) или продовольственного (ПК) комплекса. Основу этих технологий образуют отрасли несельскохозяйственных сфер. Они поставляют промышленные средства производства и материалы, на которые приходится более 50% стоимости конечной сельхозпродукции

21. Основные факторы размещения АПК. Агропромышленный комплекс Российской Федерации - это комплекс отраслей, которые имеют тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

В структуре АПК выделяют три сферы.

Первая - отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.

Вторая - сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство. Третья - отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье: пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.

Сельское хозяйство - это совершенно особая сфера производства - наличие земли здесь - основное средство производства. Земля в отличие от других средств производства - не продукт труда человека, ее размеры не могут быть увеличены.

При правильном использовании в сельском хозяйстве земля не только не теряет своих качеств, но даже улучшает их, в то время как все другие средства производства постепенно устаревают морально и физически, заменяются другими. Земля, являясь средством производства, выступает и как средство труда, и как предмет труда.

Важной особенностью сельскохозяйственного производства является его сезонность. Это ставит сельское хозяйство в зависимость от природных условий, приводит к неравномерному использованию рабочей силы в течение года, неравномерному поступлению продукции и денежных доходов на протяжении года. Особенность сельского хозяйства состоит и в том, что оно носит биологический характер, т.е. в качестве средств производства здесь выступают растения и животные

К наиболее существенным экономическим факторам размещения и специализации сельского хозяйства можно отнести:

1. Местоположение хозяйств по отношению к рынкам сбыта и наличие перерабатывающих предприятий, емкостей для хранения сырья и конечной продукции, качество транспортных средств и путей сообщения.

Виды сельскохозяйственной продукции резко различаются своей транспортабельностью. Это в немалой степени обусловливает создание пригородных и сырьевых зон вокруг крупных городов и предприятий перерабатывающей промышленности. Наличие крупных населенных пунктов создает высокую плотность населения, определяет специализацию сельскохозяйственных предприятий на производстве свежего молока, яиц, картофеля, овощей и другой малотранспортабельной продукции.

Характер и состояние путей сообщения также оказывают прямое влияние на размещение отраслей и специализацию сельского хозяйства. Производство продукции, которую легко перевозить, можно концентрировать в местах, где оно наиболее эффективно. Возможность перевозить продукцию в больших объемах также вызывает удешевление перевозок.

2. Уже созданный производственный потенциал сельского хозяйства: мелиорированные земли, поголовье продуктивного скота, сооружения сельскохозяйственного назначения, производственные постройки и пр.

3. Площадь сельскохозяйственных угодий, их структура: размер пашни и сельхозугодий на душу населения.

4. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, определяемая системой показателей, основными из которых являются выход продукции сельскою хозяйства и валовой доход на единицу земельной площади и единицу материальных и трудовых затрат, прибыльность производства. Следует отметить, что на экономическую эффективность оказывает влияние совокупность всех рассматриваемых факторов размещения и специализации сельского хозяйства.

5. Особенности и стабильность межрегиональных связей по продукции сельского хозяйства. Возможность закупок продукции сельского хозяйства, их гарантированность создают базу для развития в отдельных регионах только тех отраслей сельского хозяйства, для которых имеются наиболее благоприятные условия. Разумеется, при этом принимаются в расчет затраты на закупки необходимой сельхозпродукции, ее транспортировку в сравнении с затратами на ее производство в данном регионе.

6. Обеспеченность сельского хозяйства средствами производства, поставляемыми промышленностью. Соответствие уровня цен на эту промышленную продукцию уровню цен на сельскохозяйственное сырье и продукты его переработки.

7. Размеры сельскохозяйственных предприятий. Например, мелкие крестьянские хозяйства ограничивают возможности специализации.

Существуют и другие факторы, наиболее существенным из которых является научно-технический прогресс. Достижения науки и техники позволяют резко повысить эффективность того или иного сельскохозяйственного производства, расширить ареалы производства, снять жесткие ограничения по удельному весу определенных культур в севообороте и пр.

22.Роль транспорта в народном хозяйстве страны. Транспортная система играет в современных условиях определяющую роль как один из самых важных факторов экономического развития государства. В частности, отраслевая структура народного хозяйства и его территориальная организация, выгодное экономико-географическое положение - определили развитие и размещения железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта. К транспортной системе предъявляются высокие требования относительно качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранение грузов, безопасности перевозки пассажиров, скорости и качества доставки. Потребность в транспортной системе, которая четко функционирует, все более усиливается, становится базисом постоянного развития продуктивных сил регионов, а также ручательством интеграции нашей страны к мировым рынкам. Транспортная система играет в современных условиях определяющую роль как один из самых важных факторов экономического развития государства. Она имеет чрезвычайно благоприятные предпосылки для формирования и размещения транспортной сети. В частности, отраслевая структура народного хозяйства и его территориальная организация, выгодное экономико-географическое положение - определили развитие и размещения железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта. К транспортной системе предъявляются высокие требования относительно качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранение грузов, безопасности перевозки пассажиров, скорости и качества доставки. Потребность в транспортной системе, которая четко функционирует, все более усиливается, становится базисом постоянного развития продуктивных сил регионов, а также ручательством интеграции нашей страны к мировым рынкам.

23.Технико-экономические особенности видов транспорта. Транспортный комплекс представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным и трубопроводным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров.

Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния.

Автомобильный транспорт используется и имеет наибольшую эффективность при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и ценных малотоннажных грузов на средние и дальние расстояния.

Морской транспорт осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий.

Трубопроводный транспорт используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния.

24. Показатели, характеризующие работу транспорта. Транспортная система играет в современных условиях определяющую роль как один из самых важных факторов экономического развития государства. В частности, отраслевая структура народного хозяйства и его территориальная организация, выгодное экономико-географическое положение - определили развитие и размещения железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта. К транспортной системе предъявляются высокие требования относительно качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранение грузов, безопасности перевозки пассажиров, скорости и качества доставки. Потребность в транспортной системе, которая четко функционирует, все более усиливается, становится базисом постоянного развития продуктивных сил регионов, а также ручательством интеграции нашей страны к мировым рынкам. Транспортная система играет в современных условиях определяющую роль как один из самых важных факторов экономического развития государства. Она имеет чрезвычайно благоприятные предпосылки для формирования и размещения транспортной сети. В частности, отраслевая структура народного хозяйства и его территориальная организация, выгодное экономико-географическое положение - определили развитие и размещения железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта. К транспортной системе предъявляются высокие требования относительно качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранение грузов, безопасности перевозки пассажиров, скорости и качества доставки. Потребность в транспортной системе, которая четко функционирует, все более усиливается, становится базисом постоянного развития продуктивных сил регионов, а также ручательством интеграции нашей страны к мировым рынкам.

25.Уровень развития и показатели обеспеченности транспортом территории. Показатель транспортной обеспеченности, характеризующий возможности населения пользоваться транспортной сетью, определяют как соотношение протяженности дорог территории к численности населения данной территории.

Приведенные показатели, хотя и не отражают достаточности или оптимальности развития транспортной сети, являются важным индикатором уровня обеспеченности населения путями для отдельных видов транспорта.

Для определения комплексного показателя густоты сети различных видов транспорта предложено указывать приведенную длину путей сообщения и учитывать только обжитую площадь рассматриваемой территории.

До настоящего времени Россия имеет наиболее низкие показатели транспортной обеспеченности, что свидетельствует о низком уровне транспортного обслуживания населения и требует усиления мер государственного характера в этом направлении, создания программ для дальнейшего развития сети дорог.

Макроэкономическим показателем уровня транспортного обслуживания считают объем приведенного грузооборота в тонна-километрах, приходящегося на единицу валового внутреннего продукта (национального дохода) страны.

Эти показатели отражают уровень транспортного обслуживания хозяйства, населения и зависят от многих факторов:

протяженность сети;

пропускная и провозная способность;

конфигурации улиц;

параллельность ходов;

дождя, гололеда и др.;

Чем больше показатель, тем больше развита сеть.

26. Природно-ресурсный потенциал СЗ ФО России. Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) расположен на севере и северо-западе европейской части России и включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации: республики Карелию и Коми, Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую, Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Калининградскую области, Ненецкий автономный округ, город Санкт-Петербург. Центром округа является город федерального значения Санкт-Петербург

СЗФО занимает выгодное геополитическое положение — граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря.
Площадь округа составляет 1677,9 тыс. кв. километров — 10,5% территории России. В СЗФО проживают 14484,5 тыс. человек, из которых городское население — 11844,6 тыс. человек (81,8%). Регион имеет самый высокий показатель урбанизации среди федеральных округов: более 80 % жителей — городские, при этом значительная часть сконцентрирована в крупнейшей в стране Санкт-Петербургской агломерации. Средняя плотность населения в округе — 8,6 человека на 1 кв. километр. Национальный состав неоднороден: большая часть населения — русские, среди других наций преобладают коми, карелы, саами, ненцы.
Значительные размеры территории округа определяют разнообразие его природных условий. Преобладает равнинный и слабохолмистый рельеф, переходящий к востоку в горную полосу Северного, Приполярного и Полярного Урала. На севере округа в пределах Кольского полуострова расположены низкогорные массивы Хибинских и Ловозерских тундр. Территория округа находится в зонах смешанных лесов, тайги, лесотундры, а также тундры (в районах, примыкающих к побережью Северного Ледовитого океана, и на арктических островах). Значительны водные ресурсы округа, на долю которых приходится почти половина ресурсов европейской части страны. Крупнейшие реки — Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, а также Печора. Исключительно много озёр, особенно в северо-западной части округа. Здесь находятся крупнейшие озёра Европы — Ладожское и Онежское.
В округе сосредоточено около 50% лесных ресурсов европейской части России, причём хвойные породы занимают большую часть лесопокрытой площади, главным образом в Архангельской области, республиках Коми и Карелия. Специализация хозяйства округа территориально резко дифференцирована. Так, север и северо-восток СЗФО в настоящее время сохраняет роль крупного индустриального региона, специализирующегося на добыче и переработке разнообразных природных ресурсов. Он выделяется производством фосфатного сырья, целлюлозы, бумаги, картона, древесноволокнистых плит, вывозом древесины, добычей железной руды, нефти, угля, рыбы, выпуском чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений. Всё большее значение в новых геополитических условиях приобретает морской транспорт района и главный незамерзающий порт Мурманск.
В то же время юго-запад округа выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоёмкой продукции в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления. Наличие развитого портового хозяйства определяет экспортно-импортные функции района на Балтийском море. Регион занимает второе место среди федеральных округов (после Центрального) по объёму привлечённых иностранных инвестиций, четвёртое — по поступлениям налогов и сборов в федеральный бюджет, пятое — по объёмам ВРП и промышленного производства. Денежные доходы населения округа находятся на среднероссийском уровне. Город Санкт-Петербург занимает ведущее место в экономике округа, обеспечивая 39% его ВРП, 31% промышленного производства, 49% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет. Четыре самых развитых субъекта СЗФО (Санкт-Петербург, Мурманская и Вологодская области и Республика Коми) концентрируют 79% ВРП округа, 67% промышленного производства, 75% поступлений налогов в федеральный бюджет. Ведущее место в хозяйственном комплексе округа принадлежит промышленности, в которой занято свыше 23% от общей численности занятых в экономике и около 37% работающих в основных отраслях материального производства. Заметную роль в структуре занятости играют также торговля и общественное питание, строительство и транспорт.
В структуре промышленного производства, с одной стороны, значительное место занимают сырьевые отрасли: топливная (более 9% всей промышленной продукции), чёрная металлургия (почти 13%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (свыше 11%). С другой стороны, мощное развитие в крупных промышленных центрах получили различные отрасли машиностроения и металлообработки (более 15%), а также пищевой (около 17%) промышленности.
Важнейшим экономическим, научным и культурным центром округа и страны в целом является город Санкт-Петербург с населением около 4,7 млн человек. Город специализируется на продукции энергетического машиностроения, тракторостроения, судостроения, точного приборостроения, радиоэлектронной, химической и нефтехимической, лёгкой и пищевой промышленности. Значительную роль в экономике Санкт-Петербурга играет транспортный комплекс, и прежде всего — морской порт, обслуживающий перевозки экспортных грузов и импортируемых товаров. Постоянно возрастает значение города как одного из крупнейших общеевропейских культурных центров и места концентрации внутреннего и международного туризма.
Северо-Западный округ является крупной минерально-сырьевой базой РФ. Выделяются запасы руд чёрных и цветных металлов — железные руды Кольского полуострова и Карелии, составляющие около 5% общероссийских запасов, медно-никелевые руды Кольского полуострова, бокситы, титаносодержащее сырьё. Федеральное значение имеют Хибинские нефелин-апатитовые месторождения.
Топливно-энергетический комплекс округа опирается в значительной степени на собственные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) — нефть, газ, уголь, сланцы, торф и гидроэнергетический потенциал. По уровню обеспеченности ими округ занимает одно из ведущих мест в европейской зоне России, хотя является дефицитным по нефти и особенно по газу. Характерной особенностью энергетического сектора региона является неравномерное размещение центров добычи и потребления ТЭР. Основная часть добычи нефти, газа и угля сконцентрирована на востоке округа, а потребление — в западной части, что обусловливает развитие в регионе энерготранспортных систем.
По объёмам добычи нефти Северо-Западный округ занимает третье место, уступая лишь Приволжскому и Уральскому округам. На территории СЗФО действуют 2 нефтеперерабатывающих завода — Ухтинский и Киришский. По объёму добычи угля округ занимает первое место в европейской зоне страны. Добыча угля ведётся в Печорском угольном бассейне, где расположены крупнейшие месторождения — Интинское, Воргашорское и Воркутинское. В СЗФО формируются 2 нефтегазодобывающих района: Юго-Восточный — на базе месторождений Республики Коми и Северный — на базе залежей Архангельской области, Ненецкого автономного округа и шельфа Печорского моря. В ближайшее пятилетие Республика Коми будет оставаться основным нефтегазодобывающим районом, однако в дальнейшем большая часть нефти и газа будет добываться на севере региона.
Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных и межгосударственных экономических связей. СЗФО — крупнейший в европейской части страны поставщик своей продукции основных отраслей рыночной специализации, импортёр оборудования для добывающих отраслей промышленности и лесохимического комплекса.

27.Классификация природных ресурсов. Классификация природных ресурсовВ основу классификации природных ресурсов положено три признака: по источникам происхождения ресурсов, по использованию ресурсов в производстве и по степени истощаемости ресурсов (Протасов, 1985).По источникам происхождения ресурсы подразделяются на биологические, минеральные и энергетические. Биологические ресурсы — это все живые средообразующие компоненты биосферы: продуценты, консументы и редуценты с заключенным в них генетическим материалом (Реймерс, 1990). Они являются источниками получения людьми материальных и духовных благ. К ним относятся промысловые объекты, культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты, микроорганизмы, т. е. растительные ресурсы, ресурсы животного мира и др. Особое значение имеют генетические ресурсы.

Минеральные ресурсы — это все пригодные для употребления вещественные составляющие литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырье или источники энергии. Минеральное сырье может быть рудным, если из него извлекаются металлы, пнерудным, если извлекаются неметаллические компоненты (фосфор и т.д.) или используются как строительные материалы.

Если же минеральные богатства используются как топливо (уголь, нефть, газ, горючие сланцы, торф, древесина, атомная энергия) и одновременно как источник энергии в двигателях для получения пара и электричества, то их называют топливно-энергетическими ресурсами. Энергетическими ресурсами называют совокупность энергии Солнца и Космоса, атомно-энергетических, топливно-энергетических, термальных и других источников энергии.

Второй признак, по которому классифицируют ресурсы, — по использованию их в производстве. Сюда относятся следующие ресурсы:

— земельный фонд — все земли в пределах страны и мира, входящие по своему назначению в следующие категории: сельскохозяйственные, населенных пунктов, несельскохозяйственного назначения (промышленности, транспорта, горных выработок и т. п.). Мировой земельный фонд —-13,4 млрд га.

— лесной фонд — часть земельного фонда Земли, на которой произрастает или может произрастать лес, выделенный для ведения сельского хозяйства и организации особо охраняемых природных территорий; он является частью биологических ресурсов;

— водные ресурсы — количество подземных и поверхностных вод, которые могут быть использованы для различных целей в хозяйстве (особое значение имеют ресурсы пресных вод, основным источником которых являются речные воды);

— гидроэнергетические ресурсы — те, которые способна дать река, приливно-отливная деятельность океана и т. п.;

— ресурсы фауны — количество обитателей вод, лесов, отмелей, которые может использовать человек, не нарушая экологического равновесия;

— полезные ископаемые (рудные, нерудные, топливно-энергетические ресурсы) — природное скопление минералов в земной коре, которое может быть использовано в хозяйстве, а скопление полезных ископаемых образует их месторождения, запасы которых должны иметь промышленное значение.

С природоохранной точки зрения важное значение имеет классификация ресурсов по третьему признаку — по степени истощаемости. Истощение природных ресурсов с экологических позиций — это несоответствие между безопасными нормами изъятия природного ресурса из природных систем и недр, и потребностями человечества (страны, региона, предприятия и т. д. Неисчерпаемые ресурсы — непосредственно солнечная энергия и вызванные ею природные силы, — например, ветер и приливы существуют вечно и в неограниченных количествах. Исчерпаемыересурсы имеют количественные ограничения, но одни из них могут возобновляться, если есть к этому естественные возможности или даже с помощью человека (искусственная очистка воды, воздуха, повышение плодородия почв, восстановление поголовья диких животных и т. п). Однако очень важная группа ресурсов не возобновляется. К ним относятся такие реликты древних биосфер, как топливо и железная руда, а также ряд руд металлов внутриземного (эндогенного) происхождения. Все они имеют ограниченные запасы в литосфере. Эти ресурсы конечны и не возобновляются. Конечно, у человека есть возможности заменить наиболее дефицитные ресурсы на имеющие большее распространение и большие запасы. Но, как правило, подобно тому, как и при замене одних экологических ресурсов (например, пищевых в экосистемах) другими, понижается качество. Таким образом, одним из важнейших лимитирующих факторов выживания человека как биологического вида (Homo sapiens) является ограниченность и исчерпаемость важнейших для него природных ресурсов. Но человек еще и социальное существо, поэтому для развития и выживания человеческого общества очень важен характер использования ресурсов. В настоящее время человечеству доступны климатические и космические ресурсы, ресурсы Мирового океана и континентов. Постоянно растет количественное их потребление, растет их «ассортимент,, зачастую без учета ресурсообеспеченности

28.Закономерности и принципы размещения производительных сил. Наряду с закономерностями и принципами размещения производительных сил необходимо также учитывать разнообразие факторов размещения различных предприятий и развития различных регионов.

Факторы размещения – это совокупность производственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий материального производства и развития хозяйства региона.

Различают следующие группы факторов:

- природные ресурсы и условия;

- экономические условия.

В докладе ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) по промышленному развитию есть раздел, посвященный факторам размещения промышленности, в котором обобщены точки зрения западных экономистов. Факторы размещения включают природные ресурсы и условия, трудовые ресурсы и капитал, правительственную политику, транспорт, а также агломерационную экономию. Последняя состоит из экономии от масштабов производства, локализационной экономии, а также урбанизационной и межотраслевой экономиии. Экономия от масштабов производства означает повышение рентабельности, связанное с выбором оптимального для данного пункта размещения размера производства, за счет чего снижаются издержки производства на единицу продукции. Экономия от масштаба является внутренней экономией, поскольку весь ее эффект достается фирме. Внешняя экономия – это такая экономия, когда расширение производства продукции приносит выгоды, часть которых достается другим предприятиям. Локализационной, или экономией, связанной с местом расположения, называется такая экономия, которая получается в результате концентрации предприятий одной отрасли в нескольких крупных городах, центрах, где имеется в достаточных количествах специализированная рабочая сила, рынок сбыта и разнообразные специализированные виды обслуживания производства.

Одним из главных факторов, обеспечивающих фирме локализационную экономию, является наличие в данном месте значительных ресурсов рабочей силы требуемой квалификации. Межотраслевая и урбанизационная экономия возникают в результате концентрации в одном пункте предприятий нескольких отраслей промышленности. В этом случае появляются возможности взаимного обмена промышленными продуктами, использования услуг научно-исследовательских организаций. Понижается стоимость необходимых элементов экономической инфраструктуры, которая часто представляется слишком большой для предприятий одной отрасли. Экономическая инфраструктура, по сути дела, является одним из факторов размещения производства, позволяющего получить агломерационный эффект. Поскольку влияние этого фактора на размещение производства, развитие региона, его инвестиционную привлекательность очень велико, он заслуживает отдельного рассмотрения.

В наиболее общем понимании инфраструктура как категория региональной экономики есть сочетание действующих сооружений, зданий, систем и институтов, которые необходимы для нормального функционирования как производства, так и для жизни населения определенной территории. В совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоеннности (обустройства) данной территории и по своему назначению делятся на две группы:

· социальная инфраструктура – элементы, связанные с обслуживанием населения и составляющие материальную базу таких сфер, как здравоохранение, просвещение, культура, отдых, спорт, розничная торговля и т.д.;

· производственная инфраструктура – элементы, связанные преимущественно с производством, хотя они частично и обслуживают население, представленные такими отраслями, как транспорт, связь, электроэнергетика, оптовая торговля, система водоснабжения и канализации, складское хозяйство, очистные сооружения, гостиничное хозяйство, банковское и страховое обслуживание, наука, деловов сервис и т.д.

Общим для обеих групп является то, что они имеют вспомогательное обслуживающее значение, причем их функции являются межотраслевыми.

В экономическом смысле инфраструктура обладает тремя важными характеристиками:

· все составляющие ее отрасли не создают материальных продуктов, а предоставляют услуги производственного и непроизводственного характера, поэтому затраты на создание инфраструктуры (весьма существенные) могут окупиться лишь после того как начнут давать продукцию возникающие благодаря ей отрасли;

· современное производство не может развиваться в данном конкретном районе, если он предварительно не обустроен, т.е. создание инфраструктуры должно опережать хозяйственное освоение территории;

· уровень развития инфраструктуры определяет в каждый данный момент возможности экономического развития региона.

Каждый элемент инфраструктуры более или менее четко поддается количественному учету (мощность, пропускная способность и т.д.). Емкость размещения любого района или центра, т.е. его способность принять новые отрасли и предприятия без существенных сопряженных затрат определяется наряду с такими факторами, как трудовые и природные ресурсы, именно резервом мощностей инфраструктуры. Опережающее развитие инфраструктуры и ее свободные мощности способствуют привлечению частных предприятий в регион и, следовательно, его развитию.

От степени развития экономической инфраструктуры зависит конкурентоспособность размещаемого в каждом конкретном месте производства.

Экономическая инфраструктура поглощает значительную часть инвестиций, требуемых для создания нового предприятия, поэтому объем сопряженных с основным производством инвестиций, требуемых для развития инфраструктурных объектов, может сильно варьироваться по регионам.

Эффект, получаемый при максимальном использовании всех инфраструктурных сооружений, может явиться главным средством дальнейшего развития промышленной агломерации до ее оптимальных размеров.

Как уже отмечалось, развитие инфраструктуры является чрезвычайно капиталоемким, при этом большая часть инфраструктурных сооружений не дает значительных доходов, а часто является убыточным. В этой связи распространенной во всем мире практикой является создание таких инфраструктурных объектов за счет государственных инвестиций, а также их эксплуатация государственными или «общественными» организациями. Государство вынуждено финансировать такие сооружения, поскольку без них невозможны расширенное воспроизводство и нормальная жизнь общества.

Рассмотрение каждого фактора сопровождается анализом его воздействия на процесс размещения производительных сил, рост городов, решение социальных, национальных и других проблем. Однако изолированное рассмотрение роли отдельных факторов размещения не дает общей картины, так как необходим одновременный учет влияния (зачастую противоречивого) всей суммы факторов размещения. Это означает необходимость учета всех условий, при соблюдении которых может быть реализован критерий эффективности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...