Электронное голосование или электронные выборы.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ДОКЛАД по дисциплине «Современный электронный офис» на тему: «Электронные выборы»
Выполнил: студент группы ДФФ-42 Ступина А.А
Астрахань 2011 г. Электронное голосование или электронные выборы.
Информационные технологии шагают вперед семимильными шагами. При помощи Интернета и мобильной связи можно общаться, совершать покупки, следить за состоянием банковского счета, записываться на прием к врачу, получать справки и даже наблюдать за улицами в отдаленных городах. Естественным шагом было бы и выполнение своего гражданского долга – голосования – посредством Всемирной сети и информационных технологий. Но доросла ли наша цивилизация до того, чтобы доверить сетям передачу власти, или Паутина еще слишком уязвима для технико-политических манипуляций? Впервые термин «электронное голосование» был введен в 1960-х годах, когда во всем мире применялось голосование с помощью бумажных бюллетеней. Использование Интернета и телефона для голосования стало обсуждаться лишь в 1980-х годах, но эти средства не предполагалось использовать на всеобщих выборах или референдумах вследствие их слабой информационной защищенности. Первые системные публикации на тему электронных выборов появились в 1981 году, а первые масштабные экспериментальные шаги в этом направлении были сделаны всего 10 лет назад. Под электронным голосованием понимается как процесс подсчета голосов электронными средствами, так и сам процесс подачи голоса посредством различных телекоммуникационных средств. Электронное голосование может проводиться на избирательном участке с использованием бумажно-электронной системы голосования (система оптического сканирования), системы голосования с прямой записью (прямой записи через сенсорный экран или кнопочный терминал).
Самостоятельным видом электронного голосования является дистанционное голосование (без присутствия избирателя на избирательном участке) с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет (интернет-голосование) или других каналов связи (например, телефонная линия, мобильная телефонная связь). Какие же задачи должны решать электронные выборы и электронное голосование? 1) быстрее считать итоги; 2) облегчить гражданам процедуру участия в выборах; 3) удешевить организацию выборов. Голосование через Интернет или мобильные сети - всего лишь еще один способ подачи голоса избирателя непосредственно в избирательную комиссию. Электронное голосование - это, фактически, дистанционное голосование, позволяющее не привязывать волеизъявление гражданина к месту его нахождения. Т.е. избирателям предоставляется возможность голосовать не только на избирательном участке своего избирательного округа, но и в ином месте; обеспечивается участие в выборах и референдумах всех граждан, имеющих право голосовать, в особенности, проживающих или временно находящихся за рубежом (они представляют "достаточно большую группу избирателей: по состоянию на 1 июля 2009 года за рубежом находилось более 1 миллиона 650 тысяч избирателей, обладающих активным избирательным правом. Однако же голосуют обычно 200-250 тысяч человек). Но это далеко не единственное преимущество. Считается, что поддержка электронного голосования должна повысить явку избирателей путем предоставления дополнительных каналов для голосования за счет заинтересованной молодежи и людей с ограниченными физическими возможностями, которые испытывают сложности с перемещением на избирательный участок.
Одной из целей развития электронного голосования является снижение вероятности искажения или подтасовки результатов за счет уменьшения влияния на весь процесс так называемого "человеческого фактора" (повышение оперативности и надежности передачи результатов голосования). Также пропагандируется снижение воздействия на избирателя местного административного ресурса. И, хотя придумать и воплотить в жизнь систему электронного голосования сложно и дорого, на практике эти инвестиции оправдывают себя: затраты делаются единократно (до момента износа техники или морального старения программного оборудования), а использовать их можно многократно, не тратя деньги на отпечатывание бюллетеней (со временем общие расходы избирательных органов на проведение выборов или референдумов должны сократиться). Но все ли так гладко на практике? Существует ряд проблем, связанных с введением электронного голосования: · техническая сложность процедуры интернет-голосования; · невозможность обеспечения всеобщего доступа к каналу для дистанционного и электронного голосования; · возможность подачи избирателем голоса посредством более чем одного канала для голосования (никто не может голосовать дважды); · возможность установления связи между поданным голосом и конкретным избирателем (нарушение тайны голосования); · трудность или невозможность повторного пересчета голосов; · сложность контроля и наблюдения со стороны общественности; · попытки блокирования извне доступа к услугам системы; возможность фальсификации данных или несанкционированного вмешательства в работу системы. Показательный пример: в марте 2009 года ЦИК РФ проводил очередной электронный опрос примерно 30 тысяч избирателей. Система голосования была подвергнута хакерским атакам - всего их насчитали около 270 тысяч раз (часть из них проводилась с территории России, часть – из-за рубежа). Никаких нарушений в работе системы электронного опроса они не вызвали. Эта цифра настораживает, так как, если учесть, что проведенный эксперимент не имел юридической силы, страшно представить, с какой силой могут атаковать систему во время реального голосования. С другой стороны, представители ЦИК сами призывали активистов попытаться обмануть компьютерную систему - так как это позволит наглядно увидеть недочеты и исправить их. В тюрьму за несанкционированный доступ к информации ЦИК пообещал не сажать, а наоборот – поблагодарить за вклад в развитие избирательных технологий.
Хакеры - не единственная опасность для электронных выборов. Практика экспериментов в разных странах продемонстрировала, что современные системы зачастую уязвимы перед обычными перепадами пользовательского трафика. А во время очередного этапов выборов президента США в 2008 году результаты на одном из избирательных участков были фальсифицированы из-за обычного сбоя электричества - будничной бытовой проблемы, от которой нельзя быть полностью застрахованным. Наконец, некоторые люди склонны считать, что электронные формы голосования противоречат принципу гласности и открытости выборов. Конституционный суд Германии в этой связи в марте 2009 года запретил использовать компьютеры в голосованиях.
Все это требует включения в разработку системы электронного голосования таких параметров, как идентификация пользователя (гражданина), деперсонификация собранных голосов, защита информации и т.п. На первом месте в разработке системы электронного голосования стоит информационная безопасность. Каким образом сервер избирательной комиссии подтвердит личность избирателя? Какими средствами можно предотвратить голосование от имени других избирателей? Проблема имеет и обратную сторону: как избиратель может проверить, что он получил доступ именно к сайту избирательной комиссии, а не к мошенническому ресурсу? Ответить на эти вопросы может позволить система электронной цифровой подписи, функционирующей по принципу "открытого" и "закрытого" ключей. Электронные ключи (цифровые подписи),как серверу избирательного участка, так и голосующему гражданину, могут выдаваться уполномоченным агентством (в российском случае - это система центров, созданных Федеральным агентством по информационным технологиям). Доступ к сайту избирательной комиссии для волеизъявления граждан осуществляется при помощи "открытого" ключа. Результат голосования шифруется "закрытым" ключом и отправляется на сервер.
А вот обеспечение анонимности голосования - это ответственность провайдеров. При проведении электронных выборов важно, чтобы не прослеживалась связь конкретного бюллетеня с определенным избирателем. В привычной схеме выборов достаточно убедиться, что бюллетень не подписан вашей фамилией. С применением схем электронного голосования избиратели уже не смогут самостоятельно убедиться, что информация, позволяющая идентифицировать их личность, не была прикреплена к бюллетеню при отправке на сервер голосования. Для обеспечения анонимности используются серверы деперсонификации, стирающие эту информацию. Для многих людей, не знакомых с принципами работы системы, это будет вопрос веры. Да и в целом доверие к электронным средствам голосования - одна из актуальнейших проблем. Опросы в разных странах показали, что интерес к голосованию с помощью сети Интернет напрямую зависит от уровня образования человека и его возраста, но совсем не зависит от политических взглядов и уровня дохода. При этом основные два фактора (возраст и образование) повторяют общую картину по пользователям Всемирной сети. Таким образом, для электронного голосования, как и для современных средств коммуникаций посредством Интернета, существует еще одна значительная проблема - обучение. Несмотря на все старания разработчиков, дистанционное волеизъявление пока остается технически сложным.
В настоящее время многие страны активно разрабатывают национальные проекты электронного голосования избирателей.
Российская Федерация наряду с другими странами с развитой информационно-телекоммуникационной структурой активно осваивает современные информационные технологии при организации и проведении выборов. В нашей стране в соответствиисФедеральным законом от 10 января 2003 года «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» для автоматизации избирательного процесса применяется ГАС «Выборы», а также технические средства подсчета голосов - комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) - система оптического сканирования, автоматически считывающая информацию с бумажного бюллетеня, а также комплексы для электронного голосования, (КЭГ) - система прямой записи через сенсорный экран (без использования бумажного бюллетеня). 10 октября 2010 года впервые в нашей стране так широко применялись комплексы обработки избирательных бюллетеней - оптические сканеры, считывающие и до 2015 года этот показатель увеличить до 70%, оставив не оснащенными такой техникой только участки с малым числом избирателей.
После первого использования КЭГ в ходе выборов в областную думу в Великом Новгороде в 2ооб году они были доработаны, и сейчас каждый такой прибор включает в себя мини-принтер, на фискальной ленте которого избиратель может видеть подтверждение своего выбора по каждому бюллетеню. В случае необходимости ленту можно вскрыть и по ней произвести подсчет голосов вручную. В результате проведенной модернизации комплекс может работать в автономном режиме от 6 до 12 часов, что, при возможном пропадании штатного электропитания на избирательном участке, позволит обеспечить электронное голосование с момента его открытия и до закрытия. Можно отметить, что оптические сканеры (КОИБ) затратны, поскольку сохраняется бумажный бюллетень, КЭГ через некоторое время могут себя окупить, поскольку исключаются расходы на изготовление и перевозку бумажных бюллетеней. А дистанционное голосование дает экономический эффект прежде всего за счет снижения транспортных издержек, общих затрат на обеспечение голосования на избирательном участке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|