В результате изучения дисциплины студент должен
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Конспекты лекций Тема1. Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы Дополнительный материал к лекции 1. Актуальность и причины введения учебной дисциплины В современном мире к числу наиболее актуальных проблем относятся проблемы экологического характера. Негативное воздействие антропогенных факторов на биосферу Земли привело к загрязнению и разрушению нормальных естественных условий окружающей природной среды. Глобальными экологическими проблемами являются: загрязнение среды токсикантами, парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, резкое изменение погодных условий. Эти явления оказывают негативное влияние на генофонд, физическое состояние, психологическое и эмоциональное самочувствие человека. Взаимосвязь природных и социальных явлений и процессов является предметом исследования в самых различных областях науки: философии, политики, экономики, психологии, педагогики и экологии. Научные исследования свидетельствуют о том, что стихийные природные бедствия, техногенные катастрофы, военные конфликты, угроза террористических акций являются факторами снижения уровня и качества жизни разных социальных и половозрастных групп населения. Экологические проблемы обуславливают трудную, а порой и опасную для здоровья и жизни человека, ситуацию. Поэтому экологические знания приобретают все большее значение в решении проблем социального, педагогического и психологического характера. Учебная программа курса «Социальная экология» предназначена для студентов специальности 350500 «социальная работа» факультета психологии и социальной работы. Курс «Социальная экология» включен в систему учебных дисциплин общепрофессиональной подготовки специалистов социально-образовательной сферы. Необходимость введения курса «Социальная экология» в систему подготовки специалистов по социальной работе обусловлена, в первую очередь, основной целью будущей профессиональной деятельности – оказание помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации в решении его личных проблем. Использование системы средств не только социального, но и природного компонентов окружающей среды является одной из перспективных технологий социальной помощи и психолого-педагогической поддержки человека в трудной жизненной ситуации. Разработка и реализация таких технологий в практической деятельности специалистов по социальной работе определяет основную цель курса «социальная экология». В тоже время, осознание и понимание студентами взаимосвязи, взаимовлияния и зависимости различных социальных процессов и природных явлений в окружающем мире является важным условием формирования научного мировоззрения, социокультурной мотивации и нравственных качеств социально зрелой личности студентов – будущих специалистов социально-образовательной сферы.
2. Определение понятия «социальная экология» В научной литературе существуют различные определения сущности понятия «социальная экология». Многие исследователи рассматривают социальную экологию как частную социологию, изучающую специфические связи между человеком и средой его обитания (Д.Ж.Маркович и др.), другие определяют социальную экологию, как раздел общей экологии, исследующий отношения между человеческим обществом и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой (В.А.Вронский и др.). Социальную экологию рассматривают как часть экологии человека. Представители данной научной школы определяют социальную экологию, как комплекс научных отраслей, изучающих связи общественных структур и человека с природной и социальной средой обитания (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин и др.).
Анализ сущности и характеристики этих понятий дает основание определить социальную экологию междисциплинарной областью естественных и социальных научных знаний. Отсюда, социальная экология - это наука о строении и особенностях развития многоуровневых природных и социальных систем в их гармоничном взаимодействии. Задание 1. А) Определить основные категории, определяющие сущность понятия «социальная экология» - Социальная экология - новая научная дисциплина о взаимодействии человека, общества и природы; Б) Используя данные категории, построить модель-схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимовлияние основных объектов изучения социальной экологии; В) Привести доказательства и примеры взаимосвязи, взаимовлияния и взаимозависимости:
Природа – Человек/Личность; Человек/Личность – Природа; Социум – Природа; Социум – Человек/Личность; Человек/Личность – Социум. Социальная экология – учебный предмет Цели и задачи освоения дисциплины Цель освоения социальной экологии: – формирование и развитие компетенций будущих специалистов, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность с разными половозрастными и социальными подгруппами населения в различных сферах жизни общества на основе методологических принципов, теоретических и практических знаний социальной экологии. Задачи: - систематизация базовых понятий экологии и социального здоровья; - овладение знаниями по основам социальной экологии; - развитие представления о современных стратегиях экологически сбалансированного развития общества; - овладение умениями использовать комплекс социально-экологических методик и технологий для решения профессиональных задач.
Результаты изучения социальной экологии
Процесс изучения дисциплины социальной экологии направлен на формирование следующих компетенций студентов:
Общекультурные компетенции (ОК): · владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· быть готовым к сотрудничеству с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3); · быть готовым использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, применять методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); · владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15). Профессиональные компетенции (ПК): · быть способным к созданию социально - психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5). В результате изучения дисциплины студент должен знать: - и уметь правильно использовать основные понятия, термины социальной экологии и социального здоровья; - иметь системные научные знания в области общей экологии, психологии личности, педагогики и социальных наук; - современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека; понимать: - механизмы влияния загрязнения природы на отдельные биоценозы и организм человека; - основы экологической составляющей национальной и международной безопасности; - физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации; уметь: - уметь формулировать, объяснять причины и определять специфику основных экологических проблем конкретной территории (по месту жительства и на территории профессиональной деятельности); - уметь определять и формулировать задачи конкретной природоохранной, профилактической деятельности, отбирать и разрабатывать систему оптимальных средств решения проблем социально-экологического характера; - использовать в своей работе объективные оценки социально-экологических последствий принимаемых решений; - использовать систему природных средств и ресурсов в профессиональной деятельности; владеть: - навыками исследования социально-экологических проблем в современном обществе;
- методикой социальной и психологической помощи человеку, оказавшемуся в ситуации стихийных природных бедствий. Объем учебных часов
Содержание дисциплины
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|