Распределение функций по степени сложности задания.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Методика оценки напряженности трудового процесса. Оценка напряженности трудового процесса осуществляется в соответствии гигиеническими критериями приведенными в Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда". Все факторы (показатели) трудового процесса сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные и режимные. - Интеллектуальные нагрузки характеризуют степень сложности выполняемой работы, восприятие сигналов (информации) и их оценка, количество и сложность выполняемых функций, ответственность за конечный результат. - Сенсорные нагрузки характеризуют длительность сосредоточенного наблюдения, качество воспринимаемых и передаваемых сигналов - Эмоциональные нагрузки характеризуют степень ответственности за результат собственной деятельности, риска для собственной жизни и безопасность других лиц, количество конфликтных производственных ситуаций за смену. - Монотонность нагрузок характеризуют число выполняемых приемов и продолжительность их выполнения, время активных действий в течение смены и монотонность производственной обстановки. - Режим работы характеризуют фактическая продолжительность рабочего дня (смены), сменность работы, наличие регламентированных перерывов и их продолжительность. Интеллектуальные нагрузки 3.1.1. Содержание работы указывает на степень сложности выполняемой работы. Различия между классами практически сводятся к определению вида решаемых задач: Наиболее простые задачи решают уборщицы, дворники, подсобные рабочие, лаборанты - 1-ый класс условий труда.
Деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характера относится ко. - 2-му классу. Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеет место в работе руководителей, мастеров промышленных предприятий, водителей транспорт ных средств, авиадиспетчеров и др. - класс 3.1. Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени творческой деятельности установлена у научных работников, конструкторов, врачей разного профиля и др. - класс 3.2. 3.1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка. Действие - это элемент деятельности, реализация которого обеспечивает достижение конкретной, не разлагаемой на более простые подцели, осознанной пели. Операция - это законченное действие (или сумма действий), в результате которого достигается элементарная технологическая цель. Распределение функций по степени сложности задания. Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность его труда. По данному показателю класс 2 (допустимый) и класс 3 (напряженный труд) различаются по двум характеристикам - наличию или отсутствию функции контроля и работы по распределению заданий другим лицам. Классом 3.1 характеризуется работа, обязательным элементом которой является контроль выполнения задания. Здесь имеется в виду контроль выполнения задания другими лицами, поскольку контроль выполнения своих заданий должен оцениваться классом 2 (обработка, выполнение задания и его проверка, что, по сути, и является контролем). Классом 3.2 оценивается по данному показателю такая работа, которая включает не только контроль, но и предварительную работу по распределению заданий другим лицам.
3.1.4. Характер выполняемой работы - в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс - лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 - мастера промышленных предприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи, руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры). Сенсорные нагрузки 3.2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения {% от продолжительности смены) - больше времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %. 3.2.2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы -количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. 3.2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения - указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Эта характеристика труда предъявляет требования к объему внимания (от 4 до 8 несвязанных объектов) и его распределению как способности одновременно сосредотачивать внимание па нескольких объектах или действиях. Необходимым условием дня того, чтобы работа оценивалась данным показателем, является время, затрачиваемое от получения информации от объектов одновременного наблюдения до действий: 3.2. когда времени мало, а действия необходимо выполнять сразу после приема информации одновременно от всех необходимых объектов (иначе нарушится нормальный ход технологического процесса или возникнет существенная ошибка).
3.3. если информация получена путем последовательного переключения внимания с объекта на объект и имеется достаточно времени до принятия решения и/или выполнения действий, а человек обычно переходит от распределения к переключению внимания. 3.2.4. Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены). Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор и соответственно выше класс напряженности труда. 3.2.5. Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения {% от времени смены). На основе хронометражных наблюдений: определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100 %, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, луны переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора. 3.2.6. Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену). Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении буквенной. цифровой, графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем выше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда. 3.2.7. Нагрузка на слуховой анализатор - это степень напряжения слухового анализатора: определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и "белого" шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100 % - 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10-15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90-70 % или на расстоянии до 3,5 м и т.п. 3.2.8. Нагрузка на голосовой аппарат ( суммарное количество часов наговариваемых в не- оглю). Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.
Читайте также: M Продумайте способ снижения/увеличения степени сложности одного и того же задания. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|