Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры профилактики табакокурения среди подростков




табакокурение социальный реклама подросток

По данным Минздрава РФ более 17% смертей в России связано с табакокурением [12, 11].

Исследователи (В.М. Бенюмов, О.Р. Костенко, 2010) приводят следующие статистические данные:

Курение приводит к снижению устойчивости к инфекционным заболеваниям, к ранней потери трудоспособности, а также к болезни, вызванной никотином, отнимают у курильщиков 7% рабочего времени. По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний раком легких, 75% всех случаев хронических нефритов а также 25% сердечно-сосудистых заболеваний приходится на курильщиков. 40% заядлых курильщиков умирают прежде, чем достигают 65-ти лет [6, 21].

Особенно тревожные данные статистики в отношении курящих детей и молодежи (рис.).

 

Количество курящих детей и молодежи (в%)

 

Как показывают статистические, к курению приобщаются все большее количество молодежи, что требует принятия срочных мер профилактики табакокурения в России.

Антитабачный закон «Об ограничении курения» (2013) сегодня в центре внимания общественности. Он начал действовать 1 июня 2013 года, однако на первых порах нарушителей не штрафовали - прорабатывался механизм взимания денег, начиная с ноября, Закон вступил в полную силу: началось взимание штрафов за курение в общественных местах и за курящих детей

С 15 ноября 2013 года взимаются штраф от 500 до 1500 рублей за курение на рабочих местах, на территориях и в помещениях учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения, в подъездах жилых домов, на вокзалах и в аэропортах.

С 1 июня 2014 года к этим местам добавятся рестораны и бары, общежития, гостиницы, поезда дальнего следования, перроны для ожидания электричек. Прежде всего в защите от табачного дыма нуждаются дети и подростки, поэтому штрафы за продажу им табачных изделий и табачной продукции предполагается повысить до 5 тысяч рублей, а для должностных лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч.

Запрещается курение на детских площадках - штраф от 2 тысяч до 3 тысяч рублей.

Для тех, кто вовлекает несовершеннолетних в процесс курения предусмотрен штраф от 1 до 2 тысяч рублей. Если эти действия совершаются родителями ребенка или его законными представителями, ответственность еще более возрастает - они должны будут заплатить от 2 тысяч до 3 тысяч рублей.

Особенно строгие меры предусмотрены за демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях: для должностных лиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Главным нововведением на этом этапе борьбы с курением следует считать не штрафы для рядовых курильщиков, а полный запрет рекламы никотина, а также взыскания с юридических лиц в случае, если они отказываются закрывать курительные помещения на рабочих местах.

Наряду с органами, осуществляющими функции федерального государственного надзора в сферах санитарно-эпидемиологического благополучия, транспорта и пожарного контроля, наделенными полномочиями составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, посягающих на здоровье граждан в связи с потреблением табака, такое право предоставлено и полиции, в случае совершения административных правонарушений в общественных местах.

Совершенно очевидно, что для такой массовой проблемы, какой является курение в нашем обществе, необходимо принимать не только запретительные меры. Для успешного снижения частоты курения среди населения необходимы два условия:

Первое условие: желание курящих отказаться от курения;

Второе условие: наличие эффективных методов, способных помочь курящим это сделать.

Исследования показали, что большинство (75-80%) курящих хотят отказаться от курения, причем '/з из них уже предпринимали, по крайней мере, три серьезные попытки отказа от курения. Эффективных методов и подходов, помогающих курящим бросить курить, разработано достаточно много. Однако большинство из них - клинические методы, применимые на индивидуальном уровне. В то же время опыт многих стран показывает приоритетность массовых популяционных программ. Эффективность этих программ была менее высокой, чем при применении клинических методов по отказу от курения, однако в этих программах были явные преимущества с точки зрения общественного здоровья.

Программы должны обращать внимание всей общественности на проблему курения, охватывали сразу большие группы населения, в результате чего число отказавшихся от курения было большим, не сопоставимым ни с какими другими индивидуальными методами вмешательства [11, 41].

В основу нового подхода заложен позитивный принцип, поддерживающий и стимулирующий людей в их желании отказаться от курения, а также соревновательный и игровой подход. Такой популяционный подход базируется на теориях изменения поведения, на психологических и социальных теориях организации общества, распространения социальных инноваций и социальной поддержки, а также принципах социального маркетинга.

Приоритетность применения такого популяционного подхода в нашей стране обосновывается огромным числом курящих, из которых 32 млн. нуждаются в помощи по отказу от курения.

Глобальная проблема курения не может быть решена усилиями только медицинской службы, а популяционный подход предусматривает партнерство со СМИ, многочисленными немедицинскими структурами.

Другой проблемой является то, что средства на профилактику и программы по отказу от курения ограничены, а такие подходы являются недорогими, в отличие от индивидуальных подходов.

Инновационный подход заключается в ее следующих особенностях:

возможности помочь сразу большому числу курящих людей, что очень важно при высокой распространенности курения среди населения;

в соревновательном игровом характере - возможность быть поощренным при успешном отказе от курения; ориентированность на положительные психологические установки;

в формировании социальной поддержки в отказе от курения со стороны общества путем совместного участия лица, поддерживающего курящего;

в вовлечении различных медицинских и немедицинских служб и СМИ;

в использовании ролевых моделей из самих участников программы:

в формировании в обществе поведения, свободного от табакокурения;

в мобилизации общества для участия в профилактических программах;

в использовании влияния СМИ на поведение курящих,

в образовательном компоненте программы, как для населения, так и для медицинских работников;

в повышении у населения авторитета медицинских структур и государства в целом, которые формируют здоровый образ жизни и поддерживают в этом население [12, 46].

Хотя число смертей от табака в мире в цепом возрастает, в некоторых местах благодаря противотабачной стратегии все же удалось сократить уровни курения. Миллионы людей в Европейском регионе могли бы избавиться от болезней и опасности преждевременной смерти, если бы государства - члены ВОЗ проводили эффективную противотабачную кампанию.

Основные подходы к борьбе против табака включают следующее:

повышение цен на табак путем увеличения налогов;

запрет на рекламирование и пропаганду табачных изделий;

принятие мер, направленных на ограничение курения;

проведение образовательно-просветительных кампаний, направленных на потребителей; - проведение курсов терапии, помогающей желающим бросить курить.

Важным направлением борьбы с табакокурением являются массовые акции по профилактике начала курения подростками.

Повышение цен на табачную продукцию является одним из наиболее эффективных способов сокращения курения.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что повышение цен на 10% приводит к уменьшению курения на 2,5-5% в ближайшей перспективе и, возможно, до 10% - в долгосрочной, если повышать цены соразмерно повышению инфляции.

Уровни снижения табакопотребления среди молодежи могут быть в два или три раза больше по сравнению с более старшими по возрасту людьми. Благодаря этому число случаев смерти, связанной с курением, могло бы быть уменьшено на 0,5-2 млн. в странах с высоким уровнем доходов и на 0,6-1,8 млн. в странах Восточной Европы [25, 133].

В ряде стран налоги на табак были повышены до 70-80% от стоимости пачки сигарет, что позволило добиться значительного снижения уровней табакокурения. Однако согласно имеющимся фактическим данным, даже меньшее повышение налогов позволяло добиться значительного успеха.

Противники повышения цен на табачные изделия чаще всего утверждают, что это может привести к снижению государственных доходов и потере рабочих мест в связи с уменьшением потребления табака, что в связи с этим может резко возрасти контрабанда табачными изделиями и что повышение цен может лечь несоразмерно тяжелым бременем на курильщиков, относящихся к категории лиц с более низкими доходами. Однако эти аргументы либо ложны, либо преувеличены, так как экономические выгоды и польза для здоровья населения от повышения цен на табак в цепом перевешивают любые потери такого рода.

Главной рекомендацией для лиц, разрабатывающих и определяющих политику борьбы с табакокурением, является то, что программы борьбы против табака должны быть всеобъемлющими с целью как можно большего сокращения курения и должны включать:

постоянное увеличение цен, которое должно быть пропорционально росту инфляции;

введение всеобъемлющих запретов на рекламу и пропаганду табачной продукции; принятие твердых мер для ограничения курения в местах работы и в общественных местах;

проведение образовательно-просветительных кампаний, противостоящих рекламе табачных фирм; улучшение вида и текста предупреждений о вреде табака, размещаемых на упаковках табачных изделий; улучшение доступа к курсам терапии, предназначенным для желающих бросить курить.

Таким образом, различные меры могут иметь взаимоусиливающее воздействие и, по общему мнению, комплексный подход является наиболее эффективным для сокращения уровней потребления табака и табачных изделий. Можно сделать вывод, что, несмотря на введение запретительных мер, необходимо усиливать профилактическую работу с детьми и молодежью, формируя у них ценности здорового образа жизни.


Список литературы

 

1. Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах / Под ред. Г.Н. Сибирцевой. - Ростов на Дону: Феникс, 2011. - 320 с.

2. Антонова С.Ф. Социальная реклама как средство активизации жизненной позиции подростков // Социальная активность молодежи как условие развития современного общества. - Екатеринбург, 2013. - С. 53-57

3. Балова Н.В. В помощь классному руководителю: Тематика классных часов по профилактике правонарушений для учащихся средней школы. - Пермь: Радуга, 2012. - 96 с.

.   Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. - М.: Высшая школа, 2006. - 468 с.

.   Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина и наркотиков. - М.: Новый мир, 2010. - 125 с.

.   Болдырев Н.И. Классный руководитель. - М.: Просвещение, 2011. - 134 с.

.   Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М.: Новая школа, 2012. - 301 с.

.   Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. - 160 с.

.   Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Модэк, 2008. - 240 с.

.   Дубровский В.И. Валеология: здоровый образ жизни. - М. Просвещение, 2009. - 286 с.

.   Жирова Т.М. Твоя жизнь - твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни. Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и родителей. - Москва: Глобус, 2012. - 160 с.

.   Закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» №3 - ФЗ (2002). - М.: Сфера, 2002. - С. 58.

.   Закон РФ «О рекламе» от 18.07.1995 №1408 - ФЗ // Новый сборник законов Российской Федерации.-М.: Славянский дом книги, 2006

.   Казьмин В.Д. Алкоголь и курение, мы и наше потомство. - М.: Новый мир, 2012. - 112 с.

.   Калмыков С.Б. Система качества социальной рекламы здорового образа жизни/ С.Б. Калмыков // Социология власти. - 2013. №1. - С. 113-119.

.   Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольным воспитании. - М.: Просвещение, 2013. - 98 с.

.   Кон И.С. Психология ранней юности - М: Просвещение, 2006. - 255 с.

.   Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования РФ от 28.02.2002. №619. - М.: 2002.-С. 12.

.   Крайг Г. Психология развития./Г. Крайг.-СПб.: Питер Бук, 2010. - 312 с.

.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.: УРАО, 2008. - 194 с.

.   Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. - М.: ВАКО, 2011. - 142 с.

.   Личко А.Е. Психология подросткового возраста. - М.: Высшая школа, 2005. - 346 с.

.   Москаленко В.Д. Модели взаимодействия с детьми группы риска. - М.: Новая школа, 2012. - 184 с.

.   Мирошниченко Л.Д. Социальная дезадаптация детей и подростков в современном мире: Основные направления профилактической помощи. - М.: Академия, 2013. - 288 с.

.   Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 г. №1237 «О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака // Российская газета. - 2011. - №5381. - 14 января.

.   Почепцов Г.Г. Теория коммуникации.-М.: «Рефлбук» -2011. - 656 с.

.   Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Сфера, 2007. - 528 с.

.   Пятницкая И.Н. Девиантное поведение подростков. - М.: Педагогика, 2009. - 224 с.

.   Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 256 с.

.   Русакова М.В. Как сохранить здоровье школьников. Основные аспекты профилактики алкоголизма. - М.: Учитель, 2012. - 148 с.

.   Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М: ВЛАДОС, 2009. - 416 с.

.   Стрелец О.П. Профилактика табакокурения и алкогольной зависимости у детей и подростков. // Концепция алкогольной политики в России. - М.: Социум, 2011. - С. 3-24; 132-146.

.   Чукреев П.А. Реклама и ценности молодежи: социологический анализ / Директор школы. - 2012.- №6.-С. 143-148

.   Электронный ресурс: Социологическое исследование компании КОМКОН - Эффективность социальной рекламы - http://rumetrika.rambler.ru/review/0/4352

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...