Претензия по поводу толкования аята
Данный аят является последним ниспосланным Посланнику Аллаха аятом. Под совершенством религии, о котором идет речь в этом аяте, не подразумевается руководство имамов из пророческого рода, а имеется в виду завершение разъяснений всех предписаний шариата. Ответ: Утверждение о том, что 3-ий аят суры «Трапеза» является последним кораническим аятом, ниспосланным Пророку Ислама (да благословит Аллах его и его род), не является верным. По свидетельству истории и значительного числа исламских хадисов после ниспослания данного аята откровения не прекратились. Аяты Священного Корана продолжали ниспосылаться. Известно, что после аята «Совершенство» Посланнику Аллаха были ниспосланы аяты, касающиеся ростовщичества и деления наследства. Табари передает, что последним ниспосланным Всевышним Аллахом аятом является 176-ой аят суры «Женщины». Андалусии пишет, что после разъяснения 3-его аята суры «Трапеза» были еще ниспосланы аяты о ростовщичества и вопросах наследства. В этом аяте не говорится об окончании разъяснения шариатских предписаний. Ведь предписания шариата, такие как ритуальная молитва, хадж, пост и другие, являются второстепенными положениями религии. Тогда как данный аят утверждает, что в этот день были усовершенствованы основы религии, на которых базируется Ислам, без которых вера является неполноценный. Единобожие, пророчество, вера в воскрешение после смерти являются теми основами, на которых зиждется исламская религия. К таким же основам относится имамат – руководство мусульманской общиной после Посланника Аллаха. Разъяснение этой основы усовершенствовало исламскую религию, после чего она просуществует без искажений до скончания миров. Таким образом, только имамат, одна из основ Ислама, подразумевается под усовершенствованием религии, упоминающимся в данном божественном аяте.
В предыдущем отрывке 3-ого аята суры «Трапеза» говорится: «Сегодня отчаялись в вашей религии те, которые не уверовали. Но вы не бойтесь их, а бойтесь меня». Неверующие и лицемеры в тот день отчаялись, потеряли надежду отклонить мусульман от их религии. А отчаялись они по той причине, что в этот великий день Пророк Ислама провозгласил своим приемником Имама Али, и всем стало ясно, что мусульманская община не останется без верного руководства. Неверующие и лицемеры полагали, что после ухода Посланника Аллаха все вернется к старому, но с назначением правителя мусульман все их надежды рухнули.
Ый и 2-ой аяты суры «Ступени» В двух первых аятах суры «Ступени» сказано: «Спросил спрашивающий о наказании, которое постигает неверных. Нет от него спасения». Это еще один из отрывков Священного Корана, относящийся к событиям дня Гадир Хум, когда Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) объявил Имама Али (да будет мир с ним) своим приемником в руководстве над мусульманами. По поводу его ниспослания во многих трудах шиитских и суннитских авторов приводится следующая история. Вначале описываются события, которые произошли в день Гадир Хум. Как Пророк Ислама поднял руку Имама Али и объявил его предводителем всех верующих. Как сподвижники поздравили Имама Али и принесли ему присягу. Затем… Харис ибн Нуман слез со своего верблюда, подошел к Пророку и обратился к нему со словами: «О Мухаммад, ты велел нам засвидетельствовать единство Аллаха и твою пророческую миссию, мы приняли это и засвидетельствовали. Затем ты велел нам выполнять пять молитв, выплачивать закят, держать пост, совершать хадж, и мы приняли это. Теперь ты поднял руку своего двоюродного брата и сказал, что для каждого, кому ты являешься предводителем, Али также является его предводителем. Ты сказал это от себя или по приказу Аллаха?» Пророк ответил ему: «Клянусь Единым Господом, я сказал это по Его приказу». После этого Харис ибн Нуман повернулся и пошел в сторону своего верблюда. По пути он сказал: «Господи, если то, что говорит Мухаммад, правда, ниспошли на меня камень с небес или мучительное наказание». Не успел он достичь верблюда, как с неба на него упал камень и поразил его насмерть. После этого были ниспосланы два этих аята.
Данная история приводится в 10-ом томе толкования Корана, выполненного Куртуби, в толковании «Рух аль-маани», принадлежащего перу Алуси, а также в других работах суннитских ученых. Шиитский историк Алляме Амини в своем историческом труде «Аль-гадир» приводит адреса тридцати суннитских источников, в которых повествуется о причинах ниспослания двух первых аятов суры «Ступени». Эта история наглядно демонстрирует, что имамат двенадцати безгрешных имамов и руководство Имама Али имеют божественные корни. Она свидетельствует, что Аллах назначает для мусульман руководителей, которые способны вести за собой исламскую общину к вечному счастью. Претензия по поводу толкования аята Ибн Теймия и ряд других суннитских исследователей, пытаясь опровергнуть связь между ниспосланием этих двух аятов и событиями в Гадир Хуме, утверждают, что сура «Ступени» является мекканской сурой. Она была ниспослана в Мекке задолго до событий, произошедших после совершения Посланником Аллаха хаджа. Ответ: Отвечая на подобную критику, шиитские исследователи говорят, что часть аятов суры «Ступени» была ниспослана в Мекке, а часть аятов в Медине. В Священном Коране существует несколько сур, которые называются мединскими, но часть аятов которых была ниспослана в Мекке. Также существует нескольку сур, называемых мекканскими, но часть аятов которых была ниспослана в Медине. Сура «Ступени» относится к подобным сурам. В качестве примера приведем другие суры: 1. Сура «Паук». Все аяты этой суры мекканские кроме десяти первых аятов, которые были ниспосланы в Медине. 2. Сура «Пещера». Все аяты этой суры мекканские, кроме семи первых аятов, которые являются мединскими.
3. Сура «Взывающая». Все аяты этой суры были ниспосланы в Медине, а десять первых аятов в Мекке. Помимо этого множество хадисов в трудах ученых обоих исламских направлений также указывают на то, что эти два аята были ниспосланы после завершения обрядов хаджа в связи с событиями, имевшими место в Гадир Хуме.
Аят «Наставление»
Аятом «Наставление» называют 7-ой аят суры «Гром», в котором сказано: «Воистину, ты всего лишь увещеватель, и у каждого народа есть наставник, наставляющий на истинный путь». Этот коранический аят является еще одним указанием на необходимость следования божественным руководителям, которых Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) по приказу Всевышнего Аллаха объявил предводителями мусульман. В аяте Посланник Аллаха назван увещевателем, который, получив откровение от Господа миров, довел его до человечества. В продолжении аята сказано, что после Пророка исламская община не предоставлена самой себе, мусульмане не забыты Господом, наоборот, Всевышний Аллах проявил к мусульманам огромную милость, назначив для каждого времени безгрешных наставников, которые наставляют на истинный путь всех желающих последовать за последним небесным писанием. В толковании Корана «Нур ас-сакалейн» приводится хадис от Имама Садика (да будет мир с ним), сказавшего: «Имам является наставником народа, живущего в его время». В «Аль-кафи» приводится высказывание Имама Бакира (да будет мир с ним): «В каждое время есть наставник из нас (из пророческого рода), который наставляет людей к тому, что принес Пророк». Суннитские ученые привели множество хадисов, являющихся комментариями к аяту «Наставление». Фахр Рази в своем толковании Корана, комментируя данный аят, приводит от ибн Аббаса хадис следующего содержания: «Пророк положил свою руку на грудь и сказал: «Я увещеватель». Затем он указал на Али и сказал: «Ты наставляющий, о Али. Посредством тебя будут наставляться стремящиеся к наставлению после меня». [274]
Табари также приводит в своем толковании Корана подобный хадис: «Когда был ниспослан аят «Наставление», Пророк положил руку себе на грудь и сказал: «Я увещеватель, и для каждого народа существует наставник. А потом продолжил, указав на Али: «Ты наставник, о Али. Только посредством тебя будут наставляться люди после меня». [275] Ахмад ибн Ханбал передает высказывание Имама Али, служащее разъяснением этого аята: «Посланник Аллаха увещеватель, а наставник – человек из рода Бани Хашим». [276] Хаким Нишабури тоже приводит слова Имама Али: «Посланник Аллаха увещеватель, а я наставляющий на истинный путь». После упоминания данного хадиса Нишабури пишет: «Этот хадис имеет достоверную цепочку передатчиков, соответствующую условиям двух шейхов (Бухари и Муслима), но, несмотря на это, они не привели его в своих сборниках».[277] В дополнение к сказанному выше приведем еще несколько достоверных хадисов, которые помогут четче осознать и понять смысл аята «Наставление». Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) всегда и везде подчеркивал, что безгрешные имамы из его рода являются его наследниками и руководителями мусульман, что они являются хранителями этой религии и истинными толкователями аятов Священного Корана. Он говорил: «Я господин пророков, а Али господин наследников. Моих наследников двенадцать, первый из них Али, а последний Махди». [278] В другом хадисе от Посланника Аллаха сказано: «Эта религия будет стойкой до тех пор, пока не наступит час и не закончится правление двенадцати халифов. Все они из курайшитов». [279] Посланник Аллаха сказал по поводу важности следования имамам из его рода: «О люди, я оставляю среди вас Коран и мой род. Если вы будете держаться за них, то никогда не впадете в заблуждение». [280] Также Посланник Аллаха говорил: «Мой род среди вас подобен ковчегу Ноя. Каждый, кто вступит на него, спасется, а тот, кто отвернется, погибнет». [281] Имам Хусейн (да будет мир с ним) сказал: «Люди обязаны познать имамов своего времени, подчинение которым вменено в их обязанность». [282]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|