Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе, Совете Федерации. Подписание и обнародование законов, вступление их в силу




1. Подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной Думой: порядок и сроки. Особенности подготовки к рассмотрению законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Рассмотрение законопроекта в трех чтениях: порядок и значение. Экспертная работа Правового управления Аппарата Государственной Думы. Взаимодействие Государственной Думы и Общественной палаты.

3. Роль Совета Федерации в законодательном процессе. Особенности рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации. Одобрение закона Советом Федерации. Отклонение закона Советом Федерации. Создание согласительной комиссии, порядок ее работы.

4. Порядок подписания закона Президентом Российской Федерации. Обнародование закона: юридическое значение. Порядок официального опубликования законов. Источники официального опубликования. Вступление закона в силу.

5. Последствия невыполнения Президентом Российской Федерации обязанности подписать закон, конституционные механизмы разрешения споров, связанных с подписанием законов. Вето Президента Российской Федерации: понятие и значение.

Тема 5. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: правила и процедуры.

1. Правовое регулирование законодательного процесса как части правотворческого процесса в субъектах РФ.

2. Особенности правил и процедур в отдельных субъектах РФ.

3. Обеспечение соответствия конституций, уставов, законов, иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам.

Самостоятельная работа студента

 

Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется в ходе проведения практических и лекционных занятий под непосредственным руководством преподавателя. Внеаудиторная – в свободное от занятий время без участия преподавателя, но по его заданию, а также по собственной инициативе обучающегося.

К видам самостоятельной работы относятся:

· предварительное ознакомление с программой курса и тематикой лекционных занятий;

· чтение текстов документов, учебников и учебных пособий, а также дополнительной литературы по изучаемому разделу (теме);

· ознакомление с текстами первоисточников при подготовке к занятию;

· работа со словарями и справочниками;

· работа с ресурсами сети интернет;

· составление плана и тезисов ответа на вопросы практического занятия;

· выполнение тестовых заданий;

· решение казусов, предложенных преподавателем, при подготовке к практическому занятию;

· подбор документальных источников по теме практического занятия;

· написание рефератов и эссе по изучаемой тематике;

· подготовка докладов на студенческих научных кружках и тематических конференций.

· подготовка к сдаче экзамена;

· иные виды самостоятельной работы студента.

Указанный минимум может быть расширен за счет использования заданий, дополнительно разработанных в установленном порядке.

Образовательные технологии (интерактивные методики)

 

Семестр Виды занятий Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения Заочная форма ускоренного обучения
  Лекция Лекция-презентация, наглядные пособия, использование видеозаписей, лекция-дискуссия.      
Практическое занятие Анализ судебной практики на основе кейс-метода Дискуссии; Работа в малых группах; Творческие задания.        

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие правотворческого процесса, его значение.

2. Понятие законодательного процесса.

3. Принципы и задачи законодательного процесса.

4. Стадии законодательного процесса.

5. Взаимодействие властей в правотворческом, законодательном процессе.

6. Формы реализации права законодательной инициативы на федеральном, региональном уровнях, правотворческой инициативы на местном уровне.

7. Планирование законопроектной деятельности, определение основных приоритетов и направлений.

8. Подготовка к внесению законопроекта в Государственную Думу.

9. Сроки и порядок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.

10. Особенности подготовки к рассмотрению законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

11. Рассмотрение законопроекта в первом чтении.

12. Рассмотрение законопроекта во втором и третьем чтении.

13. Роль Правового управления Аппарата Государственной Думы в законотворческой деятельности.

14. Участие Общественной палаты РФ, общественных палат субъектов РФ в законодательном процессе.

15. Одобрение закона Советом Федерации. Направление одобренного Советом Федерации закона Президенту Российской Федерации.

16. Отклонение закона Советом Федерации. Создание согласительной комиссии.

17. Полномочия Президента Российской Федерации в отношении принятого закона.

18. Вето Президента Российской Федерации: понятие и значение.

19. Повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации.

20. Особенности принятия законов Российской Федерации о поправках к Конституции.

21. Особенности законодательного процесса в отношении федеральных конституционных законов.

22. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете.

23. Организация и планирование законотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации.

24. Понятие лоббистской деятельности. Условия и ограничения осуществления лоббистской деятельности.

25. Понятие законодательной техники. Рекомендации по оформлению текста законопроекта.

26. Понятие и виды информационно-аналитического обеспечения законодательной деятельности. Виды, состав и назначение информационных ресурсов в сфере законотворчества.

27. Особенности принятия конституций, уставов субъектов РФ.

28. Особенности принятия законов субъектов РФ.

29. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях как форма выражения воли населения муниципального образования.

30. Значение института референдума в правотворческой деятельности.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

 

1. Нужен ли «закон о законах»?

2. Лоббизм: запретить или узаконить?

3. Судебное правотворчество: проблемы допустимости.

4. «Указное право» Президента и его пределы.

5. Возможна ли ответственность законодателя за негативные последствия принятого закона?

6. Как определить эффективность закона?

7. Нужна ли народная правотворческая инициатива на федеральном уровне?

8. Прозрачность правотворческого процесса: пути обеспечения в современном информационном обществе

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Депутат Государственной Думы обратился к юристу с просьбой выполнить работу по подготовке к внесению в Государственную Думу федерального закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации. Какие документы необходимо подготовить юристу?

2. Законодательный орган субъекта Российской Федерации внес в Государственную Думу проект федерального закона. Однако после регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы Совет Государственной Думы принял решение вернуть законопроект инициатору, обосновав это отсутствием заключения Правительства Российской Федерации. Как выяснилось, законопроект был направлен на заключение Правительства Российской Федерации, однако был возвращен Аппаратом Правительства РФ субъекту права законодательной инициативы «в связи с отсутствием материалов, необходимых для представления заключения». Представитель законодательного органа субъекта РФ обратился за консультацией к юристу и попросил разъяснить возможные пути решения проблемы.

3. Государственная Дума на утреннем заседании приняла в первом чтении федеральный закон, включенный в перечень законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению. По предложению председателя ответственного комитета палата приняла решение о включении в порядок работы Государственной Думы вопроса о рассмотрении данного законопроекта во втором чтении в тот же день (на вечернем заседании). Представители депутатских объединений обратились к юристу за разъяснениями: нарушила ли палата требования Регламента?

4. Президент Российской Федерации вернул в Государственную Думу принятый федеральный закон без рассмотрения в связи с нарушением конституционной процедуры его принятия. В качестве мотива принятого решения Президентом Российской Федерации было указано, что во втором чтении Государственная Дума приняла поправку, содержание которой предполагало увеличения расходов федерального бюджета. В то же время, как указал Президент Российской Федерации, данная поправка не рассматривалась Правительством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы обратились к юристу за консультацией о правомерности действий Президента Российской Федерации.

5. Ответственный комитет не представил законопроект для рассмотрения Государственной Думой в установленный Советом Государственной Думы срок. Какие решения вправе принять Совет Государственной Думы?

6. Ознакомившись с конституцией (уставом), законодательством, регулирующим правотворческий процесс в конкретном (по выбору магистранта) субъекте РФ следует выполнить задания:

А) подготовить проект поправок к конституции (уставу) субъекта, сопутствующих документов к нему, указать перечень действий, которые необходимо совершить инициатору данного процесса;

Б) подготовить проект закона субъекта РФ (выбранного магистрантом) о порядке принятия и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта РФ;

В) подготовить проект нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления в конкретном (по усмотрению магистранта) муниципальном образовании, на основе норм ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и устава данного муниципального образования указать перечень действий, необходимых для реализации правотворческой инициативы по внесению данного проекта;

7. В рамках подготовки к семинарскому занятию следует выполнить следующее задание: найти конкретные примеры нарушений законодательной техники, допущенных в действующем законодательстве: стилистических погрешностей, коллизий между отдельными положениями федеральных законов, логических противоречий и т.п., предложить способы исправления ошибок.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Демократия и законотворчество

2. Гражданское общество и правотворческий процесс

3. Влияние правовых позиций Конституционного Суда РФ на федеральное и региональное правотворчество

4. Субъекты правотворческого процесса

5. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях

6. Общественная палата РФ в правотворческом процессе

7. Лоббизм как атрибут правотворческого процесса: плюсы и минусы

8. Влияние регионов на федеральное правотворчество

9. Федеральное влияние на региональное правотворчество

10. Роль референдума в правотворчестве

ТЕМЫ ЭССЕ

1. Закон должен быть краток, чтобы его легко могли запомнить и люди несведущие (Сенека)

2. Многочисленность законов в государстве есть то же, что большее число лекарей: признак болезни и бессилия (Вольтер)

3. Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества (Руссо Ж.)

4. Законы пишутся для обыкновенных людей, потому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла (Джефферсон Т.)

5. Закон - это союз просвещенности и силы: вторую в подобный союз привносит народ, первую - правительство. Антуан Ривароль

6. Великое дело законодательства состоит в том, чтобы создавать общественное благо из наибольшего числа частных интересов. Пьер Буаст

7. Дело судьи - истолковать закон, а не даровать его. Фрэнсис Бэкон

8. Надлежит законы и указы писать ясно, чтоб их не перетолковывать. Пётр I Великий

9. Творцы законов в республиках и королевствах должны твердо сдерживать корыстные устремления людей и лишать их всякой надежды на безнаказанность. Никколо Макиавелли

10. Когда приличные люди спотыкаются о законы, значит, законодатели были глупцы или жулики. Вильгельм Швебель

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)
 
  Понятие и принципы правотворческого процесса, его значение. ОК -1, ОК-5, ПК -2, ПК-5 Знать содержание принципов законодательного процесса, знать систему нормативных правовых актов, место закона в системе нормативных правовых актов Уметь выделять особенности законодательного процесса, стадии и процедуры Владеть юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых правовых явлений и процессов, правовых документов, методом сравнительного анализа
  Федеральный законодательный процесс: понятие, стадии, процедуры. Особенности законодательного процесса в отношении отдельных видов законов. Правотворческий процесс по принятию иных нормативных правовых актов ОК-1, ПК-1, ПК-3, ПК-4  
  Законодательная инициатива ОК-1, ПК-1, ПК- 5, Знать права и обязанности субъектов законодательной инициативы, понятие концепции закона Уметь участвовать в подготовке и внесению законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации; составлять концепцию нормативного акта. Владетьхарактеристикой требований к правотворческой процедуре, владеть навыками составления концепции закона
  Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе, Совете Федерации. Подписание и обнародование законов, вступление их в силу ОК-5, ПК-5, ПК- 5, Знатьособенности рассмотрения законопроекта в двухпалатном парламенте, процедуры принятия закона в Государственной Думе, понятие чтения закона Уметьотличать законопроект от концепции, характеризовать особенности рассмотрения и принятия закона в Государственной Думе Владетьспособностью к участию в процедуре рассмотрения законопроекта
  Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: правила и процедуры. ОК-1, ПК-1, ПК- 5, ДПК-1 Знатьправовое регулирование законодательного процесса как части правотворческого процесса в субъектах РФ; роль конституций, уставов, законов, регламентов представительных органов (их палат) в регулировании регионального законодательного процесса; особенности правил и процедур в отдельных субъектах РФ. Уметьвыделять особенности законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, особенности принятия законов Кировской области Владетьвладеет навыками подготовки юридических документов, навыком толкования нормативных правовых актов, юридической экспертизы законов Кировской области
  Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: понятие, стадии, порядок реализации правотворческой инициативы. ОК-1, ПК-1, ПК-2 Знатьправовое регулирование правотворческого процесса как вида правотворческого процесса в РФ; роль уставов и регламентов представительных органов в регулировании правотворческого процесса; особенности правил и процедур принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления Уметьвыделять особенности законодательного процесса в муниципальных образованиях Владетьвладеет навыками подготовки юридических документов, навыком толкования нормативных правовых актов, юридической экспертизы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...