Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интернет-технологии как фактор изменения культуры досуга

Исследования показывают, что пользователям в возрасте от 18 до 29-ти лет Интернет необходим для организации приятного времяпрепровождения, что позволяет нам отнести Интернет к досуговым видам деятельности для большинства молодежи и рассматривать его в качестве одного из факторов, определяющих трансформации пространства досуга подрастающего поколения. История Интернета в России охватывает незначительный период. Несмотря на то, что формально наша страна стала частью глобальной сети уже в 1990 году, эпоху стремительного развития российского Интернета исследователи отсчитывают с конца 90-х годов. В то время ученые стали говорить о том, что виртуальная реальность окажет самое большое воздействие на психический мир, культуру и духовность, образ мысли и образ жизни последующих поколений.[26] Таким образом, необходимо отметить изменения молодежного досуга, которые базируются на новой форме реальности, новом информационном поле, пространстве компьютерного общения и коммуникации. Такая необходимость подтверждается тем фактом, что компьютеры сегодня затрагивают самую суть культуры, поскольку связанная с ними революция в средствах массовой информации меняет образ мыслей и взглядов, определяет социально-культурную жизнь человека.

Прежде всего развитие всемирной сети означает появление новой коммуникационной среды для межличностного и внутригруппового общения. Можно говорить о том, что Интернет, выступая особым социальным пространством, является той сферой, где трансформируются традиционные формы социальных отношений, а общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственной коммуникации, а приобретает черты, определяемые новым средством -Интернетом.

Отмечая отличие традиционного общения от сетевого, И.Ю. Кузнецова характеризует последнее «бестелесностью и анонимностью партнеров в процессе коммуникации».[27] По результатам собственных исследований Е.В. Якушина формулирует выводы о привлекательности анонимного общения для молодежи. Автор говорит о том, что определенную часть подростков в пользовании Интернетом привлекает возможность общаться от имени разных лиц, регистрируя в Сети вымышленные фамилии и адреса (ники). О.И. Карпухин в качестве причины популярности Интернета в молодежной среде рассматривает полную свободу, которая, как отмечает автор, иногда даже простых хулиганов может превратить в террористов, поскольку поведение в Сети обратимо и безответственно.[28]

Однако для абсолютного большинства общение в виртуальном пространстве не заменяет отношений в физическом пространстве, что подтверждают данные исследований, фиксирующие не снижающуюся потребность в непосредственном общении с друзьями, несмотря на увеличение числа увлекающихся компьютером и Интернетом. То есть непосредственное общение не вытесняется виртуальным, а скорее увеличивает пространство для него, привлекая теми самыми особенностями, о которых мы говорили выше (анонимность, широта охвата и пр.).

В Сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле. Нельзя отрицать, что в определенной степени такие возможности содержат позитивную составляющую, но есть и очень важная негативная сторона, сильно влияющая на молодого человека: уход от реальности – удовлетворение своих потребностей в «другой» реальности, поиск себя в другом мире, не там, где приходится жить на самом деле. Как справедливо отмечает В.В. Гаврилюк, «компьютер съедает реальную жизнь, подменяя ее виртуальной», то есть выполняет, по сути, компенсаторную функцию.[29] Если на первых этапах становления всемирной сети, значительное количество пользователей действительно искало в сети возможность ухода от реальности, в которой оставались нереализованные амбиции, то в настоящее время можно диагностировать появление поколения, которое сознательно позиционирует себя, прежде всего, как активных участников Интернет-пространства, при этом реальная жизнь у них может складываться вполне благополучно.

Интернет как вид досуговой деятельности организуется не только дома, но и в различных компьютерных клубах, Интернет-кафе. Вместе с тем функционирование подобных предприятий в сфере досуга молодежи связано с рядом проблем. Многими исследователями высказываются опасения по поводу «губительного влияния чрезмерного увлечения компьютерными играми сомнительного содержания на психику молодого человека». В целом результаты исследования подтверждают мнение Е. Викентьевой о том, что зачастую «сотрудников игровых клубов, кроме прибыли, ничего не касается», поскольку не ведется контроль над продолжительностью и временем пребывания в клубе, над самими занятиями молодежи, отсутствуют необходимые санитарные условия и пр.

Интернет, таким образом, оказывая влияние на формирование социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, в определенной мере формирует личность человека. Это значит, что необходимо развивать позитивный потенциал виртуального пространства и противодействовать возможным негативным последствиям пребывания в нем. Говоря о характере потребностей, реализуемых через Интернет, А.И. Ковалева отмечает: «Сеть, в отличие от масс-медиа, никоим образом не связана рамками приличия и хорошего вкуса, поэтому в Интернете картина пристрастий, вкусов и потребностей пользователей получает адекватное отражение».[30] Аналогичную точку зрения высказывает и Х.М. Энценсбергер: «Интернет не является ни проклятием, не благословением; он просто отражает состояние сознания своих пользователей».[31]

Как можно убедиться, современные исследователи по-разному оценивают значение Интернета и представляют социокультурные последствия его внедрения и распространения. Многие не разделяют точку зрения, что глобальную информационную систему можно оценивать только как значительный прогресс в социокультурном развитии человечества. Обоснована и тенденция в исследованиях социокультурных представлений о системе Интернет описывать совокупность позитива, раскрывающего возможности познания, развития, самосовершенствования. Сам компьютер, Интернет – техническое достижение качественно нового уровня, средство, раскрывающее самые широкие возможности человека в отношении культурно-научных изменений. Другой вопрос – для достижения каких целей это средство используется, чем наполняется его содержание.

Если попытаться рассмотреть Интернет как форму, замещающую другие формы досуга, например того же чтения, то, скорее всего, мы зайдем в тупик, поскольку не сможем найти достаточных оснований для того, чтобы это доказать. Вместе с тем, нельзя не согласиться с мнением, что компьютер по своему воздействию на человека ближе к книге, чем к телевизору. Кроме того, возможно расширение или замещение Интернетом живого общения, других видов досуговой деятельности, например таких, как посещение концертов, кино, театров.

Интересны результаты социологического исследования во Франции, изучившего 24 тысячи французских семей, использующих персональные компьютеры в домашних условиях. Результаты показали, что в семьях, имеющих доступ к системе Интернет, уровень вовлеченности людей в культурно-досуговую практику превышает средний (по показателям посещений культурно-досуговых мероприятий, занятиями различными видами творческой деятельности.[32]

Рассмотренные выше формы применения компьютера в сфере досуга молодежи, хотя и не исчерпывают всего их многообразия, однако в определенной степени иллюстрируют те инновации, обусловленные техническими достижениями, которые характеризуют современные увлечения молодежи в сфере досуга.

Новые возможности создает компьютеризация и в сфере производства культуры, формирующая новые увлечения, находящие свое место в досуге молодежи: компьютерная мультипликация (в качестве примера может послужить Масяня – героиня компьютерной мультипликации школьницы из Санкт-Петербурга), компьютерная живопись (в частности – «фракталы» -составление узоров, получаемых по определенным правилам с использованием компьютерных программ), компьютерная графика (в июле этого года в г. Омске был открыт первый в России детский Центр компьютерной графики), web-дизайн (подобные молодежные увлечения начинают включать в различные соревнования, примером чему могут быть Национальные Дельфийские игры, в которых традиционно принимают участие танцоры, музыканты и художники).[33]

Особый интерес представляет компьютерная живопись. В настоящее время реальностью становятся даже выставки таких картин, первая из которых несколько лет назад состоялась в Лондоне, а сейчас аналогичные выставки с спехом проходят уже по всему миру, в том числе и в России. Увлекающаяся подобным изобразительным искусством молодежь вполне допускает, что через 10-15 лет появится школа компьютерной живописи, и ее ученики будут развивать складывающиеся в настоящее время традиции компьютерной живописи, привносить свое.

Учитывая весь спектр последствий распространения Сети, крайне важно поставить под социальный и нравственный контроль ее прогресс, предотвратив тем самым хотя бы частично некоторые негативные последствия, связанные с новым видом досуговой практики молодежи – Интернетом.

Можно подвести следующие итоги рассмотрению стратегий виртуализации досуга в условиях развития современных коммуникативных и информационных технологий:

1. Город, являясь сосредоточением культурных и технологических ресурсов, выступает центром развития новых информационных технологий, которые деконструируют структуру его культурного пространства, способствуя изменения отношения к досугу и конкретным формам его реализации.

2. Компьютеризация и интернетизация культурного пространства способствуют образованию виртуальных стратегий досугового поведения, в которых пребывание в виртуальном пространстве становится элементом престижного поведения и важным фактором повышения собственного статуса в глазах сверстников. Данная тенденция отчетливо прослеживается на примере возникновения двух основных форм виртуального досуга: компьютерные игры и Интернет.

3. Компьютерные игры становятся фактором институциализации отдельной субкультуры геймеров, в рамках которой возникает собственная шкала и ценностей и критерии престижного потребления. Условием повышения статуса в рамках данной субкультуры является прохождение игр, символически являющееся аналогом архаической инициации. Самореализация в рамках данной субкультуры может приводить к социальной изоляции по отношению к другим группам населения, поскольку виртуальная культура досуга резко отличается по своим ценностным приоритетам от других способов престижного потребления.

4. Другой формой виртуального досуга становится Интернет, либо те формы досуга, реализация которых непосредственно связана с пребыванием в киберпространстве (например, флеш-моб). Данная субкультура, возникшая в 90-ых годах, достаточно быстро утратила свое культурное единство, сохранив в качестве базовой ценности безусловную ценность постоянного нахождения в Интернете, получения новой информации и поддерживания коммуникативных связей.

Заключение

Следует констатировать, что культура молодежного досуга в последнее время претерпевает значительные изменения, связанные с реализацией общекультурных тенденций изменения и развития. Узкодисциплинарные социологические и социально-психологические исследования не в состоянии в полной мере охватить специфику поднимаемой проблемы, что делает особенно актуальной философско-культурологическую постановку вопроса о функциях и структурных характеристиках молодежного досуга в рамках современного культурного пространства.

В настоящее время молодежная культура становится отдельным сегментом культурного пространства, на который нацелены интересы политических партий, транснациональных корпораций и культурных учреждений, потому что именно в этой культурной среде зарождаются ростки будущего общества, в котором предстоит жить следующим поколениям. В обществе потребления молодёжи активно навязываются красиво упакованный суррогат иных культур, продукты массовой культуры, разнообразные и часто противоречащие, противостоящие друг другу политические, идеологические и религиозные идеи и мифы. Свобода выбора жизненного пути относительна. Она ограничивается достигнутым уровнем общественного развития. Проблема состоит в том, готов ли молодой человек иметь дело с неизмеримо возросшим многообразием выбора продуктов материального и духовного производства.

Ему приходится выбирать среди движущихся ценностей и целей, число которых неуклонно возрастает. Таким образом, поиски себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием и сложностью выбора. Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить, повергнуть в ужас. На это и рассчитаны одежда, манеры, жаргон, специфические увлечения молодых, их досуг.

Досуг – самая простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность: умение руководить, принимать решение, организовывать. Досуг – это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В реализации возможностей для саморазвития личности, для культурного, физического и интеллектуального роста важную роль играет использование молодым человеком своего свободного времени. Изучение структуры и форм проведения досуга имеет большое значение в характеристике культурного уровня молодежи. Понятие «досуг» традиционно включает в себя совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время.

Список литературы

Артемьев А.И. Социология личности. – М.:Академия, 2001. – 256 С.

Афанасьев В. В. Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина // Социс, 2005, № 5. с. 129-137.

Баранов Г.С. Модели и метафоры в социологии Маркса // Социс, 1992, № 6. с. 128-142.

Барг М.А. Цивилизационный подход к истории // Свободная мысль, 1991. № 3. С. 67-78.

Бармина Д.А. Общественные организации в среде студенчества // Вестник Уральского государственного технического университета, 2003, № 4. С. 15-22.

Викторов А. Досуг – дело серьезное // Воспитание школьников, 2001, № 5. С. 47-53.

Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга – К.: Наукова думка, 1988. – 72 С.

Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Шереги Ф.Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН, 1998, Т. 68, № 6. С. 56-69.

Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Прогресс, 1967. – 175 С.

Демин М.В. Мотив человеческой деятельности: характер, содержание, функции // Философия и общество, 1999, № 3. С. 56-67.

Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Наука, 1990. – 284 С.

Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: ИС РАН, 1996. – 335 С.

Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. – Л.: Лениздат, 1974. – 166 С.

Ковальзон М.Я. Философский анализ человеческой деятельности // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1978, № 2. С. 63-75.

Козлова О.Н. Социализация в поле безнадежности и за ее пределами // Социально-гуманитарные знания, 2002, № 2. С. 13-21.

Любарский Г.Ю. Теория динамики сложной социальной системы // Полис, 2004, № 2. с. 41-50; № 3. с. 55-65.

Мяло К.Г. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. – М.: Прогресс, 1991. – 253 С.

 


[1] См. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма.. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. С. 15-18.

[2] Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2001. С. 14-16.

[3] Образ жизни населения крупного города: опыт комплексного социального исследования. – Л.: Знание, 1988. С. 15.

[4] Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). – М.: ИФ РАН, 2002. С. 186.

[5] См. критику подобной типологии: Флиер А.Я. Культурогенез. М.: Наука, 1995. С. 94.

[6] Цветкова Г. Образ жизни россиян: динамика социальной инфраструктуры // Безопасность Евразии, 2002, № 1. С. 78-89.

[7] Способы адаптации населения к новой социально-экономической ситуации в России / Под ред. И.А. Бутенко. М.: Канон Пресс, 1999. С. 64.

[8] Шарова А.Ф. Перестройка управления сферой культуры и досуга территории // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования: Сборник научных трудов. – Свердловск, 1991. С. 114.

[9] Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс, 2003, № 1. С. 23-29.

[10] Стивенсон С.А. Уличные дети и теневые городские сообщества // Социологический журнал, 2000, № 3/4. С. 45.

[11] Способы адаптации населения к новой социально-экономической ситуации в России / Под ред. И.А. Бутенко. М.: Канон Пресс, 1999. С. 98.

[12] Тютюнников Б.Я., Цыбулина О.А. Современная проблематика молодежного досуга // Социально-культурная деятельность: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей. – Краснодар, 1998. Вып.2. С. 159.

[13] Там же. С. 160.

[14] Чеснокова В.Ф. Проблемы молодежных субкультур, возникающих на базе занятий искусством в свободное время // Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации. – М.: Народное ремесло, 1990. С. 192.

[15] Есаков В.А. Мегаполис и его культура. М.: Альфа-М, 2008. С. 78-79.

[16] Там же. С. 180.

[17] Наумова Н.Ф., Роговин В.З. Культура разумного потребления. – М.: Наука, 1987. С. 75.

[18] Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс, 2003, № 1. С. 28.

[19] Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. – М.: Аспект Пресс, 1993. С. 57.

[20] Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. – Новосибирск, 1998. С. 68.

[21] См. подробнее: Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социс, 2002, № 1. С. 67-73.

[22] Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М., 1990. С. 28.

[23] Пелевин В. Желтая стрела. М.: Вагриус, 2000. С. 156-190.

[24] Болгов В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // Социс, 2003, № 2. С. 78-84.

[25] Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформации российского общества. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2000. С. 59.

[26] Романов Б.С. Феномен «видео» и проблемы культуры досуга // Культура.Творчество.Человек. Ч.З. Культурология: Тезисы научной конференции. Самара, 1991. С. 160-173.

[27] Кузнецова И.Ю. Молодежная политика и молодежная культура: социализация молодежи на рубеже веков. – Краснодар, 2000. С. 78.

[28] Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс, 1998, № 12. С. 45.

[29] Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации // Социс, 2002, № 1. С. 63.

[30] Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс, 2003, № 1. С. 32-39.

[31] Цит. по: Козлова О.Н. Социализация в поле безнадежности и за ее пределами // Социально-гуманитарные знания, 2002, № 2. С. 20.

[32] Левикова С.И. Место техники в системе ценностей молодежной культуры // Общественные науки и современность, 2001, № 4. С. 18-29.

[33] О способах применения компьютерных технологий в сфере досуга см. подробнее: Мандрика А., Тютюнников Б.Я. Формирование культуры общения молодежи в процессе досуговой деятельности // Социально-культурная деятельность: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей. –Краснодар, 2000. Вып. 5. С. 135-146.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...