Социальная экология в системе наук о природе, обществе и человеке
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 2.1. Социальная экология как часть общей экологии Понятие «экология» введено в науку немецким естествоиспытателем Э. Геккелем в 1866 году как название раздела биологии, изучающего процессы взаимоотношений организма и среды. Экология как самостоятельная наука сформировалась к концу Х1Х века. Термин «экология» в переводе с греческого oikos означает «дом, жилище, местопребывание, убежище», logos – учение, таким образом “экология – наука об окружающей природе”. Это раздел биологии, изучающий взаимосвязи между организмами и окружающей их средой, о круговороте веществ в природе и потоках энергии, делающих возможной саму жизнь на Земле. Человек как живой организм также связан с окружающей средой. И эти связи, с одной стороны, строятся на основе единых экологических принципах, с другой стороны, воздействие человека на окружающую среду (антропогенный фактор) в следствие его трудовой, производственной и культурной деятельности принципиально отличается от воздействия других организмов. Многогранная деятельность человека и возрастающее значение взаимодействия его с окружающей средой обусловили возникновение и развитие целого ряда научных отраслей и дисциплин общей экологии. В общей экологии выделяют несколько научных направлений как самостоятельных научных дисциплин: биоэкология, геоэкология и прикладная экология. Биоэкология имеет несколько разделов изучающих проблемы взаимосвязи окружающей среды с различными уровнями биотических систем: экология растений, экология животных, экология микроорганизмов, экология водных организмов, аутэкология ( экология особей и организмов), синэкология ( экология сообществ), популяционная экология (экология популяций, то есть совокупность особей одного вида, находящихся во взаимодействии между собой и совместно населяющих общую территорию), биогеоценология (наука, изучающая биогеоценозы, то есть участки земной поверхности, включающие биоценозы – совокупность популяций различных видов растений, животных, микроорганизмов и отвечающие ему части атмосферы, литосферы и гидросферы), учение о биосфере – то есть те закономерности и взаимосвязи между живыми организмами, которые находятся в непрерывном обмене с окружающей их живой оболочкой Земли. Каждый раздел имеет свой объект научногоисследования и является самостоятельной научной дисциплиной.
Геоэкология включает такие научные направления как экология суши, экология пресных вод, экология моря, экология Крайнего Севера, экология высокогорий. Прикладная экология изучает процессы взаимодействия окружающей среды с продуктами деятельности человека, закономерности жизненных процессов в биосфере. Результаты исследования этого раздела экологии направлены на решение практических проблем охраны окружающей среды – защита от загрязнения среды токсикантами, рациональное использование природных ресурсов, совершенные технологии в различных отраслях хозяйства. В этот раздел включены следующие научные дисциплины. Космическая экология – наука, изучающая замкнутые системы поддержания жизнедеятельности человека в космических аппаратах. Промышленная (инженерная) экология – наука, изучающая процессы воздействия различных промышленных производств, транспорта, сельского хозяйства на окружающую природу, и, наоборот, влияние условий внешней среды на функционирование предприятий и их комплексов. Сельскохозяйственная (агро) экология изучает влияние факторов среды на продуктивность культурных растений. Промысловая экология – определяющая количество допустимых объектов промысла, при котором их добывание становится экономически и экологически оправданным, то есть изъятие организмов не приводит к подрыву промыслового вида. Химическая экология – определяющая нормы защиты окружающей природной и социально-культурной среды от химического производства и химических средств, предназначенных для борьбы с вредителями и возбудителями болезней растений. Рекреационная экология – изучающая вопросы восстановления здоровья и трудоспособности чнловека путем отдыха на лоне природы или во время туристических поездок, походов, экскурсий, посещение национальных парков, природных, архитектурных, исторических памятников, мзеев-усадеб, музеев-заповедников. Геохимическая экология и экология природопользования – научные дисциплины прикладной экологии, рассматривающие вопросы рационального, экономного использования природных ресурсов, сохранения здоровой среды обитания для человека, животных, растений и других живых организмов.
Особое значение в развитии экологического знания имеют такие дисциплины как экология человека и социальная экология. Человек как природное и социальное явление, система его связей с окружающей средой, проблемы, связанные с сохранением здоровья на основе выявления зависимости организма человека и его психики от состояния природной и социальной среды – основной объект исследования экологии человека. Экологию человека часто называют антропоэкологией и рассматривают как комплексную научную дисциплину, изучающую закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся динамичной средой обитания. Термин “экология человека” введен американскими учеными Р. Парком и Э. Бюргессом в 1921 году. В России планомерные исследования начались в 70-х годах 20-столетия в связи с осложнением ситуации с охраной здоровья человека. Было определено, что примерно три четверти всех заболеваний человека обусловлены экологически неблагополучным состоянием окружающей среды. Особенно от загрязнений окружающей среды страдают жители крупных городов и промышленных центров. Эти факты послужили основой для выделения следующих направлений научных исследований: экологии города, изучающей закономерности взаимодействия человека с городской средой; экологии народонаселения, рассматривающей связи между процессами, возникающими в человеческих популяциях под влиянием меняющейся природной и социально-экономической среды в коротком интервале времени; аркологии (экологическая архитектура) – новейшее научное направление в архитектуре, городской планировке, исследующее процессы взаимосвязи социально – экономических потребностей городских жителей и охраны их физического и психического здоровья. С другой стороны, важными факторами распространения заболеваний человека являются неблагополучные социально-экономические условия, напряженные общественно-политические и стрессовые ситуации жизни человека.
Поэтому многие исследователи считают экологию человека как часть медицинской и социальной экологии. Медицинская экология – комплексная научная дисциплина, изучающая все аспекты воздействия окружающей среды на здоровье человека. Медицинская экология включает разделы биологии человека, медицины (проблемы гигиены, вопросы токсикологии, эпидемиологии), химии, социологии, технологии вредных производств. Воздействие различных токсикантов на организм человека, причины и механизмы образования различных новообразований, физиологических аномалий. С этими направлениями тесно взаимосвязана социальная экология – наука, изучающая основные направления развития взаимодействия общества с природной средой. Анализ проведенных детальных исследований по экологии человека свидетельствует о чрезвычайно сложной ситуации в России – угрожающе растет смертность, сокращается продолжительность жизни, понижается потенциал трудоспособности населения, увеличивается число врожденных аномалий, наблюдается рост психических заболеваний, количество суицидов, особенно в молодежной среде. В 1995 году опубликован атлас “Окружающая реда и здоровье населения России”, в котором показано, что ухудшение экологической, социальной и экономической ситуации в России приводит к резкому росту различных заболеваний человека.
Таким образом, развитие экологии как естественной науки логично включает в свое содержание проблемы и интересы человека, вопросы улучшения условий его жизни, трудовой и культурной деятельности. Экологические знания имеют познавательные, этические и эстетические аспекты, что является наиболее значимым в решении проблем преобразующей деятельности общества и поиска альтернативных, оптимальных и рациональных путей развития новой цивилизации. 2.2. Экология личности, экология человечества, экология культуры, этноэкология Социальная экология включает такие самостоятельные научные дисциплины, как: экология личности (наука, изучающая процессы становления и развития личности человека, его социального положения и статуса в условиях современного общества; проблемы сохранения личности в экстремальных условиях); экология человечества (наука, изучающая процессы в системе “общество – природа”, биосферные функции человечества, становление ноосферы – качественно нового состояния планеты, когда процессы и явления биосферы направляются человеческим интеллектом); экология культуры (наука, изучающая вопросы сохранения, восстановления различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении всей его истории – памятники литературы, скульптуры, архитектуры, произведения музыкального, театрального и киноискусства, парки, музеи, коллекции. Использование всех компонентов культурной среды в решении проблемы сохранения и восстановления физического и психического здоровья человека. Этноэкология – наука, изучающая процессы взаимосвязи населения с географической средой, формирующей этнос в ходе исторического процесса. 2.3.Основные понятия и категории: Основным понятием социальной экологии является – окружающая среда. (см. конспект по теме Окружающая среда). Следующим важным понятием экологии является – биосфера. Биосфера – это внешняя оболочка нашей планеты, занятая живым веществом, т.е. совокупностью всех живых организмов. БИОСФЕРА – своеобразная оболочка Земли, содержащая совокупность всех живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Структура и энергетика биосферы во многом обусловлена их деятельностью. Термин биосфера ввел в научный словарь австрийский ученый Альфред Зюсс (1875), а современное учение о биосфере разработал Владимир Иванович Вернадский. Учение о биосфере является фундаментальным учением экологии как науки. В процессе эволюции биосферы между живыми организмами образовались определенные связи.
Развитие биосферы осуществляется на определенном более или менее однородном участке земли. Относительно однородное жизненное пространство, включающее минеральные, органические вещества, климатические факторы (свет, температура, влажность, кислотность почвы), физико-химические свойства различных субстратов называется биотоп (от греч. Место) Исторически сложившаяся совокупность живых организмов, населяющих какую-либо определенную территорию, называется биота (от греч. Жизнь). Совокупность живых организмов на определенном участке неживой природы называется биоценоз. Особую роль в развитии природных процессов и явлений играет биологический круговорот между всеми компонентами биоценоза. Различают два вида биоценоза: естественный (исторически созданный самой природой) и антропогенный (или агробиоценоз), специально созданный человеком в результате его хозяйственной деятельности на Земле, т.е. в функционировании агробиоценоза огромную роль играет влияние деятельности человека. Антропогенные факторы – влияние деятельности человека, т.е. факторы, обусловленные деятельностью человека и влияющие на жизнь живых организмов и существование неживой природы. В своем развитии живые организмы вступают во взаимосвязи не только между собой, но и с окружающей неживой природой. Такой общий взаимообусловленный комплекс элементов живой и неживой природы, связанных между собой обменом веществ и энергией, называют биогеоценозом или экологической системой. Система (филос.) – это целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимозависящих и влияющих друг на друга компонентов. Биогеоценоз – это функциональная система, включающая в себя сообщество живых существ и среду их обитания. Биогеоценоз как территориальное понятие характеризуется определенной однородностью рельефа, почвы, гидрологического и температурного режимов и других особенностей. Биогеоценозы в своей совокупности – это элементарная структура биосферы. Примеры: луг, лес, озеро, болото и др. Ноосфера = Биогеосфера + Человек разумный. Ноосфера – «сфера разума» - высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором развития. Живая и неживая природная среда. Живая природа: растения, животные и микроорганизмы - БИОСФЕРА; Неживая природная среда: атмосфера, гидросфера, литосфера;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|