Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления, формы и методы социальной поддержки семьи




По мнению В. Г. Бочаровой, основными ведущими направлениями в развитии службы семьи в целом должны стать социально-психологические виды семейных служб. Таким образом, служба семьи будет новым каналом, или источником информации, с помощью которого передается актуальный и прогрессивный опыт решения семейных проблем, развитие и совершенствование внутрисемейных взаимоотношений.

Также оказать помощь и поддержку семье в решении многочисленных проблем может специалист по социальной работе. Для того чтобы семья могла полноценно реализовать предписываемые обществом функции, социальная работа в ней должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентацию социализирующего потенциала. Н.Ф. Басов выделяет следующие функции специалиста по социальной работе:

· диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

· охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

· организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

· социально-психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

· прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

· координационную (установление и поддержание связей, объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, реабилитационных центров и служб) (7, с.135).

Бочарова подчеркивает, что конкретное содержание социальной работы с семьей в каждом случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия. Тем не менее, Н.Ф. Басов выделяет три основных направления социальн6ой работы: диагностическое, реабилитационное, профилактическое (7, с.141).

Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье и ее членах, выявление проблем. Диагностика семьи – трудный и ответственный процесс, который требует от специалиста соблюдения следующих принципов: объективность, взаимодополняемость и проверка получаемой информации; клиентоцентризм (отношение к проблеме в соответствии с интересами клиента); конфиденциальность, адекватность методов и методик; соблюдение права клиента на невмешательство в частную жизнь и умение предвидеть возможные варианты его реакции на предлагаемые действия.

Реабилитация – это система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи, ее членов в мировой практике используются учреждения социального обслуживания семьи, территориальные центры, медико-психолого-социальные центры. Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку различных видов помощи (юридической, психологической, медицинской, социальной), для того чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов семьи на другие ценности, сменить их установки. В подобных учреждениях члены семьи могут получить консультацию у специалистов, посетить групповые занятия, включиться в одну из реабилитационных программ.

Также, реабилитационную функцию выполняют выездные формы помощи семье, которые представляют собой комплекс различных процессов и методик. Во-первых, это кризисные варианты помощи семье или отдельным ее членам («телефон доверия», экстренная психологическая помощь). Во-вторых, помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие социальные службы и специалисты. В данном случае могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, семинары. Обеспечивать реализацию программы могут передвижные бригады. В-третьих, патронаж (покровительство) – это система специального обслуживания некоторых категорий людей, требующих особого внимания.

Профилактика представляет собой комплекс мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилактики – разработка специальных обучающих и просветительских программ. Так, например, исследование проблем семьи и семейного воспитания показывает, что супруги все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений.

В основу программы просвещения закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания супругов. Они ориентируют их на расширение самостоятельности при решении возможных проблем во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях. Просвещение супругов как элемент профилактики может происходить в процессе тренингов, которые позволяют формировать у них навыки преодоления трудностей, регулирования взаимоотношений.

Таким образом, социальная работа в семье должна быть направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и которые не в состоянии решить самостоятельно. Также одним из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы являются службы семьи, основная цель которых направлена на обеспечение оптимального выполнения семьей ее разнообразных функций, совершенствование внутрисемейных отношений, гармоничное развитие личности супругов и жизни семьи в целом.

Немаловажную роль в поддержке семьи играет и социальная политика. Социальная политика должна создавать условия для повышения доходов работающим бедным, тем, кто способен самообеспичиваться и увеличивать экономический потенциал страны. Это целый комплекс действий государства, имеющий отношение к различным сферам жизни: занятость, доходы, образование, здоровье, быт, безопасность, выделим следующие направления:

· повышение минимальной оплаты труда, определяющей минимальную цену труда, вначале до нормы, установленной в Трудовом кодексе РФ (прожиточного минимума).

· отмена налога с минимальной заработной платы, льготный налоговый режим для организаций, оказывающих социальные услуги;

· всесторонняя поддержка (правовая, экономическая, образовательная, инфраструктурная) малого бизнеса, личного подсобного хозяйства, ремесла, надобного труда, безработных семей, семей с маленькими детьми;

· увеличение страховых пособий на детей хотя бы до уровня прожиточного минимума, полная оплата отпуска по беременности и родам, установления пособий по уходу за ребенком, увеличение пособия на рождение – до стоимости корзины новорожденного;

В целях адресной социальной поддержки малообеспеченным семьям выплачены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Ежемесячная дотация на питание предоставляется органами социальной защиты населения, также детям, обучающимся в государственных и муниципальных учреждениях, предоставляется льготный проезд.

Социальная работа в отношении неполных семей предполагает затрату специальных усилий на просвещение, сохранение здоровья, повышение культурного уровня. Также оказание необходимой помощи в получение пособий, психолого-педагогическое консультирование, профилактика аморального и асоциального поведения, законодательное просвещение. Для эффективности социальной помощи необходима совместная работа ДОУ, школы, Центра социальной помощи, социальных служб, кризисных центров.

Социальная помощь неполным семьям включает в себя обеспечение одинокой матери работой, устройство детей в группу дневного пребывания социального учреждения.

Для осуществления социальной помощи малообеспеченным семьям необходимо расширение льгот на бытовые и коммунальные услуги, оплату образования или предоставление бесплатного образования, помощь в организации летнего отдыха детей и т.д.

Социальная работа с неблагополучными семьями проходит в нескольких этапах: 1. систематическое отслеживание статуса и состояние семьи, динамики ее межличностных и социальных отношений в процессе патронажной работы; 2. создание социально-психологических условий для преодоления семейных конфликтных и кризисных состояний; 3. создание специальных условий для оказания помощи и поддержки семье в целом;

 

Выводы по главе 1

1. В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями.

2. Социальная работа в семье должна быть направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и которые не в состоянии решить самостоятельно.

3. Одним из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы являются службы семьи, основная цель которых направлена на обеспечение оптимального выполнения семьей ее разнообразных функций, совершенствование внутрисемейных отношений, гармоничное развитие личности супругов и жизни семьи в целом.

4. Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональ­ной помощи обусловлены ее типом. Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...