Методика и технологии обучения русскомуязыку как иностранному и как неродному
Место дисциплины в структуре ООП: профессиональный цикл, вариативная часть
Трудоемкость и аттестация по дисциплине:
Дисциплина
/ семестр
| Трудоемкость
| Аудиторная нагрузка, часы:
| Форма итоговой аттестации / семестр
|
Всего кредитов /
из них на экзамен
| Всего часов на теоретическое обучение
| из них:
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
|
Аудиторнаянагрузка
| Самостоятельная работа
|
Методика и технологии обучения русскому языку как иностранному и как неродному, 5, 6, 7, 8 семестр
5 семестр – 54 часа
6 семестр – 54 часа
7 семестр – 18 часов
8 семестр – 36 часов
| 10/1
| 360/36
| |
+36
| | |
| Дифф. зачёт
6 сем., экзамен 8 сем.
|
Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины:
студент должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными (ОК):
· способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
· готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
общепрофессиональными (ОПК):
· осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);
в области педагогической деятельности:
· готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспчения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
· Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическон сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору професии (ПК-3);
· готов включиться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнёрами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:
Знали:
· общедидактические и частно-методические принципы обучения;
· содержание обучения применительно к различным этапам и профилям обучения
· особенности преподавания родного и неродного языка в современной полиэтнической школе;
· общее и различия методик преподавания русского языка как родного, как иностранного и как неродного
Умели:
· анализировать существующие средства обучения;
· обучать аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике, письменной речи и т.д.);
· обучать видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению, письму).
Владели:
· навыками осуществления диалога культур на уроке и во внеурочной (внеучебной) деятельности
· навыками планирования процесса обучения;
· навыками осуществления контроля, в том числе с использованием современных информационных технологий;
· навыками разработки и проведения занятий с привлечением современных информационных технологий (в том числе и дистанционного обучения)
Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
№ п/п
| Название темы с кратким содержанием
| Виды занятий, часы
| Самостоятельная работа, часы
| Всего часов
|
Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
|
| | | | | | |
Y семестр
| Тема 1. Русский язык в современном полиэтническом мире и методика его преподавания.Русский язык как иностранный. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного.
| | 4
|
|
|
|
| Тема 2. Система обучения русскому языку как иностранному.Содержание понятия «система обучения». Коммуникативно-деятельностный подход к обучению. Цели и задачи обучения. Содержание обучения. Приниципы обучения. Методы обучения.
| | 8
|
|
|
|
| Тема 3. Профили обучения.Понятие профиля обучения. Нефилологический профиль. Филологически профиль. Курсовое обучение. Школьный профиль.
| | 8
|
|
|
|
| Тема 4. Этапы обучения. Понятие этапа обучения. Подготовительный этап. Средний этап. Основной этап. Продвинутый этап.
| | 4
|
|
|
|
| Тема 5. Планирование процесса обучения.
Цели планирования. Виды планирования: календарное; тематическое; поурочное. Структура занятия. Типовое построение занятия.
| | 6
|
|
|
|
| Тема 6. Контроль в процессе обучения.Виды и формы контроля. Организация контроля. Тестирование как форма контроля.
| | 6
|
|
|
|
| Тема 7. Комплексность и аспектность в обучении.Цели и методические задачи аспектного обучения. Основные (традиционные) и дополнительные (новые) аспекты. Организация аспектных занятий.
| | 6
|
|
|
|
| Тема 8.Средства обучения.Классификация средств обучения. Учебные средства обучения. Аутентичные средства обучения.
| | 2
|
|
|
|
| Тема 9. Учебники и учебные пособия.
Функции. Виды. Требования: дидактические и методические. Типы учебников. Классификация учебников. Структура учебника. Текст в учебном процессе. Создание учебников.
| | 10
|
|
|
|
| Итого за семестр
| |
|
|
|
|
YI семестр
| Тема 10. Обучение основным аспектам языка.Обучение фонетике. Обучение лексике. Обучение грамматике.
| |
|
|
|
|
| Тема 11. Обучение дополнительным аспектам языка. Лингвострановедение. Развитие письменной речи. Разговорная практика. Язык газеты. Стилистика. Деловой русский.
| |
| |
|
|
| Тема 12. Речевая деятельность в системе обучения языку.Понятие. Виды. Обучение аудированию. Обучение говорению. Обучение чтению. Обучение письму и письменной речи.
| | 16
|
|
|
|
| Тема 13. Использование в обучении современных технологий как фактор оптимизации обучения РКИ.Мультимедийные технологии. Программные педагогические средства. Дистанционное обучение.
| | 4
|
|
|
|
| Тема 14. Этапы развития и современное состояние методики преподавания русского языка как иностранного. Этапы развития. Современное состояние отечественной методики. Зарубежная методика преподавания русского языка как иностранного.
| | 4
|
|
|
|
| Итого за семестр
| |
|
|
|
|
YII семестр
| Тема 15. Русский язык как неродной. Родной, иностранный и неродной язык в современном полиэтническом обшестве. Понятие национальной школы. Российская национальная школа. Современная полиэтническая (поликультурная) школа и особенности преподавания в ней.
| |
|
|
|
|
| Тема 16. Компаративный анализ методик.Методика обучения обучения русскому языку как родному (школьный предмет). Методика обучения русскому языку как иностранному. Методика обучения русскому языку как неродному в нерусской национальной школе. Методика обучения русскому языкукак неродному в русской национальной школе.
| |
|
|
|
|
| Итого за семестр
| |
|
|
|
|
YIII семестр
| Тема 17. Система обучения русскому языку как неродному в русской национальной школе. Специфика полиэтнического (поликультурного) контингента. Аспекты обучения русскому языку как неродному.
| |
|
|
|
|
| Тема 18. Система обучения языку как учебному предмету. Содержание обучения. Организация обучения.
| |
|
|
|
|
| Тема 19. Система обучения языку предмета. Содержание обучения. Организация обучения.
| |
|
|
|
|
| Тема 20. Диалог культур. Диалог культур как неотъемлемый компонент обучения родному и неродному языкам на уроках русского языка и словесности; на уроках по предметам; во внеклассной деятельности; во внешкольной деятельности. Диалог культур как средство воспитания толерантности и предупреждения социально-языковой депривации учащихся полиэтнических школ
| |
| |
|
|
| Тема 21. Система корректировочного обучения. Обучение аспектам русского языка как иностранного. Обучение видам речевой деятельности.
| |
|
|
|
|
| Тема 22. Система подготовки к тестированию. Подготовка к сдаче ЕГЭ. Подготовка к сдаче теста на вступление в гражданство РФ. Подготовка к сдаче теста ТРКИ-1, ТРКИ-2, ТРКИ-3, ТРКИ-4
| |
|
|
|
|
| Тема 23. Методическое сопровождение учебного процессана уроке русского языка.Средства обучения для преподавателя. Средства обучения для обучаемых. Анализ средств обучения. Моделирование методического сопровождения средств обучения и включение их в занятие.
| |
|
|
|
|
| Итого за семестр
| |
|
|
|
|
| Итого по дисциплине
| |
| | 162+36
| 360/
|
Интерактивные формы занятий:
№ темы
| Формы
|
| Презентация индивидуального ресурса
|
| Коллоквиум
|
| Работа в группах
|
| Презентация индивидуального ресурса
|
| Презентации с использованием смарт-доски
|
| Презентация индивидуального ресурса
|
| Коллоквиум
|
| Презентация индивидуального ресурса
|
| Презентация индивидуального ресурса
|
| Защита проекта
|
| Защита проекта
|
| Презентация индивидуального ресурса
|
| Кейс-метод
|
| Защита проекта
|
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Количество времени, часы
|
| Тема 1. Русский язык в современном полиэтническом мире и методика его преподавания.
| Реферирование отечественных и зарубежных источников о состоянии преподавания русского языка как иностранного в условиях глобализации и этнического парадокса современности
|
|
| Тема 3. Профили обучения
| Изучение содержания обучения РКИ одного из профилей
|
|
| Тема 4. Этапы обучения.
| Изучение содержания обучения РКИ на одном из этапов
|
|
| Тема 6. Контроль в процессе обучения.
| Разработка теста для промежуточного или итогового тестирования с использованием современных образовательных технологий
|
|
| Тема 8. Средства обучения.
| Подготовка компьютерной презентации различных классификаций средств обучения
|
|
| Тема 9. Учебники и учебные пособия.
| Анализ учебников
|
|
| Тема 10. Обучение основным аспектам языка.
| Анализ языковых и условно-речевых упражнений в учебниках РКИ.
|
|
| Тема 12. Речевая деятельность в системе обучения языку.
| Анализ условно-речевых, речевых и коммуникативных упражнений в учебниках РКИ
|
|
| Тема 14. Этапы развития и современное состояние методики преподавания русского языка как иностранного.
| Изучение источников по методике преподавания РКИ
|
|
| Тема 15. Русский язык как неродной
| Отработка новых терминов и понятий путём составления глоссария (учебного толкового словаря дисциплины); составление аннотированного списка источников по дисциплине
|
|
| Тема 18. Система обучения языку как учебному предмету
| Анализ способов предъявления языкового материала в учебнике русского языка (школьного предмета). Разработка приёмов, ориентированных на учащихся-инофонов
|
|
| Тема 19. Система обучения языку предмета
| Анализ формулирования содержания заданий, упражнений и т.д., использования терминов. в учебнике русского языка (школьного предмета). Разработка приёмов предъявления названных единиц учащимся-инофонам
|
|
| Тема 21. Система корректировочного обучения
| Анализ содержания корректировочных курсов для лиц с русским неродным языком и определение типичных тем, трудных для усвоения
|
|
| Тема 22. Система подготовки к тестированию
| Анализ содержания тестов для лиц с русским неродным языком. Адаптация тестов для определённого контингента (класс, родной язык и т.д.)
|
|
| Тема 23. Система корректировочного обучения
| Анализ учебника русского языка с позиций моделирования методического сопровождения к нему
|
|
Итого:
|
|
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:
№ п/п
| Тема
| Содержание работы
| Количество времени, часы
|
| Тема 2. Система обучения русскому языку как иностранному
| Отработка новых терминов и понятий путём составления глоссария (учебного толкового словаря дисциплины)
ИЛИ
|
|
| | Составление аннотированного списка источников по дисциплине
| |
| Тема 5. Планирование процесса обучения.
| Разработка календарно-тематического планирования
ИЛИ
Разработка поурочного планирования
|
|
| Тема 7. Комплексность и аспектность в обучении
| Разработка структуры комплексного занятия
ИЛИ
|
|
| | Разработка структуры аспектного занятия
| |
| Тема 11. Обучение дополнительным аспектам языка
| Изучения приёмов обучения дополнительным аспектам РКИ в отечественной методике и практике (посещение и проведение занятий на факультетах РКИ или участие в работе Лингвистического клуба «Teach&learn»)
ИЛИ
Изучение приёмов обучения дополнительным аспектам РКИ в зарубежной методике и практике (посещение и проведение занятий в учебном заведении за границей)
|
|
| Тема 13. Использование в обучении современных технологий как фактор оптимизации обучения РКИ
| Разработка модели средства обучения в мультимедийном формате
ИЛИ
Разработка модели средства контроля в мультимедийном формате
|
|
| | | |
| Тема 16. Компаративный анализ методик
| Сравнение методик обучения носителей русского языка и инофонов по основным компонентам методик (компьютерная презентация)
|
|
| Тема 17. Система обучения русскому языку как неродному в русской национальной школе
| Анализ коммуникативно-речевой ситуации в школе с полиэтническим (поликультурным) компонентом
ИЛИ
Анализ типичных ошибок инфонов (текущий контроль, сдача ЕГЭ; любой вид тестирования). Составление картотеки ошибок. Разработка системы упражнений по предупреждению или исправлению выявленных ошибок
|
|
| Тема 20. Диалог культур
| Изучения приёмов организации диалога культур в моноинокультурном учебном коллективе в России или за границей (посещение и проведение занятий)
ИЛИ
Изучения приёмов организации диалога культур в полиинокультурном учебном коллективе в поликультурном классе школ Санкт-Петербурга (посещение и проведение занятий)
|
|
| | | |
Итого:
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: