Курсовая работа. Выполнила студентка. Заочного отделения 5 курса 1группы. Демихова Н.И. Научный руководитель: преп Будрейка Н.Н
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Московский городской психолого-педагогический университет
Факультет «Психология образования» Курсовая работа
По предмету: «социальная психология»
Тема: Некоторые особенности кризисного состояния личности средней взрослости
Выполнила студентка Заочного отделения 5 курса 1группы Демихова Н. И Научный руководитель: преп Будрейка Н. Н
Москва 2012г. Некоторые особенности кризисного состояния личности средней взрослости введение Глава 1. Теоретические исследования проблемы кризиса в отечественной и зарубежной психологической литературе 1. 1 Теоретические исследования проблемы кризиса в отечественной литературе 1. 2 Теоретические исследования проблемы кризиса в зарубежной литературе Глава 2 Возрастные кризисы и их особенности 2. 1 Особенности кризиса развития. Различные периодизации кризисов развития 2. 2 Кризисы развития средней взрослости Глава 3 Основные направления и методы психотерапии в работе с кризисами средней взрослости 3. 1 Теоретические основы поведенческой психотерапии 3. 2 основные направления и формы психотерапии в работе с кризисами средней взрослости 3. 3 программа работы с кризисным состоянием средней взрослости. & 3. 3. 1 методы определения наличия кризиса & 3. 3. 2 способы ми методы работы с кризисом средней взрослости & 3. 3. 3 тренинги по преодолению кризиса
Введение Актуальность исследования В трансформирующемся обществе, которое находится в постоянных кризисных ситуациях (войны, изменение общественного строя, социально-экономический, культурный, финансовый и другие кризисы), проблемы личности, ее развития и кризисов становятся еще более актуальными. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе. Поэтому на развитие личностного кризиса влияют социально-экономические, религиозные факторы, а также сопряжено с половой принадлежностью индивида, его семейными традициями и личностным опытом.
В работе " Проблема возраста" (1932-1934гг. ) Выготский анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст" ученый определяет через представление о социальной ситуации развития - специфическое, неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л. С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий - социальной ситуации развития и новообразования - задает диалектический характер развития в онтогенезе. Диагностировав основные проблемы человека, найдя причины основных изменений - новообразований, возможно дальнейшее осмысление и анализ ситуации развития, а так же применение полученных знаний на практике. Предмет : проблемы возраста человека. Гипотеза исследования: теории кризиса личности в зарубежной и отечественной психологии Задачи исследования: · провести анализ литературы по данной тематике · рассмотреть феномен кризиса личности в психологии · дать характеристику имеющимся зарубежным теориям кризиса личности · провести сравнительный анализ теорий кризиса в зарубежной и отечественной литературе Методы исследования · исторический, аналитический
Цель исследования: целью данной работы является сравнение теорий личности зарубежных и отечественных исследователей. Практическая значимость: данная работа повышает психологическую грамотность в том, что рассматриваются возрастные пороги человека и зачастую педагоги, воспитатели интересуются определенным возрастным периодом и изучают его проблемы и особенности.
Глава 1 Теоретические исследования проблемы кризиса в отечественной и зарубежной психологической литературе Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Под кризисным состоянием понимается такое состояние личности, когда происходит дисбаланс в жизни и деятельности человека, в результате чего возникает неразумное с точки зрения личности и социально неадекватное поведение, поступки и действия, а также срыв нервно-психического и соматического состояния. Это ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни(мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого опыта. Психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами. Все люди испытывают различные внешние и внутренние проблемы, которые могут быть эпизодическими или связанными с развитием или переходом от одной стадии жизненного цикла к другой. Хотя у человека есть много адаптивных средств для того, чтобы справиться с этими трудностями, неожиданное усиление таких воздействий или уменьшение способности управлять ими приводит к недостатку обычных защитных механизмов.
В современных исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития: кризис– это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненный отношения человека, он оказывается бессильным(не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация –кризис. новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины; второй период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет - женщины); пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше). Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис. 1. Детство, включая младенчество (0- 7 года) 2. Школьный возраст ( 7 - 16 лет) 3. Юность ( 16 -20 лет) 4. Молодость ( 20-30 лет) 5. Взрослость ( 30 -60 лет) 6. Пожилой возраст и старость ( 60 - ….. лет ) [см приложение №1] Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.
Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т. е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т. е. жизненный замысел.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|