Задачи торговой организации по формированию торгового ассортимента
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Формирование торгового ассортимента – деятельность по составлению набора товаров в соответствии со спросом субъектов рынка, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством предприятия. В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в более широкий торговый, который включает в себя товары различных узкоспециализированных производителей, а также импортные товары. Это процесс, который развивается во времени. Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретного предприятия и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обуславливающих его развитие. Это определяет его ассортиментную концепцию и ассортиментную политику. Цель ассортиментных концепций – сориентировать предприятие торговли на на закупку товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса потребителей. Ассортиментная концепция – это программа управления ассортиментом товаров в общем, глобально, комплексно. Она включает целевую часть (требования к оптимальной структуре ассортимента товаров) и программную – систему мер по ее достижению на определенный период. При этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп, а с другой – необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием материальных, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы продавать товар с наименьшими издержками. Ассортиментная (товарная) концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития торгового ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся коэффициенты широты, полноты, обновления ассортимента, соотношения цен на товары данного вида.
Примером разработки ассортиментной концепции может служить курс на сосредоточение товаров повседневного спроса в магазинах ТПС, а технически сложных товаров – в специализированных магазинах, универмагах, мини- и супермаркетах. Ассортиментная политика предприятия носит конкретный характер и формулирует цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством предприятием. Цель предприятия в области ассортиментной политики – формирование реального и прогнозируемого ассортимента, максимально приближенного к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. Для этого должны быть решены следующие задачи: · установлены реальные и предполагаемые (текущие и перспективные) потребности в определенных товарах, изучен спрос, требования к упаковке, методам продажи, сервису · выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента · оценены материальные возможности предприятия для реализации отдельных видов товаров · изучены возможности включения в ассортимент новых или усовершенствованных товаров · оценены конкуренты, действующие в выбранном направлении, и определена доля в занимаемом сегменте рынка · рассмотрены основные направления формирования ассортимента с учетом предпочтений потребителей и экономической деятельности предприятия · определен наиболее эффективный метод формирования ассортимента с учетом современных принципов и подходов к типизации и специализации торговой сети · рассчитаны основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности · определено оптимальное соотношение набора товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла
· разработана стратегия реализации товаров Формируя ассортимент, включая и исключая из него те или иные товары, влияют на его расширение, сокращение, обновление, совершенствование, стабилизацию, гармонизацию. Это основные направление в области формирования ассортимента. Все они взаимосвязаны и в значительной мере дополняют друг друга. В то же время они являются элементами управления ассортиментом. Рассмотрим их подробнее. Сокращение ассортимента – количественные и качественные изменения в ассортименте товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Причинами сокращения могут быть падение спроса, недостаточность предложения, убыточность или низкая прибыльность реализации отдельных товаров. Последний фактор может повлиять на вымывание из торгового ассортимента некоторых социально-значимых товаров. Расширение ассортимента – обратный процесс. Увеличиваются показатели широты, полноты, новизны. Причинами являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и реализации, внедрение на рынок новых товаров. Расширение ассортимента – одно из важнейших условий насыщения рынка товарами. Однако это направление ассортиментной политики не исключает других, положительных и отрицательных. Так, расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импорта может привести к сокращению ассортимента отечественных товаров, снижению их производства в целом. Может производиться путем наращивания и насыщения. Наращивание ассортимента, как правило, связано с изменением стоимости и качества товаров и может производиться следующими тремя способами: - путем включения в ассортимент товаров более низких цен и, соответственно, более низкого качества (т.е. наращивание «вниз»); - путем включения в ассортимент товаров более высоких цен и более высокого качества (наращивание «вверх»); - одновременное расширение ассортимента «вверх» и «вниз» (характерно при продвижении на рынок качественно новой группы товаров). Расширение ассортимента за счет насыщения рынка отличается тем, что добавляемые товары не выходят за пределы цен, характерных для существующего ассортимента, и лишь заполняют пробелы в наборе товаров определенного вида и назначения
Стабилизация ассортимента – состояние ассортимента товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это состояние ассортимента более присуще ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент же непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений НТП и др. факторов. Обновление ассортимента – качественные и количественные изменения за счет увеличения показателя новизны. Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения постоянно изменяющихся потребностей, повышения конкурентоспособности, стремление стимулировать спрос. Однако обновление не всегда связано с повышением качества товаров. Совершенствование ассортимента – повышение его рациональности. Для белорусского рынка это направление сравнительно новое, свойственно скорее крупным фирмам, корпорациям, имеющим дочерние предприятия в разных регионах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|