Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы власти и науки о власти в отечественной мысли




Обратившись к экскурсу в прошлое философской, общественно-политической и духовной мысли человечества, мы оставляли в стороне огромный пласт знаний, накопленных за более чем тысячелетний период в России. Это грандиозная совокупность идей, представлений, доктрин, концепций, относящихся к феномену власти и рожденных за время с момента возникновения Руси и до наших дней. Здесь идеи самих властителей разных эпох, людей из их близкого окружения и их оппонентов. Здесь и положения нормативных актов, и творения правовой мысли, нашедшие отражение в разного рода сводах Законов, и переводы трудов, пришедших в Россию из близкого и далекого зарубежья, особенно начиная с XVII века, и произведения отечественных мыслителей разных веков. Напомним лишь имена наших известных соотечественников конца XIX — начала XX века: М. А. Бакунин, В. В. Берви-Флеровский, Н. А. Бердяев, А. А. Богданов, С. Н. Булгаков, В. И. Вернадский, Р. Ю. Виппер, В. М. Гессен, Н. Я. Данилевский, Е. В. Де-Роберти, И. А. Ильин, Н. И. Кареев, Б. А. Кистяковский, М. М. Ковалевский, Н. М. Коркунов, П. Л. Лавров, В. И. Ленин, Л. И. Мечников, П. Н. Милюков, Н. К. Михайловский, С. А. Муромцев, П. И. Новгородцев, Г. В. Плеханов, В. С. Соловьев, П. А. Сорокин, Н. А. Столыпин, П. Б. Струве, Е. В. Тарле, М. И. Туган-Барановский, В. М. Хвостов, Б. Н. Чичерин, Г. Ф. Шершеневич, С. Н. Южаков, П. С. Юшкевич. Можно было бы назвать и многих других. Еще более велик список их трудов, и обозреть это богатство очень непросто.

Крупнейшей фигурой той поры являлся Б. Н. Чичерин (1828-1904). При всем обилии, казалось бы, юридических, философских и политических произведений центральная тема его трудов — власть.

Начиная свою "Историю политических учений", Чичерин писал: "Человек, как свободное существо, имеет личные, эгоистические стремления; он нередко действует в ущерб другим. Общежитие невозможно там, где этим стремлениям предоставляется полный простор, где каждый может безнаказанно вторгаться в область чужой воли, а так как на добровольное воздержание нельзя рассчитывать, то остается прибегнуть к принуждению. Необходима общественная сила, подчиняющая себе силы частные. Это и есть общественная власть, представительница единства союза. Она составляет первый и основной элемент всякого общества, а тем более... государства. Она дает обществу бытие, ибо без нее нет единства, нет целого, а есть только разрозненные члены. Однако существование общественной власти и подчинение частей целому не уничтожают свободы членов. Человек по природе своей существо свободное. Таким он остается и в обществе. Он подчиняется общежитию, но имеет при этом в виду удовлетворение личных своих целей, которые не достигаются в одиночестве. Сожительство с другими подвергает его свободу ограничениям, но не уничтожает ее совершенно. Повинуясь власти, человек не становится рабом, который служит выгодам другого. Во всяком обществе, а потому и в государстве, свободное лицо с его правами, с его интересами составляет коренной и необходимый элемент. Свобода выражается в праве; человек имеет права, потому что он свободное существо. Но кроме прав он имеет и обязанности. Человек не только свободное, но и разумное существо, а потому он свои действия возводит к общим правилам, которыми определяются его отношения к другим. Чичерин считал, что очень важно выделить "четыре основные элемента всякого общества: власть, закон, свобода и общая цель".

У нас нет возможности столь же подробно излагать характеристики идей других наших отечественных мыслителей. Но надо постоянно иметь в виду, что российская кратологическая мысль имеет очень основательную базу.

С XIX века в России все более заметно проявляется взаимодействие общественно-кратологической мысли с зарубежной (мировой) мыслью. Это выражается в значительно растущем числе контактов российских и зарубежных ученых, выездов россиян в Европу, изданий и переизданий трудов зарубежных ученых в России.

Фактически все сколько-нибудь крупные мыслители России на рубеже XIX—XX веков обращались к проблематике власти, к богатому идейному содержанию и лексикону этой области знания. А.Н. Бердяев в своей книге "О назначении человека", вышедшей в 1931 году в Париже, задаваясь вопросом о природе власти, писал, что в человеке, по выводам психопатологии, "ослаблены инстинкты его природы, инстинкт половой и инстинкт власти, подавлены и вытеснены цивилизацией, создавшей болезненный конфликт сознания с бессознательным".

Как видим, проблематика власти столь богата, широка, многогранна еще и потому, что ее истоки восходят не только к рациональному в человеке, но и к инстинктивному, не только к продуктам сознания, но и к бессознательному. Таковы власть и ее природа в мире человека, в мире живого. Это уже само по себе указывает на необходимость для науки прежде всего идти к власти, исходить из осмысления власти, а затем уже выстраивать и политику, и науку о политике, т. е. политологию.

Серьезнейший перелом в постановке и налаживании теоретико-методологических исследований власти был конечно же связан с Октябрем 1917 года. Революция — сначала в теории, а потом и на практике — перенесла смысловые ударения, иначе расставила акценты в науке о власти. Главным в науке стало обращение не собственно к власти, а к политике, борьбе за власть, революции, диктатуре пролетариата, Советам, вопросам руководящей и направляющей роли коммунистической партии, а в перспективе — к проблемам отмирания государства, а значит, и собственно государственной власти, перенос в установках на перспективу упора на общественное коммунистическое самоуправление.

В России первые обстоятельные работы о сути, особенностях, роли и многообразии форм власти начали появляться после взлета кратологической мысли в конце XIX — начале XX века, потом лишь в конце 80—х годов XX века, а затем уже после 1991 года. Это была пора, когда начинало осмысливаться явление тоталитаризма в годы Советской власти и влияние этой власти на процессы экономической, социальной, политической, духовной и научной жизни. Назовем здесь прежде всего В. Ф. Халипов "Власть. Основы кратологии" (М., 1995); В. И. Ефимов "Власть в России" (М., 1996); В. Ф. Халипов "Введение в науку о власти" (М., 1996); "Россия: власть и выборы" (М., 1996); В. Ф. Халипов "Власть. Кратологический словарь" (М., 1997) и др.

 

ТЕМА III. СОДЕРЖАНИЕ КРАТОЛОГИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ СИСТЕМНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ

Кратология имеет дело с властью, многообразием ее явлений, ее законами, с чрезвычайно сложной, своеобразной и часто очень динамичной и напряженной властной деятельностью. Перед кратологией необъятный мир -власть во всех ее видах, формах и проявлениях и во всех слагаемых этой области знания и деятельности. Мы не можем не видеть необходимости поистине универсального подхода к власти - подхода всеохватывающего, интегрального, комплексного, системного. Более того, в связи с исключительным богатством содержания и многообразием проявлений такого феномена, как власть, надлежит поставить и рассмотреть вопрос о целой совокупности, целом комплексе, обширной семье наук о власти и системе этих наук. И лишь дав исходное общее решение этого вопроса, мы получим право посвятить очередные главы монографии анализу и освещению органично связанных друг с другом относительно самостоятельных областей и отраслей знаний о власти, составляющих единый общий комплекс, общую систему наук о власти — кратологию.

1. Предмет и объект кратологии, ее цели, задачи, функции и методы

Самое главное, с чего, собственно, и начинается любая из наук, — это определение и уяснение ею своего собственного предмета и объекта. Если сказать в нескольких словах, объект кратологии — власть, прежде всего государственная власть, и другие ее многочисленные и разнообразные виды, сферы и проявления. Говоря иначе, феномен власти во всем ее разнообразии — это и есть собственно объект кратологии, ее многочисленных отраслей и областей.

Ее предмет — основные явления, принципы и закономерности этой области реального мира. По более строгим оценкам и подходам таким предметом должны были бы стать объективные закономерности собственно власти, властной деятельности. И хотя в жизни они реально существуют, но во многом еще не до конца познаны и сформулированы.

Как же можно определить кратологию? Кратко говоря, это - наука о власти. Если же дать развернутое определение, то это — одна из важнейших социальных наук - учение о власти, о закономерностях ее происхождения, функционирования и развития, о типах и видах власти и их специфике, ее субъектах, объектах, источниках и носителях, о целях, функциях, системах, структурах, механизмах, нормах и принципах, о сути и особенностях разделения властей, взаимодействия власти с другими сферами жизни и властей разного рода между собой, а также с зарубежными властями.

Кратология должна рассматриваться как целостная система знаний, включающая в первом приближении общую кратологию, историю власти, философию власти, теоретическую, практическую, прикладную и сравнительную кратологии, социологию власти, логику власти, педагогику и психологию власти, этику власти, специальные кратологии, а всего — более семидесяти областей и отраслей знания. Русскоязычный аналог понятия "Кратология" — властеведение.

В отличие от других наук — политологии, социологии, культурологии, уже обретающих в российской действительности прочную почву под ногами, кратология во многом еще только оформляется. Для нее очень важно и полезно воспользоваться опытом других наук. Наличие развивающейся мировой и российской системы гуманитарных наук - главнейшее условие и залог расцвета собственно кратологической проблематики.

Сегодня кратология, практически делающая свои первые шаги, особо нуждается во внимании, поддержке и ученых, и властных структур, и средств массовой информации. Нуждается она и в использовании возможностей современной информатики.

Целями (задачами) кратологии являются:

— выяснение сути, природы, состава (комплекса) властей и возможностей их использования;

- определение подлинных (и закулисных) действующих субъектов, _объектов (их замыслов, расчетов, взаимосвязей), их силы, мощи, влия-ни1, возможностей эффективного воздействия на реальную среду, людей и сложившуюся обстановку;

— установление принципов, закономерностей, отслеживание (мониторинг) тенденций развития конкретных явлений, сил, процессов, движений, их вероятных трансформаций, эволюции, стадий и финалов;

— изучение меры, степени, масштабов воздействия внутренних и внешних факторов на происходящие преобразования, возможности перемен и их направленности;

— оценка истинного состояния власти и науки о ней, наличной информации, учет возможных и имеющихся здесь парой ошибок, просчетов, отклонений, подлогов, неблаговидных деяний и замыслов, ибо власть — это сфера активной деятельности и нередко жестокой борьбы.

В числе функций кратологии можно назвать очевидные — познавательная, информационная, регулятивная, прогностическая, а также обучающая и воспитывающая, — которые нет необходимости характеризовать в деталях.

Кратология зачастую пользуется теми же методами, что и другие социальные (общественные) науки: сбор информации, наблюдение, анализ документов, анкетные опросы, интервьюирование, экспресс-опросы, эксклюзивные интервью, аналитические исследования, прогностические разработки, поиски в архивах и т. д. Другое дело, если речь _идет не о науке о власти, а собственно о самой власти. Здесь можно не отказать себе в удовольствии заявить: сколько существует npaвителей, столько у них и методов. Во всяком случае, властная практика, несомненно, намного более пестра и интересна своими проявлениями, чем более "скучная" властная теория. Достаточно вспомнить фигуры Александра Македонского, Цезаря, Петра I, Наполеона.

Объективно, к сфере кратологии — науки (и наук) о власти ближе всего сфера права, правоведения и в значительной мере политологии; У этих наук разветвленная и упорядоченная структура и богатейший мировой и отечественный опыт. В настоящее время система права Российской Федерации, по оценке ряда авторов, включает одиннадцать отраслей. Особенно тесно с кратологией связана ведущая отрасль - государственное право. Нормы государственного права сформулированы в Конституции Российской Федерации (РФ), в конституциях республик в составе РФ и в ряде других актов. Наконец, все большее значение приобретает сегодня конституционное право, непосредственно связанное с кратологией и фактически все чаще идущее на смену государственному праву.

В подходах к систематизации знаний о власти, конечно, не следует ограничиваться лишь опытом и примером правовой науки. Отметим, как разнообразны и как выстраиваются знания в области политологии, социологии, истории и других наук. В политологии, например, речь идет о теоретической и практической политологии, сравнительной политологии, военной политологии, социологии политики, философии политики, этике политики и др. В исторической науке наряду со всеобщей историей и историософией существует, естественно, и история России, а также история средневековья, нового и новейшего времени и т. д. Весьма многогранными предстают педагогика и психология. Многие десятки областей и отраслей знания (в целом их насчитывается до 250) включает социологическая наука. Именно все это и дает возможность в такой сложной, многогранной и важной сфере, как наука о власти, ставить и решать вопросы масштабно, комплексно, с позиций всего современного знания. Если не вдаваться в детали осмысления информации, необходимой для создания системы наук о власти, а предложить уже сложившийся вариант, то его развернутая характеристика может быть изложена следующим образом:

1) фундаментальные, базовые (основополагающие, исходные, профилирующие) отрасли и области кратологии;

2) специальные (специализированные, частные) отрасли и области кратологии;

3) комплексные (смешанные, междисциплинарные, своего рода межведомственные) отрасли и области кратологии.

К фундаментальным, базовым отраслям в первую очередь следует отнести общую кратологию, теоретическую кратологию, практическую кратологию и сравнительную кратологию. В числе фундаментальных отраслей можно назвать также историю власти и философию власти. Особо выделим общую кратологию, которая должна обрисовывать целостную картину властей в человеческом обществе и предлагать рациональные подходы к их систематизации, распределению и последующему анализу. Следует оговорить также особое место и возможности сравнительной кратологии, призванной с учетом конкретных характеристик сопоставлять и систематизировать богатейший властный опыт человеческого сообщества, делая возможным извлечение из него уроков и выводов для использования новыми поколениями людей.

Специальные отрасли и области кратологии объединяют и систематизируют обширный массив знаний о власти и сопровождающих их данных, который фиксирует информацию о власти (и властях) на конкретных, нередко сугубо специализированных или профилированных, властных участках. К ним можно отнести: академическую, эмпирическую, прикладную, экспериментальную, описательную, партийную, военную кратологию, частные кратологии и даже кратологию оппозиционных движений (у них есть свои взгляды на власти), а также кратологию церковную.

Наконец, весьма широк в этом перечне блок комплексных (междисциплинарных) отраслей (областей) кратологии, о которых будет идти речь: история власти, социология власти, психология власти, философия власти, логика власти, этика власти, эстетика власти, анатомия власти, алгебра власти, физика власти, экология власти и т. д.

В заключение речь пойдет о разнообразных учениях, доктринах, концепциях, ставящих властеустройство в центр внимания (макиавеллизм, марксизм, национализм, фашизм и т. д.), и о многообразии типов, видов, форм власти. Это - серьезная кратологическая проблема, которая всегда влекла к себе исследователей, но часто и упускалась из поля зрения*.

О каких явлениях можно говорить в этой связи? Назовем хотя бы некоторые из них.

Автократизм — своеобразная исторически распространенная система взглядов и форма правления, при которой одному лицу принадлежит верховная, неограниченная власть, используемая им в соответствии со своими субъективными представлениями, интересами и прихотями. Это нередко ведет к серьезным злоупотреблениям властью и в целом несовместимо с демократизмом и гуманизмом. Такова власть диктаторов, тиранов, шахов, императоров, царей да и некоторых генсеков.

Авторитаризм — антидемократическая совокупность воззрений и система государственной власти, присущая наиболее реакционным режимам. Как правило, эта система власти включает элементы и признаки личной диктатуры, а в своих крайних проявлениях тяготеет к абсолютной диктатуре.

Абсолютизм — неограниченная абсолютная монархия, самодержавная власть; форма государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть, исключающая участие народа в законодательстве и контроле за исполнительной властью. Своего расцвета абсолютизм достиг в странах Западной Европы в XVII—XVIII веках. В России царь в XVI—XVII веках правил вместе с боярской думой, а в XVIII — начале XX века существовала абсолютная монархия. Абсолютизмом можно считать и комплекс взглядов, отстаивающих указанную форму власти.

Бюрократизм — система казенно-формального мышления, действия и управления, ведения важных государственных и общественных дел, когда из-за чисто чиновничьего отношения лиц и учреждений к делу главные интересы людей ущемляются, а само дело страдает. Это и нередко встречающиеся на местах и даже в органах власти проявления канцелярщины, волокиты, формализма в ущерб интересам физических и юридических лиц, тех или иных учреждений и даже общества в целом.

Демократизм — признание и осуществление демократии; важный принцип властеиспользования в интересах, с участием и под контролем народа; простота, общительность в отношениях.

Тоталитаризм — одна из систем власти авторитарного государства, отличающаяся всеобщим и полным контролем над всеми сторонами жизни общества и граждан, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями против оппозиции и инакомыслящих. Это также и система взглядов, оправдывающих тоталитарную деятельность (в том числе этатизм, авторитаризм) властей.

Этатизм — направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития; политика активного участия (вмешательства) государства в сфере экономики, экономической жизни.

Заслуживают здесь упоминания и технократизм, и партократизм, и либерализм, и консерватизм, и радикализм.

Вывод состоит в том, что кратология - это не только наука сама по себе, но и система наук. Это - обширная система наук, тесно, органично связанных между собой и изучающих власть во всех ее видах и проявлениях, на всех уровнях и стадиях ее развития, во всех аспектах ее связей с другими основными общественными явлениями, структурами и социальными институтами. В центре кратологии стоят человек и власть. Прежде всего это область интересов базовых отраслей кратологии, особенно общей кратологии. С них мы и начнем конкретную характеристику системы наук о власти, всей совокупности знаний, областей и отраслей кратологии, долгое время не пользовавшихся должным вниманием и выпадавших из поля зрения теории и практики.

Однако есть еще один важный теоретический вопрос, который относится к проблематике всех областей и отраслей науки о власти и который необходимо рассмотреть до их конкретного анализа и учитывать применительно к любому виду власти.

Любая власть, и особенно власть государственная, не остается неизменной и не пребывает в одной лишь стадии расцвета. Она представляет собой развивающееся, меняющееся явление. Поэтому важно видеть власть в ее динамике, в ее движении от истоков до эпилога, уметь сравнивать ее этапы, циклы, состояния. Это и позволяет ставить вопрос о кратогенезе властей и властных структур, их эволюции. Кратогенез — это индивидуальное развитие конкретного вида, типа власти, охватывающее все ее изменения начиная с момента возникновения (формирования, образования) и до окончания существования (естественного конца или разгрома, краха).

Эволюция власти — это процесс постепенного непрерывного развития власти, накопления потребности в ее изменениях и их осуществления, процесс спокойного (или лихорадочного) приведения структур власти и содержания ее деятельности в соответствие с меняющейся действительностью. Сама по себе эволюция власти не предполагает ни коренных поворотов в судьбах власти, ни ее крупных преобразований, ни ее ликвидации. Однако этого могут потребовать новая обстановка, качественные изменения в самом обществе, которое в таком случае не останавливается не только перед радикальным реформированием власти, но и перед ее сменой.

Именно демократические механизмы выборности, обновляемости, сменяемости властей, выработанные опытом человечества, являются гарантией против грубых революционных потрясений и катаклизмов в общественно-политической жизни. Крайне необходимо, чтобы такие механизмы работали четко и безотказно. Но происходит это весьма сложно, трудно и с нередкими сбоями. Сказываются и частая неопытность, и амбициозная самоуверенность претендентов на власть, а главное — масса столкновений, жестоких схваток, беспощадных расчетов на этом многовековом поле брани. Все это надо видеть и учитывать, делать из этого выводы, извлекать уроки. На процесс эволюции власти кладет неизгладимый отпечаток прежде всего сам динамизм власти, ее активность, инициатива, предприимчивость, настойчивость, диктуемые множеством мотивов, или же, напротив, адинамизм, пассивность, бестолковость, всегда вызывающие скольжение вниз, к упадку. Богатая на факты история полна имен и примеров таких лиц, павших, не справившихся с властью, но они и забываются быстрее других.

Такова по сути трансформация власти - ключевые превращения в структуре, системе, содержании и даже сущности. В последнем случае это уже переход от старой власти к новой.

Любители громких слов и радикальных потрясений часто говорят о революциях. Но Россия, как справедливо отмечается, свою норму по революциям выполнила, вверх дном жизнь соотечественников перевернула уже не единожды. Гораздо предпочтительнее поэтому эволюционная преемственность власти — переход власти из одних рук в другие по мере необходимости, в порядке преемства, в определенной последовательности, с определенной процедурой; передача власти от предшественников к преемникам (единомышленникам, наследникам).

К разновидности эволюции можно отнести и модернизацию власти |- обновление, совершенствование власти, ее структур и механизмов, Превращение их в более современные, отвечающие новым требованиям, запросам, технико-технологическим и информационным возможностям. Здесь для России много нового открывают политический маркетинг, менеджеризм, компьютеризация, информатика. Сказанное, конечно, не исчерпывает эволюционных вариаций, заслуживающих специального анализа и сравнений. Назовем еще некоторые.

Мутации власт и — те или иные изменения, возникающие и закрепляющиеся в организации власти в разных странах при одном типе (виде) власти. Они формируют исторически индивидуальный, по-своему неповторимый облик власти и властителей, обогащают их элементами Новизны.

Болезни власти — образное осмысление патологических процессов в механизмах функционирования власти; расстройство дел в регионе или государстве, нарушение нормального хода общественных процессов, потеря необходимой управляемости. Затяжные хронические болезни власти ставят под вопрос существование данной дефектной системы, структуры власти и, в частности, целесообразность нахождения у власти тех или иных лиц и партий. В роли "лекаря", судьи все чаще выступают граждане, как правило, объединенные в определенные партии, союзы, организации.

Деградация власти — постепенное ухудшение деятельности и положения власти, снижение ее результатов, утрата положительных качеств.,

Деформации власти — негативные изменения в системе, структуре, механизмах власти, полномочиях властных органов. Чаще всего они проявляются в дестабилизации власти — процессах и результатах происходящего разрушения существующей власти. Их можно оценивать в целом как дестабилизацию политической жизни. В более широком историческом контексте — это процесс, вызванный кризисом, банкротством, распадом властных структур, безвластием, ведущим к разрушению экономики, противоречивым и конфликтным явлениям во всех сферах жизни общества, к игнорированию конституции и других законов, а также указов и постановлений государственной власти. Такого рода дестабилизация крайне негативно отражается на силовых структурах, на состоянии армии, органов государственной безопасности и внутренних дел, суда и прокуратуры, а также традиционных политических институтов.

Фаза власти — момент, определенная ступень, стадия в развитии власти, в ее эволюции, подъеме или на стадии упадка. Фаза власти исследуется или оценивается в интересах всестороннего осмысления динамики власти, ее сильных и слабых сторон, в целях стабилизации и укрепления власти, а с позиций оппозиционных сил — в целях ее ослабления, устранения и собственного вхождения во власть.

Стадия власти — один из периодов в процессе развития (эволюции) власти, имеющий ряд отличительных черт и признаков (например, подъем, расцвет или упадок власти).

Ступень власти — образное осмысление силы и проявлений власти:

1) место данной власти, ее органов в общей структуре, занимаемый ею властный "этаж"; 2) этап в развитии власти; 3) степень, уровень власти и возможностей ее проявлений в общей системе власти.

Виды на власть — это расчеты на приход к власти, на ее использование и преобразования, обычно характерные для сил, организаций, находящихся в оппозиции или даже в теневых структурах в рамках уже пришедшей к власти организации (партии). Такие виды на власть нередко объявляются, провозглашаются в заявлениях, платформах, программах, декларациях и т. д.

Тесно связаны с этим притязания на власть: стремление получить власть (прийти к власти), предъявление своих прав на власть; стремление добиться своего влияния, авторитета, власти без достаточных оснований на такое признание.

Практику реализации этих притязаний именуют борьбой за власть. Это напряженная, конфликтная степень противостояния и противодействия социальных сил и организаций в вопросах отношения к власти, понимания ее роли, призвания, задач и возможностей. Эта борьба преследует взаимоисключающие цели обладания властью и ее использования в своих интересах каждой из противоборствующих сторон. Она может вестись в различных масштабах (международных, внутригосударственных, в рамках регионов, объединений, учреждений и т. п.) и с применением разнообразных средств, методов, с привлечением тех или иных союзников. Последствия борьбы за власть по большей части являются разрушительными, ведущими к ухудшению социально-экономического положения страны и жизни ее граждан.

Приход к власти — достижение власти (овладение ею) в результате каких-либо заявлений, решений, выборов, действий. Он завершается процедурой официального объявления и оформления этого факта.

За период своего реального существования власть проходит последовательную череду периодов, этапов, состояний. Состояние власти — положение, в котором находится власть (власти) в ходе своего развития. Состояния власти, ее этапы могут оцениваться по разным основаниям: по силе воздействия, могуществу, опыту, длительности существования и т. д. Наиболее характерные состояния:

возникновение, подъем, расцвет, застой, нисхождение, упадок, крах, возрождение. Для самой власти наиболее значимо состояние наивысшего влияния, опирающегося на накопленный опыт, понимание людей и их поддержку.

В рамках названных состояний возможна детализация явлений и соответствующих понятий. Перечислим характерные из них: формирование, образование, восхождение, закрепление, упрочение, консолидация, стабилизация власти, а также кризис, загнивание, распад, разлом, падение власти и т. д. Эти ступени показывают активность и направленность действий людей, личностей, вождей, масс, партий, сил, движений, короче говоря, самого человека — субъекта и объекта и власти, и истории, творца или разрушителя.

Конкретным стадиям, состояниям власти соответствуют и ее определенные качественные и количественные характеристики.

На стадии расцвета власть выступает как законная, твердая, надежная, умная, сильная, эффективная, справедливая, устойчивая, уверенная, повелевающая, организующая, управляющая, воспитующая, торжествующая, контролирующая, уважаемая, а если надо, то и негодующая, строгая, взыскательная, словом — активно действующая.

На стадии упадка это власть стареющая, дряхлеющая, хилая, слабая, ленивая, безынициативная, ненадежная, удручающая, нередко проклинаемая, как правило, уже и битая, и глупая, и мнимая, уходящая в небытие.

На стадии перерождения, извращения — власть напуганная, трусливая, лживая, позорная, ненужная, а в чем-то и преступная.

На стадии краха — власть, чуждая людям, ненавидимая и ненавидящая, падшая, упущенная и утраченная.

Такого рода конкретным состояниям, стадиям власти соответствуют или, по крайней мере, должны соответствовать ее цели и задачи, методы и средства. Сюда же относится и необходимость объективного предметного рассмотрения в каждом случае устоев власти, ее источников, сил поддержки, союзников и противников.

При исследовании состояний и проявлений власти на разных стадиях ее жизненного цикла приходится принимать в расчет большое число показателей и характеристик и соответствующий круг терминов и категорий. Несмотря на их обилие, их обзорная оценка в рамках кратологии становится необходимым условием систематизации и углубления представлений о сфере теории и практики власти.

Определяющим условием при этом является жизнеобеспечение власти, т. е. система мер и средств, обеспечивающих сохранение и функционирование данной власти, ее укрепление, защиту, совершенствование механизмов и приемов властной деятельности, а в современных условиях ее дальнейшую демократизацию и становление правового государства.

Сохранение власти — совокупность шагов, мер, акций, выражающих стремление обеспечить безопасность данной власти, сберечь, оставить в силе приобретенное влияние, не дать ему исчезнуть, наращивать его, а также не допустить упразднения и самих органов, структур, позиций власти, исключить возможность таких посягательств на власть.

Укрепление, усиление власти — процесс и результат продуманной деятельности или стечения обстоятельств, делающих данную власть сильнее, повышающих ее влияние, возможности, потенциал, устойчивость, авторитет. Что касается самих властей, для них крайне важно не переоценивать эти результаты, не зазнаваться, не терять осмотрительности и в благоприятных условиях. Действовать лучше всего по знаменитой пословице: "Надейся на лучшее, рассчитывай на худшее".

В жизненном цикле власти как общественного явления правомерно выделять и такие явления, как

передел власти — разделение власти, определение ее задач, функций заново, на новых принципах и основаниях;

перераспределение власти — распределение полномочий, функций, прав, обязанностей во властных структурах по-новому, с учетом коренных, радикальных перемен в системе, содержании власти, в расстановке властных лиц;

передача власти — нормально организованное с соблюдением установленных (конституционных) процедур вручение власти вновь избранному, назначенному лицу с участием его предшественника или без него.

В конечном счете все это и есть обновление власти: 1) замена чего-либо устаревшего в устройстве власти, ее функциях, целях, обязанностях, правах; 2) придание нового вида действующей власти, вплоть до переименования названий, структур, должностных лиц; 3) радикальное изменение всей власти, создание новой власти, существенно отличающейся от старой.

Именно в таком концентрированном виде можно охарактеризовать весь этот существенный вопрос эволюции, движения и изменений власти, проблему кратогенеза, открывающего нам глаза на последовательные ступени, стадии, периоды, эпохи властного процесса; на модификации власти, состояния власти, конкретные жизненные циклы конкретной власти, конкретного государства, на необходимость их изучения, сопоставления, сравнения, внесения изменений.

Такова общая картина эволюции власти. Ее, разумеется, надо пополнять и углублять представлениями о различных модификациях, состояниях власти, ее жизненном цикле. Тем более что это не просто абстрактные, нормативные представления; от них зависит понимание механизмов власти, их роли, возможностей, эффективности на разных ступенях и уровнях власти и в разные периоды ее существования.

Анализируя процессы эволюции власти, правомерно и с точки зрения теории, и с точки зрения практики ставить вопрос о тех состояниях, через которые проходит власть. Массив представлений и накопленных здесь знаний настолько объемный, что даже их систематизация, их наименования, принципы их классификации в разных Учениях и у разных ученых оказываются и поучительными, и отличными друг от друга.

Нам кажется предпочтительным сравнительный обзор модификации власти. Модификации власти — это видоизменения той или иной конкретной власти, ее ступеней, наличие вариантов, моделей, различающихся между собой существенными особенностями в форме, функциях, структуре, объемах властных полномочий и т. п., но сохраняющих в главном исходный тип или вид власти.

Правласть — древняя, изначальная власть, прообраз существующей или уже ушедшей из жизни власти. Именно здесь истоки властеведения, необходимого для полноты понимания власти вообще и конкретных типов, родов, видов власти. В этом отношении весьма поучительна обширная литература, дающая картину истории государства и права*.

Протовласть — первоначальное властное формирование, прообраз данной власти, ее основ, признаков, функций, ее системы, структуры, механизмов. В случае удачи ей предстоит развернуться, вырасти в мощную структуру, для чего нужны и материальные, и идейные предпосылки — силовые образования и совокупность определенных взглядов.

Предвласть — состояние кануна непосредственного возникновения новой власти, когда уже зашаталась существующая власть, вырисовываются контуры возможной новой, иной системы управления, однако в руках потенциальных властителей пока еще нет самого главного — властных рычагов.

Здесь следует воспользоваться более или менее распространенными понятиями, характеризующими власть по ее уровням, объемам. Но предварим это ссылкой на исследователей данной проблемы.

Взаимодействие властей разных уровней и сам их характер требуют особого внимания. Мы же учтем эти подходы при характеристике соответствующих понятий и явлений.

Минивласть — крайне ограниченный уровень и объем власти, отвечающий ее начальным звеньям или сведенный до минимума объем властных функций и прав по той или иной должности.

Микровласть — власть малых объемов в низовых звеньях, эшелонах, распространяющаяся в ограниченном властном поле и пространстве, концентрируемая порой вокруг властолюбивого, но третьеразрядного чиновника. Она требует к себе внимания не в силу незначительного размаха, влияния, последствий, а в связи с возможностями ее воздействия на отдельно взятых людей, их судьбы. Именно потому, что она имеет дело с человеком и способна принести ему не только радости, но и го

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...