Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность религиозных отношений




 

В соответствии с различными видами деятельности складываются отношения - внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения экономической, политической, государственной, просветительской и иной деятельности религиозные Индивиды, группы, институты вступают в соответствующие этим видам активности, связи. В них возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по объективному содержанию они внерелигиозны.

Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере общества. Они складываются в соответствии с религиозным сознанием, существуют и реализуются посредством религиозной деятельности, их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации.

Они имеют субъективный план, план сознания, которое полагает определенные отношения людей к гипостазированным существам и атрибутизированным свойствам и связям, а также верующих друг с другом. Первое отношение развертывается в плане сознания, однако с необходимостью, проявляется и в реальных человеческих связях, например, мирянин - священнослужитель. Контакты среди верующих, хотя и имеют отнесенность к указанным существам, свойствам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. С другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая действительные отношения, по их образу и подобию конституирует схемы религиозных отношений. В соответствии с подобными схемами представляются отношения гипостазированных существ друг с другом и людьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют отношения господства - подчинения (Господь и раб Господень), государственно-правовые структуры (Бог - Царь Небесный, Папа - монарх, каноническое право), судопроизводство (суд над Христом, Бог - судья, грешники - судимые, Судный день), семейные отношения (Бог - Отец, Бог - Сын, брат, сестра). Особое значение имеет воспроизведение нравственных отношений, по существу всем религиозным отношениям придается моральное значение.

Имеются различные символические посредники, благодаря которым фиксируются соответствующие способы религиозных отношений [14, с.97]:

предметы неживой и живой природы - икона, крест, распятие, ступа, черный камень, корова, крокодил, голубь и т.п. - тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму;

индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель "дара" и другие - в этом случае осуществляется персонификация взаимных связей верующих;

образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т.д. - это идеализированная, образная форма опосредования ("И сказал Иисус:. где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них") [3, Мф.18: 20];

язык - отдельные слова и целые предложения, содержащие наставление о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым. Таким образом, все символические посредники являются знаками, которые "прочитываются" индивидами в религиозных отношениях.

Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отношения между религиозными индивидами, группами, организациями. Например, занимаясь духовным производством, теологи обмениваются информацией, проводят богословские собеседования. Религиозный педагогический процесс предполагает наличие связей "учитель - ученик", "ректор - педагогический коллектив", определенных взаимоотношений между слушателями. Пропаганда, миссионерство, религиозное воспитание в семье осуществляются посредством информационных отношений, механизмов наставления, сообщения, адаптации. В религиозной организации складываются связи координации (взаимодействия по горизонтали) и субординации (соподчинения по вертикали), действуют отношения властвования.

Культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипостазированным существам, атрибутизированным свойствам и связям. Эти отношения, развертываясь в сфере сознания, обнаруживаются и между людьми. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического единения, исповедальности, обрядовости, проповедничества и т.д. Ведущий богослужение или обряд играет специфическую роль, которая обусловливает своеобразие его взаимосвязей с рядовыми участниками и отношений рядовых участников друг с другом. Православное венчание, например, включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь крестного сына или дочери с крестными родителями.

Носителями религиозных отношений в зависимости от степени влияния религии могли быть семья, профессиональная группа, сословие, класс, государство, этнос или их части, т.е. такие социальные ц политические объединения, представители которых относят себя к одному, общему вероисповеданию. Особенно большую роль в сохранений и воспроизводстве религиозных отношений играли социальные группы, выделявшиеся по религиозному признаку, - варна брахманов в древнеиндийском обществе, общественная группа жрецов в древних рабовладельческих государствах, сословие духовенства в средневековых феодальных монархиях и т.д. По мере образования специальных религиозных общностей, общин, объединений, институтов, субгрупп, субинститутов к ним переходит приоритет актуализации, несения и трансляции религиозных отношений.

Религиозные отношения могут иметь разный характер - солидарности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы, нередко с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако даже при мирном сосуществовании, как правило наличествует представление о превосходстве данного объединения, конфессии, направления, религии.

В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций выступают институты и организации. Для работы во внерелигиозных областях создаются экономические институты (например, "Банк Святого Духа" в Ватикане), политические партии (христианские; исламские и пр.), профсоюзы, женские, молодежные и прочие формирования.

Складываются учреждения и в религии - внекультовые и культовые. К внекультовым относятся звенья управления внекультовой религиозной деятельностью (отделы образования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведении и пр.), а культовые образуют совокупность церковно - и священнослужителей - клир, дьяконат, епископат. В первобытном обществе религиозных организаций не было. Руководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода и племени. Постепенно появлялись те, кто осуществлял культовую деятельность: шаманы, знахари и т.д. Складывались религиозные группы - "тайные союзы", не совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов, а вместе с ним и религиозные организации.

Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность. В ее рамках на основе различных видов деятельности - культовой и внекультовой - выделяется целая система религиозных субгрупп. Существование и функционирование общности как единого целого обеспечиваются организацией.

Строение религиозной организации предписывается традицией и обычаем, церковным правом или уставом, апостольскими правилами, конституциями и т.д. Эти принципы определяют составные части организации, совокупность позиций и ролей, правила субординации и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев, узлы деятельности и соответственно группы деятелей, призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от условий возникновения и существования религиозные организации принимают монархический (в католицизме, православии), парламентско-королевский (англиканство), республиканско-демократический (кальвинизм, баптизм) и иные виды.

Общность, включающая в себя все организационные элементы, является религиозным объединением. Первичной ячейкой объединения является религиозная община, над общинами страивается комплекс звеньев вплоть до высшего - центра объединения. В объединении существует и целый ряд других составляющих, которые имеют специфические организационные связи, но в то же время включены в общую структуру (например, духовенство, монашество). Отдельные составные части имеют собственную инфраструктуру. Все звенья представляют взаимосвязанные органы целого. Механизмами контроля за деятельностью индивидов и различных элементов организации являются нормы религиозного права и морали, санкции и образцы, авторитеты.

Набор организационных элементов, их взаимосвязи, распределение позиций и ролей, управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля неодинаковы в разных религиях, конфессиях, объединениях. На основе изучения христианства выделены типы религиозных объединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия, культ и др. Наиболее признаны и разработаны среди исследователей три первых типа.

Церковь (греч. "Kupios" - имеющий силу, власть; господин; в Новом Завете - Господь; бта - дом, семья; буквально - Божий дом) представляет собой сравнительно широкое объединение, Принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во многих церквах члены делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре, в строгой централизации управления. Подчеркивается традиционность руководства, в православии, например, правило апостольского преемства. Позиции и роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и авторитарному принципам.

Секта (лат. "secta" - образ мыслей, учение, направление) возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям, она может быть выразителем социального протеста групп, недовольных своим положением. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению (ревивализм), признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим (от греч. "подарок, милость, дар"), право на него признается за лицом, получившим особую способность руководства, воспринимаемую как милость Божию. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на обращение, предшествующее членству. Историческая судьба сект неодинакова: одни через определенное время прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в церкви или деноминации.

Деноминация (лат. denominatio - переименование) развивается из других типов объединений или складывается с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на избранности членов, она признает возможность духовного возрождения для вcякого верующего. Изоляция от мира и замкнутость внутри религиозной группы не считаются обязательным признаком истинной религиозности. Хотя и выдвигается требование постоянного и строго контролируемого членства, в соответствии с которым предписывается активность прежде всего в религиозной деятельности, наблюдается тяготение к соединению с миром, призыв к деятельному участию в жизни общества. Деноминации присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали. Несмотря на провозглашение равенства всех членов и выборности руководящего состава, имеется элита руководителей, почти всегда постоянных и наделенных широкими полномочиями. Отрицание деления верующих на священников и мирян сочетается с наличием профессиональных служителей культа, которым приписывается особый дар понимания и истолкования Слова Божия, пророчества и т.д. При определенных условиях в деноминации сюжет возникнуть тенденция к превращению в церковь, от нее могут отделиться сектантские группы.

Следует иметь в виду относительный характер типологии религиозных объединений, а также то обстоятельство, что термин "секта" часто (особенно у представителей церкви) несет негативную оценку. Эта типология не должна рассматриваться как застывшая конструкция - в реальности религиозные организации изменяются, трансформируются. При изучении религиозных объединений принципиальное значение имеет учет тех социальных условий, в которых они существуют. Отнесение религиозных организаций к тому или иному типу должно носить конкретный характер, основываться на исследовании их истории, того влияния, которое оказывает на них данная общественная система, характера их кредовых установок, деятельности, отношений внутри и с внешней средой.


Заключение

 

Тема данной курсовой работы - "Определение и структура религиозного опыта".

Первая глава данного исследования посвящена рассмотрению основных концепций религиозного опыта в русской религиозной философии первой половины XX в. Данные концепции анализируются в сопоставлении с теориями, сформированными в традиции западной философии религии, в частности, в работах У. Джеймса, Ф. Шлейермахера и Р. Отто. В статье делается вывод о том, что концепции религиозного опыта П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка и И.А. Ильина имеют конфессиональную (православно-христианскую) определённость и основываются на православной аскетике. Наиболее подробно освещается концепция И. Ильина, с точки зрения которого религиозный опыт является восприятием Бога индивидом в пределах своей субъективной и личной человечности, это опыт единения с Богом. К конкретным характеристикам этого опыта относится то, что это опыт непосредственного видения реальнейшего и лучшего, что он носит автономный характер, предполагает любовь, характеризуется постоянной, устойчивой направленностью и напряжённостью, не исключает сомнения, нуждается в очищении, углублении и обновлении, является приоритетным в жизни индивида, цельным и искренним, смиренным и молитвенным, вызывает желание совершенства, верность Богу и острое ощущение своего греха. По Ильину, религиозный опыт настолько специфичен, что может быть понят только из себя самого, в слабом варианте - из описаний тех, кто был носителем подлинного религиозного опыта.

В отличие от западных исследователей, утверждавших пассивный характер религиозного опыта, И. Ильин доказывал его деятельный характер и считал, что человек ответственен за его чистоту, так же как ответственен за все свои дела и поступки. В конце главы делаются общие выводы о значении идей русской религиозной философии для понимания сущности феномена религиозного опыта.

Вторая глава данного исследования представляет собой характеристику структуры религиозного опыта. Кратко данную структуру можно представить следующим образом:

религиозное сознание;

религиозная деятельность;

религиозное отношение.


Список литературы

 

1.  Андросов В.П. Учение Нагарджуны о срединности. - М.: Восточная литература, 2006. - 846 с.

2.  Астапов С.Н. Антиномизм как способ репрезентации религиозного сознания (на материале русской религиозной философии первой половины ХХ века): дис. докт. филос. наук. - Ростов н/Д., 2010. - 165 с.

3.  Библия. - М.: Изд-во СП "Соваминко", 1991. - 1340 с.

4.  Бурмистров С.Л. Специфика религиозного сознания: индийский и западный подходы // ХОРА. - 2009. - № 1 (7). - С.11-23

5.  Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. - 448 с.

6.  Вах И. Социология религии. Часть I. Методологические пролегомены. - [Электронный ресурс]. - URL: http://lib. uni-dubna.ru/search/files/soc_gapochka_hrestomatia/r7. pdf <http://lib.uni-dubna.ru/search/files/soc_gapochka_hrestomatia/r7.pdf>

7.  Гараджа В.И. Религиоведение. - М.: Наука, 1995. - 221 с.

8.  Гегель Г. В.Ф. Лекции по философии религии / Гегель Г. В.Ф. Философия религии. В 2-х тт. Под ред. А.В. Гулыги. - М., 1975. Т.1. - С. 209 - 210

9.  Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986. - 334 с.

10. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта: пер. с англ. - М.: Наука, 1993. - [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.twirpx.com/file/699953>

11. Ильин И.А. // Православная энциклопедия. - Т.22. - [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.pravenc.ru/text/389451.html>

12. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: исследование. - М.: АСТ, АСТ-МОСКВА, 2006. - 592 с.

13. Коллинз Р. Социологическая интуиция: Введение в неочевидную социологию. Пер. с англ. В.Ф. Анурина / Личностно-ориентированная социология. - М., 2004. - С.426 - 427

14. Пименов А.В. Возвращение к дхарме. - М.: Наталис, 1998. - 415 с.

15. Реати Ф.Э. Бог в ХХ веке: человек - путь к пониманию Бога (Западное богословие ХХ века). Пер. с ит. Ю.А. Ромашева. - СПб., 2002. - [Электронный ресурс]. - URL: http://eshatos. ucoz.ru/load/26-1-0-863 <http://eshatos.ucoz.ru/load/26-1-0-863>

16. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 672 с.

17. Современная буржуазная философия и религия / Под ред.А.С. Богомолова. - М., 1977. - 279 с.

18. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. Пер. с франц.О.С. Вайнер / Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Сост.В.Ю. Кузнецов.М., 2002. - [Электронный ресурс]. - URL: http://yanko. lib.ru/ann/sharden-phenomenon_of_man-a. htm <http://yanko.lib.ru/ann/sharden-phenomenon_of_man-a.htm>

19. Хрестоматия по социологии религии. - М., 1996. - 776 с.

20. Элиаде М. Аспекты мифа. Пер. с франц.3-е издание. - М.: Академический проект; Парадигма, 2005. - 224с.

21. Katz S.Т. Models, modeling and mystical training 7 Religion. - Leiden, 1982. - Vol.1 2. - № 3. - p.247 - 275.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...