Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение функций по степени сложности задания.




Методика оценки напряженности трудового процесса.

Оценка напряженности трудового процесса осуществляется в соответствии гигиеническими критериями приведенными в Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факто­ров рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда".

Все факторы (показатели) трудового процесса сгруппи­рованы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные и ре­жимные.

- Интеллектуальные нагрузки характеризуют степень сложности выпол­няемой работы, восприятие сигналов (информации) и их оценка, количество и сложность выполняемых функций, ответственность за конечный результат.

- Сенсорные нагрузки характеризуют длительность сосредоточенного наблюдения, качество воспринимаемых и передаваемых сигналов

- Эмоциональные нагрузки характеризуют степень ответственности за результат соб­ственной деятельности, риска для собственной жизни и безопасность других лиц, количество конфликтных производственных ситуаций за смену.

- Монотонность нагрузок характеризуют число выполняемых приемов и продолжитель­ность их выполнения, время активных действий в течение смены и монотонность производ­ственной обстановки.

- Режим работы характеризуют фактическая продолжительность рабочего дня (смены), сменность работы, наличие регламентированных перерывов и их продолжительность.

Интеллектуальные нагрузки

3.1.1. Содержание работы указывает на степень сложности выполняемой работы.

Различия между классами практически сводятся к определению вида решаемых задач:

Наиболее простые задачи решают уборщицы, дворники, подсобные рабочие, лаборанты - 1-ый класс условий труда.

Деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характера относится ко. - 2-му классу.

Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), име­ет место в работе руководителей, мастеров промышленных предприятий, водителей транспорт­ ных средств, авиадиспетчеров и др. - класс 3.1.

Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени творческой деятельности установлена у научных работников, конструкторов, врачей разного профиля и др. - класс 3.2.

3.1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка.

Действие - это элемент деятельности, реализация которого обеспечивает достижение конкретной, не разлагаемой на более простые подцели, осознанной пели. Операция - это законченное действие (или сумма действий), в результате которого достига­ется элементарная технологическая цель.

Распределение функций по степени сложности задания.

Любая трудовая деятель­ность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность его труда.

По данному показателю класс 2 (допустимый) и класс 3 (напряженный труд) различаются по двум характеристикам - наличию или отсутствию функции контроля и работы по распределе­нию заданий другим лицам. Классом 3.1 характеризуется работа, обязательным элементом кото­рой является контроль выполнения задания. Здесь имеется в виду контроль выполнения задания другими лицами, поскольку контроль выполнения своих заданий должен оцениваться классом 2 (обработка, выполнение задания и его проверка, что, по сути, и является контролем).

Классом 3.2 оценивается по данному показателю такая работа, которая включает не только контроль, но и предварительную работу по распределению заданий другим лицам.

3.1.4. Характер выполняемой работы - в том случае, когда работа выполняется по инди­видуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс - лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимо­сти, то напряженность повышается (2 класс). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита време­ни (класс 3.1 - мастера промышленных предприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи, руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).

Сенсорные нагрузки

3.2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения {% от продолжительности смены) - больше времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %.

3.2.2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы -количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности.

3.2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения - указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Эта характеристика труда предъявляет требования к объему внимания (от 4 до 8 несвязанных объек­тов) и его распределению как способности одновременно сосредотачивать внимание па несколь­ких объектах или действиях.

Необходимым условием дня того, чтобы работа оценивалась данным показателем, является время, затрачиваемое от получения информации от объектов одновременного наблюдения до дей­ствий:

3.2. когда времени мало, а действия необходимо выполнять сразу после приема информации одновременно от всех необходимых объектов (иначе нарушится нормальный ход технологическо­го процесса или возникнет существенная ошибка).

3.3. если информация получена путем последовательного переключения внимания с объекта на объект и имеется достаточно времени до принятия решения и/или выполнения действий, а че­ловек обычно переходит от распределения к переключению внимания.

3.2.4. Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены). Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор и соответственно выше класс напряженности труда.

3.2.5. Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности со­средоточенного наблюдения {% от времени смены). На основе хронометражных наблюдений: определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабоче­го дня принимается за 100 %, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лу­ны переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

3.2.6. Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену). Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в те­чение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении буквен­ной. цифровой, графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем выше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

3.2.7. Нагрузка на слуховой анализатор - это степень напряжения слухового анализатора: определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем ин­тенсивности речи и "белого" шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100 % - 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10-15 дБА и соответ­ствует разборчивости слов, равной 90-70 % или на расстоянии до 3,5 м и т.п.

3.2.8. Нагрузка на голосовой аппарат ( суммарное количество часов наговариваемых в не- оглю). Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...