Дозволенный поиск приближения к Аллаху и его виды
Из всего сказанного ранее нам стало ясно, что при выборе средств для достижения цели необходимо принимать во внимание два правила. Во-первых, эти средства должны быть законными, и судить об этом можно только на основании достоверных доводов из Корана и Сунны. Во-вторых, если речь идет о бытовых средствах, то они должны быть правильными и должны действительно приближать человека к цели. Известно, что Всемогущий и Великий Аллах велел нам взывать к Нему и молить Его о помощи. В Коране по этому поводу сказано: وقال ربكم ادعوني استجب لكم، إن الذين يستكبرون عن عبادتي سيدخلون جهنم داخرين «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (сура ''Прощающий'', аят 60). Всевышний также сказал:
وإذا سألك عبادي عني فإني قريب، أجيب دعوة الداعٍ إذا دعان، فليستجيبوا لي، وليؤمنوا بي لعلهم يرشدون
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем» (сура ''Корова'', аят 186).
Всемогущий Господь установил для нас разные дозволенные и приносящие пользу пути, позволяющие приблизиться к Нему. В частности, Аллах обязался отвечать на мольбу людей, если те выполнят все необходимые условия. Давайте же вместе без пристрастия и предубеждения рассмотрим, какие способы приближения к Аллаху подтверждаются шариатскими текстами.
Внимательно изучив тексты Священного Корана и Пречистой Сунны, нам стало ясно, что Всевышний Аллах определил три способа приближения к Нему и призвал Своих рабов пользоваться ими. О некоторых из них Аллах упомянул в Коране, и ими пользовался Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвав нас брать с него пример. В то же время в Коране и Сунне ничего не говорится об обращениях к Аллаху с просьбой помочь людям ради какого-либо творения или ради его высокого положения. Все это свидетельствует о том, что поступать так нельзя, и что подобные мольбы не входят в смысл слова "васила", упомянутого в двух вышеупомянутых аятах Корана. Вот те способы приближения к Аллаху, которые узаконены в Шариате: Приближение к Всевышнему Аллаху посредством Его прекрасных имен или возвышенных качеств. Пытаясь приблизиться к Аллаху таким способом, мусульманин говорит во время мольбы: "О, Аллах! Одари меня благополучием, ведь Ты – Всемилостивый, Милосердный, Добрый и Ведающий" или "Смилуйся надо мной и прости меня ради милости Твоей, которая объемлет все сущее". Можно также сказать: "О, Аллах! Прошу Тебя ради Твоей любви к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует", потому что любовь – это одно из качеств Всевышнего. Доказательством законности такого способа приближения к Аллаху являются слова Всемогущего и Великого Аллаха: ولله الأسماء الحسنى فادعوه بها
«У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их…» (сура ''Преграды'', аят 180).
Это значит: взывайте к Всевышнему Аллаху, пытаясь приблизиться к Нему, посредством Его прекрасных имен. Несомненно, это предписание распространяется и на возвышенные качества Аллаха, потому что прекрасные имена Аллаха также относятся к Его качествам.
В доказательство можно привести упомянутую Всевышним Аллахом в Коране мольбу пророка Сулеймана, мир ему, который сказал:
رب أوزعني أن أشكر نعمتك التي أنعمت علي وعلى والدي وأن أعمل صالحاً ترضاه، وأدخلني برحمتك في عبادك الصالحين «Господи! Внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Своих праведных рабов» (сура ''Муравьи'', аят 19).
Еще одним доказательством может служить мольба, которую Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, читал в намазе перед произнесением слов приветствия, завершающие намаз (таслим): «О, Аллах! Сохрани мне жизнь, если Тебе известно, что она принесет мне добро, и упокой меня, если Тебе известно, что моя кончина принесет мне добро, ведь Ты ведаешь сокровенное и властвуешь над творениями…» [27] Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, услышал, как один из молящихся прочел во время ташаххуда мольбу: «О, Аллах! Ты – Аллах, Единый, Единственный, Самодостаточный. Ты не родил и не был рожден, и нет никого равного Тебе. Прости же мне грехи мои, ведь Ты – Прощающий, Милосердный», он сказал: «Он уже прощен! Он уже прощен!» [28] Когда же Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, услышал, как другой мужчина прочел в ташаххуде следующую мольбу: «О, Аллах! Тебе надлежит хвала, и нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя. Ты – Единственный, и нет у Тебя сотоварищей, Щедрый, Первосоздатель небес и земли, Обладающий величием и милостью, Живой, Вседержитель! Я молю Тебя о Рае, и упаси меня от Ада», - то спросил своих сподвижников: «Знаете ли вы, с какой мольбой он обратился к Аллаху?» Они ответили: «Аллаху и Его посланнику лучше знать». Он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа! Он воззвал к Аллаху посредством Его великого имени [29]. Когда к Нему взывают посредством него, Он отвечает на мольбу. Когда же Его просят о чем-либо посредством него, Он одаряет». [30]
В другом хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если тот, кто сильно встревожен, скажет: "О, Аллах! Я – Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой хохол – в Твоих руках. На мне утверждено Твое постановление, и справедливо ко мне Твое предопределение. О, Аллах! Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты назвал Себя, которые Ты ниспослал в Своем Писании, которым Ты научил кого-либо из Своих творений, которые Ты сохранил у Себя в сокровенном знании. Сделай Коран садом моей души, светом моего сердца, исчезновением моей печали и избавлением от тревоги и скорби", - то Аллах непременно избавит его от тревоги и печали, сменив их облегчением». [31] Еще одним доказательством является мольба, с помощью которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибегал к покровительству Аллаха. В ней говорится: «О, Аллах! Я прибегаю к Твоему могуществу, ведь нет божества, кроме Тебя, дабы не ввел Ты меня в заблуждение…» [32]. А в хадисе, рассказанном со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, передается: «Когда пророком, да благословит его Аллах и приветствует, овладевала тревога, он говорил: "О Живой! О Вседержитель! Посредством милости Твоей молю Тебя о помощи"».[33] Эти и другие похожие хадисы свидетельствуют о том, что разрешается искать приближение к Всевышнему Аллаху посредством Его имен и качеств. Пречистый Аллах любит, когда люди поступают так, и доволен такими поступками. Именно поэтому такой путь приближения к Аллаху искал Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, а ведь Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: وما آتاكم الرسول فخذوه «Берите же то, что дал вам Посланник» (сура ''Сбор'', аят 7). Следовательно, нам следует взывать к Аллаху так, как это делал Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Более того, эти мольбы в тысячу раз превосходят те мольбы, слова и формы которых люди придумывают сами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|