Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальные области кратологии




Ныне совершенно очевидно, что в системе гуманитарного знания на ведущее место все более явно выходит комплекс наук о власти. Пока он лишь становится на ноги, обнаруживает свою актуальность, необходимость и незаменимость, обретает свое подлинное содержание и начинает привлекать внимание вдумчивых исследователей и практиков.

Поэтому очень важно, не ожидая детальных разработок, попытаться с учетом того, что уже фактически сделано далекими предшественниками и делается в наше время, дать принципиальную,

1. Академическая кратология — это нуждающаяся повышенном внимании и разработке область строго теоретического (академического) знания о власти, не встречавшая порой должного интереса и понимания. Дело в том, что вся прошлая история властей и властителей (да во многом и современность), как правило, была пронизана личностным фактором, субъективными суждениями, произвольными оценками, волюнтаристскими приемами во властной практике.

А между тем становление гражданского общества и правового государства требует органического единства науки и власти, перевода представлений о власти и действий властей на подлинно научную основу, перехода к научному планированию, научному проектированию, программированию и прогнозированию во властной сфере. Академическая кратология предстает перед читателем и исследователем как сфера сугубо рафинированного, порой формализованного знания о власти. Однако она необходима, ибо способна четко обрисовать сущность, систему, структуру, логику научно-отшлифованных представлений о власти и как о социальном феномене в целом, и в ее многочисленных видах. Это и позволяет выстроить необходимый каркас знаний, полнее освоить понятийный аппарат в сфере власти, образно говоря, воздвигнуть то здание рафинированной теории власти, в которое затем за счет усилий практической и прикладной кратологии можно будет вдохнуть живую жизнь, заполнить его этажи разнообразными конструкциями, привести в действие все обслуживающие системы, технологии и механизмы. Строго говоря, это задача не столько сегодняшнего дня, сколько будущего, причем отдаленного будущего. Но если человечеству по силам фактическое создание правового государства, то и академически строгая область знаний о власти, адекватная этому государству, тоже вполне может стать реальностью.

2. Эмпирическая и прикладная кратологии

Следующим звеном специальных областей кратологии можно назвать эмпирическую и прикладную кратологии. Это две самостоятельные, но сравнительно близкие области, которые по мере развития науки о власти будут обретать все большую автономию и значимость и в то же время будут все более тесно взаимодействовать. Особого разговора требует идея экспериментальной кратологии. В сфере власти, как известно, лучше не экспериментировать. Вспомним времена Н. С. Хрущева с его неудачной попыткой разделения всевластных партийных органов той поры на промышленные и сельскохозяйственные. Да и шумно разрекламированную в 80-е годы так называемую социалистическую перестройку тоже можно считать неудавшимся крупномасштабным общественным экспериментом, в том числе и в области укрепления власти — власти Советов. Но все же надо полагать, что в цивилизованном правовом государстве будут и возможны, и приемлемы разумные властные эксперименты.

Однако обратимся к собственно э мпирической кратологии (англ. empirical cratology). Это область науки о власти, занимающаяся изучением, обобщением, систематизацией фактических (эмпирических) данных из области властной практики путем их прямого или косвенного наблюдения, регистрации, в том числе и непосредственного (включенного) наблюдения, участия.

Это одна из перспективных областей кратологии, ориентированная на сбор, исследование и обобщение конкретных данных властной практики и фактов отношения к ней населения с использованием социологических методов (опросов, интервью, анкетирования, статистических и математических методов и т. д.). Эмпирическая кратология должна быть тесно взаимоувязана с прикладной кратологией, а также с эмпирической социологией и эмпирической политологией и не вправе ограничиваться результатами эмпирических наблюдений в так называемой политологической сфере. Первоочередным предметом анализа в эмпирической кратологии в отличие от сугубо теоретического исследования выступают решения, акции, акты, поступки, поведение властей, представителей органов власти, конкретные результаты законодательной, исполнительной, судебной властной деятельности, их восприятие гражданами, их отражение в сознании, в общественном мнении. В свою очередь, умело систематизируемые и обобщаемые сведения могут составить надежную информационную базу для новых теоретических обобщений, выводов, рекомендаций и т. д.

В условиях правового демократического государства данные эмпирической кратологии могут широко использоваться в органах власти для совершенствования их деятельности.

Прикладная кратология (англ. applied cratology) — область науки о власти, включающая социально-практические, управленческие приложения теоретической и эмпирической кратологии, соответствующей методологии и информации. Ее важной функцией является подготовка и разработка научного обеспечения для решения практических задач власти того или иного уровня.

Прикладная кратология представляет собой совокупность моделей власти, методологических принципов и методов их исследования, сопоставления и применения, а также технологий, программ и рекомендаций, нацеленных на их практическое использование и получение ожидаемого социального результата. Отправляясь от положений общей кратологии и содействуя ее научно-практическому обогащению, прикладная кратология использует опыт, идеи и данные прикладной социологии и прикладной политологии, служит интересам развития и обогащению содержания специальных и частных кратологических дисциплин. Прикладная кратология может оцениваться как новое перспективное научное направление, которое по ряду вопросов делает только первые шаги. Она обладает большими потенциями и займет свое важное место в системе наук о власти. Прикладная кратология должна быть тесно связана и гармонично взаимодействовать с прикладной политологией.

3. Электоральная кратология

И прикладная, и эмпирическая кратологии могут найти себе широкое применение, обрести место в условиях развития властной практики, в частности в связи с избранием центральных и местных органов власти. Своей практической направленностью и тесной связью с теоретической кратологией они вполне могут послужить базой для разработки такой специализированной области, как электоральная кратология (англ. electoral cratology).

Избирательное право призвано обеспечить в случае необходимости нормальную ротацию (передачу) государственной власти от одной политической силы к другой в результате выборов, гарантируя при этом соблюдение политического нейтралитета со стороны государственных служащих и недопущение превращения их в заложников политического курса той или иной партии (коалиции), пришедшей к власти. Все эти и подобные идеи получают постепенное признание и реализацию.

Прямые выборы —это такой порядок проведения выборов, при котором избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. Главное действующее лицо здесь избиратель, принимающий участие в выборах и имеющий на это право. Активно отслеживается ныне такое явление и понятие, как электорат — совокупность (контингент) избирателей, круг лиц, голосующих на тех или иных выборах за определенную политическую партию, политических лидеров.

В целом вся эта стадия общественно-политической жизни рассматривается как предвыборная кампания — кампания, предшествующая тем или иным выборам. В случае необходимости — при особом значении и больших масштабах такой кампании — в мировой практике все шире и эффективнее практикуются средства и методы современного политического маркетинга и мониторинга.

Выборная инженерия — вид политической технологии. Она может использоваться и как средство в борьбе за власть. Выборная инженерия представляет собой профессиональное сравнительное исследование ситуации в различных избирательных округах для выработки рекомендаций претенденту для повышения его шансов на избрание. Она включает также внимательное изучение избирательного корпуса путем сопоставления технологических карт электората по округам, создание имиджа кандидата, партии, поэтапную проработку тактики избирательной кампании и т. д.

Однако выборами, как известно, дело теперь не ограничивается. Не только на выборах демократически решаются или должны решаться вопросы судеб власти. В мировой практике, например, в ходу плебисциты, в России именуемые референдумами.

Плебисцит (англ. plebiscite, от лат. plebiscitum — решение народа) — в древнем мире это были постановления, принимавшиеся собранием плебеев. Теперь это один из видов всенародного обсуждения, народного голосования, референдум.

Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено, передано) — всенародное голосование с целью выявить подлинные настроения народа, общественное мнение для принятия окончательного решения по тому или иному вопросу, жизненно важному для государства.

Возрастание роли и значения электората, самих выборных процедур вносит существенные коррективы в систему современных представлений об основах и возможностях реально действующих властей. Это вызывает потребность в умении разумно воспользоваться таким новым участком знаний, как электоральная теория (электоральная кратология). Отсутствие единой электоральной культуры в России проявляется прежде всего в региональных различиях и создает большие сложности в анализе и прогнозировании поведения российского избирателя. Тем не менее его поведение все больше поддается логическому объяснению, а значит, и предсказуемо. Электоральное поведение и формирующаяся электоральная культура предопределяют отношение граждан к власти, а их внимательное изучение помогает властям различных уровней, масштабов и регионов успешно строить свою деятельность.

5. Этнократология -(англ. ethnocratology) — фактически новую в российской и мировой практике отрасль науки о власти. Этнократология исследует сложные, противоречивые процессы взаимодействия различных этносов, стремящихся к установлению своего влияния на других, нередко к их подчинению, а в идеале — к утверждению равноправного взаимодействия народов и рас, жизненно нуждающихся в интеграции, координации своей деятельности посредством разумного использования возможностей власти (властей). В России это предмет особых забот разного рода органов, исследовательских и аналитических центров, обсуждений на самых различных уровнях вплоть до самых высших и многочисленных публикаций и дискуссий.

6. Военная кратология — одна из важных специализированных отраслей кратологии, исследующая место и роль власти, властной деятельности в собственно военной сфере жизни общества — как части всей деятельности по обеспечению безопасности и защиты государства. Особое внимание при этом уделяется исследованию характера военных угроз данному государству, деятельности властей по предотвращению войн, военных конфликтов, а при необходимости — поведению власти в военных условиях. Военная кратология должна исследовать суть, своеобразие и возможности использования силовых структур государства, в первую очередь министерства обороны, самих армий и флота, их контакты и взаимодействия с другими структурами, в том числе с военно-промышленным комплексом, а также связи с населением, молодежью страны. Мировая практика и научная мысль фактически безоговорочно связывают армию и власть, понимая армию как мощное орудие власти. В современной России в соответствии со статьей 59 ее Конституции защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Это ключевое конституционное положение предопределяет позиции самого государства, его граждан, властей и соответствующей области науки в данной сфере жизни общества.

Во властной сфере в этих условиях особое место занимают защитные, охранные установки, наличные силовые формирования, идеологические и информационные акции и учреждения. Защита Отечества, государства, основ конституционного строя предполагает официально существующий порядок охраны, обороны, сохранения установленного Конституцией государственного устройства. Такого рода защита предусмотрена и в статье 56 Конституции Российской Федерации. В условиях вводимого для этого чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

Особое место в этой специфической области знания и власти занимает собственно военная политика — составная часть общей политики "государства и иных субъектов власти, непосредственно связанная с созданием и развитием военной организации, ее подготовкой, способностью и готовностью к применению средств вооруженной борьбы для защиты государства и достижения других его политических целей. Военную политику в той или иной стране могут проводить как государство, правящие партии и организации, так и оппозиционные силы и организации.

Выработанная военная политика конкретизируется в официальных военных доктринах, военной стратегии и практике военного строительства. Нередко в ее рамках выделяют оборонную политику, связанную с защитой данной страны. Оборонная политика иногда трактуется как синоним военной, чтобы не делать акцент на военной стороне дела в условиях перемен во внешней политике.

Поэтому можно сказать, что политика оборонная (в области обороны) и есть политика государства и его органов, направленная на надежную защиту страны от внешнего нападения. Она вырабатываемся и проводится в рамках официальной деятельности властей конкретного государства. Оборонная политика последовательно охватывает подготовку народа и вооруженных сил к отпору агрессии, а также подготовку к этому тяжелому испытанию экономики, систем здравоохранения, образования и воспитания, возможностей культуры и искусства.

Военная доктрина — система официальных взглядов и положений (не всегда и не во всем предающихся огласке), которые устанавливают порядок военного строительства, подготовки государства и его вооруженных сил к возможной войне, к защите Отечества. Согласно Конституции Российской Федерации, военную доктрину России утверждает президент. В этой ответственной сфере в государстве создается и действует военное ведомство, т. е. учреждение или совокупность учреждений, обслуживающих сферу государственного управления вооруженными силами.

Ключевую роль играет военная служба — один из важнейших видов государственной службы. Она имеет своим предназначением обеспечение безопасности, военной защиты государства, его населения и территории, неприкосновенности его границ. Как гласит Конституция Российской Федерации, гражданин РФ несет эту службу в соответствии с федеральным законом и в установленных законом случаях имеет право на ее замену альтернативной гражданской службой.

В мировой и отечественной практике принято отводить важную роль военным властям (англ. military authorities). Прежде всего это: 1) военачальники и соответствующие органы управления (применительно к вооруженным силам данное понятие используется редко); 2) армейские и флотские чины, исполняющие государственно-административные функции, например в условиях оккупационной деятельности на чужой территории. Многовековая властная практика вызвала к жизни и такое явление и понятие, как милитакратия (англ. militacracy, от лат. militaris — военный). Это власть военных в обществе, непропорционально высокий, социально неоправданный уровень их участия в высших властных структурах, засилье в высшем эшелоне.

Крайний, но в мировой практике довольно частый и тяжелый случай — военная диктатура со всеми ее антидемократическими проявлениями и последствиями. История дает много ее примеров и в прошлом, и в настоящем, а список имен диктаторов поистине необъятен. В этой военной связке есть еще одно серьезное явление, имеющее отношение к власти, — военный переворот, т. е. государственный переворот, совершенный военными, с опорой на военных или приведший к власти военных. В целом отметим, что и грядущие времена еще не скоро снимут с повестки дня военную кратологию, не скоро снизят и отменят ее актуальность.

7. Кратология оппозиционной деятельности В сфере власти есть и еще одна существенная тема, заслуживающая специального разговора, — власть и оппозиция. Очень часто лидеры, партии идут вместе, рядом, а потом расходятся, сталкиваются. Порой сразу же создаются противостоящие силы. И в фокусе интересов находится власть. Стремление к ней и толкает эти силы к противостоянию и борьбе. Поэтому правомерна постановка вопроса о кратологии оппозиционной деятельности, об особенностях притязаний оппозиции на власть и ее деятельности*. Говоря об отношении оппозиции к власти, к властной практике, выделим лишь самые ключевые элементы в связи с их особым значением в кратологии.

Оппозиция (от лат. oppositio— противопоставление) — 1) противодействие, сопротивление; 2) группа лиц внутри партии, организации, парламента, ведущих линию на сопротивление большинству, а в обществе, как правило, противостоящих власти (властям) и поддерживающим власть силам и организациям. Вся история общества, история политики, история власти, да и вся история России, как и других государств, пронизана фактами существования и деятельности оппозиции, носившей нередко самые разные названия. Неудивительно поэтому, что насущная забота любых властей — не допустить оппозиции, или найти с ней общий язык, или пресечь ее деятельность, или вступить с ней в контакт, в объяснения по поводу взаимоотношений, или, наконец, обеспечить себе некоторые уступки и права, если все же возобладает оппозиция, а вчерашняя власть будет вынуждена уйти со своего Олимпа. Суть дела — в борьбе за влияние, ((возможности и ресурсы, за блага и привилегии, за власть, которая всегда была и остается сферой острых столкновений и противоборства.

Борьба за власть является напряженной, конфликтной стадией противостояния и противодействия существующих социальных сил и организаций в вопросах отношения к власти, понимания ее роли, призвания, задач и возможностей. Эта борьба преследует взаимоисключающие цели обладания властью и ее использования в интересах каждой из противоборствующих сторон. Она может вестись в различных масштабах (международных, внутригосударственных, в рамках регионов, партий, институтов, учреждений и т. д.) с применением разнообразных средств и методов, с привлечением тех или иных союзников. Большей частью последствия борьбы за власть являются разрушительными, ведущими к ухудшению социально-экономического положения страны и жизни ее граждан.

Оппозиции могут различаться по самым разным основаниям: парламентская, внутрипартийная, лояльная, уличная, непримиримая, воинствующая и т. д.

Борьба оппозиции с властями (или наоборот) проходит различные, фазы. Начинается все, как правило, с поляризации сил, т. е. с расхождения общественно-политических сил, движений на противоположные полюса, обретения ими полярности, оформления противостоящих сил.К этой борьбе относится возникшее в 50-е годы представление об эскалации, неуклонном последовательном нарастании, расширении масштабов того или иного конфликта, кризиса.

В практике непримиримой оппозиции на первый план выходит террор (от лат. terror — страх, ужас) — запугивание, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам. Порой оппозиция прибегает и к путчам, бунтам, попыткам государственного переворота — так именуют неудавшиеся акции по изменению государственного строя, сорванные противодействием властей и силовых структур. В свою очередь, немалое число успешных выступлений такого рода со стороны оппозиционных сил в разных странах называют революциями.

Крайнюю по остроте степень схватки внутри государства именуют гражданской войной. Это уже вооруженная борьба за власть между его гражданами, подданными, их группировками, борьба беспощадная, на уничтожение, вплоть до момента, когда кто-то из ее участников возьмет верх.

Для любой страны лучший способ выхода из конфликтной ситуации — поиск компромиссов, согласия, путей примирения, переход к взаимным уступкам и прекращение противоборства. Таким образом, власть в действии, власть как система деятельности, власть и политика и собственно политика власти — крайне серьезная, ответственная тема науки о власти, требующая теоретического осмысления разнообразной практики властвования в разные эпохи и в разных странах.

8. Кратология церковной деятельности (теократология)

Широкий круг идей и практики охватывает многовековое влияние культов — власть церковная*, власть духовная (власть духовенства), власть религиозная. Это характерно как для нынешних мировых религий, так и для тысячелетней и современной практики самых разных религиозных верований людей всех стран (включая и секты разного рода). Религия как мироощущение и церковь как организация построены по строго иерархическому принципу и точно его соблюдают. Это находит свое отражение и в единобожии, и в обожествлении властей. В церковном понимании государство призвано примирять интересы всех групп населения. И особенно в сегодняшнем мире государственная власть не имеет права видеть в какой бы то ни было части своих сограждан некую противостоящую силу, против которой надо употреблять вооруженную силу. Таков взгляд на государство Русской православной церкви.

9. Функциональная и структурная кратологии

В общем комплексе специальных кратологии свое место занимают функциональная и структурная кратологии. Они также еще только начинают свой путь. Возможно, что по аналогии с другими науками (например, социологией) речь в перспективе пойдет и о структурно-функциональной кратологии.

Большое будущее ждет функциональную кратологию (англ. funktional cratology) — одну из специальных областей знаний о власти, имеющую целью изучение функционального предназначения властей в их различных сферах и видах проявления, а также анализ их функциональной оснащенности, т. е. возможности решения стоящих перед ними задач. Традиционные научные функции в гуманитарных областях знания —познавательная, управленческая, прогностическая, воспитательная и т. д. — по мере использования системы знаний о власти, конечно, требуют детализации, конкретизации, особенно с учетом многообразия видов и проявлений властей.

Как считают западные политологи, власть проявляет себя через такие основные функции:

— принуждение;

— приманивание;

— блокирование последствий (т. е. создание помех конкуренту в борьбе за власть);

— "создание требований" (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить лишь агент власти, своего рода политический маркетинг, рынок);

— "растяжение сети власти" (включение дополнительных источников зависимости от субъекта власти);

— шантаж (угрозы в настоящем или посулы бед в случае неподчинения в будущем);

— подсказки (ненавязчивое внедрение в массовое сознание выгодных власти установок);

— информационный контроль, прямой или косвенный (с помощью предостережений, рекомендаций и т. д.).

Знание функций власти позволяет получить картину реальной властной практики во всей ее противоречивости, а также ставить вопрос и о собственно функциональной власти.

Функциональная власть (functional power, от лат. functio) — выделяемое в административном праве понимание власти (в отличие от линейной) как связанной с функциональной подчиненностью лиц, органов (в рамках определенных функций). Это может быть власть, сопряженная ' с созидательной деятельностью (право распределять, осуществлять методическое руководство), и с деятельностью юрисдикционной (право отстранять от должности, приостанавливать работу, взыскивать за провинности и незаконно полученное и т. д.). Такая власть может быть ограничена временными и ведомственными рамками или носить межведомственный характер. Из этого и вытекает необходимость внимательного и тщательного приведения в порядок знаний, систематизирующих представления о функциональном предназначении, функциях и использовании властей разного рода — прежде всего власти государственной, а также общественной, экономической, церковной, военной, семейной, личной и т.д.

В ходе становления кратологии следует сделать все необходимое и для того, чтобы разумно и эффективно поставить на ноги структурную кратологию т. е. специализированную область исследований структуры власти (властей), ее задач, ее устройства, составляющих ее элементов (органов, организаций, учреждений), их функций, проблем, разграничения их прав и обязанностей, эволюции, соответствия внутренним и международным условиям. В проблематике устройства власти нужно считаться в наше время не только со структурой государств, как она складывается в соответствии с положениями той или иной конституции, но и с многочисленными силами, группировками, влияющими на позиции и решения лиц, находящихся в системе государственной власти. Это требует обстоятельного структурно-функционального анализа.

Исследование проблематики такого рода послужит всесторонней разработке науки о власти, всех конкретных областей кратологии.

10. Вспомогательная и частные кратологии

Блок специальных кратологии следует завершить вспомогательной и частными кратологиями. Они логически и содержательно близки друг другу. Можно даже назвать их взаимосвязанными и взаимозаменяемыми. В немалой мере это объясняется процессом их становления, его особенностями. В перспективе предполагается их более определенное размежевание, конкретизация. Но сегодня пока можно попытаться в общем плане определить участки деятельности этих областей кратологии.

Вспомогательная кратология (англ. subsidiary cratology) — область знания, дающая толкование конкретных вопросов, проблем власти, властной практики, изучающая определенные стороны деятельности властей, форму и содержание их акций в сфере правотворчества, административной деятельности, делопроизводства, документации, геральдики, атрибутики, символики, эмблематики и т. п.**.

Основанием для выделения вспомогательной кратологии служит аналогичное выделение вспомогательных дисциплин в различных областях науки. Наиболее показателен здесь большой блок вспомогательных исторических дисциплин, которые уже многие годы успешно изучают конкретные виды исторических источников, содержащих сведения о прошлом человека, народов, государств, нашей планеты, а значит, и о прошлом властей разного рода. К ним относятся: генеалогия, геральдика, дипломатика, историческая метрология, нумизматика, палеография, сфрагистика, хронология, палеография и др.

С развитием науки о власти (кратологии) многие из названных дисциплин будут относиться не только к ВИДам, но и к вспомогательной кратологии (геральдика, дипломатика, сфрагистика и др.) и собственно к истории власти и истории науки о власти (исторической кратологии).

Частная кратология (англ. special/particular cratology) — важная отрасль науки о власти, которая изучает конкретные детали, подробности устройства власти, элементы ее механизмов, являющиеся типичными, независящими от тех или иных времен, властителей и стран. Сюда относятся атрибуты, символика, церемониалы, протокольные процедуры, ранжирование властей, специфика устройства и деятельности аппарата и другие явления, по-своему дающие о себе знать в различного рода властных сферах. Здесь много общего со вспомогательной кратологией, а также различными областями исторического знания, которых насчитывается около 70.

О том, сколь обширен в этих специальных отраслях кратологии круг источников познания, наглядно свидетельствует многообразие атрибутики, символики, геральдики, сопровождающее власть в разных государствах и в различные эпохи и накопившее к нашим дням крупный массив исторических знаний. Одной лишь российской властной атрибутике можно посвящать и книги, и кинофильмы, и разнообразные видеоматериалы, и телевизионные передачи и т. д. Даже такого рода осмысление властной практики и ее проявлений по-своему очень доказательно говорит о том, какой огромный объем материала выпадал до сих пор из поля зрения науки, когда не существовало кратологии (науки о власти). Если подобные материалы, факты, сведения и становились объектом познания в исторической науке или социологии (с недавних пор и в политологии), а также в археологии, географии, педагогике и т. д., то каждый раз они рассматривались под углом зрения конкретной науки, с ее позиций.

Сегодня же требуются суждения о многих явлениях жизни, связанных с властной практикой, с позиций самой теории этой властной практики, а не ее комментаторов. Особо надо учесть, что практически всякая власть всегда придавала и придает особое значение различного рода знакам своего отличия, символике, геральдике, ритуалам, эмблематике. Их разработка, применение, изменение — предмет больших забот и правителей, и их окружения, и органов власти. Здесь всегда присутствуют как юридический смысл, конституционно-правовое оформление, так и социально-психологический расчет, и немалые рекламные усилия, и популяризация.

В целом за многие века сложились и заслуживают особого внимания кратологии такие вспомогательные дисциплины, как наука о гербах (геральдика), наука о печатях (сфрагистика), наука об орденах и медалях (фалеристика) и т. д.

Более тысячи лет складывались, крепли, росли, одолевали беспримерные трудности российская государственность и власть, вырабатывались их символика, их державные знаки и приметы, проявлялось их сплачивающее, организующее начало.

Заслуживают внимания созданные многовековой властной практикой различного рода проявления внимания к людям, верно служащим государству, в том числе и Российскому. Что здесь следует выделить прежде всего?

Орден — особый знак отличия, выдаваемый в награду за выдающиеся заслуги.

Медаль (фр. medaille) — 1) металлический знак, как правило, с двусторонним изображением, выпускаемый в честь какого-либо события или выдающегося деятеля; 2) государственная награда за определенные заслуги. Во властной практике существуют медали золотые, серебряные, бронзовые; юбилейные, памятные и т. п.

Знак — материальный предмет (явление, действие), выступающий как представитель другого предмета. Например, знаки отличия, нагрудные, знаки различия военнослужащих; знаки внимания.

Привлекают внимание знаки различия — символические знаки, дающие возможность каждому быстро и безошибочно определять служебные уровень того лица, которому эти знаки присвоены, и соотносить его с остальными. Знаки различия состоят обычно из простейших геометрических фигур (треугольник, квадрат, ромб) или из геометрических элементов — линий (полосок) и точек (звездочек), размещаемых в определенных сочетаниях. Они располагаются на заметных частях униформы (погонах, петлицах, рукавах) или на околышах фуражек, беретах.

Распространены во властной практике грамоты — 1) официальный письменный акт, удостоверяющий какое-либо международное соглашение или устанавливающий какие-либо правовые отношения (ратификационная грамота; верительная грамота); 2) письменный акт, официальный или частный, в России XIX — начала XX века, свидетельствующий о пожаловании лицу или общине прав, владений, наград, отличий (жалованная грамота); 3) документ, выдаваемый в награду за какие-либо успехи (почетная, похвальная грамота). Изначально "граматой" именовалось умение читать и писать и как синоним этого искусства — то или иное послание влиятельной особы и даже царское письмо*.

Высоко ценятся почести — внешние проявления уважения, почитания. Особо значимы государственные почести как почести высшего ранга.

Выделим также почетные должности и звания — присваиваемые определенным лицам в знак уважения и признания их заслуг те или иные названия, а также назначения и награды. В их числе и звание почетного гражданина города.

Степень — официально присвоенное наименование, определяющее уровень заслуг, квалификации в какой-либо области деятельности (например, ученая степень).

Отметим и некоторые другие знаки и приметы, выделяющие людей во властной практике и в целом в общественной, государственной жизни.

Девиз — 1) краткое изречение, обычно выражающее руководящую идею поведения или деятельности (в сфере власти); 2) первоначально надпись или эмблема на гербе, щите.

Мундир — военная и гражданская форменная одежда, в известном смысле признак (примета, один из символов) твердой власти с ее авторитарным курсом, особенно при облачении в мундиры гражданских лиц. Наконец, достойны изучения звезды, кресты, эполеты и погоны.

Наконец, достоин упоминания и эскорт. Это сопровождение, охрана; воинское подразделение, конвой, сопровождающие кого-либо. Почетный эскорт выделяется для сопровождения почетных гостей (глав государств, других деятелей) или отдания воинских почестей (при погребении). Существует и кортеж — торжественное шествие, процессия, выезд.

Можно полагать, что в ближайший период значительно возрастет интерес к властной символике и обогатится ее практика.

В области специальных кратологий возможно и рассмотрение иных, не названных здесь идей, пусть даже на грани утопических. В их числе: о возможной власти ученых (сайенсократология), юристов (юрократология), молодежи (юнократология). Правомерны выделение и разработка геократологии и других областей знания.

В заключение следует поставить вопрос и о кратостатистике как совокупности информационных данных о власти (властях), а также совокупности методов и моделей, используемых в науке о власти при сборе, обработке, анализе, моделировании, сравнении конкретных данных разнообразных исследований, относящихся к властной практике.

В целом, подводя итоги выявления и характеристики базовых и специальных отраслей и областей кратологий, можно сделать существенный вывод о том, что именно введенное нами и активно используемое понятие кратологий как науки о власти позволило создать стройную систему представлений, создать полноцветную картину знаний о власти как многогранном социальном явлении, нуждающемся и по сей день в гораздо более серьезном, глубоком, разноплановом анализе, чем это делалось до сих пор.

Рассмотрев базисные и специальные области (отрасли) кратологий, мы задержим теперь внимание и на комплексных областях — неотъемлемой и важной сфере знаний о власти, обретаемых объединенными усилиями различных наук. Разумеется, речь идет прежде всего об усилиях наук гуманитарных; вместе с тем здесь велика роль и наук естественных и технических, на идеи и представления которых вполне обоснованно и с пользой для научного поиска и практики опирается кратология в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...