Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация дошкольных учреждений в сельской местности




 

Ведущим типом дошкольного учреждения на селе являются постоянно действующие детские сады.

Детские сады создаются по решению местных органов власти и содержатся за счет фондов поселкового совета (или федерального фонда) и долевого участия родителей.

Заведующий дошкольным учреждением назначается Управой поселения по согласованию с отделом образования и отчитывается перед ними за свою работу.

Комплектование групп производится в зависимости от наличия детей.

Воспитательная работа с детьми осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».

Большую помощь в подборе педагогических кадров, налаживании воспитательной работы в сельском детском саду оказывают отделы народного образования, педагогические училища, факультеты дошкольного воспитания педагогических институтов.

По данным 2007 г. в системе дошкольного образования России насчитывалось 22 041 сельское дошкольное учреждение, что составляло 44,1% от общего количества дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ). В них воспитывалось 862 тыс. детей (20,3%), что на 8 тыс. детей больше, чем в 2000 г.

По данным опроса слушателей курса “Сельский детский сад: проблемы и перспективы” (Академия ПК и ПРО, 2002 г.) свыше 80% управленцев (инспекторов, руководителей ДОУ) положительно оценивают модель “детский сад – начальная школа”. Они также отмечают, что до 2010 года остро может встать проблема модификации ДОУ не только в “детские сады - школы”, но и в оздоровительно-реабилитационные центры, семейные центры духовно-нравственного воспитания, учреждения дополнительного образования. “Панацеей” респонденты считали реализацию Региональных социальных программ и деятельность Попечительских советов. По их экспертной оценке для ДОУ села малоэффективны “школьные автобусы” и группы кратковременного пребывания, но имеются большие ожидания от компьютеризации для повышения квалификации персонала. При введении долевого финансирования приоритеты отдаются региональному уровню (65%), в меньшей степени муниципальному (45%) и федеральному (49%) уровням поддержки. Специалисты указали на необходимость создания Концепции развития ДОУ села, в т.ч. с учетом потребности в ясельных группах.

Для обеспечения устойчивого развития сельских ДОУ необходима поддержка на всех уровнях.

Стоит отметить и сокращение дошкольных учреждений на селе.

К причинам сокращения числа сельских ДОУ относятся:

-снижение рождаемости в сельских районах;

-проблемы подвоза детей (отсутствие системы “школьных автобусов”);

-падение уровня жизни семей с детьми; отсутствие должной работы с родителями безнадзорных детей и др.

В связи с этим разработана федеральная целевая программа “Социальное развитие села до 2010 года” (постановление Правительства РФ от 3.12.2002 г. № 858), среди основных задач которой отмечаются:

*повышение доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями социально-экономических преобразований экономики;

*обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения;

*улучшение состояния здоровья населения за счет повышения качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры по предупреждению заболеваний и др.


 

Заключение

 

Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:

-охрана жизни и укрепление здоровья детей;

-обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

-осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В Российской Федерации в 2007 году насчитывалось более 45 тыс. детских дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4800 тыс. детей (61,3 % детей в возрасте до 7 лет, что почти приближается к уровню 1991 года — 63,9 %). Вместе с тем в ряде регионов сохраняется очередь на право получения места в дошкольном учреждении, что порой вынуждает родителей подавать заявление о приеме в дошкольное учреждение едва ли не сразу после рождения ребёнка. По данным Росстата, показатели очередности в дошкольные образовательные учреждения составляли на начало 2007 года около 1 млн. детей.

На протяжении последних лет активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними.

Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затрачен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий родителей.

Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов пять дней в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе — на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта.

Детские сады могут быть государственными, муниципальными и частными. Их посещение в России не является обязательным для детей.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...