Диверсификация производства
К современным формам развития организации общественного производства относится диверсификация. Впервые диверсификация появилась во второй половине ХХ века почти одновременно в США, Японии, Германии – странах с передовой рыночной экономикой. Такое сложное явление не могло возникнуть само по себе, его появление было подготовлено всем предыдущим развитием системы экономических и производственных отношений. Диверсификация производства (от лат. от лат. Diversus - разный + Facere – делать) в широком смысле означает одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции, переориентацию на новые рынки. Применяется диверсификация с целью повышения эффективности производства, получения дополнительной выгоды и предотвращения банкротства. Поэтому необходимости в ней нет до тех пор, пока организация получает прибыль за счет роста в уже освоенной отрасли. Однако по мере замедления роста диверсификация приобретает все большую привлекательность. Но нужно иметь в виду, что процесс диверсификации для любой организации является сложным. Поэтому в каждом отдельном случае следует учитывать как позитивные, так и негативные стороны этой стратегии. Преимуществами диверсификации являются то, что она: · представляет собой способ выхода из отрасли, находящейся на спаде; · снижает зависимость от одного продукта или рынка; · усиливает рыночную власть организации (предприятия) в отношении покупателей; · повышает кредитоспособность организации и распределяет риск. Однако следует учитывать, что диверсификация · это новая деятельность, которая может потребовать от персонала профессиональных навыков, необходимости в которых до сих пор ранее не было;
· требует значительных резервов денежных средств; · может начаться нежелательный перенос усилий с имеющегося предприятия на новые. Диверсификация делится на 2 типа — связанная и несвязанная. Связанная диверсификация представляет собой освоение новой области деятельности организации (предприятия), связанной с существующими видами деятельности. Эта связь может проявляться как в технической, так и в маркетинговой схожести товаров, расширении их ассортимента. Связанную диверсификацию еще называют концентрической диверсификацией. Преимущества концентрической диверсификации обусловлены тем, что: · весь капитал организации концентрируется на одном виде деятельности; · специалисты организации хорошо знают производственные процессы, что позволяет им принимать правильные решения и качественно выполнять свою работу; · за счет накопленного опыта и репутации организация может стать лидером отрасли; · за счет объединения родственных видов деятельности снижаются издержки. Серьезным недостатком концентрической диверсификации можно считать риск попасть в зависимость от одной отрасли. В случае появления новых технологий или резкого изменения потребительских предпочтений концентрическая диверсификация может привести к снижению конкурентоспособности и потере своего потребителя. Концентрическая диверсификация делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная диверсификация означает производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса (производственной цепочки). То есть производитель готовой продукции начинает либо производить для неё комплектующие (назад по цепочке), например, производитель компьютеров начинает сам производить и продавать ЖК-матрицы, либо выходит на рынок продукции или услуг ещё более высокой глубины переработки (вперед по цепочке), например производитель процессоров начинает производить компьютеры.
Горизонтальная диверсификация означает производство продуктов на той же ступени производственной цепочки. Например, производитель компьютеров начинает производить телевизоры. Несвязанная диверсификация представляет собой освоение совершенно новой области деятельности, не имеющей очевидных связей с существующими сферами бизнеса. Несвязанную диверсификацию еще называют конгломератной диверсификацией, что означает пополнение ассортимента изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой технологии, ни к существующим товарам организации (предприятия). Конгломератная диверсификация также имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести следующие: · риски распределяются по различным отраслям; · спад в одних отраслях компенсируется подъемом в других, что стабилизирует прибыльность хозяйственной деятельности организации в целом; · пропадает необходимость вкладывать средства в замену устаревшего оборудования, расширение инвестиционного фонда и оборотные средства действующих производств. Недостатки конгломератной диверсификации проявляются в том, что: · в крупных конгломератах менеджменту сложно принимать решения и находить правильную стратегию для разнородных предприятий; · для успеха необходима диверсификация в больших масштабах; · могут понадобиться значительные инвестиции в новую технологию; · для получения прибыли в условиях диверсификации необходимо определенное время. Обоснованно выбранная стратегия диверсификации является одним из действенных способов повышения экономического роста, надежности и гибкости, увеличения дохода организации. Благодаря диверсификации предприятия в целом оказываются более устойчивыми и конкурентоспособными по сравнению с узкоспециализированными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|