Шейх Мухаммад Насируддин аль-Албани
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении! К Нему мы прибегаем от зла наших душ и наших скверных деяний. Кого Аллах наставил на Прямой Путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах ввел в заблуждение, того никто не поведет Прямым Путем. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник. يا أيها الذين آمنوا اتقوا الله حق تقاته ولا تموتن إلا وأنتم مسلمون «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (сура ''Семейство Имрана'', аят 102); يا أيها الناس اتقوا ربكم الذي خلقكم من نفس واحدة وخلق منها زوجها وبث منهما رجلاً كثيراً ونساءً واتقوا الله الذي تساءلون به والأرحام إن الله كان عليكم رقيبا «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (сура ''Женщины'', аят 1);
يا أيها الذين آمنوا اتقوا الله وقولوا قولاً سديداً يصلح لكم أعمالكم ويغفر لكم ذنوبكم ومن يطع الله ورسوله فقد فاز فوزاً عظيما
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (сура ''Союзники'', аяты 70-71). А затем: Поистине, лучшим из повествований является Писание Аллаха, а лучшим из руководств – руководство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Самым худшим же из деяний являются религиозные новшества, ибо любое религиозное новшество – это ересь, любая ересь – это заблуждение, а любое заблуждение приводит в Ад. Люди находятся в глубоком замешательстве по поводу того, как следует искать приближение к Аллаху, и что по этому поводу говорится в религии. Между мусульманами существуют большие разногласия по этому вопросу. Одни запрещают то, что разрешают другие. Одни впадают в крайность, другие проявляют излишнюю небрежность. На протяжении многих веков у мусульман вошло в обычай взывать к Аллаху со следующими словами: "О, Аллах! Одари меня благополучием и прощением ради того, что полагается Твоему пророку, ради его высокого места, ради его положения перед Тобой!" или "О, Аллах! Прошу Тебя простить меня ради того, что полагается Заповедному Дому!" или "О, Аллах! Я прошу Тебя посредством высокого положения святых и праведников, такого-то и такого-то!" или "О, Аллах! Ради чудес людей Аллаха, близких к Тебе, и ради тех, возле кого мы сейчас находимся и кто помогает нам[3], избавь от забот нас и всех тех, кто озабочен!" или "О, Аллах! Поддержи Ислам и мусульман, ведь мы со смирением воздели к Тебе руки и пытаемся приблизиться к Тебе посредством того, кто займет высокое место в Судный День и станет заступаться за рабов!" и т.д.
Люди называют это поиском приближения к Аллаху и считают, что поступать так разрешено Шариатом. Они полагают, что некоторые аяты Корана и хадисы подтверждают и узаконивают такие действия и даже велят мусульманам поступать так, побуждая их к этому. Некоторые из них проявляют в этом вопросе крайнюю чрезмерность и позволяют приближаться к Аллаху посредством творений, которые вообще не занимают особого положения. Они ищут приближения к Господу посредством могил святых угодников и металлических конструкций их мавзолеев, посредством песка, камней или деревьев, которые растут вблизи этих могил. Они полагают, что все, находящееся поблизости от великого человека, является тоже великим, и что милость Аллаха, оказываемая обитателю могилы, распространяется и на саму могилу. Руководствуясь такими представлениями, они пытаются приблизиться к Аллаху посредством этих творений, а некоторые еретики из поздних поколений мусульман даже разрешают взывать к ним о помощи, вместо того, чтобы взывать к Аллаху! Так что же такое поиск приближения к Аллаху? Какие у него виды? Каков смысл аятов и хадисов, в которых говорится об этом? Каковы истинные исламские правила, относящиеся к поиску приближения к Аллаху?
Глава I ТЕРМИН "ТАВАССУЛЬ" В ЯЗЫКЕ И В КОРАНЕ
Значение слова "тавассуль" в арабском языке Прежде чем мы приступим к подробному обсуждению этой темы, я хотел бы коснуться одной из важнейших причин, по которой многие люди неправильно понимают смысл этого слова. Они расширяют его значение и вносят в него то, что к нему не относится. Причина же этого заключается в их недопонимании лексического и этимологического значения этого слова. Слово "тавассуль"[4](التوسل) – исконно арабское слово, встречающееся в Коране и Сунне, а также в арабской поэзии и прозе. Оно означает «приближение к цели», «устремление к ней с большим желанием». Ибн аль-Асир в книге "ан-Нихайа" сказал: «"Василь" (الواسل) означает "желающий", а "васила" (الوسيلة) – "близость", "посредничество", "то, благодаря чему можно добиться желаемого и приблизиться к нему". Множественная форма этого слова "васаиль"الوسائل))».
Аль-Фейрузабади в толковом словаре "аль-Камус" сказал: «Глагол "вассала" (وسّل) в сочетании с именем Аллаха означает "совершить поступок, приближающий к Нему"». Ибн Фарис в книге "Муджам аль-Макайис" сказал: «"Васила" (الوسيلة) означает "желание", "стремление", а глагол "вассала" (وسّل) – "желать". "Васил" (الواسل) означает "стремящийся к Всемогущему и Великому Аллаху". В таком значении его использовал поэт Лабид в стихе: أرى الناس لا يدرون ما قدرُ أمرهم بلى، كل ذي دين إلى الله واسل Я вижу, люди не знают цену своим деяниям, Хотя каждый набожный стремится к Аллаху». Ар-Рагиб аль-Асфахани в книге "аль-Муфрадат" сказал: «"Васила" (الوسيلة) – это стремление приблизиться к чему-либо с большим желанием. Это слово имеет более конкретное значение, чем слово "васыла" (الوصيلة), потому что оно включает в себя и желание. Всевышний сказал: وابتغوا إليه الوسيلة «…ищите приближение (аль-васила) к Нему…» (сура ''Трапеза'', аят 35). Искать приближение к Всевышнему Аллаху означает следовать Его путем, творя добро, поклоняясь Ему и совершая поступки, одобряемые Шариатом. Значение этого слова сходно со значением слова "курба" (القربة). Слово "васил" (الواسل) же означает "стремящийся к Всевышнему Аллаху"». Таким же образом это слово истолковал выдающийся ученый Ибн Джарир ат-Табари, подкрепив свое утверждение словами поэта: إذا غفل الواشون عنا لوصلنا
وعاد التصافي بيننا والوسائل Если клеветники оставят нас в покое, то мы сблизимся, И восстановятся между нами дружба и близкие отношения.
Наряду с этим, слово "васила" (الوسيلة) также используется в значении "высокое положение перед царем", ''степень'' (дараджа) и ''близость" (курба). В одном из хадисов сообщается, что так называется самое высокое место в Раю: «Если вы услышите призыв муэдзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем призовите на меня благословение, ибо, поистине, того, кто призовет на меня благословение один раз, Аллах благословит за это десять раз. Потом попросите Аллаха одарить меня "аль-василой". Поистине, так называется место в Раю, которое полагается только одному из рабов (Аллаха), и я надеюсь, что им буду я. А кто станет просить об "аль-василе" для меня, за того будет дозволено заступничество». [5] Совершенно ясно, что два последних значения слова "васила" очень близки к его изначальному значению, однако они не являются предметом нашего обсуждения в этом исследовании.
Значение слова "васила" в Коране Упомянутое мной разъяснение значения слова "тавассул" (التوسل) общеизвестно в арабском языке, и по этому поводу нет никаких разногласий. Таким же образом наши праведные предшественники из первых поколений мусульман и выдающиеся комментаторы Корана истолковали два аята, в которых упоминается слово "васила" (الوسيلة). Всевышний Аллах сказал:
يا أيها الذين آمنوا اتقوا الله وابتغوا إليه الوسيلة وجاهدوا في سبيله لعلكم تفلحون
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите приближение к Нему и сражайтесь на Его пути, – быть может, вы преуспеете» (сура ''Трапеза'', аят 35); أولئك الذين يدعون يبتغون إلى ربهم الوسيلة أيهم أقرب ويرجون رحمته ويخافون عذابه إن عذاب ربك كان محذوراً «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут приближение к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» (сура ''Ночной перенос'', аят 57).
По поводу первого аята имам комментаторов Корана, аль-Хафиз[6] Ибн Джарир ат-Табари, да будет милостив к нему Аллах, в своем тафсире сказал: «О те, которые сочли истинным то, что сообщили Аллах и Его посланник, а также сочли истинным обещанное вознаграждение и наказание! Бойтесь Аллаха, т.е. повинуйтесь приказам Аллаха и не нарушайте Его запретов. Ищите приближение к Нему, т.е. пытайтесь приблизиться к Нему, совершая богоугодные дела». Аль-Хафиз Ибн Кясир передал слова Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, о том, что "васила" (الوسيلة) означает "близость" (курба). Похожие высказывания он передал со слов Муджахида, Абу Ваила, аль-Хасана, Абдуллаха бин Кясира, ас-Судди, Ибн Зейда и многих других. Он же передал со слов Катады, что этот аят означает: «Приближайтесь к Нему, повинуясь Ему и совершая богоугодные дела». После этого Ибн Кясир сказал: «Между толкователями Корана нет разногласий по поводу того, что сказали эти имамы… "Васила" (الوسيلة) – это то, благодаря чему можно приблизиться к достижению цели».[7] Обстоятельства ниспослания второго аята, позволяющие понять его смысл, нам разъяснил славный сподвижник Абдуллах бин Масуд, да будет доволен им Аллах. Он сказал: «Этот аят был ниспослан по поводу группы арабов, поклонявшихся группе джиннов. Впоследствии эти джинны обратились в Ислам, а люди, которые поклонялись им, даже не ведали об этом».[8] Аль-Хафиз Ибн Хаджар, да будет милостив к нему Аллах, писал: «Люди, которые поклонялись джиннам, продолжали поклоняться им, а джинны не желали этого, потому что к тому времени они уже обратились в Ислам. Они сами искали приближение к своему Господу. Таково верное толкование этого аята»[9]. Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: из этого аята ясно, что под словом "васила" (الوسيلة) подразумевается то, благодаря чему можно приблизиться к Всевышнему Аллаху. Поэтому Аллах сказал, что они يبتغون ищут приближение к Нему, т.е. стремятся совершать праведные дела, которые приближают их к Всевышнему Аллаху. Этот аят также указывает на удивительный феномен, распространенный среди части людей, который противоречит всякому здравому смыслу. Речь идет о том, что некоторые люди поклоняются рабам Аллаха и обращаются к ним с мольбами, трепещут перед ними и надеются на них, тогда как те уже открыто обратились в Ислам и признали себя рабами Аллаха. Они сами пытаются опередить друг друга, чтобы приблизиться к Нему посредством праведных деяний, которые Он любит и которыми Он доволен. Они надеются на милость Аллаха и страшатся Его наказания. Аллах подчеркнул в этом аяте безрассудство тех невежд, которые поклонялись джиннам и не желали отказываться от этого, несмотря на то, что джинны – всего лишь творения, которые тоже поклоняются Пречистому Аллаху. Они так же слабы и беспомощны, как и люди, которые поклоняются им. Они не способны помочь или навредить даже самим себе. И поэтому Аллах упрекнул язычников за то, что они поклонялись творениям наряду с Ним. Только Всеблагой и Всевышний Господь способен принести вред или пользу. Он один вершит судьбами всех творений и наблюдает за всем сущим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|