Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Правовые основы лоббизма в России и за рубежом.




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………...……………………………………………..3

Глава 1. Правовые основы лоббизма в России и за рубежом …….…………………….…………………………………………...6

1.1 Анализ понятий «лоббизм» и «лоббистская деятельность…...…..6

1.2 Мировой опыт законодательного регулирования лоббизма……………………………………………………………………...…..10

Глава 2. Формы лоббистской деятельности …………....14

Глава 3. Проблемы и перспективы конституционно-правового регулирования лоббистской деятельности ……………………………………………………………...21

3.1 Проекты закона о регулировании лоббистской деятельности.…..21

3.2 Поиски оптимальной модели регулирования лоббизма……….....25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………….…………………..…...…29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………...………34

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Тема лоббизма последние полтора десятилетия постоянно становится предметом исследования и обсуждения ученых, общественных организаций, привлекает внимание законодательных и исполнительных органов власти. Современная Россия переживает период системных общественно-политических и социально-экономических перемен, что с особой остротой ставит вопрос об отношениях между государством и обществом. Любой переходный период порождает новые институты, модернизирует или прекращает существование старых, происходит формализация институтов, носивших ранее неформальный характер. Одним из таких институтов в политическом процессе страны является лоббизм, актуально востребованный нынешним российским социумом с целью более полного представления своих интересов в органах государственной власти, в частности, законодательных. Реальностью современной России является интенсивное воздействие на общественное мнение и государственную власть со стороны различных групп интересов, что обусловливает необходимость изучения их деятельности.

Обзор литературы. В курсовой работе исследуются международные правовые акты и нормативно-правовые акты Российской Федерации, так или иначе затрагивающие вопросы лоббизма в правотворческой деятельности, а также книги и учебные пособия отечественных и зарубежных специалистов данной сферы.

Объектом исследования в курсовой работе являются отношения, складывающиеся в процессе осуществления лоббистских воздействий на подготовку, принятие и осуществление решений в органах государственной власти и местного самоуправления, рассматриваемые с конституционно-правовой точки зрения.

Предмет исследования в курсовой работе – конституционно-правовые нормы лоббистской деятельности в правотворчестве и нормы международного и конституционного права России, регулирующие лоббизм.

Цель и основные задачи диссертационного исследования. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы рассмотреть конституционно-правовые основы лоббизма, исследовать лоббизм в качестве одной из форм реализации народовластия, базирующейся на конституционном праве граждан осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, целью работы было в выявление тенденций, закономерностей формирования эффективно действующей системы правового регулирования лоббистской деятельности в России на основе обобщения зарубежного опыта и комплексного, критического анализа существующих концепций ее правового регулирования в Российской Федерации.

Указанные цели предопределили постановку и решение следующих задач:

- раскрытие содержания понятия «лоббистская деятельность»;

-рассмотрение конституционно-правовых основ лоббизма;

- рассмотрение основ «гражданского лоббизма»;

- выявление форм осуществления лоббистской деятельности в Российской Федерации;

- изучение специфики лоббистской деятельности в парламенте России;

- теоретический анализ опыта правового регулирования лоббистской деятельности в зарубежных странах;

- определение наиболее эффективных правовых средств, необходимых для регулирования такой деятельности в Российской Федерации.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы курсовой работы, ставятся цели и задачи исследования в курсовой работе; основная часть курсовой работы состоит из трех глав, последовательно раскрывающих содержание курсовой работы; в заключении делаются общие выводы о проведенном в курсовой работе исследовании. К курсовой работе прилагается список использованных при написании курсовой работы источников.

 

Глава 1. Правовые основы лоббизма в России и за рубежом.

1.1 Анализ понятий «лоббизм» и «лоббистская деятельность.

 

Россия - огромная страна с колоссальным комплексом экономических, социальных, политических, национальных, экологических и иных проблем. Управление такой страной крайне сложно, но именно от качества руководства и эффективности решений, принимаемых на разных уровнях, зависят темпы развития, благосостояние общества.

В соответствии с законом руководство государством осуществляют президент, парламент, правительство. Они принимают наиболее ответственные решения, организуют и контролируют их претворение в жизнь. В то же время в России есть мощные политические и экономические силы, заинтересованные, чтобы в принимаемых решениях в полной мере учитывались их частные интересы. Поэтому столь важно совершенствование взаимодействия госорганов, бизнеса, общественных организаций, всего населения[1].

Лоббизм - это система приемов и практика реализации интересов различных групп граждан путем воздействия на органы государственной власти. Под лоббированием подразумевается высококвалифицированная деятельность, имеющая политический смысл и правовое обоснование и являющаяся интегральным элементом демократической системы[2].

Термин «лобби» имеет англоязычное происхождение, хотя в английский язык он пришел из средневековой латыни. Еще в 16 веке данное слово использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях.

Этимологически слово «лобби» произошло от латинского «lobia». Столетие спустя словом «лобби» стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Переход чисто церковного слова в светско-парламентский обиход связан, с тем, что во времена образования английского парламента в 13 веке, его собрания проходили не регулярно, в разных помещениях и даже городах. В средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества именно в здании церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Westminster, что можно перевести как «западная монастырская церковь».

Политический оттенок термин приобретает в конце 18 века в Соединенных Штатах Америки. Первая поправка к Конституции США, в которой декларируется право граждан США «мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб», впервые заложила основу для развития явления через систему правовых норм. Уже в 1808 году слово «лобби» было впервые зафиксировано в протоколах Конгресса США десятого созыва. А примерно с середины 19 века «лобби» и производные от него становятся одними из самых употребляемых в американском политическом лексиконе. Именно в это время под ним стали понимать место, где заинтересованные лица могли донести свою позицию до членов Палаты представителей и сенаторов. Согласно правилам вход в зал заседаний им был запрещен. Именно потому, что «просители» не могли пройти дальше холлов и приемных, их назвали лоббистами. Чаще всего таким местом выступала прихожая нижнего этажа здания Капитолия штата Олбани. В этом месте представители общественных кругов и организаций получали возможность встречаться и оказывать влияние на представителей власти.

Но существуют и другие мнения. Так в некоторых российских и зарубежных источниках распространение термина «лобби» связывают с вестибюлем гостиницы «Виллард» (Willard InterContinental Washington) в Вашингтоне. В этой гостинице останавливались приехавшие на сессию парламентарии на рубеже 18-19 веков. Именно в вестибюле этой гостинице, лоббисты могли донести свое мнение по поводу принятия того или иного закона.

Практически в тоже время происходит и профессионализация явления. Во времена президентства У.С. Гранта (1869-1877), генерала, снискавшего славу во время гражданской войны в Соединенных Штатах 1861 - 1865 годах, возникает специальный институт посредников-профессионалов, которые стали брать на себя задачи лоббирования интересов заинтересованных групп.

Самым ранним зафиксированным случаем иностранного лоббизма считается наем в XIX веке российским правительством американского экс-сенатора для лоббирования покупки американским правительством Аляски.

В западной научной литературе (прежде всего в английской и американской) термин «лоббизм» понимается как: "воздействие частных лиц или групп интересов на систему принятия государственных решений".
При этом стоит обратить внимание, что в англосаксонской традиции акцент делается на том, что это особый вид профессиональной деятельности сотрудников, либо независимых консультантов, нанятых компаниями для представления их интересов[3].

Так, по мнению английского политолога С.Е. Файнера: лоббизм — это «любая деятельность организаций, влияющая на органы государственной власти в целях содействия собственным интересам, причем эти организации, в противоположность партиям, не готовы сами принять ответственность за власть в стране».

В свою очередь американский политолог Э. Лэдд делает акцент на политической компоненте данного процесса и определяет лоббизм как
«организацию определенных групп людей для артикуляции, агрегирования и реализации своих интересов».

Показательно в данном случае определение, выработанное Американской лигой лоббистов: «Лоббисты являются, прежде всего, экспертами в вопросах государственного управления – его структуры, программ, политики и законодательного процесса. Кроме того, будучи основным звеном связи с творцами политических решений, они органически включены в планирование и реализацию соответствующих стратегий достижения политических целей».

Лоббизм в правовом смысле- это совокупность норм, регулирующих деятельность различных групп давления (граждан, ассоциаций бизнеса, профессиональных организаций и т.д.) по продвижению своих интересов в органах государственной власти.

Согласно проекту федерального закона «О правовых основах лоббистской деятельности в Федеральных органах государственной власти» под лоббистской деятельностью понимается «взаимодействие юридических и физических лиц с федеральными органами государственной власти и их представителями с целью оказания влияния на разработку и принятие указанными органами законодательных актов, административных, политических и иных решений в своих интересах или в интересах конкретных клиентов»

Употребление термина в российской научной и профессиональной среде можно выделить два подхода к толкованию термина «лоббизм».
В широком смысле под лоббизмом понимают любую деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и других организованных групп давления (в том числе и политических) по отстаиванию своих активных интересов.

Стоит особо подчеркнуть, что в рамках этого подхода лоббизм – это не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих корпоративных интересов, получение особых властных преференций и т. п. Сторонники широкого понимания термина считают, что вполне допустимо говорить о лоббизме Президента, Правительства, депутатском лоббизме.

Сторонники другого подхода, считают недопустимым столь широкое толкование термина «лоббизм». Расширение состава участников лоббистской деятельности лишает слово присущей ему специфики, делая возможным его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти.[4]

Лоббизм - это система приемов и практика реализации интересов различных групп граждан путем воздействия на органы государственной власти. Под лоббированием подразумевается высококвалифицированная деятельность, имеющая политический смысл и правовое обоснование и являющаяся интегральным элементом демократической системы[5].

Лоббистская деятельность - это деятельность граждан, а также их объединений по установлению контактов с должностными лицами и депутатами органов законодательной власти с целью оказания влияния от имени и в интересах конкретных клиентов на разработку, принятие и осуществление указанными органами законодательных актов, политических решений, подзаконных нормативных актов, административных решений[6]

1.2 Мировой опыт законодательного регулирования лоббизма

На основании мирового опыта выделяют три основных подхода к правовому регулированию лоббизма: американский, немецкий и французский.

С 1946г. в США действует федеральный закон о регулировании лоббизма в Конгрессе, согласно которому юридическим и физическим лицам, участвующим в лоббистской деятельности, предоставлено право регистрации при Сенате и Палате Представителей. В законе подробно регламентирована процедура регистрации. В частности, лоббист обязан под присягой представить письменное заявление, в котором приводятся следующие данные: имя и адрес учреждения лоббиста; имя и адрес лица, которое его нанимает; сроки найма; сумма вознаграждения, выплачиваемая лоббисту; цели и сумма выделенных на расходы средств. Лоббисты также обязаны ежеквартально представлять подробные отчеты о полученных и израсходованных на указанные цели средствах; о лицах, которым были выплачены какие-либо суммы; а также названия всех статей с материалами в поддержку или против законопроектов, опубликованных по инициативе лоббиста. Несомненно, что американский закон далеко не совершенен: он регулирует лоббизм лишь в законодательном органе Федерации, и к тому же представленные лоббистом данные очень трудно проконтролировать.

В Германии нет федерального закона о лоббизме, однако имеется целый ряд положений, регулирующих лоббистскую деятельность[7]. С 1972 г. действуют Кодекс поведения члена Бундестага и Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге. В соответствии с Кодексом депутатам предоставляется право заниматься за вознаграждение проблемами, выносимыми на обсуждение комитетов парламента. Перед началом слушаний в комитете они обязаны «Объявить о своей заинтересованности». Но, как правило, эти сведения практически не доходят до широкой общественности. Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге преследует ту же цель, что и американский закон - легализацию контактов субъектов лоббизма с органами государственной власти. Однако, несмотря на общую задачу, данные нормативные акты существенно отличаются друг от друга. Если американский закон распространяется на юридических и физических лиц, то немецкое Положение - только на юридических. В соответствии с его условиями не требуется указывать получаемые и расходуемые денежные средства, так как при свободной регистрации нет оснований доверять таким данным. При регистрации немецкий лоббист должен представить следующие сведения: название и адрес союза (в немецком языке термин «союз» эквивалентен термину «группа интересов»); состав правления; область интересов союза; количество членов союза; имя представителя союза и адрес представительства при Бундестаге и Федеральном Правительстве.

На основании сведений о руководстве, количестве членов и области интересов союза немецкий депутат может судить об авторитетности и репрезентативности зарегистрированного лоббиста. В Германии также предусмотрен лоббизм в исполнительных органах власти. Возможность участия союзов в разработке законопроектов на уровне министерств закреплена Единым положением о федеральных министерствах. Однако к минусам немецкой практики регулирования лоббизма можно отнести произвол немецких чиновников при отборе групп интересов, участвующих в разработке законопроектов в министерствах, и отсутствие гласности на стадии обсуждения законопроектов в государственных органах.

Французский подход коренным образом отличается от американского и немецкого. Лоббистская деятельность во Франции считается незаконной на основании Регламента Национального Собрания Французской Республики. Однако здесь действует Социально-экономический совет, предусмотренный Конституцией 1958 г[8]. Этот орган состоит из представителей профессиональных групп страны и призван давать правительству заключения по всем законопроектам экономического и социального характера. Таким образом, он выполняет роль своеобразного «лоббистского парламента». Подобные органы действуют также в Австрии и Голландии. Недостатками французского подхода являются запрет лоббирования в органах законодательной власти и возникновение проблем, связанных с формированием Социально-экономического совета, обеспечения в нем равномерного представительства различных профессиональных групп.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...