Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Филокатолики с нашего проспекта. Отчего сошел с ума князь Мышкин




В действительности ничего оригинального в идее Чаадаева, что Россия — страна отсталая и глупая, нет. Чаадаев не сам это придумал, а заимствовал у всё тех же иезуитов, которые часто были воспитателями русских дворян в конце XVIII – начале XIX вв. Все дело в том, что на Западе орден иезуитов был ликвидирован, случилось это в один день, 21 июля 1773 года, по указу римского папы Климента XIV. В тот же день генерал иезуитов Лоренцо Риччи был арестован, а имущество ордена передано светским властям. Т. е. орден иезуитов разгромили приблизительно тем же способом, которым в начале XIVвека был уничтожен орден тамплиеров; в следующем, 1774-м, году инициаторы разгрома, Климент XIV и французский король Людовик XV, неожиданно скончались, как и Филипп Красивый и Климент Vв 1314 году. Это, конечно, всего лишь совпадение, но не обратить внимания на это совпадение тоже было бы неправильным.

Главной причиной разгрома иезуитов на Западе была поднимающаяся волна Просвещения. Католическую церковь в XVIII веке критиковали все, кому не лень, самым известным критиком был Вольтер, призывавший «раздавить гадину». Так как иезуиты были самым консервативным, самый мракобесным католическим орденом, они раздражали пробудившуюся либеральную буржуазию больше всего. На волне этой предреволюционной истерики «Общество Иисуса» (официальное название ордена) и было запрещено. Однако, в России иезуиты неожиданно нашло убежище. Екатерина II, будучи государыней просвещенной и веротерпимой, посчитала репрессии против иезуитов надуманными и позволила им работать и преподавать в России. В 1800 году император Павел, человек в принципе помешанный на рыцарстве, католичестве и всем таком, передал иезуитам церковь святой Екатерины на Невском проспекте (не путайте с лютеранской и православной церквями святой Екатерины, которые в Петербурге тоже есть). Вскоре при этом храме был основан иезуитский колледж, развивший бурную деятельность по «вразумлению» русских дворян. Русские власти некоторое время терпели деятельность «иноагентов», не считая ее особенно опасной, но после разгрома Наполеона в 1814—15 гг почему-то особенно взъелись именно на иезуитов. Судя по всему, на них «настучали» какие-то рьяные православные патриоты. В 1816 году Александр IIзапретил иезуитам въезд в Санкт-Петербург и Москву, а в 1820 году «Общество Иисуса» в России было вообще запрещено, его члены (317 человек) высланы из России по принципу persona non grata, всё имущество иезуитов было конфисковано.

Император Павел I, великий магистр масонского Мальтийского ордена

Однако, семена иезуитской работы дали свои плоды, и вскоре в России образовался филокатолический кружок. Имена русских филокатоликов хорошо известны, все они сплошь князья да княгини. Была, например, такая знаменитая светская львица Зинаида Александровна Волконская, «царица муз и красоты», по выражению Пушкина, в 1833 году приняла католичество, предварительно переписав свое имущество в России на сына, дабы не подпасть под действие тогдашнего антииезуитского закона. Софья Свечина, еще одна хозяйка литературного салона, сделалась рьяной католичкой и в 1816 году эмигрировала в Париж. Декабрист Лунин был католиком. Наконец, отдельно нужно отметить фигуру князя Ивана Сергеевича Гагарина, принявшего католичество в 1842 году. Именно к гагаринскому кругу и примкнул Чаадаев, и впоследствии именно Гагарин опубликовал в полном объеме «Философические письма» и «Апологию сумасшедшего».

Иезуитский след в творчестве Чаадаева даже не нуждается в каком-то отдельном исследовании, это хорошо заметно по характерной риторике: у русских, мол, какое-то неправильное, варварское, чересчур «византийское» или «монгольское» сознание, которое было порождено дурной православной церковью, не понимающей ценности рационального и технократического взгляда на мир, созревшего в недрах католицизма еще в средневековые времена. «По воле роковой судьбы, — написал Чаадаев в том самом скандальном, первом «Философическом письме», — мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения этих [западных, католических] народов».

Православие! Вот, оказывается, в чем корень всех наших зол, по мысли западников. Вы неправильно думаете! У вас прогресса в голове нет! Вот если бы вы были умнее и обратились в Xвеке не к греческим попам, а, например, к немецкому епископу Адальберту Магдебургскому, в 961 году приезжавшему в Киев и выгнанному с Руси не то молодым князем-язычником Святославом, не то его матерью княгиней Ольгой, уже тогда принявшей христианство именно в его греческом варианте, — вот тогда бы вы были богаты, как на Западе, и кушали бы не вареную полбу, а жареную курочку, и у вас была бы великая культура и образование, Голливуд и фейсбук. Но так как вы сделали неправильный выбор когда-то, то и считать вас за людей мы не будем, а будем называть «схизматиками», «манихеями», «ордынцами» и т. д.

Эта филокатолическая (на самом деле антиправославная) риторика жива и по сегодняшний день и хорошо известна, например, по публичным выступлениям телеведущего Познера, неоднократно заявлявшего, что «Русская православная церковь нанесла колоссальный вред России». «одна из величайших трагедий для России — принятие православия», «православие — безрадостная религия, тяжелая, призывающая ко всякого рода страданиям, лишениям» и т. д. Ничего оригинального в этой мысли, повторимся, нет. Это всего лишь ошалелый огрызок иезуитской пропаганды, который бездумно повторяют люди, выросшие вне национальной среды, не знающие и не понимающие основ восточного христианства.

История не заканчивается – она длится и длится...

Нельзя не заметить также, что от русского филокатолицизма буквально один шаг к концепции разрушительной, антисистемной, направленной на уничтожение России как самостоятельной исторической единицы в принципе. Подобную идею озвучивал, например, западник Печерин (не путайте с литературным героем Лермонтова). Печерин прославился тем, что начинал как социалист, но стал католическим священником-редемптористом. Его идея в том, что дикая и азиатская Россия должна погибнуть, чтобы «просвещенная» Европа спаслась.

Резкая антикатолическая речь князя Мышкина в «Идиоте», после которой окончательно Мышкин сходит с ума, — это скрытая полемика Достоевского с Печериным, Чаадаевым и другими русскими филокатоликами. По сюжету романа, Мышкин узнает, что его наставник, которого он очень любил, перешел в католичество. Т. е. писатель как бы противопоставляет реально сумасшедшего русского националиста мнимому сумасшествию Чаадаева. Убежденный патриот, Достоевский внимательно изучал западнические идеи и в качестве альтернативы предлагал идею почвенничества, тоже, впрочем, не оригинальную, а заимствованную Федором Михайловичем у староверов: «„Кто почвы под собой не имеет, тот и бога не имеет“. Это не мое выражение. Это выражение одного купца из старообрядцев, с которым я встретился, когда ездил. Он, правда, не так выразился, он сказал: „Кто от родной земли отказался, тот и от бога своего отказался“… Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать пред ними…»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...