Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монополизация рынка и антимонопольное регулирование




Концентрация производства, достигаемая определенного уровня, порождает монополизацию рынка.

Система показателей мо­нопольной концентрации, сложившаяся в странах с рыночной экономикой, основывается на показателях доли оборота компании на отраслевом рынке. Например, в Германии считается, что монополь­ное положение предприятия или группы предприятий на рын­ке возникает, если на предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, либо на три и менее предприятий - 1/2 об­щего оборота, либо на пять и менее предприятий — свыше 2/3 оборота. В США для оценки концентрации производства в те­чение нескольких десятилетий применялся показатель: доля четырех крупнейших предприятий в общем объеме производс­тва в отрасли. Наряду с такими дискретными показателями, которые не отражают в полной мере положение предприятий на рынке, в последние годы широкое распространение получает комп­лексный подход. В рамках комплексного подхода одновременно учитываются коэффициенты концентрации (например, CR3 - доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов) и индек­с Герфиндаля — Гиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке хозяйс­твующих субъектов отрасли по формуле:

,

где п - число хозяйствующих субъектов отрасли, действующих на рынке;

Хi2 — доля i-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции на рынке, %.

Так, величина HHI при X = 100 будет равна 10 000, что соответствует абсолютной моно­полии.

Сочетание показателей CR3 и HHI позволяет дать оценку концентрации производства и его монополизации на рынке. Так, показатели:

1) CR 3 < 45%, HHI < 1000 характеризуют нормальную кон­центрацию производства (неконцентрированный рынок);

2) 45% < CR3 < 70%, 1000 <НHI <2000 характеризуют сред­нюю степень концентрации производства (умеренно концен­трированный рынок);

3) CR3 > 70%, HHI > 2000 характеризуют высокую степень концентрации производства (слабую конкурентную среду).

В целях достижения доминирующего положения на рынке организации (компании) стремятся к слиянию и поглощению других также компаний, стимулируя рост концентрации производства.

Слияние — это объединение двух или более хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется новая, объединённая экономическая единица. Слияние может происходить разными способами:

· Слияние организационно-правовых форм — объединение, при котором слившиеся компании прекращают свое автономное существование в качестве юридического лица и налогоплательщика. Новая компания берёт под свой контроль и непосредственное управление все активы и обязательства перед клиентами компаний — своих составных частей, после чего последние распускаются.

· Слияние активов — объединение с передачей собственниками компаний-участниц в качестве вклада в уставной капитал прав контроля над своими компаниями и сохранением деятельности и организационно-правовой формы последних, вкладом в данном случае могут быть исключительно права контроля над компанией.

· Присоединение — в этом случае одна из объединяющихся компаний продолжает деятельность, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование, оставшаяся компания получает все права и обязанности ликвидированных компаний.

Поглощение — это сделка, совершаемая с целью установления контроля над хозяйственным обществом и осуществляемая путем приобретения более 30 % уставного капитала (акций, долей, и т. п.) поглощаемой компании, при этом сохраняется юридическая самостоятельность общества.

Чтобы поддерживать необходимый уровень конкуренции в отрасли и противодействовать монополизации на государственном уровне обычно осуществляется антимонопольное регулирование, под которым понимается система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополий, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

В США, Канаде и Австралии антимонопольное регулирование нашло конкретное воплощение в системе так называемых антитрестовских законов, направленных на ограничение деятельности монополий: антимонополистическое законодательство, законы о нечестной конкуренции, ограничительной деловой практике, нечестной торговле и т. д. По существу антитрестовские законы явились в этих странах одним из элементов государственного регулирования экономики. В отличие от этого, в странах Европы запрещается не сама монополия или доминирующее предприятие, а только злоупотребление монопольной властью. Главной формой государственного контроля здесь является система регистрации картельных и иных ограничительных соглашений в специальных административных органах.

Большинство законов антимонопольного регулирования запрещает различные виды ограничительных соглашений: фиксирование цен, соглашения о разделе рынка, связывающие контракты.

К широко используемым методам антимонопольного регулирования относятся: постоянный государственный мониторинг деятельности монополий, отмена неправильных решений, наложение крупных штрафов.

Государственная антимонопольная политика Беларуси направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности. Основу антимонопольного законодательства в Республике Беларусь составляет закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и обеспечивающие его нормативно-правовые акты. Данным законом определены правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...