Понятие профилактики табакокурения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Опыт использования социальной рекламы, направленной на профилактику табакокурения Введение
Актуальность проблемы профилактики табакокурения в нашей стране определяется лидирующим положением в мире по потреблению табака. В России курит 65% мужчин, 30% женщин - всего 44 млн. взрослых, что составляет 40% населения страны - самый высокий показатель употребления табака в мире. Статистика приводит печальные факты: по интенсивности курения: в среднем мужчины выкуривают по 18 сигарет в день, женщины по 13 сигарет; по возрасту курящих: 7, 3% млн. человек в России начали курить в возрасте моложе 15 лет, самый ранний возраст приобщения к курению 8-10 лет; по количеству курящих подростков: в возрасте 15-19 лет курят 7% девушек и 40% юношей; среди учащихся профессиональных училищ курит 75% юношей и 64% девушек; по смертности от курения: так, в России умирает от курения ежегодно в среднем 350-400 тыс. человек, для сравнения в автокатастрофах в России погибает ежегодно около 36 тыс. человек. По данным социологических опросов: 60% курильщиков хотели бы избавиться от табачной зависимости, но пока им это не удается в 90% случаев табакокурение является причиной смерти от рака легких, в 75% - от бронхита и в 25% - от болезней сердца; по данным Минздрава 40% беременных женщин продолжают курить в период беременности; в 5 случаях из 100, курение женщины во время беременности приводит к внутриутробной смерти плода; По данным Госкомстата потребление и производство табака в России увеличилось более, чем в 3 раза. На сегодняшний день цены на сигареты в России остаются одними из самых низких в мире, что делает их доступными для всех групп населения независимо от их дохода.
От курения страдают не только сами курильщики, но и некурящие люди. Для первых проблема состоит в том, чтобы бросить курить, для вторых - сохранить свое здоровье и не заразиться вредной привычкой, а также защититься от так называемого пассивного курения, поскольку вещества, входящие во выдыхаемый курильщиками дым, не намного безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входит в зажжённую сигарету. Эти данные подтверждают необходимость профилактики табакокурения. Но, как показывает практика, устрашение и запреты малоэффективны, удорожание сигарет - тоже. В развитых западных странах профилактические мероприятия осуществляются как на законодательном, так и на общественном уровне. В конгрессе США проходят ежегодные слушания по положению дел в области борьбы с табакокурением. В средствах массовой информации поддерживаются те проекты, которые пропагандируют здоровый образ жизни. Действуют общественные организации, цель которых - добиться прекращения производства и продажи табачной продукции, выработать негативное отношение общества к курящим табачные изделия. Этим занимается, к примеру, федерация кардиологов Франции, французский национальный комитет против табакокурения, Национальное агентство против курения в Англии, общество против курения в США, движение некурящих в Германии. В ФРГ ежемесячно выходит информационный сборник, пропагандирующий здоровый образ жизни для людей,которые бросили курить. Также правительства этих стран приняли законы, регламентирующие табакокурение. Однако, как показывают исследования, в России борьба с табакокурением ведется малоэффективно. Современные подростки не скрывают своего пристрастия к курению. Даже возле многих школ можно увидеть на переменах курящих школьников. Эту привычку они приобретают, следуя примеру своих родителей, курящих сверстников. По данным многочисленных социальных опросов с каждым годом увеличивается количество курящих школьников, все чаще в их ряды попадают дети младшего подросткового возраста (А.В. Голубева, В.Д. Москаленко и др.).
Причина этому - слабая законодательная база. Несмотря на постановления и антитабачные законы, они мало влияют на курильщиков, особенно подростков и молодежь, которые в своих привычках преимущественно ориентируются на мнение сверстников, в большинстве своем курящих. В последнее время в профилактике вредных привычек среди молодежи все больше внимания уделяется использованию социальной рекламе, распространяющейся средствами информационных технологий, таких как Интернет, мобильные телефонные услуги, видео-конференции, специализированные ролевые игры, сайты и т.д. Благодаря им, расширяются возможности обратной связи при сохранении анонимности, упрощается нахождение помощи, регулируются психосоциальные дистанции. Молодым людям интересно не только смотреть социальную рекламу. Но и участвовать в ее создании. Важно понимать, что социальная реклама воздействует только как часть комплексной системы. Для решения проблемы курения с помощью социальной рекламы должны проводиться комплексные меры: ужесточения правил курения в общественных местах, создание моды на здоровый образ жизни, проведение антитабачных мероприятий, проведение фестивалей, посвященных данной проблеме. Цель работы: рассмотреть возможности социальной рекламы в профилактике табакокурения. Объект исследования: профилактика табакокурения. Предмет исследования: возможности социальной рекламы в профилактике табакокурения подростков. Задачи работы: 1. Раскрыть понятие «профилактика табакокурения». 2. Охарактеризовать меры профилактики табакокурения. . Рассмотреть особенности использования социальной рекламы в профилактике табакокурения. . Проанализировать существующий положительный опыт использования социальной рекламы в профилактике табакокурения среди подростков. Методы исследования: изучение научной литературы; классификация, систематизация научных результатов исследований, их обобщение; анализ использования социальной рекламы в профилактике табакокурения среди подростков.
Понятие профилактики табакокурения табакокурения социальный реклама подросток Профилактика (от греческого prophulaktikos - предохранительный) - это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия [24, 15]. Профилактика табакокурения, наряду с профилактикой алкоголизма и наркомании - одно из главных направлений работы государственных, образовательных, общественных организаций, в первую очередь, с детьми и молодежью не только в нашей стране, но и за рубежом. Никотин оказывает многостороннее действие на нейровегетативные функции и обменные процессы. Однако психотропное его действие по сравнению с другими психофармакологическими веществами менее интенсивно, но более заметно. Речь идет об эмоциональном выравнивании и успокаивающим эффекте. Часто курение используют в моменты страха и напряжения [9, 11]. Никотин - алкалоид, который содержится, главным образом, в листьях и семенах различных видов табака. При курении табака никотин проникает с дымом в дыхательные пути, всасываясь слизистыми оболочками, оказывает сначала возбуждающее (состояние приятного расслабления, релаксации), а затем, при применении больших доз, парализующее действие. При курении наблюдается повышение толерантности (то есть ослабление реагирования в результате снижения чувствительности к его воздействию). В процессе табакокурения возникает хроническая интоксикация организма. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состояния эйфории, свойственного другим наркотическим веществам, но способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков. Поэтому в Международной классификации болезней табачная зависимость, наряду с алкогольной и наркотической, включена в категорию «Умственные и поведенческие расстройства, обусловленные использованием психоактивных соединений». Развитие табачной зависимости связано с характером курения (возраст, в котором начинают курить, стаж, частота курения), с особенностями организма и характера курильщика. Чем раньше вы начали курить и чем продолжительнее стаж курения, тем легче и крепче развивается табачная зависимость [9, 12].
В.Д. Казьмин, Ц.П. Короленко, отмечают, что 70% курильщиков, сумевших прекратить курение, возобновляют его в течение первых трех месяцев и 75% - в течение первого года. Для возникновения зависимостиважную роль играют психосоциальные условия - курение родителей, учителей и других взрослых (тенденция к идентификации) и, особенно, влияние курящих друзей (солидарность). Продолжение однажды начатого курения зависит от многих факторов. Курильщик научается определять действие сигарет на психические функции, особенно на чувство неудовольствия и напряженности (оперантное обуславливание), этому способствуют часто повторяемые однотипные манипуляции прикуривания, вдыхания и т.д. Дальнейшее курение к тому же обусловлено фармакологически: соматическое привыкание, необходимость повышения дозы, преодоление проявлений абстиненции (в основном вегетативного характера) в результате повторного курения [12, 41]. Признаки зависимости, по определению ВОЗ, свойственны курильщикам. Страстное курение близко к алкогольному и барбитуратному типу зависимости. Поэтому курение часто связано с алкоголизацией, а также с наркотической зависимостью. По данным российских и зарубежных специалистов, среди основных факторов, влияющих на распространение табакокурения, таковы: образ жизни, окружающая среда, наследственность [9, 52]. Таким образом, люди начинают курить в результате многих различных причин. Поэтому для того, чтобы быть эффективными, профилактические программы должны успешно «работать» с формами и методами предупреждения табака и обеспечить каждого человека, начиная с детского возраста, необходимыми навыками сопротивления социальному давлению. Таким образом, табакокурение - это зависимое поведение, которое имеет как социальные, так и психологические причины, и которые необходимо учитывать в процессе профилактики табакокурения у подростков. Табакокурение - это зависимое поведение, которое имеет как социальные, так и психологические причины, и которые необходимо учитывать в процессе профилактики табакокурения у подростков. Принят Закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» №3 - ФЗ (2002), где определяются основные этапы и направления профилактики вредных привычек, в том числе и табакокурения. Профилактическая деятельность, как указано в законе, должна строится на комплексной основе, и обеспечиваться совместными усилиями педагогов, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов [1].
Для организации профилактики табакокурения должны быть задействованы все средства массовой информации, клубы, благотворительные фонды больных и их родственников, религиозные организации и др. Об этом же упоминается в «Стратегии профилактической работы с детьми и подростками до 2020 года» (2010) [4, 104]. На его основании к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и в пределах своей компетенции осуществляющих индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними. В 2002 г. была опубликована «Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР)», в которой дается определение профилактической работы с учащимися в школах как целостной, организуемой в рамках единой государственной программы системы мер, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами [2]. Профилактическая деятельность в образовательной среде, согласно Концепции КАПР, включает следующие основные принципы: . Комплексность согласованное взаимодействие на межведомственном, профессиональном уровне, в системе образования по осуществелнию профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики. . Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом возраста. . Аксиологичность (ценностная ориентация) по формированию у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. . Многоаспектность профилактической деятельности включает: социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей; психологический аспект, направленный на формирование стрессо-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок; образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о последствиях злоупотребления алкоголя и ПАВ. . Последовательность (этапность) предусматривает на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач. . Легитимность предусматривает необходимую правовую базу антинаркотической профилактической деятельности. Основными направлениями и формами профилактики табакокурения с подростками являются: Первое направление: профилактическая работа с родителями: - формирование нетерпимого отношения родителей к табакокурению в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок. Формы работы: родительский университет, организация групп родительской поддержки для «проблемных» семей; предупреждение внутрисемейного вовлечения детей к раннему табакокурению. Формы работы: семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи «проблемной» семье; оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал принимать алкоголь, курить; уходит из дома; находится на реабилитации и т.д.). Формы работы: консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов «Как помочь ребенку, который начал курить и употреблять алкоголь». Второе направление: воспитательно-педагогическая работа с подростками: - разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через предмет - валеология, ОБЖ, физкультура); разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления алкоголя и табака (обучение и воспитание через предмет - литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий табакокурения); разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся; разработка и внедрение общешкольных антиалкогольных и антитабачных мероприятий: тематические «круглые столы», дискуссии и конференции; ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия курению; - формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимого поведения. Различают первичную, вторичную и третичную профилактику табакокурения [25, 21]. Первичная профилактика злоупотребления алкоголем включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к табакокурению. Целями первичной профилактики, по мнению М.В. Русаковой, являются: изменение ценностного отношения детей и молодежи к курению, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной среде; сдерживание вовлечения детей и молодежи к табакокурению за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антиалкогольных и антитабачных установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Современная концепция первичного, раннего табакокурения детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение. Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на: формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от курения; формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи с ребенком, начавшему курить; внедрение в образовательной среде инновационных технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и курения и приема алкоголя и наркотиков; развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка [25, 22]. Вторичная и третичная профилактика табакокурения имеют цель максимально сократить продолжительность воздействия никотина на человека, ограничить степень вреда, наносимого табакокурением как потребителю, так и окружающей его микросреде - учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Существуют разные модели профилактической работы. Образовательная модель профилактики основана на воспитательно-педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленных на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях табакокурения с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от него. Медицинская модель профилактики основана на информационно-лекционном методе. Это совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии никотина на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий табакокурения. Психосоциальная модель профилактики основана на биопсихосоциальном подходе к предупреждению привычки к курению. Это совместная деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противодействии групповому давлению. Программы по профилактике табакокурения должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях тренингах и т.д. Программа профилактики должна предусматривать выявление и анализ социальной среды детей и подростков, которое может негативно влиять, приобщить молодых людей к употреблению алкоголя и наркотиков, легальных и нелегальных веществ. В данных случая профилактическая работа возлагается на правоохранительные органы, инспекторов по работе с несовершеннолетними. Таким образом, профилактика табакокурения в Российской Федерации в первую очередь сориентирована на работу с детьми и подростками, основывается на законодательных требованиях к принятию комплексных мер по предупреждению табакокурения. Относительно взрослых принимаются, в основном, запретительные меры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|