Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Курсовая работа. Выполнила студентка. Заочного отделения 5 курса 1группы. Демихова Н.И. Научный руководитель: преп Будрейка Н.Н




Московский городской психолого-педагогический университет

 

 

Факультет «Психология образования»

Курсовая работа

 

По предмету: «социальная психология»

 

Тема: Некоторые особенности кризисного состояния личности средней взрослости

 

 

Выполнила студентка

Заочного отделения 5 курса 1группы

Демихова Н. И

Научный руководитель: преп Будрейка Н. Н

 

Москва 2012г.

Некоторые особенности кризисного состояния личности средней взрослости

введение

Глава 1. Теоретические исследования проблемы кризиса в отечественной и зарубежной психологической литературе

1. 1 Теоретические исследования проблемы кризиса в отечественной литературе

1. 2 Теоретические исследования проблемы кризиса в зарубежной литературе

Глава 2 Возрастные кризисы и их особенности

2. 1 Особенности кризиса развития. Различные периодизации кризисов развития

2. 2 Кризисы развития средней взрослости

Глава 3 Основные направления и методы психотерапии в работе с кризисами средней взрослости

3. 1 Теоретические основы поведенческой психотерапии

3. 2 основные направления и формы психотерапии в работе с кризисами средней взрослости

3. 3 программа работы с кризисным состоянием средней взрослости.

& 3. 3. 1 методы определения наличия кризиса

& 3. 3. 2 способы ми методы работы с кризисом средней взрослости

& 3. 3. 3 тренинги по преодолению кризиса

 

 

Введение

Актуальность исследования В трансформирующемся обществе, которое находится в постоянных кризисных ситуациях (войны, изменение общественного строя, социально-экономический, культурный, финансовый и другие кризисы), проблемы личности, ее развития и кризисов становятся еще более актуальными. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе. Поэтому на развитие личностного кризиса влияют социально-экономические, религиозные факторы, а также сопряжено с половой принадлежностью индивида, его семейными традициями и личностным опытом.

 В работе " Проблема возраста" (1932-1934гг. ) Выготский анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст" ученый определяет через представление о социальной ситуации развития - специфическое, неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л. С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий - социальной ситуации развития и новообразования - задает диалектический характер развития в онтогенезе. Диагностировав основные проблемы человека, найдя причины основных изменений - новообразований, возможно дальнейшее осмысление и анализ ситуации развития, а так же применение полученных знаний на практике.
Объект : личность как психологическое явление

Предмет : проблемы возраста человека.

Гипотеза исследования: теории кризиса личности в зарубежной и отечественной психологии

Задачи исследования:

· провести анализ литературы по данной тематике

· рассмотреть феномен кризиса личности в психологии

· дать характеристику имеющимся зарубежным теориям кризиса личности

·  провести сравнительный анализ теорий кризиса в зарубежной и отечественной литературе

Методы исследования · исторический, аналитический

 Цель исследования: целью данной работы является сравнение теорий личности зарубежных и отечественных исследователей.

  Практическая значимость: данная работа повышает психологическую грамотность в том, что рассматриваются возрастные пороги человека и зачастую педагоги, воспитатели интересуются определенным возрастным периодом и изучают его проблемы и особенности.
Данная работа позволяет расширить границы знаний и рассматривает основные проблемы: влияние обучения и воспитания на развитие детей, соотношение задатков и особенностей, проблемы органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека, и другие.

 

Глава 1 Теоретические исследования проблемы кризиса в отечественной и зарубежной психологической литературе

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Под кризисным состоянием понимается такое состояние личности, когда происходит дисбаланс в жизни и деятельности человека, в результате чего возникает неразумное с точки зрения личности и социально неадекватное поведение, поступки и действия, а также срыв нервно-психического и соматического состояния. Это ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни(мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого опыта. Психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.

Все люди испытывают различные внешние и внутренние проблемы, которые могут быть эпизодическими или связанными с развитием или переходом от одной стадии жизненного цикла к другой. Хотя у человека есть много адаптивных средств для того, чтобы справиться с этими трудностями, неожиданное усиление таких воздействий или уменьшение способности управлять ими приводит к недостатку обычных защитных механизмов.

В современных исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития:

кризис– это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненный отношения человека, он оказывается бессильным(не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация –кризис.

новорожденный (1-10 дней);

грудной возраст (10 дней - 1 год);

раннее детство (1-3 года);

первое детство (4-7 лет);

второе детство (8-12 лет);

подростковый возраст (13-16 лет);

юношеский возраст (17-21 год);

зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины;

второй период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет - женщины);

пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины);

старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины);

долгожители (90 лет и старше).

Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.

1. Детство, включая младенчество (0- 7 года)

2. Школьный возраст ( 7 - 16 лет)

3. Юность ( 16 -20 лет)

4. Молодость ( 20-30 лет)

5. Взрослость ( 30 -60 лет)

6. Пожилой возраст и старость ( 60 - ….. лет )

[см приложение №1]

Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т. е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т. е. жизненный замысел.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...