Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование стратегии предприятия методом анализа матрицы БКГ




 

Задача 1. «Формирование продуктовой стратегии предприятия»

Предприятие специализируется на выпуске различных моющих средств. В последние годы им освоен выпуск кондиционера для изделий из шерсти, антисептического мыла медицинского назначения. Объем реализации продукции в денежных единицах (ДЕ) за последние четыре года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Характеристика портфеля предложений предприятия

Виды продукции

Объем реализации по годам, тыс. ДЕ

Доля рынка, 2008 г., %

  2005 2006 2007 2008 Предприятия Конкурента
Стиральный порошок «Обычный» с биодобавками 1300 1400 1800 1800 40 20
Стиральный порошок «Обычный - А» для автоматических машин 1100 1200 1200 1100 35 15
Кондиционер для изделий из шерсти     50 100 3 1
Кондиционер для белья из х/б тканей с подкрахмаливающим эффектом 600 700 850 1100 15 9
Стиральный порошок для изделий из натурального шелка 200 210 280 340 12 5
Антисептическое мыло медицинского назначения     30 50 2 1
Стиральный порошок для изделий из шерсти 900 600 580 440 10 18
Средство для чистки сантехники 300 400 680 430 16 16
Туалетное мыло в ассортименте 1100 900 500 300 2 10

 

Используя матрицу БКГ сформировать продуктовую стратегию предприятия.

. В качестве критериев при построении матрицы БКГ рассматриваются: темпы роста рынка (объемов продаж) предприятия и относительная доля рынка.

. Рассчитаем темпы роста рынка (РР). Они характеризуют движение продукции на рынке, то есть изменение объемов реализации (объемов продаж), и могут быть определены по каждому продукту через индекс темпа их роста за последний рассматриваемый период (2007-2008 гг.).

Индекс темпа роста по каждому виду продукции определяется как отношение объема реализации продукции за 2008 г. (текущий) к объему ее реализации за 2007 г. (предыдущий) и выражается в процентах или в коэффициентах роста.

Таким образом, РР для продукции №1 = 1800: 1800 = 1;

РР для продукции №2 = 1100: 1200 = 0,9;

РР для продукции №3 = 100: 50 = 2;

РР для продукции №4 = 1100: 850 = 1,3;

РР для продукции №5 = 340: 280 = 1,2;

РР для продукции №6 = 50: 30 = 1,7;

РР для продукции №7 = 440: 580 = 0,8;

РР для продукции №8 = 430: 680 = 0,6;

РР для продукции №9 = 300: 500 = 0,6.

. Рассчитаем относительную долю, занимаемую предприятием на рынке (ОДР), по каждому виду продукции. Относительная доля рынка определяется отношением доли предприятия на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы. Доля рынка предприятия или сильнейшего конкурента находятся как отношение объема реализации предприятия к емкости рынка по данной продукции сильнейшего конкурента.

Таким образом, ОДР для продукта №1 = 40: 20 = 2;

ОДР для продукта №2 = 35: 15 = 2,3;

ОДР для продукта №3 = 3: 1 = 3;

ОДР для продукта №4 = 15: 9 = 1,7;

ОДР для продукта №5 = 12: 5 = 2,4;

ОДР для продукта №6 = 2: 1 = 2;

ОДР для продукта №7 = 10: 18 = 0,6;

ОДР для продукта №8 = 16: 16 = 1;

ОДР для продукта №9 = 2: 10 = 0,2.

. Рассчитаем долю (в%) каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия по 2008 г.

Все рассчитанные данные рекомендуется представить в виде таблицы 4.

 

Таблица 4. Исходные данные для построения матрицы БКГ

№ продукции Показатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Темпы роста рынка 1 0,9 2 1,3 1,2 1,7 0,8 0,6 0,6
Относительная доля рынка 2 2,3 3 1,7 2,4 2 0,6 1 0,2
Доля продукции в общем объеме реализации предприятия, % 31,8 19,4 1,8 19,4 6 0,9 7,8 7,6 5,3

 

. Построим матрицу БКГ. В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяем: средний индекс темпов роста рынка, равный единице, то есть объем продаж постоянен, и относительная доля рынка - средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке. Диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации предприятия (рис. 6).

 

РР

 

 

высокий

 

,0

 

низкий

ОДР

,2 низкая 1,6 высокая 3

Рисунок 6. Матрица БКГ


6. На основе анализа матрицы БКГ сформируем продуктовую стратегию предприятия.

Товары №1, 4, 5, 3, 6 - «Звезды» - оберегать и укреплять;

Товар №2 - «Дойная корова» - жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня;

Товары №7, 8, 9 - «Собаки» - убрать из портфеля.

Портфель предприятия является несбалансированным, так как треть продуктов относится к позиции «Собака», слишком много товаров категории «Звезды» и совершенно нет новых товаров.

Задача 2. «Формирование продуктовой стратегии предприятия»

Предприятие специализируется на выпуске хлебобулочных изделий. В последние годы им освоен выпуск ржаных хлебцев и хлеба для диетического питания. Объем реализации продукции в денежных единицах (ДЕ) за последние три года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице 5.

 

Таблица 5. Характеристика портфеля предложений предприятия

Виды продукции

Объем реализации по годам, тыс. ДЕ

Доля рынка, 2008 г., %

  2005 2006 2007 2008 Предприятия Конкурента
Хлеб «Дарницкий» 1100 1200 2000 1800 30 20
Хлеб «Ржаной» 1400 1500 1600 1800 20 15
Батон «Столичный» 1200 1100 1500 1550 10 12
Батон «Городской» 680 700 850 1000 15 20
Батон «Маковка» 220 200 250 350 2 5
Хлеб докторский 550 600 580 440 10 5
Сдоба «Московская» 180 200 380 330 10 18
Ржаные хлебцы в упаковке 200 гр.     50 80 12 6
Диетический хлеб     30 50 2 8

 


Список литературы

миссия стратегический конкурент продуктовый

1. Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебник. - М.: Проспект, 2009. - 528 с.

. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 296 с.

. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2005.

. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 576 с.

. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Дело, 2008. - 448 с.

. Официальный сайт компании «МегаФон» / megafon.ru.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...