Анализ и оценка реальных возможностей восстановления платежеспособных предприятий
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода, является коэфф. восстановления (утраты) платежеспособности. Если один из коэфф. имеет значение менее указанных в пункте 2, рассчитывается коэфф. восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6 месяцам. Если коэфф. текущей ликвидности > или = 2, а коэфф. обеспеченности собственными средствами > или = 0.1, рассчитывается коэфф. утраты платежеспособности за период, установленный равным 3 месяцам. 2. Коэфф. восстановления платежеспособности определяется по формуле: как отношение расчетного коэфф. текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэфф. текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэфф. текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменение значения этого коэфф. между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности, установленный равным 6 месяцам. Коэфф. восстановления платежеспособности, принимающий значение >1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность. Коэфф. восстановления платежеспособности, принимающий значение < 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность. 3. Коэфф. утраты платежеспособности определяется по формуле: как отношение расчетного коэфф. текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэфф. текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэфф. текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменение значения этого коэфф. между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период утраты платежеспособности, установленный равным 3 месяцам.
Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение > 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность. Коэфф. утраты платежеспособности, принимающий значение < 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время имеется возможность утратить платежеспособность.
9.Методика оценки вероятности банкротства. Чаще всего для оценки вероятности банкротства предприятия используются предложенные известным западным экономистом Э. Альтманом Z -модели. Самой простой из этих моделей является двухфакторная. Для нее выбирается всего два основных показателя, от которых, зависит вероятность банкротства: коэффициент покрытия (характеризует ликвидность) и коэффициент финансовой зависимости (характеризует финансовую устойчивость). На основе анализа западной практики были выявлены весовые коэффициенты каждого из этих факторов. Z = -0,3877 - 1,0736 Кп + 0,0579 Кфз, где Кп - коэффициент покрытия (отношения текущих активов к текущим обязательствам); Кфз - коэффициент финансовой зависимости, определяемый как отношение заемных средств к общей величине пассивов. Для предприятий, у которых Z = 0, вероятность банкротства равна 50%. Если Z < 0, то вероятность банкротства меньше 50 % и далее снижается по мере уменьшения Z. Если Z > 0, то вероятность банкротства больше 50 % и возрастает с ростом Z. Достоинством модели является ее простота, возможность применения в условиях ограниченного объема информации о предприятии. Но данная модель не обеспечивает высокую точность прогнозирования банкротства, так как не учитывает влияния на финансовое состояние предприятия других важных показателей (рентабельности, отдачи активов, деловой активности). Ошибка прогноза с помощью двухфакторной модели оценивается интервалом ∆ Z = ± 0,65.
пятифакторная модель прогнозирования: Z = 1,2Коб + 1,4 Кнп + 3,3Кр + 0,6Кп + 1,0Ком, где Коб - доля оборотных средств в активах, т. е. отношение текущих активов к общей сумме активов. Общую сумму активов следует рассматривать как общую сумму имущества, т. е. сумму внеоборотных и оборотных активов предприятия; Кнп - рентабельность активов, исчисленная исходя из нераспределенной прибыли, т. е. отношение нераспределенной прибыли к общей сумме активов. Нераспределенную прибыль прошлых лет следует учитывать вместе с нераспределенной прибылью отчетного года; Кр - рентабельность активов, исчисленная по балансовой прибыли; Кп - коэффициент покрытия по рыночной стоимости собственного капитала, т. е. отношение рыночной стоимости акционерного капитала (суммарная рыночная стоимости акций предприятия) к краткосрочным обязательствам; Ком - отдача всех активов, т. е. отношение выручки от реализации к общей сумме активов. В зависимости от Z прогнозируется вероятность банкротства. До 1,8 - очень высокая, от 1,81 до 2,7 - высокая, от 2,8 до 2,9 - возможная, более 3,0 - очень низкая. Точность прогноза в этой модели на горизонте одного года составляет 95%, на два года - до 83%, что говорит о достоинстве данной модели. Недостаток - можно рассматривать лишь в отношении крупных компаний, котирующих свои акции на биржах. Семифакторная модель, позволяет прогнозировать банкротство на горизонте в 5 лет с точностью до 70% и включает следующие показатели: рентабельность активов, изменчивость (динамику) прибыли, коэффициент покрытия процентов по кредитам, кумулятивную прибыльность, коэффициент покрытия (ликвидности), коэффициент автономии, совокупные активы. Достоинство в максимальной точности, однако применение ее затруднено из-за недостатка информации. Заблаговременно выявлять и предотвращать возможность возникновения ситуации банкротства позволяет анализ финансовых потоков (анализу движения денежных средств), на материалах которого решаются задачи оценки сроков и объема необходимых заемных средств, оценки целесообразности взятия кредита.
10. Закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. и его применение в Российской хозяйственной практике. По мнению специалистов, этот закон призван способствовать решению трех задач. Закон должен способствовать оздоровлению экономики путем избавления от неэффективных предприятий. Приватизация не привела к появлению эффективных собственников, тысячи предприятий все еще не освоили ни современных методов управления, ни основ маркетинга, ни действенных систем управления. Банкротство таких предприятий — один из факторов повышения эффективности экономики. 2. Закон должен защищать интересы кредиторов. Создание благоприятного инвестиционного климата в стране — многоплановая проблема, требующая осуществления ряда законодательных мер, в том числе и совершенствования законодательства о банкротстве. 3. Закон должен способствовать восстановлению финансовой устойчивости, платежеспособности предприятий, оказавшихся в сложном положении, но в принципе жизнеспособных, потенциально перспективных. Ст. 2 Федерального закона № 127-ФЗ определяет несостоятельность (банкротство) как признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В соответствии с Федеральным законом, должник может быть признан несостоятельным лишь по решению арбитражного суда, независимо от его финансового состояния. Таким образом, следует выделять юридическую несостоятельность, т.е. подтвержденную судом неспособность должника удовлетворить требования кредиторов, и экономическую несостоятельность, т.е. финансовое состояние должника, при котором он неспособен удовлетворить требования кредиторов и, как следствие, при котором в случае возбуждения дела о банкротстве должник будет признан несостоятельным.
Так, в соответствии со ст. 3 и ст. 6 Федерального закона № 127-ФЗ, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, а для рассмотрения дела о банкротстве достаточно, чтобы требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляли не менее 100 тыс. руб. Таким образом, соблюдение этих двух требований достаточно для судебного признания предприятия несостоятельным. С экономической же точки зрения, предприятие неспособно удовлетворить требования кредиторов лишь в случае, если стоимость его имущества (активов) меньше суммарных требований к данному предприятию. Иными словами, экономически несостоятельным является предприятие, активы которого меньше суммы четвертого и пятого разделов пассива баланса. Это несоответствие на практике привело к тому, что в России принудительное банкротство из объективного процесса оздоровления экономики превратилось в один из наиболее эффективных инструментов враждебного поглощения, и его жертвой может стать даже вполне успешное, платежеспособное предприятие. В декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве были внесены существенные изменения, часть из которых вступила в силу в настоящее время.
11.Оборотные средства предприятия и оценка эффективности их использования. Оборотными средствами называется постоянно находящиеся в движении совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения. Оборотные средства представляют собой денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Основное назначение оборотных средств – это обеспечение непрерывности и ритмичности производства. По назначению в производственном процессе оборотные средства делятся на: 1) материально-производственные запасы: - сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; - вспомогательные материалы; - топливо; - тара; - запасные части. 2) находящиеся в процессе производства средства: - незавершенное производство; - расходы будущих периодов – это расходы, произведенные сейчас, но относящиеся к будущим периодам (заранее уплаченная арендная плата); 3) готовая продукция: - ГП на складе предприятия; - ГП отгруженная; 4) денежные средства и средства в расчетах: - дебиторская задолженность; - краткосрочные финансовые вложения; - денежные средства.
Структура оборотных средств характеризуется удельным весом отдельных элементов оборотных средств в общей совокупности и выражается в процентах. Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств. Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств до выхода и реализации готовой продукции. Кругооборот оборотных средств завершается зачислением выручки на счет предприятия. При оценке общей эффективности использования оборотных средств рассчитываются рентабельность, коэффициенты фондоотдачи, фондоемкости. Рентабельность средств наиболее полно характеризует эффективность финансовой деятельности торговых предприятий, соизмеряя затраты с результатами. Коэффициент фондоотдачи характеризует товарооборот, приходящийся на I руб. оборотных средств, и рассчитывается как отношение товарооборота к среднему запасу оборотных средств. Коэффициент фондоемкости средств в обороте определяется путем деления средних запасов оборотных средств на товарооборот. Этот коэффициент показывает, какой размер оборотных средств участвует в одном рубле оборота. Важнейшим показателем эффективности использования оборотных средств является время товарного обращения. Это объясняется тем, что размер необходимых торговым предприятиям оборотных средств прямо пропорционален объему товарооборота и обратно пропорционален скорости оборачиваемости.
12.Виды циклов. Оборотный капитал - это капитал организации, вложенный в оборотные активы (оборотные средства), возобновляемые с определённой регулярностью для обеспечения текущей деятельности. Виды циклов оборотного капитала: 1)Операционный цикл: период полного оборота всей суммы оборотного капитала, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Операционный цикл проходит четыре основные стадии: 1. Денежные средства (вкл. краткосрочные фин-ые вложения) используются для приобретения товаров. 2. Приобретенные товары в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы ГП. 3. Запасы ГП реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность. 4. Оплаченная дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные средства. ПОЦ = ПОДА+ ПОМЗ + ПОГП + ПОДЗ, где ПОЦ — продолж-ть операц. цикла орг-ции, дни; ПОДА — период оборота среднего остатка денежного оборотного капитала (вкл.краткосрочные финанс-ые вложения), дни; ПОМЗ — продолжительность оборота запасов сырья, материалов, дни; ПОГП — продолжительность оборота запасов ГП, дни; ПОДЗ — продолжительность оплаченной дебиторской задолженности, дни. В рамках операционного цикла выделяют две основные составляющие: производственный цикл организации; финансовый цикл (или цикл денежного оборота) организации. 2)Производственный цикл: период полного оборота материальных элементов об.ср-тв, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления товаров в организацию и заканчивая моментом отгрузки покупателям. ППЦ = ПОСМ + ПОНЗ + ПОГП, где ППЦ — продолж-ть произв-ого цикла орг-ции, дни; ПОСМ — период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, дни; ПОНЗ — период оборота среднего объема НЗП, дни; ПОГП — период оборота среднего запаса ГП, дни. 3)Финансовый цикл (цикл денежного оборота): период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотный капитал, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученные товары и заканчивая оплачианием дебиторской задолженности за реализацию товаров. ПФЦ = ППЦ + ПОДЗ — ПОКЗ, где ПФЦ — продолж-ть финансового цикла-, дни; ППЦ — продолжительность производственного цикла организации, дни; ПОДЗ — средний период оборота дебиторской задолженности, дни; ПОКЗ — средний период оборота кредиторской задолженности, дни. 13.Анализ товарно-материальных запасов. В общем понимании товарно-материальные запасы - это активы в виде: запасов сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары и тарных материалов, запасных частей, прочих материалов, предназначенных для использования в производстве или при выполнении работ и услуг. незавершенного производства; — готовой продукции; —товаров, предназначенных для продажи. Задачей товарно-материальных запасов является обеспечение предприятия необходимыми материальными ресурсами, с целью обеспечения предприятию нормальной работы. Основное назначение анализа товарно-материальных запасов в сфере производства и складских услуг — показать, когда необходимо заказывать те или иные компоненты и какой должна быть величина заказа. При анализе товарно-материальных запасов оказываются полезным два показателя: скорость оборота товарных запасов и продолжительность одного оборота в днях. Основной задачей анализа товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде является выявление уровня обеспеченности производства соответствующими запасами и оценка эффективности их использования. Анализ проводится в разрезе основных видов запасов. На первом этапе анализа рассматриваются показатели общей суммы запасов товарно-материальных ценностей - темпы ее динамики, удельный вес в объеме оборотных активов и т.п. На втором этапе анализа изучается структура запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размеров. На третьем этапе анализа изучается эффективность использования различных видов и групп запасов и их объема в целом, которая характеризуется показателями их оборачиваемости. На четвертом этапе анализа изучаются объем и структура текущих затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных видов этих затрат.
14.Анализ и управление дебиторской задолженностью. Состояние деб задолженности ее размеры и качество оказывают влияние на фин. состояние предприятия для улучшения финансового положения необходимо: Следить за соотношением кред. и деб. задолженности. Предприятие будет финансово устойчиво если задолженность покупателя будет приблизительно равна задолженности продавца. Контролировать состояние расчетов по просроченной задолженности. 3. Ориентироваться на увеличение количества заказчиков. Задача анализа деб. и кред. задолженности состоит в том, чтобы выявить динамику и размеры деб. задолженности, а также причины ее возникновения или роста.Анализ начинают с общей оценки динамики размера в целом деб. задолженности, и ее статей. После переходят к анализу качественного состояния деб. задолженности. Все счета к получению классифицируют по группам: 1. Срок оплаты не наступил. 2. Просрочка от 0-30 дн. 3. от 30-45дн. 4. от 45-60дн. 5. от60-90дн. и т.д. Данные для анализа сводят в таблицу. Если в ходе анализа обнаруживается тенденция роста сомнительной деб. задолженности это свидетельствует об уменьшении ликвидности баланса, ухудшении финансового состояния предприятия. В ходе анализа рассчитываются показатели оборачиваемости деб. задолженности. К оборачиваемости = Выручка / Сред величина деб. Зад. (ск-ко раз) К оборачиваемости = 360 / К оборачиваемости (ск-ко дней)Рассчитываются коэффициенты инкассации деб. задолженности и составляется реестр старения. Коэффициент инкассации деб. задолженности текущего месяца опред-ся: К инкассации = оплата тек месяца / отгрузка тек месяца =45%. К инкассации прошлых месяцев = Гашение деб. задолженности от 0-30дн. / отгрузка преды месяца=12%. Если нет сомнительной деб. задолженности, то коэффициент инкассации =100% или 1.
15.Сущность и состав доходов и расходов организации (в соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99) как экономическая база формирования финансовых результатов. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы организации. Согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц: • сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;• авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;• задатка;• в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;• в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на:• доходы от обычных видов деятельности; прочие доходы. Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. К прочим поступлениям относятся также чрезвычайные доходы. Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований ПБУ 9/99 «Доходы организации», характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения. В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Не признается расходами организации выбытие активов: в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; в погашение кредита, займа, полученных организацией. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы. Для целей ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам также относятся чрезвычайные расходы. Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности и источник приращения капитала организации. Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются: -систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; -определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты; -выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности; -оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; -разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам финансовых результатов, финансовой отчетности ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия. В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции; прибыль от реализации продукции, работ и услуг представляет собой разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода; балансовая (валовая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, а также прочие доходы и расходы; налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается; чистая (нераспределенная) прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений; капитализированная (реинвестированная) прибыль – это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления; потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.
16.Современный порядок формирования показателей прибыли. Прибыль - это доход предпринимателя от вложения капитала. Она представляет собой вознаграждение за риск предпринимательской деятельности, определяемое как разность между совокупным доходом и совокупными затратами, осуществляемыми в процессе этой деятельности. Прибыль является главным показателем эффективности работы предприятия. Рост прибыли создает базу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Система показателей прибыли на предприятии: -Прибыль от реализации продукции (работ, услуг);-Прибыль от перепродажи товаров; -Валовая прибыль; -Прибыль от продаж;-Прибыль от финансовой деятельности; -Прибыль от операционной деятельности; -Прибыль до налогообложения; -Налогооблагаемая прибыль; -Прибыль от обычной деятельности; -Чистая прибыль. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это прибыль, получаемая предприятием в результате изготовления и продажи продукции собственного производства. Рассчитывается путем вычитания из выручки от продажи продукции полной себестоимости данной продукции. Прибыль (убыток) от прочей реализации – это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, невключаемой в объем реализации основной товарной продукции. Прибыль от перепродажи товаров определяется путем вычитания из выручки от перепродажи товаров расходов, связанных с приобретением и продажей товаров. Активно используется показатель «валовая прибыль», который определяется как разность между выручкой от продажи товаров и усеченной себестоимостью проданных товаров. Прибыль от продаж – показатель, отражающий хозяйственный результат (прибыль или убыток) от продажи товаров. Он определяется как разница между выручкой и полными затратами, связанными с производством и продажей продукции. Прибыль от продаж характеризует результаты производственно-сбытовой деятельности, которая для промышленных предприятий является основной. Прибыль до налогообложения показывает финансовый результат, полученный от всех видов деятельности организации за отчетный период. Данный показатель представляет собой сумму «прибыли от продаж» и доходов от операционной и внереализационной деятельности, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Налогооблагаемая прибыль рассчитывается при определении размера налога на прибыль. Данный показатель отличается от “прибыли до налогообложения” и зависит от законодательства, регулирующего процесс начисления налога на прибыль предприятия. Под «прибылью от обычной деятельности» понимается финансовый результат, полученный от деятельности фирмы и очищенный от сумм налога на прибыль и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью (ПБ') и величиной налогов с учетом льгот (Н'): ЧП = ПБ'-Н'. Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток). Балансовая прибыль является суммой прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций.
17.Экономические факторы, влияющие на величину бухгалтерской прибыли. Прибыль до налогообложения отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде с учетом всех ее сторон, и важнейшей составляющей этого показателя является прибыль от продажи товаров. Прибыль от продаж в общем случае изменяется под воздействием множества факторов, таких как изменение объема продажи, структуры продукции, продажных цен, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Факторный анализ прибыли организации ведется, исходя из порядка ее формирования. Цель - оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в т.ч. роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др. Расчеты проводятся в следующем порядке:1) Изменение прибыли от продаж за период (∆П): ∆П = ПТП – ППП;2) Влияние на прибыль изменений цен на проданные товары (∆П1): ∆П1 = SТП – S1 где SТП объем продаж в текущем периоде в ценах текущего периода; S1 - объем продаж в текущем периоде в ценах предыдущего периода. 3) Влияние на прибыль изменений объема продаж товаров (∆П2 ): ∆П2 = ППП *k1 – ППП = ППП (k1 – 1),где ППП - прибыль предыдущего периода; К1 - коэффициент изменения себестоимости товаров по ценам предыдущего периода: k 1= С1 / СПП, где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода; СПП- себестоимость проданных товаров в предыдущем периоде. 4) Влияние на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре товаров (∆П3):∆П3 = ППП * (k2 - k1) где К2 - коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего периода: k2 = S1 / SПП где S1 – объем продаж в текущем периоде по ценам предыдущего периода; SПП – объем продаж в предыдущем периоде.5) Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы (∆П4 ): ∆П4 = С1 - СТП где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода; СТП - фактическая себестоимость проданных товаров за текущий период. 6) Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆П5 ): ∆П5 = СПП *k2 – С1. 7) Сложив величины изменения прибыли под влиянием каждого их факторов, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от продаж (∆П): ∆П = где Пi – влияние i-ого фактора; n - количество факторов. После уплаты налогов прибыль может быть распределена между различными фондами: накопления, социальной сферы, потребления и др. Может быть создан резервный фонд для организаций в форме обществ, если это определено их Уставом, и отчисления в резервный фонд в этом случае должны быть не менее 5% в год.
18.Факторный анализ прибыли от обычной деятельности. На величину прибыли от обычных видов деятельности, которая соответствует прибыли от реализации продукции (работ, услуг), влияют следующие факторы: изменение объема реализации продукции; изменение структуры реализованной продукции в натуральном выражении, изменение себестоимости реализованной продукции,изменение цен реализованной продукции. Изменение объема реализации продукции влияет на массу (сумму) прибыли, получаемую предприятием. Увеличение объема продаж увеличивает массу прибыли, снижение – уменьшает. Так как сведения о реализации продукции берутся из бухгалтерских документов, то в величине выручки от реализации продукции, включаются поступления от реализации продукции. Структура товарной продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема ее реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Затраты на производство (себестоимость) продукции один из главных факторов влияющих на изменение прибыли. Снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот, ее увеличение приводит к снижению массы прибыли. Аналогичным образом влияет на сумму прибыли изменение цен, по которой реализуется продукция. При их увеличении сумма прибыли возрастает, а при снижении уменьшается. Выполняя анализ влияния этих факторов на сумму прибыли, используют способ цепной подстановки, который позволяет рассчитать влияние каждого из этих факторов на величину прибыли.
19. Факторный анализ прибыли от продаж. Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов. Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются: - изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли; - изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли; - изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли; - изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Суть факторного анализа в выявлении: на сколько каждый из следующих факторов повлиял на изменение прибыли в рублях: -выручка от продаж; -цена; -себестоимость -коммерческие и управленческие расходы; -как в общем повлияли все эти факторы на прибыль от продаж. Причем совокупное влияние всех факторов должно соответствовать абсолютному отклонению прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с базисным годом. Такой анализ осуществляется в несколько этапов: 1. расчет влияния фактора «выручка от продаж»: проведение такого анализа начинается с учета влияния инфляции. Пояснительная записка в бухгалтерский отчет обычно содержит информацию о том, на сколько выросли цены на продукцию предприятия в среднем за год. Зная этот %, рассчитывают выручку от реализации в отчетном периоде в сопоставленных ценах с базисным периодом. Всоп. отч.= В отч. /I ц, Всоп. отч - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах (ценах прошлого года); В отч - выручка отчетного периода, приведенная в Форме №2 в ценах отчетного периода; I ц - индекс цен (индекс инфляции); из этого следует: выручка от продаж продукции в отчетном году выросла за счет роста цены следующим образом: ΔВц=В
|