Понятие об ассортименте товаров, его научная и торговая классификация
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 17. Управление ассортиментом товаров в розничной торговле
Торговый ассортиментрозничной организации как целевая установка всего процесса продвижения товаров к потребителю. Показатели оценки ассортиментав розничной торговле. Задачи торговой организации по формированию торгового ассортимента в современных условиях. Комплексный подход к предложению товара в розничной торговле. Факторы, определяющие формирование торгового ассортимента в розничной торговле. Состояние спроса и производства как определяющие факторы. Роль социально-экономических факторов в формировании ассортимента. Учет специализации, размера торговой площади и характера зоны деятельности магазина в процессе формирования его ассортиментной модели. Принципы, этапы и методы формирования торгового ассортимента в магазинах различных типов. Методы ассортиментного перечня и потребительского комплекса: сущность, преимущества и недостатки. Сущность и значение активной ассортиментной политики в современных условиях. Особенности ассортиментной политики потребительской кооперации. Обоснование оптимальной ассортиментной модели магазина. Сущность и задачи управления товарными запасами в розничной торговле. Содержание процесса управления товарными запасами: определение размера оптимального товарного запаса, учет, контроль за их состоянием и регулированием. Критерии оптимальности товарных запасов. Характеристика систем оперативного контроля за состоянием и движением товарных запасов. Этапы разработки и внедрения системы научного управления запасами, модели управления запасами в розничной торговле (методы АВС- и XYZ – анализа в управлении ассортиментом и товарными запасами).
Влияние коммерческой деятельности по управлению ассортиментом на результаты деятельности предприятия торговли.
Тема 17.1 Сущность и значение коммерческой работы по формированию торгового ассортимента Понятие об ассортименте товаров, его научная и торговая классификация Показатели, характеризующие состояние ассортимента в розничной торговле Задачи торговой организации по формированию торгового ассортимента а Понятие об ассортименте товаров, его научная и торговая классификация Товар – точный индикатор экономической безопасности и конкурентоспособности. В процессе товародвижения от изготовителя до потребителя он располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент». С экономической точки зрения, ассортимент – это прежде всего, отражение межотраслевых и отраслевых пропорций в составе товарного предложения. Ассортимент наиболее полно характеризует результаты деятельности предприятий и отраслей, производящих товары народного потребления, и торговли по организации производства этих товаров. Это один из важнейших факторов, определяющих сбалансированность спроса и предложения на конкретном товарном рынке. Ассортимент товаров – набор товаров разных видов и разновидностей, формируемый по определенным признакам с целью удовлетворения потребностей покупателей. Товарная номенклатура – перечень (набор) однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения, производимых на промышленных предприятиях. Оба понятия близки между собой – и ассортимент и товарная номенклатура являются перечнями товаров. Однако отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров служит для удовлетворения потребностей покупателей, а ТН – продукция, которая станет товаром позднее, в процессе акта купли-продажи. Поэтому в торговле используется термин «ассортимент», а в промышленности – «ТН».
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. По местонахождению различают ассортимент промышленный и торговый. Промышленный (производственный) ассортимент – это продукция (товары), выпускаемая изготовителем, исходя из его производственных возможностей для удовлетворения нужд потребительского рынка. Торговый ассортимент – совокупность товаров, поступающих в сферу обращения, подобранных для реализации в розничной торговой сети. В отличие от промышленного, включает, как правило, товары различных производителей (за исключением фирменных магазинов). По общему назначению все товары делятся на 2 товарные отрасли - продовольственные и непродовольственные. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента). В зависимости от степени сложности различают следующие виды ассортимента: Простой ассортимент – товары простого ассортимента имеют небольшое число разновидностей, удовлетворяют небольшое число потребностей (сахар, соль, кирпич). Сложный ассортимент объединяет значительное число видов, разновидностей, которые удовлетворяют однотипные разнообразные потребности, имеют в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (ткани, обувь, швейные изделия, стеклянные товары, молочные товары, кондитерские изделия). По характеру группировки различают: Групповой ассортимент – перечень товаров, удовлетворяющих однородные потребности, объединенных общностью признаков. В зависимости от однородности сырья и материалов их разделяют на изделия из стекла, кожи, пластмассы, металла. По потребительскому назначению товары подразделяют на хозяйственные, спортивные, музыкальные, одежду и пр. Иногда на деление оказывают влияние и особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.
Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку производственного происхождения товары. Например, Видовой ассортимент – набор товаров различных видов, удовлетворяющих аналогичные потребности. Например, ассортимент молока – пастеризованное, стерилизованное, разной жирности – часть ассортимента группы молочных товаров. В товарную группу «Бытовая химия» включены моющие, чистящие средства, лакокрасочные товары и другие виды товаров. Внутри вида (туфли) товары могут разделяться на разновидности по различным признакам. Марочный ассортимент – разновидность группового – это товары одного вида марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением основных потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей – престижные марки автомобилей, одежды, обуви, галантереи, духов, марочных вин и т.п. Развернутый (внутригрупповой) ассортимент включает виды и разновидности товаров в пределах каждой товарной группы. Такой ассортимент, как правило, включается в специализированных магазинах. Несколько товарных групп представлено большим количеством видов и разновидностей (магазин «Бытовая техника»). Сопутствующий ассортимент – набор товаров, выполняющих вспомогательные функции и не относящихся к основным для данного предприятия (предметы ухода за обувью в обувном магазине). Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, разновидностей, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Ассортимент торговой организации – перечень товаров, находящихся в конкретной торговой организации. По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент. Рациональный ассортимент включает товары, наиболее полно удовлетворяющие реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.
Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью По характеру и виду удовлетворяемых потребностей различают ассортимент реальный, прогнозируемый (набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности).. По частоте спроса различают товары частого (повседневного спроса) – покупаются наиболее часто, даже ежедневно; периодического и редкого спроса – предметы длительного пользования, срок службы которых превышает обычно пять лет. По характеру предъявляемого спроса – товары устойчивого (стабильного) спроса – должны быть всегда. твердо сформированного спроса – не могут быть заменены другой маркой, сортом, моделью Спрос предъявляется на определенные товары, конкретные марки или модели, не допускается его замена другим, даже однородным товаром (марка и модель стиральной машины, мобильного телефона, пельмени Волковысские «Королевские». Не найдя требуемого товара покупатель уйдет искать его в другой магазин; альтернативного спроса - спрос формируется окончательно уже в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями. Допускает взаимозаменяемость товаров в пределах разновидности, подгруппы и даже группы товаров (одежда, галантерея, обувь, кондитерские изделия); импульсного спроса. Спрос возникает непосредственно в магазине под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложения продавца, советов спутника и пр. Зачастую вызывается наличием в ассортименте новинок. товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям (в т.ч. сезонным). Отдельно можно выделить товары комплексного спроса – «Товары для детей», для женщин, для охоты, для спорта, для ремонта и пр. По рыночной доле и темпам роста продаж условно выделяют товары –«звезды», дойные коровы», «трудные дети», «доги». По этапам жизненного цикла выделяют товары на этапе выведения на рынок, роста, зрелости, упадка. Кроме того, товары, образующие ассортимент, могут объединяться по следующим признакам: - общие каналы распределения и места продажи (магазины для неимущих, магазины стандартных цен, магазины товаров из определенной страны); - общие покупатели, например, молодежь, представители определенной профессии; - одинаковый диапазон цен, например, магазины, где все товары продаются по определенной цене.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|