Риски, связанные с видом банка.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Риски в банковской деятельности. Понятие риска. Классификации рисков. Внешние риски. Внутренние риски. Понятие риска. Классификации рисков. Понятие риска. Риск - невозможность предсказать со 100%-й уверенностью то, что процесс, события произойдут и дадут ожидаемый результат. Результат может быть как положительный, так и отрицательный результаты, соответственно и понятие риска подразделяется на: «чисто риск (результатом которого могут быть отрицательные последствия, например, невозвращение кредита); «риск - шанс (результатом которого могут быть положительные последствия, например, валютный риск - получение выигрыша за счет увеличения курса валюты, инвестиционный риск - повышенные курса ценных бумаг). Принципы, лежащие в основе управления рисками: информация, анализ, страхование, финансирование и т.д. В рисках-шансах имеются: «факторная сторона (отклонение от ожидаемого хода процесса); «результативная сторона (последствия этих отклонений). Различают объективный и субъективный методы расчета вероятности. «Объективный метод основан на определении частоты, с которой происходили те или иные события. Точность метода зависит от объема информации, необходимой для определения частоты событий. «Субъективный метод основан на предположениях относительно результатов событий на основе личного опыта. Точность метода зависит от объема информации, которой располагают эксперты, и от их квалификации, и поэтому субъективные оценки вероятности сильно меняются. Наиболее приемлемый подход - сочетание объективного и субъективного методов. Риску подвержены практически все виды банковской деятельности.
КБ стремятся не избегать риска, а учитывая, что он существует объективно, принять риск. Для банков риск-шанс проявляется как возможность получения дополнительной прибыли, а риск - как вероятность потерь, например: · потери части доходов; · осуществления дополнительных расходов; · потери части собственных ресурсов (капитала). Классификация рисков. Общая классификация рисков. «Общие риски - для всех объектов экономики (аварии, пожары, землетрясения и т.п., а также грабежи, социальные потрясения, эпидемии и т.д.). «Рыночные риски - для всех объектов экономики, действующих в условиях рынка. «Банковские риски - проявляются в деятельности банков. Классификации банковских рисков: 1. По времени: ретроспективные, текущие и перспективные. Анализ ретроспективных рисков, их характера и способов их снижения дает возможность более точно прогнозировать текущие и перспективные риски. 2. По уровню: низкие, умеренные и полные. 3. По основным факторам возникновения: «экономические - риски, связанные с неблагоприятными изменениями в экономической деятельности самого банка или в экономике страны (например, риск своевременно выполнять платежные обязательства). «политические - риски, связанные с неблагоприятными изменениями в политике. 4. По месту возникновения: «Внешние риски - риски, не связанные с деятельностью банка. «Внутренние риски - риски, связанные с деятельностью банка.
Рис. 5.1 Основные виды банковских рисков. Внешние риски. Страновой риск. Страновые риски связанны с политико-экономической стабильностью стран в которых банки осуществляют свою деятельность. Для оценки этого риска применяются рейтинговые методы, одним из которых является индекс БЕРИ, регулярно публикуемый германской фирмой БЕРИ. Его определением занимаются около 100 экспертов, которые с помощью различных методов экспертных оценок проводят анализ четыре раза в год. Анкета, на которую анонимно отвечают специалисты разных стран, содержит 15 оценочных критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес, с общей суммой 100% (табл. 5.1). Каждый вопрос оценивается по балльной шкале и имеет 5 вариантов ответов - от 0 (неприемлемо) до 4. Чем выше количество собранных баллов, тем ниже страновой риск.
Существуют другие методики оценки странового риска: · методика Швейцарской банковской корпорации; · методика журнала "Euromoney" (ежегодная публикация). Таблица 5.1. Анкета индекса БЕРИ
Валютный риск Валютный риск (риск курсовых потерь) - возможность денежных потерь в результате колебаний валютных курсов и связан с международным характером рынка банковских операций. Валютные риски подразделяются: · коммерческие, т.е. связанные с нежеланием или невозможностью должника (гаранта) рассчитаться по своим обязательствам; · конверсионные - риски валютных убытков по конкретным операциям. Риск стихийных бедствий. Риск стихийных бедствий или как его еще называют форс-мажорных обстоятельств (РФО) зависит от стихийных явлений природы и от разного рода ограничений со стороны государства.
Внутренние риски. Классификация рисков. 1. Риски, связанные с видом банка;
2. Риски, связанные с характером банковских операций: · Риски пассивных операций · Риски активных операций · Процентный риск. · Портфельный риск. · Риск ликвидности. · Валютный риск. · Транспортный риск. · Риск банковских гарантий. Риски, связанные с видом банка. «В специализированных банках риски связаны, в основном со специализацией банка, например в инновационных банках - риски, связанные с кредитованием новых технологий; в ипотечных банках - риски связаны с кредитованием под залог жилья и земли. «В отраслевых банках самое главное значение для уровня рисков имеют вид и специфика конкретной отрасли. «В универсальных банках существуют риски обоих типов (специализированные и отраслевые). Транспортный риск. Классификация транспортных рисков впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже (1919 г.) и унифицирована в 1936 г. - правила ИНКОТЕРМС (последняя коррекция - 1990 г.). Классификация транспортных рисков (по степени и по ответственности) - группы Е, F, С и D. 1. Группа Е включает одну ситуацию - поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (Ex Works). Риски принимают на себя поставщик и его банк до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещений продавца до конечного пункта - принимается покупателем и его банком. 2. Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности и рисков: а) FCA (Free Carrier/named place), это означает, что риск и ответственность продавца (и его банка) переносятся на покупателя (посредника) в момент передачи товара в условленном месте; б) FAS (Free Along Side Ship/named port of deshuation ), это означает, что ответственность и риск за товар переходят от поставщика (и его банка) к покупателю в определенном договором порту; в) FOB (Free On Board/named of Shipment) означает, что продавец и его банк снимают с себя ответственность после выгрузки товара с борта корабля. 3. Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец, его банк заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска. Они включают следующие конкретные ситуации: а) CFR (Cost and Freight/named port of deshuation). Продавец и его банк оплачивают стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берут на себя покупатель и его банк. Перенос рисков и ответственности происходит в момент загрузки корабля; б) CIF (Cost, Insurance, Freight / named port of deshuation) означает, что, кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец и его банк должны обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;
в) СРТ (Carriage Paid To / named place of deshuation), т.е. продавец и покупатель (и их банки) делят между собой риски и ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риски полностью переходят от продавца и его банка к покупателю и его банку; г) CIP (Carriage And Insurance Paid To/ named place of deshuation) означает, что риски переходят от продавца' к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме того, продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара. 4. Группа D - все транспортные риски ложатся на продавца. Ситуации: а) DAF (Delivered At Frontier/named place), т.е. продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее риски принимают на себя покупатель и его банк; б) DES (Delivered Ex Ship/named port of deshuation) означает, что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля; в) DEQ (Delivered Ex Quay (Duty Paid) /named port of deshuation) - передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки; г) DDU (Delivered Duty Unpaid/named place of deshuation) - продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, потери, хищения и пр. товара до определенного договором места (чаще всего это склад) на территории покупателя; д) DDP (Delivered Duty Paid/named place of distillation) - продавец ответствен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но последний оплачивает их. Если покупатель не принимает товар по каким-либо причинам или не имеет возможности произвести оплату в договорной срок, риски могут перейти от продавца к нему раньше.
Таблица 5.2. (таблица У. Стэнтона). Выбор вида транспорта с целью снижения уровня транспортных рисков. (* Stanton W.Y. Fundament of Marketing, 6th ed. Copyright, 1981.)
Риск банковских гарантий. В практике КБ используется банковская гарантия, основными элементами которой являются сумма, условия и срок выплаты. Типы банковских гарантий: 1. Гарантия выполнения договора или гарантии доставки (performance bond, delivery guarantee). Назначение - предоставляют организациям, которые должны: «произвести доставку какого-то товара; «обеспечить услугу; «выполнить инжиниринговую работу. Объект гарантии - выполнение договорных обязательств, в противном случае банк обязан выплатить определенную сумму покупателю (потребителю). Модификацией этой гарантии является гарантия уровня выполнения (performance guarantee, performance bond), которая используется только при выполнении строительных, монтажных и других конкретных инжиниринговых работ производственного назначения. В этом случае банк обязывается выплатить определенную сумму при полном или частичном невыполнении договорных обязательств. 2. Гарантия торга (bid bond, participation bond) - предоставляется участникам торгов выполнения взятых на себя обязательств. В случае невыполнения условий торгов банк также должен выплатить определенную сумму потерпевшей стороне. 3. Гарантии аванса (advance-payment guarantee) используются при выполнении больших заказов по строительству сооружений. Так как заказ выполняется в течение длительного периода времени, исполнитель должен быть уверен, что по окончании работы потребитель не передумает и не откажется произвести выплаты. Со своей стороны, потребитель должен быть уверен, что получит заказанный товар в нужном количестве и качестве и точно в срок. При невыполнении обязательств банк должен выплатить определенную сумму потерпевшей стороне. Иногда сумма гарантий автоматически уменьшается по мере выполнения некоторых этапов обязательств. 4. Гарантия отсутствующих сопроводительных документов (отсутствующего коносамента) (letter of indemnity) предусматривает временное несовпадение между транспортировкой товаров и пересылкой сопроводительных документов. С ее помощью снижается оплата по снятию дополнительных складских помещений, оплата за простои транспортных средств, снижается риск от доставки некачественного товара, товара, не отвечающего всем оговоренным заранее требованиям, и т.д. 5. Гарантия неполной (некорректно составленной) документации (guarantee in respect of inconsistent documents). Банк обеспечивает потребителя и/или производителя необходимыми средствами для нормального продолжения деятельности независимо от конкретной ситуации, связанной с неправильным оформлением сопроводительной документации. 6. Гарантия для таможенных органов (guarantee towards customs authorities) - обязательство банков оплатить все таможенные формальности, связанные с перевозкой товара.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|